Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вредные советы для родителей: как воспитать тревожного ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Критикуйте ребёнка постоянно, каждый день указывайте ему на его несовершенство, не замечая хороших качеств и поступков, за которые можно похвалить. Акцент родителей на том, что ребёнок все делает не так — плохо убрался в комнате, не принес «пятерку», повздорил с друзьями, проспал, не занял первое место на соревнованиях — обязательно приведут к тому, что он начнет чувствовать эмоциональное напряжение, заставляющее его искать способы, как он может оказаться хорошим в глазах родителей. А так как таких ситуаций вы ему создавать не будете вообще, то очень скоро он убедится в том, что очень плох, безнадежен и родился «каким-то не таким».
Не говорите прямо — интригуйте
Избегайте прямых слов и указаний, когда общаетесь или проводите воспитательные беседы. Молчите, чтобы ребёнок не понял, что он сделал не так — пусть сам догадается. Дети будут нервничать или тревожиться, если вы станете ходить с обиженным лицом и укоризненно смотреть, словно передавая: «ты снова что-то сделал не так, ты плохой». Ребёнок будет считывать ваши намеки таким образом: «я снова расстроил маму. Что на этот раз я сделал не так? Я плох во всем». Понимание этого заставит его тревожиться и переживать, необходимость догадаться, в чем он провинился, будет вызывать эмоциональный дискомфорт и вместо того, чтобы радоваться и познавать окружающий мир, ребёнок «запутается» в собственных мыслях и бесконечных «неправильных» поступках.
Как не передать свою тревожность ребенку?
Во-первых, нужно помнить: когда взрослые в присутствии ребенка обсуждают сложные темы, когда эти темы вызывают споры, когда дома работает телевизор, в котором говорят тревожными голосами, — всё это факторы стресса. Для маленьких детей лучше, чтобы телевизор при них не работал, чтобы дома была спокойная, радостная обстановка.
Во-вторых, если ребенок задает вопросы (или не задает, но вы видите, что он в состоянии стресса), необходим доверительный разговор. Во время этого разговора родитель не должен позволять себе эмоций и сильных выражений. Доверие вызывает спокойный человек, потому что спокойствие — это признак силы. Дайте ребенку информацию в соответствии с его возрастом; не сочиняйте небылицы для успокоения, а честно расскажите, что происходит и как вы это видите. Хорошо, когда родитель убежден в своей позиции; если же вы чувствуете себя неуверенно, так и скажите: «Я сам пока не очень хорошо понимаю, но я сделаю всё, чтобы разобраться».
В-третьих, найдите то, на что вы можете опереться в данный момент. Это может быть работа или повседневные дела, или то, что требует вашего внимания именно сейчас. Размышлять о судьбах мира, предаваясь мрачным прогнозам, — это и неконструктивно, и фактор тревоги для вас и ваших детей. Родительская фигура для маленького ребенка является основой, и эта основа не должна шататься, потому что с ней зашатается весь детский мир.
Дети улавливают тревожные вибрации не только из разговоров взрослых, но из общей атмосферы, поэтому, если вы очевидно беспокоитесь, надо сказать: «Я беспокоюсь вот по такой причине». Без пугающих подробностей, кратко, простыми словами. А потом расскажите, что вы планируете делать: решать повседневные задачи, продолжать жить. Постарайтесь найти то хорошее, что есть в вашей жизни, и сосредоточьте на этом внимание вашего ребенка.
Какие страхи бывают у детей разного возраста
— Чего вообще боятся дети?
Около 4 с хвостиком — 5 лет у ребенка происходит когнитивный скачок. Ребенок начинает видеть более сложные причинно-следственные связи, формируется концепция настоящего, прошедшего и будущего, он осознает ход времени и понимает, что какие-то вещи конечны. Раньше у ребенка могло не быть страха, когда кто-то уходил — например, когда папа шел на работу. А теперь он начинает понимать, что он сам и мир — не одно целое и что он еще не очень умеет управлять этим миром. И у ребенка отмечается скачок тревоги. Эти тревожные комплексы и переживания могут воплощаться в пугающие фигуры.
Младшие школьники довольно часто боятся социальных ситуаций. Это период, когда человек осваивает общение в коллективе. Он уже не под такой большой защитой взрослых, и ему тревожно.
