Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сочинение-описание внешности человека». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Метод словесного портрета используется в криминалистическом описание внешнего облика людей. Он включает описание признаком (анатомия, функциональные и сопутствующие признаки). Также в этом процессе происходит определение пола, возраста, национальности, рассматривается в целом фигура и голова.
Примеры описания человека по методу словесного портрета
О Р И Е Н Т И Р О В К А
на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.
По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50…55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.
При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.
О Р И Е Н Т И Р О В К А
на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.
По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20…22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.
При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.
Какие слова использовать для описания человека?
Рассказывая о внешности человека, можно отметить следующие характеристики:
- Рост: низкий, средний, высокий;
- Фигура: стройная, изящная, худощавая, полная, спортивная, худая, хрупкая, гибкая, приземистая;
- Поза: напряжённая, расслабленная, удобная, неестественная, величественная, вальяжная, наигранная, театральная, самоуверенная;
- Лицо:круглое, овальное, бледное, загорелое, румяное, выразительное, вдумчивое, взволнованное, виноватое, восхищённое, встревоженное, добродушное, задумчивое, заинтересованное, испуганное, изумлённое, мужественное, разочарованное, рассеянное, решительное, серьёзное, сосредоточенное;
- Лоб: высокий, низкий, средний, широкий, узкий, квадратный, прямой, овальный, открытый;
- Брови: прямые, дугообразные, широкие, узкие, тёмные, светлые, густые, длинные;
- Глаза: большие, средние, маленькие, карие, чёрные, голубые, серые, зелёные, жёлтые, бирюзовые, изумрудные, тёмные, бездонные, искрящиеся, лучистые, вопрошающие, восторженные, восхищённые, грустные, добрые, доверчивые, изумлённые, изучающие, хитрые;
- Взгляд: пристальный, насмешливый, грустный, надменный, задумчивый, равнодушный, мечтательный, презрительный, печальный, проницательный, лучистый, печальный, серьёзный, лукавый;
- Нос: вздёрнутый, прямой, большой, маленький, крупный, прямой, закруглённый, заострённый, широкий;
- Губы: крупные, маленькие, нитевидные, крупные, поджатые, тонкие, широкие;
- Зубы: крупные, мелкие, белоснежные, ослепительные;
- Подбородок: выступающий, большой, маленький;
- Уши: большие, маленькие, оттопыренные, проколотые;
-
Волосы: длинные, короткие, светлые, золотистые, тёмные, каштановые, рыжие, русые, чёрные, блестящие, выгоревшие, вьющиеся, волнистые, кудрявые, непослушные, густые, пышные, тонкие, прямые, распущенные, собранные в хвост/пучок, заплетённые в косу;
Действия: рассыпаются, развеваются, блестят, кажутся, ниспадают, струятся, сверкают, напоминают, придают, делают, сияют, торчат, выбиваются; -
Прическа: высокая, гладкая, аккуратная, пышная, красивая, элегантная, небрежная, необычная, изысканная;
Действия: выглядит, открывает, подчеркивает, придает, смотрится; -
Настроение: хорошее, праздничное, прекрасное, приподнятое, подавленное, тревожное, мечтательное, бодрое, боевое, грустное, беззаботное, шутливое, превосходное, замечательное;
Действия: царит, передаётся, соответствует; -
Одежда: праздничная, повседневная, спортивная, белая (чёрная и т.д.), верхняя, тёплая, тёмная, яркая;
Действия: выглядит, подчёркивает, напоминает, отличается, смотрится, контраститрует.
Действия, которые совершает тот, кто запечатлён на фотографии: стоит, выходит, сидит, улыбается, смотрит, оборачивается, лежит, открывает, находится.
Создавая словесное изображение, следует обратить внимание на детали (очки, браслеты, кольца, серьги, сумка/рюкзак), можно указать их размер, цвет, форму.
В заключение хочу отметить, что на устном собеседовании не нужно описывать человека во всех подробностях, особенно если на снимке запечатлена группа людей, но обязательно следует рассказать о чертах лица, фигуре, позе, одежде, индивидуальных особенностях каждого.
Описание тела человека в словесном портрете
В последующем словесный портрет включает описания функций организма, включая сопутствующие признаки и элементы, а также описывает функциональные признаки внешности человека.
Плечи: узкие, средние, широкие, горизонтальный, приподнятый, опущенный.
Спинка: тонкая, средняя, широкая, вогнута, выпуклая.
