Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В скольких субъектах РФ есть уполномоченный по правам ребенка 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
Основные и особые права ребёнка в РФ
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Родительский призыв услышан
Положение с правами человека является основным барометром социального самочувствия населения, здоровья и настроения общества. Уровень признания, соблюдения и защиты этих непреходящих ценностей определяет степень устойчивости и развития личности, общества и государства в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, характеризует качество жизни в конкретном обществе и во многом определяет авторитет власти. В году ситуация с правами человека в Российской Федерации складывалась на фоне крупных событий всероссийского и международного масштаба. Принятые Президентом Российской Федерации Указ от 7 мая г. N «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до года» и на его основе — 12 приоритетных национальных проектов определили вектор развития и укрепления гарантий гражданских, социальных, экономических, культурных и политических прав граждан в нашей стране на среднесрочную перспективу.
При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова [16]. При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук [16]. На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было [17].
Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ 2021 года на тему «Вектор десятилетия детства: счастливые дети — счастливая страна» завершился итоговым заседанием форума. Участники обсудили результаты дискуссий на тематических площадках и актуальные задачи совершенствования государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних с учетом результатов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021–2021 годы и объявления в РФ Десятилетия детства.
МОСКВА, 29 мая — РАПСИ. Местом проведения XVI Всероссийского съезда уполномоченных по правам ребенка в 2021 году выбрана столица Республики Башкортостан Уфа, об этом во вторник заявила федеральный детский омбудсмен Анна Кузнецова.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка
Любое письменное обращение от гражданина РФ, в том числе к УППР РФ, оформляется в соответствии со ст. 7 Закона № 59-ФЗ. То есть, оно:
- должно быть без помарок, ошибок и исправлений;
- содержать в себе актуальную и достоверную информацию;
- не быть анонимным. Нужно дать сведения о заявителе или его представителе;
- подписанным.
Обратите внимание! Анонимные жалобы от граждан не принимаются к рассмотрению.
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Заявителю может быть отказано в принятии и рассмотрении письменного обращения по следующим причинам:
- документ направлен не в тот орган;
- содержит неправдивые, неактуальные, лживые сведения;
- не содержит достаточных оснований для принятия;
- оформлен ненадлежащим образом;
- содержит оскорбления третьих лиц, ненормативную лексику;
- не подписан.
Даже если жалоба не возвращается обратно к заявителю, должно быть письменное обоснование в отказе к рассмотрению.
Распределение жалоб по регионам страны практически не претерпело изменений по сравнению с предыдущим годом: 32,8% всех жалоб поступило из Центрального федерального округа; 20,2 % – из Приволжского федерального округа; 10,5% – из Южного федерального округа; 10,4% – из Сибирского федерального округа; 9,4% – из Северо-Западного федерального округа; 8,7% – из Уральского федерального округа; 4,3% – из Северо-Кавказского федерального округа; 3,7% – из Дальневосточного федерального округа. В отчетном году на 100 тысяч человек населения страны пришлось в среднем 17,2 жалобы, что на 0,8 жалобы меньше чем в 2021 году. Выше указанного среднего значения были показатели Центрального федерального округа – 22,5, Южного федерального округа – 18,6, Уральского федерального округа – 17,7 жалобы на 100 тысяч человек. Ниже среднего значения были показатели Северо-Западного (17,0), Приволжского (16,7), Дальневосточного (14,4), Сибирского (13,2) и Северо-Кавказского (11,2) федеральных округов. Среди субъектов Российской Федерации по количеству жалоб на 100 тысяч человек населения лидировали Республика Коми (34,3), Мурманская область (28,4), Республика Карелия (28,4), Владимирская область (27,2).
В России идея учреждения института Уполномоченного по правам и свобод человека, впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначался Верховным Советом сроком на 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного.
Уполномоченный По Правам Ребенка В 2021 Году
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что доверие, реальная помощь, качество и своевременность должны стать ключевыми векторами работы органов опеки. Об этом ТАСС сообщила пресс-служба омбудсмена в субботу.
