Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется кем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется кем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.

Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.

Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:

  • Преследуются действующим политическим режимом;
  • Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
  • Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.

Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.

Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.

Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.

К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:

  • Совершили преступление;
  • Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
  • Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
  • Не подвергаются гонениям в своей стране;
  • Въехали в РФ из демократического государства;
  • Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
  • Сообщили ложную информацию о себе;
  • Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
  • Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.

При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.

Статус политическое убежище предоставляется в соответствии с Конституцией РФ, его обладатель вправе рассчитывать на въезд и пребывание в РФ. Искать себе укрытие на территории другой страны закрепляется за каждым человеком. Получив политическое убежище, иностранец получает гарантию в том, что даже в случае, если его страна запросит экстрадицию, выдан он не будет. В этом случае отказ в экстрадиции не рассматривается, как акт недружелюбия. Получивший такой статус гражданин должен будет выполнять определенные условия, иначе он может потерять политическое убежище.

Понятие «политическое убежище» отличается от понятия «беженец» и «временное убежище». Если два последних статуса присваиваются по различным причинам, включая и расовые, и национальные угрозы, то политическое убежище предоставляется только на основании политических угроз.

Важно! Предоставление политического убежища в РФ регулируется и международными и российскими правовыми актами. Основной документ, который определяет рассматриваемый статус – это Всеобщая декларация прав человека.

Порядок обращения за политическим убежищем

Обращение в указанные органы сопровождается подачей соответствующего ходатайства. Оно может предоставляться как в письменной форме, так и в виде электронного документа. В заявке указываются сведения о гражданах и членах их семьи, а также просьба о предоставлении политического убежища. Заполняется форма на русском языке, в том случае, если самостоятельно обратившийся это сделать не может, он может попросить помощи у сотрудников миграционной службы. В адрес Президента документ подается лично заявителем.

Важно! Подать ходатайство необходимо в течение 1 недели с даты прибытия в Россию, либо с момента возникновения обстоятельств, препятствующих выезду в свою страну. Но штрафных санкций за нарушения срока подачи ходатайства не предусмотрено.

Право на убежище и его законодательное регулирование

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Замечание 1

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Читайте также:  Акт скрытых работ на бурение скважин

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Данная статья предназначена для тех, кто имеет реально обоснованные опасения для возвращения на родину и рассматривает подачу прошения о предоставлении убежища властям Великобритании.

Мы предостерегаем тех читателей, которые хотят использовать возможность получения убежища по экономическим причинам или по причинам простого нежелания возвращаться домой. Убежище такие лица вряд ли получат.

Некоторых бывшие советские республики, такие как Молдавия и Украина с недавнего времени внесены в список так называемых «белых» стран.

Это означает, что граждане этих стран могут просить убежище, но их иски, скорее всего, будут определены как «явно необоснованные» и эти граждане рискуют быть задержанными и высланными из страны по ускоренному методу без права апелляции на территории Великобритании.

Лица, получившие статус беженца до конца 31 августа 2005 года, могли жить в Великобритании постоянно. Начиная с 1 сентября 2005 года власти страны теперь выдают только временное разрешение на пребывание в стране, действующее 5 лет.

Это означает, что по истечению этих 5 лет ваше дело будет пересмотрено и, если вам все также угрожает опасность, вы можете получить статус постоянного пребывания в стране.

В случае, когда власти решат, что вам уже не угрожает опасность, вас попросят покинуть страну.

В случае, если вы приехали в Великобританию через 3-ю страну, которая является так называемой «безопасной» страной (например, Польша, Италия, Эстония, Германия, США, ЮАР и др.) вас, скорее всего, вышлют в эту страну, так как по нижеупомянутой Конвенции вы должны просить убежище в первой подходящей стране, границу которой вы пересекаете.

Лицу, получившему статус беженца, разрешается привезти в Великобританию своих близких родственников, таких как жену(мужа) и детей до 18 лет.