Грудь: узкая и средняя по ширине.
Руки: короткие, средние, тонкие, толстые.
Ноги:
- По размеру – короткие, средние, длинные, тонкие.
- Они имеют форму прямых, овальных, а также О –образных, Х -образных.
Правила словесного описания внешнего облика человека
Методика систематизированного описания признаков внешности и функциональных особенностей человека в целях его идентификации, получившая название «словесный портрет», широко применяется в современной практике работы правоохранительных органов.
В основе названной методики лежат положения об относительной неизменности, индивидуальности сочетания многих признаков, характеризующих особенности строения тела человека и его функциональные характеристики, а также их достоверное отображение. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Хотя внешний облик человека постоянно меняется, в каждый определенный период жизни совокупность признаков его внешности неповторима.
История развития методов фиксации признаков внешности человека и его розыска по описаниям уходит в глубокую древность. Описания признаков внешности человека встречаются в папирусах судебных материалов птолемейского (305-30 гг. до н.э.) и римского периодов Египта, возраст которых более 2000 лет. В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов лица.
Словесный портрет как метод описания внешних признаков человека для целей розыска и отождествления был разработан и систематизирован в конце XIX в. Альфонсом Бертильоном (Франция). Этот период был отмечен ростом преступности во всех странах мира, что и предопределило совершенствование системы регистрации и поиска преступников.
В России в XX в. разработкой метода словесного портрета занимались Н.С. Бокариус, С.М. Потапов, З.И. Кирсанов, П.Г. Орлов, В.А. Снетков, А.М. Зинин и др.
Человека индивидуализируют не только особенности строения отдельных частей тела, но и функциональные особенности (походка, мимика, жестикуляция и т.п.), устойчивые привычки, выработанные им в процессе определенной деятельности, а также предметы одежды, обуви, украшений и других вещей, которые он использует. Иными словами, под личностью как объектом идентификации понимают всю совокупность признаков, присущих определенному человеку и отличающих его от всех прочих людей.
Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы собирания, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и расследования преступлений.
Многочисленные и разнообразные признаки внешнего облика человека делятся на две основные группы: собственные и сопутствующие.
Собственные признаки внешности неотъемлемо принадлежат конкретному человеку, а сопутствующие только дополнительно характеризуют его внешний облик. По ним судят о поле, возрасте, походке, осанке, привычках и, ориентировочно, о социальном положении человека.
Собственные признаки внешности человека, в свою очередь, подразделяются на:
- общефизические (возраст, рост);
- демографические и антропологические (пол, раса, национальность, народность, этническая группа);
- анатомические (морфологические) признаки наружного строения тела человека и его частей;
- функциональные признаки, обусловленные спецификой проявления жизненно важных функций человеческого организма (осанка, походка, артикуляция, жестикуляция, мимика, голос, речь, привычки).
Сопутствующие признаки характеризуют части внешнего оформления личности. Они выражаются в одежде, обуви, головном уборе, предметах личного обихода и украшениях.
Признаки внешности условно подразделяются на группы, что способствует конкретизации восприятия облика человека и более точному и всестороннему описанию внешности.
К ним относятся:
- общие — наиболее крупные, заметные;
- частные — детали общих признаков;
- постоянные — присущие человеку со дня рождения и в течение всей его жизни;
- временные — могущие возникать и исчезать (волосяной покров, бородавки, зубы и пр.);
- необходимые — обязательно присущие людям определенной группы (волосяной покров на лице у мужчин);
- случайные (родимые пятна, бугорки на коже).
Выделяются также:
- естественные — присущие человеку от рождения или появляющиеся с возрастом (морщины и пр.);
- искусственные — появляющиеся в результате сознательного или непроизвольного изменения человеком своей внешности;
- патологические — вызванные нарушением нормального строения элементов внешности вследствие заболевания.
При описании внешности по методу словесного портрета должны выполняться следующие основные правила:
- оптимальная полнота описания;
- употребление единой специальной терминологии;
- последовательность описания.
Оптимально полное описание должно удовлетворять его назначению, то есть использованию для розыска и отождествления конкретного человека. Например, описание внешности без вести пропавшего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружения трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приметы погибшего с приметами без вести пропавшего.
Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.
Соотношение характеристики человека и описания его внешности
Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.
Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.
Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.
Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.
Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.
