Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средне-профессиональное или среднее профессиональное». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь нужно обратиться к лексическому значению. Оба прилагательных относятся к существительному «образование». Часто путают первое прилагательное с наречием «средне». Но если разобраться в значение этой лексемы, то поймем всю абсурдность полученного выражения.
Какое правило применяется
«Средне» в словарях обозначается как «ни плохо, ни хорошо». Если прибавить это наречие к изначальной фразе, то получаем «средне образование». Это словосочетание лишено смысла, разве что кто-то неумело оценил уровень подачи знаний. А если к устойчивому словосочетанию прибавить прилагательное «профессиональный», то теперь уж точно бессмысленную фразу.
Ошибки допускаются не только в лексике, но и в орфографии. Так часто пишут неправильно и сами слова по отдельности. Второе прилагательное — словарная лексема. Поэтому правописание нужно запомнить: в первом слоге пишется безударная -о-, во втором -е- (проверяется через существительное «профессия»), и две -с- в корне.
В существительном тоже делают ошибки, не проверив безударные гласные. Хотя на самом деле и эта лексическая единица относится к словарным. Запомните всю фразу и пишите ее правильно.
Как получить полное среднее образование
Чтобы получить полное среднее образование, необходимо учиться в школе 11 лет, сдать тесты ЕГЭ и получить аттестат. После этого полное среднее образование можно считать оконченным, а выпускник может выбирать, что ему дальше делать – работать или поступать в учебные заведения для продолжения обучения.
Как получить полное среднее образование:
- Очным способом, посещая уроки вместе со всеми.
- Экстерном, сдавая экзамены, но не посещая уроки. В последнее время такая форма обучения получила распространение в больших городах. При этом только 15% детей сдают экзамены и итоговую аттестацию по медицинским или социальным показателям. Остальные предпочитают по-своему распределять время, посещать другие учебные заведения и отдыхать, сколько позволяет занятость.
Структура образования в России
Прежде чем коснуться основной темы статьи – среднего образования, сделаем небольшое отступление, в котором оговорим, каким образование бывает вообще, какова его структура.
Это необходимо для того, чтобы понимать, что среднее образование – это лишь часть большой системы, которая в РФ выглядит следующим образом:
- Первый уровень – делится на дошкольное и школьное образование. Последнее, в свою очередь, также имеет подуровни:
- начальный общий – младшие классы с 1 по 4 – ребенок получает базовую информацию о том, как устроен мир;
- основной общий или среднее неполное – это 5-9 классы. К изучению подключают научные направления (химия, биология и т.д.);
- полный общий или среднее полное образование – это 10-11 классы. Обучение на этом этапе направлено на подготовку к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.
Само слово «средний» означает середину. В случае с образованием — это период между дошкольным и высшим образованием (обучением в ВУЗе).
Таким образом, среднее общее образование – это термин, используемый относительно школы: именно она дает ребенку общее образование – базовые знания о разных науках.
Затем следует второй уровень, дающий человеку более глубокие научные знания и конкретную профессиональную специализацию.
- Второй уровень – более серьезный, так как предполагает получение профессиональных знаний и навыков. Эта ступень тоже делится на подуровни:
- среднее профессиональное и специальное образование – техникумы, лицеи, колледжи;
- высшее – это наличие диплома бакалавра, специалиста или магистра.
- высшая квалификация – это аспирантура, докторантура (кандидаты наук, доктора наук).
На этом уровне среднее образование – это обучение в довузовских подготовительных учреждениях, куда подростки могут пойти, когда получат неполное среднее образование, то есть, окончат 9 класс.
Какое правило применяется
В первую очередь нужно обратиться к лексическому значению. Оба прилагательных относятся к существительному «образование». Часто путают первое прилагательное с наречием «средне». Но если разобраться в значение этой лексемы, то поймем всю абсурдность полученного выражения.
«Средне» в словарях обозначается как «ни плохо, ни хорошо». Если прибавить это наречие к изначальной фразе, то получаем «средне образование». Это словосочетание лишено смысла, разве что кто-то неумело оценил уровень подачи знаний. А если к устойчивому словосочетанию прибавить прилагательное «профессиональный», то теперь уж точно бессмысленную фразу.
В существительном тоже делают ошибки, не проверив безударные гласные. Хотя на самом деле и эта лексическая единица относится к словарным. Запомните всю фразу и пишите ее правильно.
