Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Административная ответственность за перегруз
Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* | Наказание для водителя | Наказание для перевозчика | Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб. |
2-10% / до 10 см | 1 000 – 1 500 руб. | 100 000 – 150 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
10-20% / 10-20 см | 3 000 – 4 000 руб. | 250 000 – 300 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
20-50% / 20-50 см | 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 350 000 – 400 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
>50% / >50 см | 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 400 000 – 500 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
Стоимость грузоперевозок
Пункт погрузки | Пункт выгрузки | Тент 82 м³ / 20 т |
Рефрижератор 82 м³ / 20 т |
Челябинск | Иркутск | 200 000 | 220 000 |
Новосибирск | 95 000 | 115000 | |
Омск | 55 000 | 70000 | |
Красноярск | 145 000 | 160 000 | |
Краснодар | 90 000 | 80 000 | |
Владивосток | 420 000 | 450 000 | |
Санкт-Петербург | 80 000 | 75 000 | |
Чита | 300 000 | 330 000 | |
Абакан | 160 000 | 180 000 | |
Краснокаменск (Забайкальский край) | 380 000 | ||
Казань | 40 000 | ||
Тюмень | 30 000 | 35 000 | |
Пермь | 30 000 | ||
Магнитогорск | 20 000 | ||
Усть-Кут | 230 000 | ||
Махачкала | 115 000 | 130 000 | |
Грозный | 115 000 | 130 000 | |
Симферополь | 130 000 | 145 000 | |
Сочи | 130 000 | 145 000 | |
Мурманск | 160 000 | 180 000 | |
Ковдор | 150 000 | 160 000 | |
Магнитогорск | Челябинск | 22 000 | |
Белый Яр | 95 000 | ||
Екатеринбург | 30 000 | ||
Санкт-Петербург | Челябинск | 115 000 | 140 000 |
Екатеринбург | 115 000 | 135 000 | |
Тюмень | 125 000 | 140 000 | |
Пермь | 105 000 | 125 000 | |
Екатеринбург | Челябинск | 13 000 | 18 000 |
Санкт-Петербург | 80 000 | 75 000 | |
Тюмень | 35 000 | ||
Абакан | 160 000 | 180 000 | |
Краснодар | 90 000 | 80 000 | |
Красноярск | 145 000 | 160 000 | |
Новосибирск | 95 000 | ||
Краснодар | Челябинск | 110 000 | 135000 |
Магнитогорск | 100 000 | 130 000 | |
Екатеринбург | 115 000 | 140 000 | |
Цены указаны при полной загрузке фуры. Цены на сборный груз будут варьироваться в зависимости от веса, объема перевозимого товара. |
Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
1. На основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Статья 6. Путевые листы
1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
3. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Законодательная база для автоперевозок
Самый популярный вид грузоперевозок – на грузовом и легковом автомобиле. В первую очередь он регламентируется Правилами дорожного движения (ПДД). Дополнительные нюансы перевозок регулируются следующими документами и приложениями:
- Постановление правительства России №272 – здесь перечислены правила оформления договора, маркировки, требования к погрузочным работам.
- Приказ Минтранса РФ №15 – здесь перечислены требования к рабочему графику водителей.
- Приказ Минтранса РФ № 258 – документ о перевозки крупногабаритных грузов.
- Постановление Правительства РФ №1090 – дополнительные Правила дорожного движения для автомобилей, перевозящих грузы.
- Постановление Правительства РФ №730 – здесь перечислены правила международных грузоперевозок.
Правила предоставления транспорта, приемки и погрузки
Транспортное средство должно быть предоставлено для погрузки товара в полностью исправном виде и в соответствии всем условиям, прописанным в договоре. Любое отклонение приравнивается к нарушению соглашения, что может повлечь за собой требование по выплате неустойки (если такое указано в контракте). Это же относится к временным требованиям: если машина не будет предоставлена в течение 2 часов от прописанного в договоре срока, то клиент вправе отменить заказ и востребовать возмещение нанесенного ущерба, в зависимости от ценности груза.
Важно: за погрузку всегда отвечает грузоотправитель. Получение контейнера и его разгрузка – обязанность получателя. Перевозчик несет ответственность только за сохранение товара во время транспортировки.
Предельные характеристики грузового автомобиля
Предельно допустимые характеристики грузовых машин регламентированы:
- длина одиночной машины или прицепа — не более 12 метров;
- длина автопоезда — не более 20 метров;
- ширина 0 не более 2,55 метров (для изотермических фургонов не более 2,6 метров).
Допустимая масса грузового транспортного средства зависит от количества осей и их расположения:
Количество осей, шт | Максимальная масса, тонн | |
Одиночные машины | Автопоезда | |
2 | 18 | — |
3 | 25 | 28 |
4 | 32 | 36 |
5 | 38 | 40 |
6 и более | — | 44 |
Законы и правила в логистике
Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.
Законы
Правила
При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:
1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)
- Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.
Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 40» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)
- Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.
Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 41 ГК РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности
- Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Примечание: ниже представлен файл Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности»
4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
- Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.
Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности
2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.
Транспортное законодательство
Общий обзор законодательства в области транспорта
Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров и багажа изложены в трех документах:
Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок грузов изложены в двух документах:
Другие наиболее важные НПА представлены ниже, но перевозчики должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты, которые касаются безопасности дорожного движения, правила технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта, его техобслуживания и ремонта.
Гражданский кодекс РФ, помимо описания общих начал гражданского законодательства, устанавливает права и обязанности сторон, перевозчика (фрахтовщика) и пассажира (фрахтователя), возникающие в процессе перевозок. Правила перевозок регулируют порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Различные виды автомобильных пассажирских перевозок – это регулярные, заказные и таксомоторные перевозки. Для каждого из них существуют определенные законодательные акты, более детально регламентирующие деятельность перевозчиков на рынке.