Перечень черт личности
Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:
Система отношений | Присущие черты индивидуума | |
Плюсовые | Минусовые | |
К собственной личности | Привередливость | Снисходительность |
Самокритичность | Самовлюбленность | |
Кротость | Хвастливость | |
Альтруистичность | Эгоцентризм | |
К окружающим людям | Общительность | Замкнутость |
Благодушие | Черствость | |
Искренность | Лживость | |
Справедливость | Несправедливость | |
Содружественность | Индивидуализм | |
Чуткость | Черствость | |
Учтивость | Беспардонность | |
К работе | Организованность | Расхлябанность |
Обязательность | Бестолковость | |
Исполнительность | Неряшливость | |
Предприимчивость | Инертность | |
Трудолюбие | Ленивость | |
К предметам | Экономность | Расточительство |
Тщательность | Нерадивость | |
Опрятность | Халатность |
Что такое типичность и индивидуальность
В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.
Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.
Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.
Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:
Положительное | Отрицательное |
Холерик | |
Активность | Несдержанность |
Энергичность | Вспыльчивость |
Общительность | Агрессивность |
Решительность | Раздражительность |
Инициативность | Грубость в общении |
Импульсивность | Неустойчивость поведения |
Флегматик | |
Настойчивость | Низкая активность |
Работоспособность | Медлительность |
Спокойствие | Малоподвижность |
Выдержанность | Необщительность |
Надежность | Индивидуализм |
Добросовестность | Ленивость |
Сангвиник | |
Общительность | Неприятие монотонности |
Активность | Поверхностность |
Доброжелательность | Отсутствие настойчивости |
Приспосабливаемость | Плохая усидчивость |
Жизнерадостность | Легкомыслие |
Смелость | Опрометчивость в поступках |
Находчивость | Неумение сосредотачиваться |
Меланхолик | |
Чувствительность | Замкнутость |
Впечатлительность | Низкая активность |
Исполнительность | Необщительность |
Сдержанность | Ранимость |
Сердечность | Застенчивость |
Аккуратность | Плохая работоспособность |
Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.
Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.
Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.
Выработанные на протяжении более чем ста лет научные методы криминалистического учения о признаках внешности человека могут успешно использоваться в целях розыска скрывшихся установленных и неизвестных преступников, поиске без вести пропавших лиц, установлении личности неопознанных трупов, идентификации личности по различным объективным отображениям и учетным данным. Необходимость в идентификации личности может возникнуть и в гражданском процессе, например, при опознании людей, явившихся после длительного безвестного отсутствия, при розыске ответчиков, уклоняющихся от уплаты алиментов и т.д.
Научные основы использования признаков внешности человека для раскрытия и расследования преступлений заложил французский криминалист А. Бертильон1. В 70-е гг. XIX в. он предложил систему описания примет преступников в регистрационных целях, где каждый элемент внешности получал точное определение и обозначение. Постепенно, с использованием достижений анатомии, антропологии, психологии, физиологии, морфологии, судебной медицины и других наук, а также с учетом следственной, оперативно-розыскной и экспертной практики, в криминалистике сформировалось учение о внешности человека — габитоскопия.
Габитоскопия (от лат. habitus – внешний облик человека, его конституция, телосложение, и греч. skopeo – рассматривать), или габитология — раздел криминалистики, изучающий элементы и признаки внешности человека, отображения его облика, используемые в розыскной и следственной практике, специальные технико-криминалистические средства и методы собирания данных об облике человека, особенности проведения криминалистической портретной экспертизы2.
Знание основных положений криминалистического учения о признаках внешности человека является необходимым для сотрудников всех служб органов внутренних дел. В директивных документах и многих нормативных актах МВД РФ неоднократно отмечалось низкое качество использования методики словесного портрета в оперативной и следственной работе, указывалось на необходимость постоянной работы по привитию сотрудникам милиции устойчивых навыков получения, преобразования и использования информации о внешности преступников, скрывающихся от следствия и суда.
Результативность расследования очень часто зависит от успешного отождествления неизвестных лиц, включая убитых. В то же время решение этой задачи нередко весьма затруднено, особенно при расследовании последствий чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, террористических актов, аварий на производстве, транспортных катастроф и пр.). Это объясняется закрытостью деятельности ведомственных органов, задействованных в работе по установлению жертв чрезвычайных происшествий, неоправданной кремацией неизвестных погибших, неиспользованием современных методик по опознанию личности и экспертному отождествлению.
Целью работы является изложение общих положений криминалистической идентификации личности по признакам внешности, раскрытие методики описания признаков внешности человека, характеристика криминалистической портретной экспертизы.