Образование средне профессиональное или среднее профессиональное
На заметку! Некоторые словари допускают написание слов через дефис: «средне-специальное» и слитно «среднеспециальное». Такие варианты имеют место быть в конкретных случаях, но современный деловой язык всё же настаивает на раздельном написании. Перечисленные варианты устаревшие.
Виды специальных учебных заведений:
- техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
- колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.
Для того, чтобы составить летопись своей семьи, придется немало потрудиться. Конечно, если вас интересуют не ближайшие несколько десятилетий, а, как минимум, история семьи, охватывающая лет 200. Начинать нужно с элементарного — побеседовать с родственниками. Без сомнения, у них окажется много интересного материала: документы, письма, фото и так далее.
Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.
Какое образование получают в колледже и техникуме
Те средние специальные учебные заведения, которые в советское время назывались техникумы, просто переименовали в колледжи из извечного российского низкопоклонства перед Западом. От того, что техникум стал колледжем ни в самом заведении, ни в учебном процессе, ничего не изменилось.
Заключаю в т.ч. договоры с уч. заведениями — часто учащиеся совсем не обращают внимание на их полное наименование. Среднее-специальное или профессионашльное — это после 8-9 класса ПТУ (проф.тех.училище), т.е. доучивание до 10-11 классов общеобразовательных предметов+проф.ориентация. В СССР и ряде др. социалистических стран С. с. о. — органическая часть системы народного образования (См. Народное образование), один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.
Получают распространение факультативные курсы (См. Факультативный курс) (в училищах искусств — и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары. Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения.
Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.
НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.
Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.
Различия между образованием
Основное различие между средне специальным и средне профессиональным образованием считалось место, где учились студенты.
Если говорить просто, то в принципе колледж и техникум не имеют особых различий. Оба заведения обучают студентов определенной профессии. Иногда в колледже из-за углубленной программы срок обучения может увеличиться ровно на год, в то время как в техникуме обучение длится два-три года.
Почему между ними как таковых отличий? Потому что в российской системе образования нет конкретных пунктов, которые бы проводили черту различий между этими учреждениями. Но наше общество считает, что средне профессиональное образование можно получить только в ПТУ.
Но одно принципиальное различие все-таки имеется. Если студент отучился в ПТУ и хочет поступить в университет, то ему придется учиться там 4-5 лет. У тех, у кого средне специальное образование, учатся всего три года.
К тому же, если у человека имеется средне специальное образование и стаж пять и более лет, то можно считать, что у него высшее образование. Но этот нюанс не действует на средне профессиональное. Грубо говоря, все дело в престижности. Гораздо престижнее окончить колледж, нежели ПТУ.
Так или иначе, но оба образования могут пригодиться. Одно не будет хуже другого: учащийся получает знания, практику, навыки. Он не останется у разбитого корыта. Его возьмут на работу с любым из этих двух образований.
Чем отличается среднепрофессиональное образование от технического
При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
Что нужно знать о получении средне-специального образования?
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ в часть 4 статьи 68 вносятся изменения. См. текст в будущей .
4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.
С 1 сентября 2013 г. действует новый Закон об образовании. Рассмотрены наиболее частые вопросы, касающиеся деятельности по программам среднего профобразования и основным программам профобучения.
В частности, отмечается, что после вступления в силу нового закона обучающимся должны выдаваться дипломы о среднем профобразовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение лицо, уже имеющее среднее профобразование.
Продолжительность учебной недели (пяти- или шестидневная с двумя или одним выходным) устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Также она разрабатывает учебный план, в т. ч. распределяет общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения.
Лица, обучавшиеся ранее по программам начального профобразования, приобретают статус студентов, получающих среднее профобразование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Приведен перечень нормативных правовых актов Минобрнауки России, принятых в целях реализации нового закона, в сфере среднего профобразования.
Почему системе СПО пора измениться
В академической науке пока не изучался ещё один фактор роста СПО — может быть, колледжи просто сами по себе становятся привлекательнее? В пользу этого говорит позитивный информационный фон, созданный вокруг СПО движением WorldSkills. Мальцева и Шабалин согласны с тем, что эти соревнования стали в России полноценным инструментом для развития среднего профессионального образования — внедряются новые отраслевые стандарты, практика демонстрационного экзамена, идёт переподготовка преподавателей.
