Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда понятия «гибкий» и «свободный график» не считают тождественными, понимая под «свободным» режим, кода учет осуществляется не по количеству отработанных часов, а по факту выполнения трудовой функции.
На что обратить внимание
1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.
Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.
По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.
При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.
2. Как разделить рабочий день (смену) на части
С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.
Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:
- трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
- пяти часов — для остальных водителей.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.
3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых
По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.
4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424
Требования Приказа № 424 не распространяются на:
- водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- водителей, занятых на международных перевозках;
- водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Учет рабочего времени
В соответствии с Трудовым кодексом, гибкий график является вариантом особого режима труда. Отработанное время при этом должно суммироваться. Чтобы производить суммирование рабочего времени, работодатель должен прежде определиться с периодом. Это может быть каждый день, неделя или месяц. Обеспечивается учет рабочего времени, как правило, при помощи фиксации моментов, когда сотрудник приходит на рабочее место и покидает его. Это всевозможные системы электронных пропусков, безопасности и прочие современные варианты классических «вертушек» на проходных предприятий.
График может быть установлен для одного или нескольких сотрудников, но можно предусмотреть его и для целого отдела. Если гибкий график водится для всего подразделения, то должны быть внесены изменения в договор с каждым сотрудником, в правила внутреннего распорядка и в прочие нормативные акты, в которых описывается режим труда.
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление автобусом | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление автобусом | 17:15 | ||||||
Перерыв | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление автобусом | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление автобусом | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление автобусом | 20:00 | 00:30 | |||||
Послерейсовый осмотр | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Междусменный отдых | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Рабочее время, ч | 10,5 | 10 | 8 | 11 | 6 |
Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.
Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.
ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.
Время работы водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.
Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.
В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.
При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.
Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
- водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
- водителям аварийных служб;
- водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
- водителям на инкассаторских автомобилях;
- перевозки на легковых такси;
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
- водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Чем грозит нарушение режима?
Соблюдение режима труда и отдыха водителей как выполнение мер по обеспечению безопасности дорожного движения является одним из требований законодательства. В частности, организации и предприниматели, эксплуатирующие ТС, обязаны, помимо прочего, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха водителей (п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения ). Работодателям запрещается понуждать или поощрять водителей ТС к нарушению ими требований безопасности дорожного движения (п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения). Нарушение упомянутых норм законодательства квалифицируется как несоблюдение условий, установленных Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом . Нормами п. п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к которой привлекаются транспортные организации и предприниматели, в том числе не соблюдающие определенный режим рабочего времени и отдыха водителей ТС (Постановления ФАС СЗО от 07.03.2014 N А13-8530/2013, от 17.10.2013 N А13-2197/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N 08АП-1801/2014). Хотя, как правило, нарушение режима труда и отдыха — это не единственное нарушение, за которое привлекают к ответственности перевозчиков пассажиров.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
Можно констатировать, что режим труда и отдыха работников транспортных предприятий, особенно основного подразделения (водителей), играет важную роль не только в регулировании трудовых отношений, но и в деятельности самих предприятий, обязанных обеспечивать безопасность дорожного движения и граждан (пассажиров). Поэтому нужно уделять должное внимание соблюдению норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также других аналогичных отраслевых документов (в частности, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса ). Последний документ до сих пор действует в первоначальной редакции и применяется вместе с общими нормами трудового законодательства.
Режим гибкого рабочего времени для водителей
автор ответа,
Вопрос
Можно ли водителям прописать, что время начала и окончания работы устанавливается непосредственным руководителем? ЛНА у нас говорит о том, что временные рамки работы с 7 до 21, но по факту когда именно выйдет водитель, решает руководитель.
Ответ
Можно. Действующее трудовое законодательство не устанавливает запрета на установление гибкого режима рабочего времени для водителей.
В пределах переменного рабочего времени, когда трудовым договором определена только общая продолжительность рабочего дня (смены), работник вправе начинать и заканчивать работу по согласованию с руководителем (с сохранением за работодателем фактической возможности вести учет рабочего времени).
Обоснование
В соответствии с ч.1 ст.
100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательствоми иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.