В рамках международных автомобильных перевозок следует учитывать не только обязанности, но и права сторон, принимающих участие в операциях по транспортировке товаров и грузов. Поскольку в международных грузоперевозках на автомобильном транспорте принимают участие несколько сторон, следует рассматривать отдельно права и обязанности каждой из них. Начнём с отправителя грузов. Здесь учитываются следующие моменты:
- Грузоотправитель обязан понести ответственность за все расходы и убытки, возникшие при перевозке груза, если он предоставил неточные или недостаточно полные сведения в накладных и иных сопроводительных документах, за которые отправитель отвечал;
- При этом отправитель груза обладает право требовать от перевозчиков тщательной проверки веса по брутто и количества транспортируемого товара, которые измеряется в различных единицах. Дополнительно у него есть право проверять грузовые места на предмет их содержимого;
- Отправитель будет нести ответственность перед грузоперевозчиками при повреждениях и ущербе, наносимых грузу, лицам или же используемому оборудованию. Ответственность распространяется на любые издержки, обусловленные повреждением упаковочной тары, если при принятии груза не были оговорены видимые или известные грузовладельцу дефекты и нарушения;
- Отправители обязуются перед отправкой своего товара прикреплять к сопроводительным документам все требуемые сведения и информацию, которые необходимы для осуществления таможенного оформления или прохождения иных формальных процедур. Отправитель грузов будет нести полную ответственность перед нанятым перевозчиком при любом виде ущерба, обусловленным отсутствием, неполнотой, недостоверностью или наличием ошибок в сопроводительных бумагах.
Требования к автотранспорту
Основополагающие критерии к автотранспорту зафиксированы в ПОТ Р М-008-99 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, принятые к использованию от 01.02.2000 г. Согласно части 2 данного НПА автотранспортная техника должна отвечать таким требованиям:
- грузовой транспорт должен иметь функциональное состояние и комплектацию согласно стандартам, регламентированным Правилами дорожного движения РФ, а также Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
- техника отправляется на маршрут технически надежной, о чем указывается в диагностической карте о проведении техосмотра;
- при обнаружении какого-нибудь повреждения автотранспорт отстраняется от перевозок до полного исключения неполадок;
- на выпускаемой в рейс технике обязательно должен быть государственный номерной знак, а на ее борту или платформе — фактическая грузоподъемность;
- кабина грузового транспорта может создавать недоступную взору часть дороги только не больше 6 метров от капота;
- каждая единица автотранспорта при грузоперевозках оснащается обязательным инструментарием и оборудованием, аптечкой, опорами под колеса, огнетушителем, аварийным знаком и дополнительным колесом;
- рулевая система и торможение всегда должны быть в функционально надежном состоянии;
- грузовой автотранспорт оснащается звуковыми и световыми сигналами;
- при наличии выступающих деталей конструкции они обязательно имеют предупреждающую окраску — меняющиеся наклонные полоски желтого и черного цветов шириной 3-5 см.
Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?
Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).
Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.
Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:
- фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
- наличие и сохранность пломб;
- вес доставленного груза и количество грузовых мест;
- состояние груза, упаковки, тары.
При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.
Особенности автоперевозок в стране
Людям, которые ни разу не сталкивались с необходимостью проведения такого процесса, как автоперевозки по России, могут посчитать, что в данной сфере деятельности нет ничего сложного. Если рассмотреть вопрос более подробно, сразу станет ясно, сколько разных проблем может возникнуть при одном только правовом решении вопроса, особенно, если речь идет о транспортировке груза на приличные расстояния. Если пытаться решить все вопросы и проблемы самостоятельно, есть риск потратить огромное количество времени и сил, без помощи специалистов здесь не обойтись.
Важно! Если необходимы автоперевозки по России, стоит обратиться к профессионалам. Только квалифицированные специалисты способны учесть все вероятные проблемы и нюансы, решить все вопросы и произвести перевозку с минимальным количеством времени и материальными тратами.
Автомобильные грузоперевозки — это не простой по осуществлению процесс перенесения товара из одного населенного пункта в иной. Это не просто транспортировка, но доставка груза с одновременным решением целого комплекса задач, начиная от документального оформления груза и заканчивая подбором максимально подходящего маршрута. Решением подобной задачи в современном деловом мире занимаются специализированные транспортно-логистические компании. Сотрудники серьезных компаний проходят специальную подготовку, проверку на знание ПДД, что дает возможность без особых проблем производить автомобильные грузоперевозкибольшого объема на дальние расстояния.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:
- Износ основных производственных фондов, выражающийся в низком техническом уровне подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения.
- Недостаточные объёмы финансирования, приводящие к недоиспользованию существующего потенциала.
- Отсутствие устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
- Слабое развитие логистической структуры.
- Безопасность движения транспортных средств и самой организации транспортной деятельности.
- Негативное воздействие на окружающую среду в физическом и химическом плане.
Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:
- формирование инфраструктуры,
- учёт потребностей и создание оптимальной логистической системы,
- разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих доступность отраслевых услуг,
- реализацию транспортных и транзитных возможностей государства, с целью восстановления традиционных связей и интеграции на международный рынок,
- снижение неблагоприятного экологического воздействия,
- совершенствование системы транспортной безопасности.
Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.
Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.
Статья 13. Пломбирование транспортных средств, контейнеров
1. По окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза.
2. Пломбирование транспортных средств, контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
3. Порядок пломбирования транспортных средств, контейнеров устанавливается правилами перевозок грузов.