Пока нет исследований, которые подтвердили бы влияние нового имиджа СПО на рост числа поступающих. Но эта связь выглядит логично — если среднее профессиональное образование становится более современным, качественным, престижным, то выбор в пользу колледжа — это не отказ от вуза, как от чего-то более ценного, не жертва. Это самостоятельная и вполне осознанная образовательная траектория.
Но до сих пор система СПО недостаточно гибко реагировала на возросший спрос, считают Мальцева и Шабалин. Она словно бы оказалась не готова к собственной популярности.
В целом колледжи ориентированы на выпускников 9-х классов — для них они замещают старшую школу, помогают реализовать конституционное право граждан России на бесплатное среднее образование. А бюджетные места в СПО для выпускников 11-х классов в 2010-х годах выделялись по остаточному принципу, утверждают исследователи. Из-за этого в колледжах появился конкурс на поступление по ряду популярных специальностей — траектория СПО перестала быть безбарьерной. И несмотря на то, что в Конституции РФ закреплено право на бесплатное среднее профессиональное образование, в системе разрастается платный приём.
Однако сейчас в среднем профессиональном образовании происходят большие перемены: запускается эксперимент по профессионалитету, обновляются образовательные стандарты, в крупных городах создаются учебные заведения нового типа. Возможно, система СПО подошла к рубежу, когда количественный рост получится перевести в качественный, а отдельные «лучшие практики» распространить на всю страну.
Что выбрать: высшее или среднее специальное образование?
Большинство учащихся в школах, гимназиях или лицеях всё же предпочитают окончить 11 классов и уйти в высшее учебное заведение, считая, что среднее профессиональное образование (СПО) не такое престижное. И отчасти они правы, но ссузы имеют и ряд преимуществ, которые не доступны студентам вузов.
Во-первых, это срок обучения. Ссузы предлагают обучение для тех, кто окончил 9-ый класс. Бывший школьник сможет поступить в колледж или техникум и окончить обучение раньше, чем его бывшие одноклассники. В некоторых ссузах также предусмотрены программы, позволяющие стать специалистом в очень короткий срок. За 2-3 года можно полностью освоить специальность и сразу перейти к работе и заработку денег.
Во-вторых, узкая специализация. Кто-то скажет, что это недостаток, но на самом деле нет. Узко квалифицированные специалисты, имеющий высокий уровень мастерства в своей сфере деятельности невероятно востребованы на рынке труда. Мастер своего дела будет получать высокую заработную плату, а в связи с отсутствием конкуренции сможет сам диктовать условия своему начальству.
Ну и в-третьих, обучение в ссузе даже на бесплатной основе легко сочетается с подработкой. Ввиду небольшой нагрузки, в сравнении с вузами, студенты колледжей и техникумов успевают подрабатывать на стороне, не нанося вред учёбе.
Ссузы – идеальный вариант для тех, кто хочет поскорее освоить профессию и убежать стремглав работать и зарабатывать деньги. Рынок труда в настоящее время очень сильно нуждается в высококвалифицированных специалистах. Вы очень удивитесь, узнав какие зарплаты предлагают сварщикам, механикам. Поэтому стоит подумать три раза, прежде чем отказываться от ссуза.
Но если вы всё же выбрали 11-классную схему и желаете пойти в вуз, то, что же ждёт вас?
- Получение перспективного и востребованного высшего образования. Как бы ни было это прискорбно, но для большинства современных работодателей важнее наличие диплома, чем самих навыков и знаний у сотрудника. В умах начальников засел стереотип, что без наличия диплома, нет никаких гарантий, что будущий сотрудник будет высококвалифицированным специалистом. Поэтому наличие диплома о высшем образовании упростит вам поиск работы в будущем.
- Освоение востребованных профессий за пределом специалитета. Большая часть перспективных профессий находится под крылом вузов, поэтому чтобы устроиться на одну из них, необходимо сначала закончить обучение в высшем учебном заведении по соответствующей специальности и лишь тогда перед вами откроются перспективы.
- Более объёмная и интересная программа обучения. Высшие учебные заведения предлагают изучение не по только по своей узкой специализации, но и охватывают общеобразовательные дисциплины, тем самым улучшая общее интеллектуальное развитие у своих студентов.