Работнику может быть установлен режим гибкого рабочего времени в трудовом договоре.
Режим гибкого рабочего времени — это порядок организации рабочего времени, при котором начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон трудового договора (ст. 102 ТК РФ). При этом работодатель обязан обеспечить отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).
Действующее трудовое законодательство не устанавливает запрета на установление гибкого режима рабочего времени для водителей.
Режим гибкого рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с ч.1 ст. 100 ТК РФ, а если такой режим установлен конкретному работнику и отличается от общего режима рабочего времени, действующего у данного работодателя, — трудовым договором с указанным работником. Данные выводы следуют из ч.1 ст. 100, ч.4 ст. 189 ТК РФ.
При необходимости режим гибкого рабочего времени может быть введен уже после заключения трудового договора, например, после обращения работника с просьбой о его установлении. В случае согласия работодателя заключается дополнительное соглашение с указанием составных элементов режима гибкого рабочего времени.
После подписания соглашения работодатель издает приказ о введении в действие режима рабочего времени для конкретного работника или для целого подразделения. В основании приказа следует указать дополнительное соглашение с работником. Форму приказа работодатель вправе разработать самостоятельно.
В нем необходимо указать должность, фамилию, имя, отчество работника (или работников подразделения, сектора, отдела), которому устанавливается такой режим, дату введения режима в действие, фиксированное и переменное время, время перерыва для отдыха и питания, продолжительность учетного периода.
С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, водителю возможно установить гибкий режим рабочего времени — плавающее время начала и окончания рабочего дня или только продолжительность рабочего дня.
Действующее трудовое законодательство не содержит обязательного требования устанавливать работнику, работающему на условиях гибкого режима рабочего времени, фиксированное время присутствия на рабочем месте.
В пределах переменного рабочего времени, когда трудовым договором определена только общая продолжительность рабочего дня (смены), работник вправе начинать и заканчивать работу по согласованию с руководителем с сохранением за работодателем фактической возможности вести учет рабочего времени.
На вопрос отвечала: И.В. Тарасова,ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон» |
Как прописать в трудовом договоре — образец
Скользящий график может устанавливаться работнику как при приеме на работу путем детализации в индивидуальном трудовом соглашении, так и в процессе производственной деятельности путем издания соответствующего приказа руководителя и подписания дополнительного соглашения.
В трудовом договоре работника гибкий график прописывается в форме отдельных составных элементов:
- Временных обозначений начала и конца рабочего дня, на протяжении которых трудящийся самостоятельно принимает решение о начале и окончании выполнения работ;
- Фиксированный временной отрезок, в течении которого сотрудники с соответствующим режимом работы обязуются находиться в месте работы;
- Перерыв;
- Продолжительность периода и количества часов в нем, которые будут являться основанием для начисления заработной платы.
Ситуации, когда необходимо разделить рабочий день
На протяжении одного рабочего дня интенсивность работы может измениться. Например, с утра работы столько, что нет времени даже присесть. Но ближе к обеду заказов, звонков и прочего становится меньше. Одно дело, когда сотрудники просто сидят и нечего не делают, отсчитывая время до конца рабочего дня. И совсем другое, когда отправятся на несколько часов домой и выйдут на работу в то время, когда количество работы значительно увеличится.
Это не может быть случайным фактом. Такое должно происходить постоянно. Только так возникает необходимость внедрять разрывной график. Обычно подобные ситуации возникают в транспортных компания, в коммунальных службах у сотрудников авиационных компаний, на железной дороге и так далее. Поэтому в статье ТК точно указаны предпосылки для внедрения разрывного графика:
- специфика деятельности;
- работа различная по интенсивности, которая меняется на протяжении дня;
- в компании действует специальное постановление, принятое по профсоюзной линии;
- невозможность осуществлять обязанности из большого количества людей (например, уборщица в офисе, в отделении банка, в магазине и так далее).
Суммированный учет рабочего времени
Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:
- В том случае, когда водителю нужно дать возможность доехать до места отдыха или завершить перевозку.
- Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
- Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.
В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:
- Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
- Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).
При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.