А подростки размышляют про неконтролируемость мира, про то, что они что-то не то сделают — и окажутся в ситуации позора, боятся внезапной смерти и сумасшествия. Это страхи потери контроля. Возрастные этапы развития задают некоторые типичные способы канализации тревоги — она начинает течь по тем каналам, которые в этом возрасте актуальны с точки зрения развития ребенка.
— Как родителю понять, что вот сейчас у ребенка тревога нормального уровня, а вот тут — зашкаливает и с этим надо что-то делать?
— Общий принцип такой: надо посмотреть, насколько нарушилась адаптация и как долго держатся эти изменения. У всех детей разные конституции. Есть дети подвижные, есть медленные. Есть усидчивые, есть неусидчивые. Есть склонные к бурным эмоциональным реакциям, есть более спокойные. Существует некая изначальная конституция: это тип функционирования нервной системы, баланс между процессами торможения и возбуждения в нервной системе.
Когда мы видим, что рисунок поведения ребенка сильно поменялся, то на это нужно обратить внимание.
Если родитель видит, что ребенок расстроен, или замкнулся, или беспокойно спит, и это повторяется, то на это нужно обратить внимание. Наверное, если нечто подобное длится 2–3 недели, если ребенок не может заниматься тем, чем занимался до этого, то надо идти к профессионалу.
Детские страхи в эпоху COVID-19
— Чего сейчас, в пандемию, боятся дети?
— Разные дети — разных вещей. Кто-то смерти, кто-то потери того, что он очень любит. Не окажется там, где он любил бывать, не встретится с бабушкой, не поедет в поездку. Это касается любимых вещей, обстоятельств, мест — и прежде всего, любимых людей.
В пандемию у детей могут расцвести всякие фантазии. Коронавирус — он невидимый, как мифологическое существо. Детское сознание может его персонифицировать, превратить в невидимых чудовищ, которые набрасываются на людей. И можно разговаривать про это, играть, рисовать. Отделять. Его сознание так и делает — он преобразует это в дракона, и ребенку надо помочь с этим драконом взаимодействовать. Изучить его для начала: как он выглядит, как он пугает, какие у него стратегии.
— Ребенок понимает, что «дракон» (или «ведьма») может отнять любимого человека. Как говорить об этом с ребенком 5–6 лет?
— Главное — начать: «Я вижу, что что-то не так. И вообще, как тебе сейчас? Что происходит?»
Некоторые страхи развеиваются просто от возможности про них говорить. Они застревают в психике, ты не знаешь, что с «этим» делать, но «оно» тебя мучает. У тебя нет для него названия, ты не понимаешь, что происходит. Если у тебя есть собеседник, в нашем случае родитель, и если он спрашивает: «Ну как ты?» — и просто слушает, то появляется место, где можно чувствовать, понимать и перерабатывать свой опыт.
Как научить ребенка справляться с агрессором?
- Объясните ребенку: если тебя обижают, то это не значит, что ты плохой. Скорее всего, просто у обидчика что-то не в порядке или он не умеет понятно сказать о том, чего хочет.
- Если кто-то говорит или делает что-то неприятное, скажи о своих чувствах: «Мне не нравится!», «Со мной так нельзя!», «Перестань!», «Стоп!», «Я не играю в такие игры!». Если получается, отойди от обидчика (можно подойти ближе к воспитательнице или учителю).
- Если агрессор не прекращает, то предупреди о «наказании»: «Если ты не перестанешь, то я расскажу об этом воспитательнице» или, например, «Я больше не буду с тобой играть».
- Ударить или оттолкнуть можно только того, чье поведение представляет угрозу. Ведь вы не бьете каждого, кто сильно раздражает?
Неуправляемый, вредный, капризный, злой, непонимающий, опасный, чужой — вот какими эпитетами, бывает, награждают своих строптивцев родители. А почему бы им не посмотреть на упрямство с другой стороны? Со стороны своего строптивого малыша…
По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря «ты еще маленький», «тебя никто не спрашивает», «замолчи». Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. «Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого». Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.
