Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каковы сроки рассмотрения дела об административном правонарушении?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 29.6 КоАП РФ устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно закону, рассмотрение дела должно быть завершено в установленные сроки, чтобы обеспечить доставление справедливости и эффективность правосудия.
Ст. 29.6 КоАП РФ: сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
Согласно статье 29.6 КоАП РФ рассмотрение дела должно быть завершено в течение 15 дней со дня поступления дела на рассмотрение. В случае невозможности завершить рассмотрение дела в указанный срок, суд может продлить срок до 30 дней.
Установление конкретных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении позволяет защитить права граждан и организаций, а также обеспечить более эффективное функционирование юстиции. Это способствует предотвращению длительного простоя и неопределенности, которые могут возникнуть при рассмотрении дела.
Статья 29.6 КоАП РФ также устанавливает, что в случае, если рассмотрение дела не завершено в установленные сроки без достаточных оснований, граждане или организации, участвующие в деле, имеют право на возмещение морального вреда. Таким образом, данная статья направлена на обеспечение соблюдения процессуальных сроков и защиту интересов граждан и организаций.
В общем случае срок расследования не должен быть больше 1 месяца с даты вынесения определения. Продлевать его можно только в особых ситуациях, например, если возникли проблемы, из-за которых нельзя завершить расследование в обычный срок. Для продления необходима подача от лица, ведущего дела, письменного ходатайства к руководству.
Примечание. Привлечь по административной статье к ответственности можно не позже:
- 2 месяцев – когда наказание назначает уполномоченное лицо;
- 3 месяцев – когда дело должен рассматривать суд;
- 1 года – когда расследуются нарушения, связанные с нетрезвым вождением и причинением вреда для здоровья.
Правила составления постановления
Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.
В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.
Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:
- сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
- судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.
Особенности составления постановления без протокола
С момента введения новых норм в КОАП, у работников дорожной инспекции появилось право на составление постановления без протокола. Это зафиксировано в нормах статьи 20.21 КОАП.
Она дает право проводить фиксацию нарушений в области дорожных правил на специальные камеры, которые должны быть установлены на дорогах. При этом в местах их установки должны быть специальные дорожные знаки, предупреждающие об их наличии.
Как было указано выше вынесение постановления ст. 20.21 КОАП РФ, происходит без составления протокола, начальником или его заместителем информационного центра ГИБДД.
В данной ситуации, автолюбителю почтой направляется фото его машины с привязкой к месту нарушения, а также составленное постановление. Оно вступает в законную силу через 10 дней с момента его получения нарушителем, если не будет обжаловано в установленном законом порядке.
Нужно знать, что если место где установлена камера для фиксации нарушения не будет оборудовано специальным знаком указателем о ее наличии, то вынесение постановления без составления протокола ст.20.21 КОАП РФ может быть признано незаконным в судебном порядке.
Составление постановления
На сегодняшнее время в ГИБДД и судах утверждена единая форма составления постановления, а информация, что должна в нем содержаться прописана в статье 29.10 КОАП.
На основании норм статьи 29.10 КОАП в этом документе должна содержаться следующая информация:
- название должности лица его составившего (например, инспектор ГИБДД, судья такого-то районного суда), анкетные данные;
- дата и населенный пункт, где оно вынесено;
- полные анкетные данные гражданина, в отношении которого оно составлено;
- какие фактические обстоятельства были выяснены при изучении собранных материалов административного производства;
- ссылка на действующую статью КОАП, которая регламентирует правонарушение, совершенное автолюбителем;
- ссылка на статьи КОАП, которые регулируют порядок составления постановления;
- мотивированное решение по результатам рассмотрения (например, штраф в такой-то сумме);
- порядок и сроки что даются на обжалование (например, решение может быть обжаловано в течении 10 дней в такой-то орган).
Кроме этого, правила составления постановления и нормы КОАП обязывают должностное лицо, принимающее решение, учитывать следующие юридические факты, которые должны быть отображены:
- факты возможности прекращения административного дела, без привлечения лица к ответственности;
- смягчающие обстоятельства;
- отягчающие обстоятельства.
Рассмотрение протокола об административном правонарушении в гибдд
При несогласии имеем право не подписывать. Тогда, чтобы исключить возможную позже подделку вашей подписи, фиксируем свой отказ письменно. Инспектор должен сделать пометку о том, что вы отказались от подписи протокола.
- Вместе с подписанием протокола можно подать ходатайство о рассмотрении дела по месту регистрации транспортного средства.
- Обязательно получить копию протокола. Потребуется при появлении в судебном разбирательстве иной версии протокола.
- Постановление — результат рассмотрения протокола На основании составленного протокола выносится постановление с решением о полагающемся наказании, с указанием статьи КоАП РФ, на которой оно основано. Копия постановления нарушителю вручается под расписку или направляется заказным почтовым отправлением.Потерпевшее лицо также может получить копию постановления, если попросит об этом.
Срок действия штрафов по результатам фотофиксации на дорогах
Многие водители хотят знать, сколько действует штраф ГИБДД в случае совершения нарушений под камерами, когда он получает на почту письмо, содержащее постановление о наложении взыскания. Данный документ выписывается уполномоченным лицом – сотрудником ГИБДД без составления протокола не позднее, чем в 2-месячный срок после совершения противоправного действия, и после его получения на руки либо обнаружении в базах ГИБДД нарушитель имеет 10 дней на его обжалование, после чего постановление должно быть удовлетворено, либо отклонено.
При признании водителем вины, то есть принятии на себя обязательств на уплату штрафа сроки к исполнению документа назначаются те же, что и при выносе постановления по решению суда либо на основании протокола об административном правонарушении.
Обратите внимание! При данном методе выявления правонарушений никакие дополнительные дисциплинарные меры в виде ареста или исправительных работ на нарушителя накладываться не будут. Всё, что будут требовать приставы с неплательщика – это уплата 100% штрафа и исполнительный сбор.
Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:
1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.
В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.
2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).
Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).
Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.
3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.
5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).
Постановление по делу об административном правонарушении
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.
В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:
- Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
- Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
- Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
- Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
- Разъяснение правомочий участникам процесса.
- Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.
В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:
- Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика – если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
- Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
- Дело должно быть передано в другое ведомство.
Когда штраф передается судебным приставам
КоАП РФ, ст. 32.2 5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Итак, по истечению срока для оплаты постановления, если сведения об оплате не поступили, копия постановления направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания через 10 дней. Не забывайте, есть еще штраф за неуплату штрафа в установленный законом срок по ст. 20.25 КоАП РФ.
Продал автомобиль — приходят штрафы с камер ГИБДД, что делать?
Ситуация довольно распространенная — после совершения сделки купли-продажи покупатель по каким-либо причинам не перерегистрирует автомобиль на свое .
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.
Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.
Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях в российской практике установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Согласно статье 30.5 КоАП, общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 30 дней с момента возбуждения административного производства. В течение этого срока должно быть принято решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении дела.
Однако в некоторых случаях суд может продлить срок рассмотрения дела. Например, при необходимости проведения дополнительных экспертиз или обеспечения участия сторон в деле. Такой продленный срок не может превышать 3 месяца.
Также в законе предусмотрен укороченный срок рассмотрения дела. Статья 30.5 КоАП допускает возможность рассмотрения дела в судебной инстанции в порядке упрощенного производства. Это может быть применено, например, в случаях, когда нарушение является незначительным или малозначительным.