Сочинение Моя бабушка (описание внешности)
Зинаида Павловна молча стояла у окна и гладила через приоткрытую створку старого рыжего кота, который грелся на ласковом, последнем в этом году, осеннем солнышке.
Эта женщина, невзирая на свой далеко не юный возраст, выглядела прекрасно. На ее смуглой и грубой коже лица ютились коричневатые веснушки, а морщинки были похожи на усы котенка. Когда она улыбалась, ее глаза практически прятались среди морщин, но все равно они сияли. Все видели сияние и блеск ее глаз. А глаза ведь у нее были зелено-желтые, красивые и яркие, словно спелый крыжовник, а еще — большие и добрые.
Руки ее были «уставшие»: эти руки не намазывались ароматными кремами каждый день, но именно этими руками были приготовлены самые вкусные в мире пироги с капустой и грибами. Кожа на ее руках была слегка потрескавшаяся и грубая от работы. Ведь Зинаида Павловна никогда не боялась тяжелой работы в доме, в поле или на огороде, не боится и сейчас, хотя, наверное, уже стоило бы.
Женщина эта очень миниатюрная, невысокая и худенькая. Если бы не возрастная сутулость, со спины ее можно было бы принять за девчонку. Но ведь эта хрупкая женщина родила и вырастила 3-х детей и воспитала 5-ть внуков. Шестого ждет и обязательно дождется. А как задорно она смеется! Любой позавидует.
Сиреневый в мелкий цветочек платок с бахромой скрывает под собой ее короткие пепельные волосы, которые когда-то были черными, как смола, и кудрявыми. Я так люблю наблюдать, как она снимает платок, включает радио на стене и расчесывает свои гладкие волосы большим деревянным гребнем перед зеркалом. В такие минуты она как будто снова становится молодой. Ей еще ведь жить и жить. А как иначе?
Зинаида Павловна поворачивается ко мне и говорит своим тихим и таким невероятно добрым и спокойным голосом. Говорит о сегодняшней хорошей погоде, о том, что кот, наверное, прихворал и о том, что пироги в печи уже давно остывают. А я искренне улыбаюсь и крепко-крепко ее обнимаю. Потому что эта милая женщина — самая лучшая и самая красивая во всем мире. Зинаида Павлова – моя любимая бабушка.
Другие сочинения: ← Что делает человека человеком↑ ЧеловекВсегда ли любовь делает человека счастливым →
Правила описания человека по методу словесного портрета
Упорядоченное описание проводится по разработанным криминалистикой правилам описания внешности человека. Они основаны на таких принципиальных положениях, как системность отражения признаков, т.е. последовательное описание всех разработанных криминалистикой групп признаков внешности человека (общефизических, признаков строения отдельных элементов внешности, функциональных и т.д.), полнота их описания (отражение по возможности наибольшего количества признаков внешности человека), использование единой терминологии, и заключаются в следующем.
1. В ходе составления упорядоченного описания последовательно отражаются:
- анатомические признаки внешности человека: пол, возраст, национальность, рост, телосложение, а также признаки строения отдельных элементов внешности человека, например: при описании головы описываются её высота (средняя, большая или малая), форма (округлая, куполообразная, килевидная и т.д.), отмечаются особенности и т.д.;
- функциональные признаки, такие, как осанка, походка, жестикуляция и т.д.,
- сопутствующие признаки, например: одежда, аксессуары и т.д.;
- особые приметы, например: наличие горба, постоянное ношение парика и т.д.
2. Любой из элементов внешности описывается по следующей схеме: от общего — к частному и сверху вниз, например: при описании лица сначала приводится характеристика лица в целом (общая конфигурация, полнота, черты лица в целом), далее отмечаются признаки волосяного покрова головы (длина волос, линия роста волос, густота, вид и т.д.), затем последовательно описываются признаки, характеризующие лоб, брови, глаза и т.д.
3. В описании при необходимости используются названия геометрических линий (прямая, выгнутая и т.д.) и фигур (овальная, прямоугольная и т. д.).
4. Размеры описываемых элементов должны рассматриваться и описываться относительно других элементов внешности и характеризоваться по ширине, длине, высоте, глубине, количеству и т.д.
5. Взаиморасположение элементов внешности, их положение определяются относительно вертикальных или горизонтальных плоскостей тела (вертикальное, наклонное, горизонтальное и т.д.).