Могу ли я установить водителю гибкий режим работы
Режим гибкого рабочего времени – форма организации рабочего времени сотрудника, при которой начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня или смены определяется по соглашению между сотрудником и работодателем. При этом работодатель обязан обеспечить отработку сотрудником необходимого количества рабочих часов в учетном периоде.* Об этом говорится в статье 102 Трудового кодекса РФ.
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Рабочее время водителей
Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.
График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто. Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля 2021 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2021 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.
Разновидности гибкого графика работы
Режим работы при гибком графике работы — это такой вариант организации времени труда, при котором отдельные сотрудники или коллективы предприятий могут (в установленных пределах) трудиться в условиях саморегулирования начала, окончания и длительности рабочего дня.
При применении рассматриваемого режима обязательно необходимо отработать определенное законом суммарное число рабочих часов на протяжении учетного периода (дня, недели, месяца и др.).
Элементы, из которых состоит режим, следующие:
- изменяющееся (гибкое) время в начале (конце) дня работы (смены), в рамках которого сотрудник имеет право (по своему усмотрению) начать и закончить работать;
- фиксированное время — период, на протяжении которого в обязательном порядке находятся на рабочем месте те, кому определен график гибкого трудового времени;
- перерыв (для еды), длительность которого по факту не входит в рабочее время;
- длительность (тип) периода учета, которая устанавливает то время, в течение которого сотрудник обязан отработать установленную законодателем норму времени (это может быть день, неделя, месяц и т. п.).
Возможными вариантами режима, которые зависят от длительности периода учета, являются:
- период учета, приравненный к рабочему дню (длительность, установленная законодателем, отрабатывается полностью в тот же день);
- период учета, приравненный к неделе (длительность недели, установленная в часах работы, отрабатывается в полном объеме на этой неделе);
- период учета, приравненный к месяцу (определенная норма часов отрабатывается в полном объеме в данном месяце).
Иногда как учетный период используются:
- декада;
- квартал;
- иные приемлемые для предприятия варианты режима.
Какие проблемы организации решает
Использование гибкого графика дает возможность не допустить ошибок, традиционных для обычной управленческой формы, а также поднять рейтинг компании в глазах ее сотрудников.
Для организации существует целый перечень положительных моментов, важных для внедрения системы:
- исключение опасности потери рабочего времени из-за отсутствия, опоздания или самовольного ухода сотрудника в течение дня (автоматическое ведение учета рабочего времени);
- недопущение сверхурочной работы;
- исключение случаев опозданий;
- повышение уровня лояльности и ответственности сотрудников по отношению к организации;
- удобный вариант для категорий работников, которые не имеют возможности трудиться в обычное время;
- помощь в максимально целесообразной организации процессов предприятия;
- повышение дисциплины;
- оптимальное соотношение между личными, экономическими и социальными интересами сотрудника и предприятия.
Например, гибкий график может быть установлен сотрудникам, выполняющим работы по устранению аварий и повреждений средств связи, работникам радиостанций, телевизионных центров, ретрансляционных телевизионных станций и др (приказ Минсвязи России от 08.09.2003 № 112).
Во втором случае мы рекомендовали бы взять заявление (см. образец справа) от работника с просьбой установить желательный для него график работы. Затем следует подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать условие о ГРВ, а также конкретно указать график работы. На основании такого дополнительного соглашения работодатель издает приказ в свободной форме, в котором указывает дату (период) установления работнику ГРВ, разрешенный график работы, а также лицо, которое обеспечивает еженедельный учет рабочего времени сотрудника.
Если же предприятие в силу специфики имеет круглосуточный режим труда и сменные графики, часы труда все равно чередуются с плавающими выходными. На основании ст.104 ТК РФ в компании ведется суммарный учет отработанного времени с целью соблюдения нормы отработанных часов в порядке исполнения ст.91 ТК РФ. А вот обеденные перерывы при таком графике не предусмотрены. Но на основании ст.108 ТК РФ руководство обязано предоставить возможность для отдыха и приема пищи в течение трудовой смены без ущерба для производственного процесса.
То есть с целью рационального использования и рабочего времени, и находящихся во владении ресурсов, а также в зависимости от особенностей отрасли можно установить так называемый свободный график труда, но с условием выработки 40 часов в неделю либо суммарной нормы часов за квартал или полугодие.