Правительство в будущем планирует изменить правила предоставления убежища. Это делается для того, чтобы упростить систему и позволить рассматривать иски быстрее, чем это делается сейчас.

Подача заявления о предоставлении убежища

Когда вы обращаетесь за предоставлением убежища в Великобритании, вы просите власти признать вас беженцем в соответствии с положением международного права и Конвенции Организации Объединенных Наций о Статусе Беженцев, принятого в 1951 году.

Подпадаете вы или нет под право на защиту в соответствии с этой Конвенцией, зависит от наличия у вас реально обоснованного страха преследования по причине вашей расовой принадлежности, религиозных взглядов, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или приверженности определенным политическим взглядам.

У вас также могут быть и другие гуманитарные или убедительные причины остаться в Великобритании, в силу которых отклонение ходатайства о предоставлении убежища может нарушить ваши права человека по Европейской Конвенции о правах человека (ECHR).

Ваш адвокат должен объяснить вам, распространяется она на ваш случай или нет. Законодательство в области предоставления убежища и обеспечения прав человека сложное. Поэтому для вас очень важна помощь хорошего адвоката.

После подачи заявления о предоставлении убежища органы власти начинают относиться к вам как к «лицу, добивающемуся предоставления убежища».

  • Кто занимается рассмотрением заявлений о предоставлении убежища?
  • В Великобритании государственным органом, который отвечает за принятие решение о предоставлении убежища является Отделение миграции и гражданства (IND) при Министерстве внутренних дел (Home Office).
  • Как мне обратиться за предоставлением убежища?
  • Вы можете обратиться с заявлением о предоставлении убежища
  • к сотруднику иммиграционной службы по прибытии в страну — например, в аэропорту или в морском порту. Данный вариант обращения наиболее желателен, т.к. более убедительно указывает на то, что ваши намерения серьезные и вам реально угрожает опасность)
  • Вы также можете обратиться за предоставлением убежища лично в ближайшем отделении IND в Croydon или Liverpool после прибытия в Великобританию. Например, вы въехали в страну нелегально или на законных основаниях по студенческой, гостевой или деловой визе. Хотя такой вариант и приемлем, у иммиграционных властей могут возникнуть вопросы, почему вы не обратились с иском о предоставлении убежища при первой возможности, т.е. во время пересечения границы Великобритании.

Человек получил убежище, что дальше?

Когда цель достигнута, у многих людей возникает вопрос о том, что им делать дальше. В первую очередь нужно определиться с источником дохода. Как правило, принимающая сторона выплачивает беженцам пособие. К примеру, Америка выделяет им ежемесячно около 400 долларов, а также даёт медицинскую страховку и возможность бесплатного обучения для дальнейшей работы на некоторых должностях (например, кассир или медсестра). Однако не во всех странах помощь государства будет так ощутима. Словом, первым делом после получения убежища нужно искать работу, дабы даже в чужой стране иметь возможность снимать жилье и обеспечивать себя хотя бы самым необходимым.

Очень важно после получения статуса беженца следовать законам страны, на территории которой находитесь: в случае неуважения традиций, культуры и законодательства вы можете лишиться всего, что было предоставлено принимающим государством

Спустя некоторое время жизни беженцев в стране с данным статусом у них появляется возможность получить временный вид на жительство, право на постоянное проживание или даже гражданство. Все зависит от законодательства принимающей стороны. Поэтому, немного обосновавшись в новой стране и приняв решение связать свою дальнейшую жизнь именно с этим государством, самое время проконсультироваться с юристами и узнать особенности процедур получения ВНЖ, ПМЖ и гражданства. И, если есть возможность и желание, можно начинать собирать документы для получения нового статуса.