6. При описании цвета глаз, волос и других анатомических особенностей внешности человека (пигментных и родимых пятен, родинок, прыщей и т.д.), а также сопутствующих признаков используют колористическую (цветовую) терминологию, например: красные прыщи, черные брови, рыжие волосы, черные брюки и т.д.
7. При описании применяют единые общепринятые в методе словесного портрета понятия и термины. Существенную помощь в этом может оказать классификация анатомических и общефизических элементов признаков внешности человека с унифицированной терминологией словесного портрета, разработанная специалистами ВНИИ МВД СССР.
8. Элементы внешности отражаются в ракурсах вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль), в положении стоящего во весь рост человека, со спокойными чертами лица, взглядом, устремлённым вперёд.
В соответствии с указанными правилами и с учетом, особенностей описания выявленных признаков составляется словесный портрет человека.
Пол: мужской, женский.
Возраст. Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.
Национальность. Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).
Рост. По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).
Телосложение. Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.
Осанка. При описании этого признака необходимо отразить привычное положение головы и тела человека. При этом голова может быть отклонена вправо или влево либо откинута назад, втянута в плечи. Осанка может быть охарактеризована как сутулая, прямая, сгорбленная и т.д.
Походка. Описывается по размеру шага (длинный, короткий), ширине шага (широкая или узкая расстановка ступней, их постановка при ходьбе — носами внутрь, параллельно или наружу), темпу (медленный, быстрый), виду (мягкая, тяжёлая, семенящая, вразвалочку и т.д.). Особенности походки (хромота, приволакивание ноги, шарканье ног и пр.), положение рук (размахивание рук и т.д.) при ходьбе также отражаются в описании.
Жестикуляция. Отмечаются особенности движения рук (перебирание четок, края одежды, носовою платка) или ног (притопывания пяткой ноги или постукивание носком ноги и т.п.), сопровождающие речь человека или выражение им каких-либо чувств.
Мимика. При ее описании отражается наиболее привычный и наиболее яркий способ выражения тех или иных чувств мимическими мышцами лица (ухмылка, поджимание губ, прищуривание глаз и т.п.), а также проявления мимики, вызванные некоторыми болезнями (например, тик).
Голос. Может быть охарактеризован с точки зрения его громкости, чистоты (звонкий, глухой и т.п.), особенностей звучания (сиплый, хриплый, басовитый и т.п.).
Речь. При ее описании отмечают словарный запас, стиль, дикцию, физические недостатки говорящего (гнусавость, шепелявость, картавость, заикание и т.п.), диалект (оканье или аканье т.п.), владение иностранными языками, музыкальные способности, употребление жаргонных слов и т.д.
Существенное идентификационное значение могут иметь и другие выявленные функциональные признаки внешнего облика человека, например, артикуляция, привычки и пр.
Одежда. При описании одежды необходимо указать признаки, которые возникли при ее изготовлении, а также в процессе использования. Признаками изготовления являются, например: вид, фасон, назначение одежды, размер, цвет, качество материала, вид застежек, дополнительная отделка и пр. При ношении одежды возникают признаки, характеризующие степень ее изношенности: потертости, разрывы, изменения первоначального цвета, следы ремонта и переделки, а также грязевые пятна, устойчивые складки, заломы, метки и т.п.
Обувь. Схожие с одеждой признаки имеет обувь и описывается по тем же критериям.
Аксессуары. Прежде всего — это предметы, которые носятся их владельцами не постоянно, а с той или иной степенью периодичности — зонты, сумки, мобильные телефоны, ремни, украшения, часы, четки и пр. Тем не менее, идентификационная значимость этих признаков существенна, т.к. позволяет порой, помимо дополнения внешнего облика их владельца, выявления индивидуальных особенностей личности, устанавливать по ним и другие обстоятельства события преступления либо условия исчезновения разыскиваемого лица и т.д.
- Габитоскопия
- Субъективный портрет
- Словесный портрет — пример составления
Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.
Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:
- о применении стандартизированной терминологии;
- о соблюдении последовательности в описании;
- о максимальной полноте;
- об описании в анфас и в правый профиль;
- описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
- об описании, при котором выделяются особые приметы.
На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, – это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.
Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина – короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет – светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.
Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.
Психологический портрет личности: как составить, примеры и образцы написания
Эта характеристика позволяет понять человека лучше, чем годы близкого общения. Причина в том, что наше представление о собственном характере сильно искажено. Мы что-то думаем о себе, своих вкусах и способностях и рассказываем это близким людям. Но психологический портрет человека содержит гораздо более точную информацию, скрытую от него самого.