Ранее такая структура отсутствовала на территории Российской Федерации, однако с появлением острой необходимости контролировать иные органы власти, а также заниматься решением вопросов касательно детей, было принято решение на высшем уровне ввести уполномоченного представителя по правам несовершеннолетнего. Это состоялось в 2009 году, когда был принят Указ Президента РФ. Рассмотрим основные полномочия, которыми наделяется данная вертикаль власти:
- Эти лица могут запрашивать все необходимые материалы и сведения от федеральных органов власти, а также местного самоуправления муниципальных поселений и иных структур государства.
- Представители могут свободно и беспрепятственно посещать органы федерального значения, инстанции муниципальных образования, частные и коммерческие организации и иные структуры РФ.
- Также проводятся необходимые проверки относительно деятельности государственных органов власти, местных аппаратов власти и инстанции субъектов страны. Дополнительно могут проводиться разъяснения, в случае несоответствующего исполнения действующего законодательства.
- Помощник уполномоченного лица по правам ребенка, либо непосредственно должностное лицо, имеют полное право направлять жалобы в случае выявления некорректных действий или вовсе бездействий государственных аппаратов власти, местных инстанций и структур субъектов Российской Федерации.
- Также уполномоченный наделен привилегиями привлекать государственных деятелей к специальным мероприятиям, которые имеют непосредственное отношение к вопросам, связанным с защитой возможностей несовершеннолетних детей в целом по стране, в отдельном регионе или муниципальном образовании.
В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка.
Ранее такая структура отсутствовала на территории Российской Федерации, однако с появлением острой необходимости контролировать иные органы власти, а также заниматься решением вопросов касательно детей, было принято решение на высшем уровне ввести уполномоченного представителя по правам несовершеннолетнего. Это состоялось в 2009 году, когда был принят Указ Президента РФ. Рассмотрим основные полномочия, которыми наделяется данная вертикаль власти:
- Эти лица могут запрашивать все необходимые материалы и сведения от федеральных органов власти, а также местного самоуправления муниципальных поселений и иных структур государства.
- Представители могут свободно и беспрепятственно посещать органы федерального значения, инстанции муниципальных образования, частные и коммерческие организации и иные структуры РФ.
- Также проводятся необходимые проверки относительно деятельности государственных органов власти, местных аппаратов власти и инстанции субъектов страны. Дополнительно могут проводиться разъяснения, в случае несоответствующего исполнения действующего законодательства.
- Помощник уполномоченного лица по правам ребенка, либо непосредственно должностное лицо, имеют полное право направлять жалобы в случае выявления некорректных действий или вовсе бездействий государственных аппаратов власти, местных инстанций и структур субъектов Российской Федерации.
- Также уполномоченный наделен привилегиями привлекать государственных деятелей к специальным мероприятиям, которые имеют непосредственное отношение к вопросам, связанным с защитой возможностей несовершеннолетних детей в целом по стране, в отдельном регионе или муниципальном образовании.
Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.
Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:
- нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
- обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
- проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.
Функции института уполномоченного по правам ребенка в России
Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.
Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:
- Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
- Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
- Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
- Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
- Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
- Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
- Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
- Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.
Задачи региональных омбудсменов
Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:
- анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
- работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
- содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
- подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
- обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.
Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.
Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область — это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.
Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.
Институт Уполномоченного Поправам Ребекна России В 2021 Году
Его специфичность обусловлена особенностями правового статуса, по которому он выполняет функции исключительно в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних — их деятельность дополняют работу прокуратуры, полиции, органов по опеке и попечительства. Работа данных органов, в тоже время, локализирована должностными инструкциями, процедурами. Деятельность же уполномоченного этим не ограничена, при осуществлении своих полномочий он независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Омбудсмен в российском энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации» определяется как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль над соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
- контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
- содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
- контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
- обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
- оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
- обеспечение взаимодействия различных инстанций;
- просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
- обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.
- контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
- рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
- обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
- разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.
Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ 2021 года на тему «Вектор десятилетия детства: счастливые дети — счастливая страна» завершился итоговым заседанием форума. Участники обсудили результаты дискуссий на тематических площадках и актуальные задачи совершенствования государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних с учетом результатов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021–2021 годы и объявления в РФ Десятилетия детства.
- Если были нарушены права несовершеннолетнего со стороны власти — например, из-за бездействия или действия должностного лица, служащего в федеральном, региональном, муниципальном органе власти. Примеров может быть много, но самым распространенным является пример, связанный с игнорированием просьб детей-сирот по выделению жилья.
- Если требуется оспорить решение суда. Может обратиться представитель, адвокат или родитель ребенка, даже если решение вступило в силу.
- Если необходимо обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
- Если требуется оспорить постановление судебной инстанции, которое уже было обжаловано.
Тем временем в СМИ появилась информация о кандидатах на место Павла Астахова. По данным «Коммерсанта», президентский Совет по правам человека (СПЧ) совместно с Советом Федерации (СФ) предложил на пост детского омбудсмена ряд кандидатур. Это член СПЧ Елизавета Глинка, также известная как Доктор Лиза, ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова, член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. Кроме того, в Совете Федерации, по сведениям газеты, предложили на пост омбудсмена кандидатуру члена комитета СФ по социальной политике Валентину Петренко.
Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: «Очень сложно наладить контакт, и прежде чем задавать важные вопросы, от которых зависит, удастся ли определить виновных и понесут ли они наказание, надо попытаться говорить на их языке. С ними нельзя говорить гробовым голосом и с мрачным видом требовать фактов. Это верный путь напугать их еще больше и окончательно потерять контакт».
Также законом регулируются права и полномочия детского омбудсмена, в частности: обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц в защиту прав и законных интересов детей; участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей; проводить проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, образовательными, медицинскими и социальными организациями и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.
Омбудсмен Кузнецова назвала самые безопасные регионы для проживания детей
Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».
— проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
Анна Кузнецова обозначила приоритетные направления работы Проект-центра
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Так, в частности, в соответствии с проектом закона, «Уполномоченный сможет без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений».
«Особая роль в этом вопросе отводится именно отцам, которые должны обеспечивать благополучие и безопасность детей.
Если бы все отцы России брали на себя ответственность хотя бы за свою семью, то проблемы детской преступности, подросткового суицида, наркомании и алкоголизма стали бы в разы меньше«, – сказал председатель Общественного совета при федеральном уполномоченном Андрей Коченов.
«В настоящее время в России большое количество детей воспитывается в неполных семьях без отцов, в связи с чем одна из важнейших задач Совета – возрождение института наставничества», — отметил он.
Многодетная мать Анна Кузнецова, которую президент РФ Владимир Путин назначил уполномоченным по правам ребенка в РФ вместо Павла Астахова, рассказала о своих планах на новом посту.
Омбудсмен дала понять, что будет как и прежде поддерживать деятельность волонтеров, а также сотрудничать с Общероссийским народным фронтом и «Единой Россией», от которой идет на выборы Госдумы VII созыва.
В Кремле лучшей рекомендацией Кузнецовой назвали наличие у нее шестерых детей.
«Особая роль в этом вопросе отводится именно отцам, которые должны обеспечивать благополучие и безопасность детей. Если бы все отцы России брали на себя ответственность хотя бы за свою семью, то проблемы детской преступности, подросткового суицида, наркомании и алкоголизма стали бы в разы меньше«, – сказал председатель Общественного совета при федеральном уполномоченном Андрей Коченов. «В настоящее время в России большое количество детей воспитывается в неполных семьях без отцов, в связи с чем одна из важнейших задач Совета – возрождение института наставничества», — отметил он.
«В зависимости от состояния здоровья ребенка, в этом классе подбирается место. Дети проходят здесь обучение, и через определенное время идет проверка уровня подготовленности ребенка, и по программе инклюзивного образования девять детей уже дошли до шестого класса», — пояснила директор.