Опрос родителей детей от 5 до 10 лет показал, что только 12% из них знают, как справиться с ребенком, когда он упрямится. Только 35% родителей из числа опрошенных считают, что у такого детского поведения есть веские причины.
«Не буду ложиться спать!»
Помните стихотворение «Не спать!» Сергея Михалкова? Там как раз малыш безумно хочет спать, прямо-таки со стула падает, но продолжает заниматься чем угодно, лишь бы не лечь в постель: «Как хорошо иметь права Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!) — Всю ночь совсем не спать!» Вот и вы говорите ребенку: «Почему ты еще не в постели?» — и рассчитываете, что он мгновенно туда отправится. А упрямец начинает сопротивляться: «Я не хочу спать! Я уже взрослый, почему мне нужно ложиться спать, как маленькому?» или «А почему это вы с папой ложитесь тогда, когда захотите, а мне нужно в девять часов уже спать?» Как вы реагируете на подобные заявления? «Ну, как хочешь, можешь и вообще не ложиться», — скажете вы.
Или уложите строптивца с угрозой: «Если сейчас же не ляжешь спать, завтра в кино не пойдешь!»
Слияние: «Твой страх — мой страх»
Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.
— Мой сын боится собак!
— А вы как к собакам относитесь?
— Я их не боюсь и никогда не боялась.
— Опишите, как это происходит.
— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.
Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.
Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:
- бросить в воду исподтишка, застать врасплох
- заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку
Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль
На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.
Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же… Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.
Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.
В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.
Причины непослушания детей
Мотивы, они же причины непослушания детей достаточно просты и примитивны:
-
привлечение внимания – нехватка любви и заботы вынуждает вести себя таким образом, чтобы взрослые уделили ребенку хоть каплю внимания. При этом неважно в каком ключе оно будет: в позитивном или негативном;
-
стремление завоевать лидерскую позицию – большое количество детей, особенно в подростковый период, хотят беспрекословного исполнения каждого «хочу». Это проявляется в капризах, непослушании, постоянных спорах;
-
месть – да, порой, чувство мести встречается и по отношению детей ко взрослым. Случается, что родители не замечают, как сильно ранят детские чувства. Для сына или дочери — это может стать большой обидой и иметь достаточно серьезные последствия;
-
побег от неудач – отказ от активности на мероприятиях, боязнь посещения новых мест и знакомств являются ключевыми признаками проблем развития личности, а также низкой самооценки ребенка;
-
кризис – встречается в 3 года, в 6-7 лет, а также в подростковый период. В это время важно принятие ребенка и оказание максимальной поддержки;
-
физиологические причины – в эту категорию следует отнести психические нарушения и заболевания. Работы родителей в такой ситуации недостаточно, нужна дополнительная медицинская и психолого-педагогическая помощь.
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
- Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
- Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
- не выполняет просьбы, не слушается;
- капризничает, упрямится;
- выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
- не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
- пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
- осознанно поступает наперекор взрослым;
- обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Диагностика тревожности у детей
Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.
У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.
Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.
Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.
Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:
- напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
- робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.
Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.
Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.
Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:
- мышечное напряжение;
- постоянное беспокойство;
- нарушения сна;
- невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
- раздражительность.
Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском центре «Созвездие». Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.
По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.
Влияние стресса на организм
Длительное воздействие на человека стрессовых обстоятельств приводит к возникновению изменений в организме как на телесном, так и на психологическом уровне.
Так, стресс вызывает нарушения в функционировании гормональной системы, связанные с активным выделением гормонов норадреналина, адреналина и кортизола. Могут также возникнуть сбои в работе иммунной системы. Ребенок начинает часто болеть. Продолжительное нахождение в стрессовой ситуации способно спровоцировать развитие заболеваний сердца, ЖКТ и других органов.
Такие заболевания называются психосоматическими. В зависимости от возраста их конкретные проявления у детей будут различными.
- У малышей это чаще всего нарушения пищеварения и заболевания кожи (к примеру, атопический дерматит).
- У младших школьников — обострение бронхитов, астма.
- У подростков — головные боли, нарушения в работе ЖКТ (например, синдром раздраженного кишечника).
На психологическом уровне реакцией на стресс может выступать депрессия, усиление тревожности, страхов и других негативных эмоций, а также апатия, быстрая утомляемость, бессонница, нарушения поведения.