Психологический портрет – это мощный инструмент, который позволяет:
- Лучше понять себя. Наши представления о собственном характере бывают ошибочными. В кризисных ситуациях мы часто обнаруживаем, что ведём себя не так, как планировали. Мы не понимаем многих особенностей собственного поведения. И данный инструмент позволяет разобраться со всеми этими несоответствиями.
- Выбрать профессию или хобби. Тесты на профориентацию придумали не просто так. Это разновидность психологического портрета, направленная на определение интересов, склонностей и способностей человека. Подобные тесты можно проходить и в 30, и в 40 лет. Даже если вы не готовы менять профессию, возможно, найдёте интересное хобби.
- Определить совместимость с партнером. Каждый из нас старается быть лучше для своей «половинки». Но отношения будут более стабильными и предсказуемыми, если сразу учесть все особенности характеров. Сопоставление психологических портретов позволяет оценить перспективность отношений и заведомо продумать тактику решения конфликтных и спорных ситуаций.
- Определить лучшего кандидата на должность. Большинству работодателей нужны не просто первоклассные специалисты, но и хорошие, общительные и неконфликтные люди. В определенных сферах важно умение справляться с кризисными ситуациями и прочие способности. Поэтому полезно изучить психологический портрет кандидата при приеме на работу.
- Эффективнее общаться с клиентом или партнером. Хорошее понимание клиента или партнера позволит выбрать более точную тактику ведения переговоров или проведения презентации.
Под способностями подразумевают совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять различные виды деятельности. Подразумеваются не приобретенные навыки и знания, а способность получать их и овладевать новыми видами деятельности. В данном контексте рассматривают также склонности (мотивационный компонент деятельности) и одаренности (врожденное или полученное в детстве сочетание способностей).
Эмоции – это ответ нервной системы на внешние события. Эмоциональность человека напрямую зависит от темперамента, но определяется и другими факторами.
Это совокупность психических процессов, позволяющих человеку максимально точно оценивать ситуацию и принимать рациональные решения. Интеллектуальность – очень сложная характеристика с большим количеством составляющих. Часто человек, выглядящий глупым, может принимать достаточно точные и взвешенные решения.
Средство художественной характеристики
Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.
У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.
Внешний вид — зеркало профессий и увлечений
Впервые увидев человека, мы неосознанно или нарочито оцениваем его умение подать себя с помощью внешнего вида. Большинство людей стремится подобрать себе одежду, обувь и прическу согласно своему внутреннему миру.
Профессия накладывает свой отпечаток на внешний вид личности. Если перед нами мужчина в строгом классическом костюме или дама, официально одетая, то можно сделать вывод, что это офисные работники со своим дресс-кодом. Такой образ дает окружающим понять, что перед ними ответственные, скурпулезные специалисты.
Именно по этой причине психологи советуют тем, кто собирается трудоустроиться, грамотно подобрать гардероб, прежде чем явиться на собеседование к работодателю. А что можно сказать о юном создании, чьи волосы, макияж, обувь и одежду вы видите в неизменно черных, немного зловещих тонах?
Правильно! Перед нами представитель готического течения. Одежда, прежде всего, призвана выражать уникальность. Поэтому именно представитель готов демонстрирует окружающим свое увлечение и душевный настрой. Такой образ выделяет личность из толпы и дает понять, что человек находится в поиске, готов меняться и выходить на другой уровень в своем развитии.
Творческие личности чаще, чем другие используют в своем гардеробе одежду, отличающуюся от общепринятых норм своей оригинальностью. А если наряд еще дополнить различными аксессуарами, то человек и вовсе выглядит необычно. Обладатель такого внешнего облика подчеркивает свою неординарность.
Действительно ли внешний вид помогает нам охарактеризовать личность? Это спорный вопрос. Если человек одет с иголочки, имеет презентабельный вид, то это еще не значит, что он так же основателен и уверен, как пытается это выразить. Бывает, что за такой эпикировкой скрывается ранимая колеблющаяся личность.
В другой ситуации, ничего не выражающая одежда может вызвать ложное впечатление о человек. А в действительности он окажется весьма незаурядной личностью. Кстати, многие публичные люди могут скрываться таким образом от поклонников.
Что относится к анатомическим признакам человека?
Описание внешности человека — вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: «Описание внешности человека».
К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.
По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается «обложкой», которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.