Каждый спорный случай изъятия детей из семьи проверит специальная Рабочая группа при Уполномоченном по правам ребенка, в которую вошли как сотрудники органов власти, так и члены общественных организаций. Емельянов Никита Олегович Нередко бывает так, что о потенциальном нарушении прав несовершеннолетних Уполномоченному сообщают люди, не имеющие к этим детям прямого отношения: соседи, родственники разной степени дальности, знакомые семьи и просто прохожие, заметившие неладное и обеспокоенные судьбой ребенка. Детскому омбудсмену не важно, кто сообщит о беде, если маленькому человеку нужна помощь. Разбираться в таких спорах очень сложно: в них много субъективности. Но есть границы, нарушать которые педагог не имеет права — ни по совести, ни по закону. Там работают люди, которые постоянно ищут новые способы сделать наши семьи крепче, а детей — счастливее. Петербургскому Уполномоченному нередко поступают предложения внести изменения в действующее законодательство. Когда в обращении речь идет об улучшении жизни детей, Светлана Агапитова незамедлительно включается в работу, не думая, сколько это займет усилий и времени. Тренер считает, что она может стать чемпионкой, но для этого нужно усердно заниматься.
Закон предусматривает введение института уполномоченных по правам ребенка и определение их статуса. Определяются особенности правового положения, основные задачи, полномочия Уполномоченного, а также основы правового статуса уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка
Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:
- Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
- Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
- Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
- Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.
Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.
Журналист Максим Артемьев отмечает: «Полномочия детского омбудсмена не прописаны в конституции или в отдельном законе. Эта должность существует на основании указа президента, и даже деятельность уполномоченного по правам ребёнка обеспечивается аппаратом Общественной палаты. Возможности омбудсмена весьма и весьма ограничены и сводятся в основном к праву подавать запросы. В современных условиях детский уполномоченный — фигура пиаровская, индикативная; ее заявления и действия призваны демонстрировать, чего хочет и куда идёт государство в детской политике».
Региональные детские омбудсмены также вызывают критику за бездействие при защите детей, а также за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление интересов несовершеннолетних. Например, Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков поддержал принятый в 2016 году региональный закон, который не предусматривал выплату регионального пособия на рождение ребёнка тем матерям, которые воспитывают детей без отцов. По мнению Микова, государство не должно поддерживать женщин, которые рожают детей от безответственных мужчин.
> См. также
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Об уполномоченном по правам ребенка в российской федерации закон
4.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.
4.2. В целях выполнения своих задач Уполномоченный:
— осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления Курской области, их должностных лиц, организаций Курской области, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка;
— проводит самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку сообщений о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка и получает от них соответствующие разъяснения;
— принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми, а также их законными представителями, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления Курской области, их должностными лицами, организациями Курской области, действия которых обжалуются, с другой стороны; между детьми, с одной стороны, и их законными представителями, с другой стороны;
— направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления Курской области, их должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов, ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
— информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка;
— вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления Курской области предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
— принимает участие в разработке нормативных правовых актов Курской области, затрагивающих права, свободы и законные интересы ребенка;
— осуществляет сбор, анализ информации, содержащейся в материалах, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления Курской области, по вопросам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;
— вносит на рассмотрение Губернатора Курской области, Общественной палаты Курской области, Курской областной Думы вопросы о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, а также предложения по указанным вопросам;
— беспрепятственно посещает государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности;
— участвует в совещаниях, конференциях и т.п. при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением прав, свобод и законных интересов ребенка, а также в работе межведомственных комиссий;
— для осуществления своих полномочий привлекает в установленном порядке квалифицированных специалистов и создает экспертные группы либо совет по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми.
4.3. Не реже одного раза в год Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка Губернатору Курской области, в Общественную палату Курской области, Курскую областную Думу.
Ежегодный доклад Уполномоченного публикуется в средствах массовой информации.
4.4. Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) в соответствии с требованиями федерального законодательства.
При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный обязан предоставить возможность органам государственной власти, органам местного самоуправления Курской области, их должностным лицам, организациям Курской области, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать соответствующие разъяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.