Итак, следует вывод, что получение политического убежища может стать не только непростым, но и длительным процессом. На рассмотрение заявлений порой уходит несколько месяцев, а иногда и несколько лет. Однако достижение этой цели всё же вполне реально, если приложить максимум усилий и следовать всем требованиям государства. Часто специалисты также советуют обращаться за помощью к адвокатам и профессиональным переводчикам, чтобы увеличить свои шансы на успех. Также важно изучить все тонкости законодательства страны, в которую вы собираетесь иммигрировать, чтобы непосредственно во время процесса оформления не растеряться, если возникнут трудности. Не стоит забывать о том, что после отрицательного ответа властей вы можете подать апелляцию и добиться того, чтобы ваше заявление было снова рассмотрено. Словом, нам остаётся лишь пожелать удачи и терпения тем, кто планирует получить политическое убежище. Верьте в себя, и тогда у вас всё обязательно получится!

Читайте также:  Диспансеризация взрослого населения в 2023 году какие года рождения Пермь

Политическое убежище. В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Важно Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. Право политического убежища в рф Предоставление П.у.

Кто предоставляет политическое убежище в рф

РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении П.у.

Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно

Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:

  • заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
  • человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
  • заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
  • лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
  • человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
  • иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
  • информация, описанная в документах, была неверной;
  • причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).

Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.

Институт политического убежища

Убежище — правовой институт, зачатки которого сложились еще в античном мире. Однако в древности убежище могло предоставляться не только людям, преследуемым за свои общественно-политические взгляды, но и совершившим уголовные преступления.

Например, в Древней Греции и Риме защиту давали языческие храмы, статуи римского императора и иные священные места. На Древнем Востоке существовали особые города, предоставлявшие укрытие людям, совершившим кровную месть. В поздней античности и Средневековье пристанищем для преследуемых стали христианские храмы. Однако с установлением твердой государственной власти в странах Европы церковный иммунитет практически отмирает.

XX век с его политическими перипетиями потребовал возрождения правового института. Еще в 20-е годы был введен «Нансеновский паспорт», позволявший белоэмигрантам из России получать паспорт лица без гражданства и пользоваться укрытием в странах Запада.

Современное понимание института политического убежища впервые было сформулировано Декларацией прав человека и гражданина (1948 год). Статьей 14 декларации было утверждено, что любой человек вправе получить политическое убежище в других странах, если он преследуется на родине. Также статьей было сформулировано и то, что право не предоставляется лицам, совершившим преступление неполитического характера или деяние, противоречащее принципам и целям ООН.

Легализация положения

Если должностное лицо ГУВМ приняло ходатайство, заявитель получит справку установленного образца. Наряду с удостоверением личности эта справка служит подтверждением законности его пребывания на территории России в период рассмотрения прошения.

После рассмотрения ходатайства миграционный орган направляет дело в МИД и ФСБ. Получив заключение этих служб, материалы дела передаются Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ.

Если президент России принимает благоприятное решение и подписывает соответствующий указ, в течение 7 дней заявитель получает уведомление от миграционной службы.

Политическое убежище предоставляется также членам семьи ходатая. Все они получают документ, который называется «Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища». Те, кому Российская Федерация предоставляет политическое убежище, могут начинать процедуру получения ВНЖ.

Территориальный орган ГУВМ уведомляет ходатая и об отказе президента. С этого времени его положение в России регулируют законы, определяющие порядок пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Можно ли получить убежище в США для семьи?

Вместе с основным заявителем претендовать на присвоение статуса беженца могут супруг/супруга и не состоящие в браке дети возрастом до 21 года, пребывающие на территории Соединенных Штатов. Запрос на предоставление политического убежища для родственников можно внести в основное заявление и подать одновременно с персональным комплектом документов или в любое время до принятия окончательного решения по делу.

Члены семьи в обязательном порядке проходят все этапы получения политического убежища вместе с главным претендентом. Принятое решение касается каждого включенного в заявление иждивенца.

Читайте также:  При утрате заложенного имущества договор займа

При получении статуса беженца в США лицом, чьи родственники проживают за пределами страны, разрешается подать заявление формы I-730 «Относительное ходатайство о предоставлении убежища»

с целью воссоединения семьи.

Право политического убежища

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом ��осударстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *