Срок обжалования решения суда по административному делу кассация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок обжалования решения суда по административному делу кассация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 319 КАС РФ определен порядок подачи кассационных жалобы, представления. Часть 1 данной статьи содержит положение, в точности аналогичное тому, которое закреплено в ч. 1 ст. 377 ГПК РФ и согласно которому (в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ) кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Правило ч. 1 ст. 377 ГПК РФ совершенно иное, нежели правило ст. 297 данного Кодекса о порядке подачи апелляционных жалобы, представления: апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Комментарий к ст. 319 КАС РФ

Положения ч. 2 ст. 319 КАС РФ устанавливают правила подсудности, в соответствии с которыми подаются кассационные жалоба, представление. В случае если кассационные жалоба, представление поданы с нарушением этих правил подсудности, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 321 данного Кодекса кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу.

Положения ч. 2 ст. 319 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями ч. 2 ст. 377 ГПК РФ, которыми (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ) предусматривалось, что кассационные жалоба, представление подаются:

1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в СКАД ВС России, СКГД ВС России;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в СКДВ ВС России.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ из п. 3 изложенной части исключено указание на СКАД ВС России.

Как разъяснено в п. 84 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, по смыслу п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 319 КАС РФ кассационные (частные) жалобы, представления на решения и определения районных судов, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (далее — областные или равные им суды), вынесенные ими в качестве судов первой инстанции и подлежащие обжалованию в апелляционном порядке в том же суде, а также на апелляционные определения областных или равных им судов подаются в СКАД ВС России, если соответствующие судебные акты были обжалованы в президиум областного или равного ему суда.

Часть 3 ст. 319 КАС РФ содержит нововведение о возможности подачи кассационных жалобы, представления и прилагаемых к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это положение (как и иные положения данного Кодекса, предусматривающие электронный документооборот с использованием сети Интернет) в соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2017 г.

Кто может подать кассацию по административному делу?

Разрешение дел об административных правонарушениях по существу осуществляется путем полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств по делу. Правом на подачу кассации наделены участники административного разбирательства, а именно:

  • лицо, привлеченное к ответственности и его защитник. В качестве защитника может быть допущен Уполномоченный при Президенте РФ в случае, если совершено правонарушение в области предпринимательской деятельности
  • потерпевший и его представитель
  • законные представители физических и юридических лиц
  • прокурор
  • должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление или направившим дело в суд (в случае вынесения решения судьей)

Порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Жалоба подается непосредственно в кассационный суд общей юрисдикции, который уполномочен ее рассмотреть. Решения арбитражных судов по административным делам, которые вступили в законную силу, могут быть рассмотрены Верховным судом РФ только в том случае, если были испробованы все прочие способы обжалования в арбитражных судах.

Пакет документов подается в суд нарочно или направлена дистанционно. При нарочном вручении потребуется дополнительный экземпляр кассации, на котором канцелярия суда сделает отметку о приеме документов.

Дистанционно кассация может быть подана путем направления:

  • заказным письмом почтой
  • иной курьерской доставкой
  • а также в электронной форме, для которой потребуется пройти процедуру идентификации личности

Как подать: основные правила

Ст. 319 КАС РФ регламентирует вопрос о том, как подать кассационную жалобу по административному делу. Основное правило заключается в том, что такая жалоба подается через суд, который рассматривал административное дело по первой инстанции.

Помимо традиционного способа направления жалобы и приложений к ней в суд почтовым отправлением или нарочным, процессуальное законодательство (ч. 3 ст. 319 КАС РФ) предоставляет возможность отправки посредством электронной формы на официальном сайте суда. Для этого заявителю необходимо иметь авторизованную учетную запись на сайте государственных услуг.

Компетентный судебный орган, которому должна быть адресована рассматриваемая жалобу, определяется в соответствии с ч. 2 ст. 319 КАС РФ. По новым процессуальным правилам в России теперь существует только 2 кассационные инстанции: кассацтонные суды общей юрисдикции и соответствующая судебная коллегия Верховного Суда РФ.

Кассационная жалоба представляет собой заявление, составленное по определенным правилам в письменной форме.

Его может подать либо участник судебного разбирательства, либо любое лицо, чьи интересы были ущемлены или задеты вынесенным судебным постановлением.

Целью составления и подачи документа является изменение или отмена решения судебной или апелляционной инстанции.

Заявителю следует знать, что кассационная инстанция не проверяет доказательства по делу об административном правонарушении.

Ее задачей является выяснение, насколько обжалуемое судебное решение соответствует требованиям закона.

Причиной изменения решения нижестоящей судебной инстанции могут следующие выявленные в результате проверки обстоятельства:

Применение судьей норм закона Не подходящего к условиям конкретной ситуации
Принятие решения Идущего вразрез с опубликованными судебными прецедентами или рекомендациями Верховного Суда РФ
Игнорирование закона Применение которого требовала рассматриваемая ситуация
Неполный состав суда Отсутствие протокола, нарушение правил о языке, допущение грубых процессуальных ошибок

Людям, не погруженным в тонкости юриспруденции, может показаться, что кассационная и апелляционная жалобы ничем не отличаются друг от друга. Однако это не так.

Апелляция подается до вступления решения суда в силу, а кассационная жалоба оспаривает уже вступивший в законную силу документ.

Срок подачи кассационной жалобы

Подать кассацию можно в ограниченные законом сроки. Так, по гражданским делам этот срок составляет десять дней после судебного решения, по уголовным – семь дней, арбитражным – в течение 2-х месяцев (согласно статье 276 АПК) .

Под датой подачи кассационной жалобы понимается дата, указанная на штемпеле почты РФ, либо дата регистрации в канцелярии суда. Дата поступления документа – это дата регистрации жалобы канцелярией арбитража.

По ходатайству подающего кассацию, срок восстанавливается арбитражем. Ходатайство должно поступить в канцелярию суда не позднее полугода (6 мес.) после вступления в силу обжалуемого акта.

В качестве уважительных для пропуска 2-х месячных сроков причин на обжалование могут выступать: получение по почте копии судебного акта с просрочкой по вине суда; болезнь; длительная командировка или иные причины, которые привели к отсутствию заявителя по месту жительства.

Право кассационного обжалования

Предметом судебного контроля по КАС РФ является осуществление властных полномочий. Категория дел об административных правонарушениях относится к сфере регулирования КоАП РФ и рассматривается в предусмотренном им порядке.

Судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных кодексом (ст. 318 КАС РФ). Эта формулировка отличается от соответствующих статей ГПК, АПК. Например, определения суда 1-й инстанции обжалуются следующими способами:

  • в апелляционном порядке — в случае, если они исключают возможность движения дела (ст. 261, 313);
  • путем подачи частной жалобы (ст. 90).

Объектами кассационного обжалования могут являться решения судов первой инстанции и апелляционные определения региональных судов.

Субъекты обжалования перечислены в ст. 318 КАС:

  • административный истец, административный ответчик;
  • прокурор;
  • заинтересованные лица.

Важно! Кассатором может быть лицо, не участвовавшее в деле, интересы которого затрагиваются судебным актом (ч. 1 ст. 318).

Госпошлина за подачу жалобы

Рассмотрение кассационной жалобы облагается госпошлиной. Платежное поручение или квитанцию, подтверждающие ее уплату, необходимо приложить к жалобе при ее подаче.

Обратите внимание! Прикладывать необходимо оригинал платежного документа. При наличии ксерокопии жалоба будет считаться ненадлежащее оформленной и подлежит возврату заявителю (определение Мосгорсуда от 07.07.2016 № 4га-7826/2016).

Читайте также:  Гражданско правовой договор действие

Размер госпошлины за подачу жалобы определен в п. 9 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и составляет 150 руб. для физлиц и 3000 руб. для юридических лиц.

При одновременной подаче жалобы лицом, участвующим в деле, и третьими лицами, выступающими на одной стороне, последним уплачивать госпошлину не требуется.

Если лицо, подающее жалобу, имеет право на льготы в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, оно должно приложить подтверждающие документы.

Податель жалобы вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины. Этот вопрос разрешается судьей без вызова сторон.

Риски! Если к жалобе не будет приложен платежный документ или документы, освобождающие от уплаты госпошлины, жалоба будет возвращена без рассмотрения по существу.

Порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Жалоба подается непосредственно в кассационный суд общей юрисдикции, который уполномочен ее рассмотреть. Решения арбитражных судов по административным делам, которые вступили в законную силу, могут быть рассмотрены Верховным судом РФ только в том случае, если были испробованы все прочие способы обжалования в арбитражных судах.

Пакет документов подается в суд нарочно или направлена дистанционно. При нарочном вручении потребуется дополнительный экземпляр кассации, на котором канцелярия суда сделает отметку о приеме документов.

Дистанционно кассация может быть подана путем направления:

  • заказным письмом почтой
  • иной курьерской доставкой
  • а также в электронной форме, для которой потребуется пройти процедуру идентификации личности

Как подать кассационную жалобу по делам об административном правонарушении (КоАП РФ)

КУДА ПОДАТЬ КАССАЦИОННУЮ ЖАЛОБУ (КоАП РФ)

Жалоба подается непосредственно в кассационной суд общей юрисдикции, который будет рассматривать жалобу (ч.1 ст.30.14 КоАП РФ).
СРОК ПОДАЧИ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ
В КоАП РФ не установлен срок подачи жалобы на вступившие в законную силу решения судов.

СКОЛЬКО ЭКЗЕМПЛЯРОВ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ПОДАТЬ

Жалобу следует подать в том количестве, сколько лиц участвует в деле об административном правонарушении (п.4 ч.3 ст.30.14 КоАП РФ).

НУЖНО ЛИ ПРИКЛАДЫВАТЬ ОБЖАЛУЕМОЕ РЕШЕНИЕ

К жалобе необходимо прикладывать копии обжалуемых постановления по делу об административном правонарушении и решений судов (пункты 1 и 2 ч.3 ст.30.14 КоАП РФ).

ОСОБЕННОСТЬ ПОДАЧИ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ (КоАП РФ)

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации об этом не написано, но к жалобе следует прикладывать надлежащим образом заверенные решения судов, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Устранив недостатки, жалобу снова можно подавать в кассационный суд.

Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности / Правоведус

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления.

При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно.

Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии:

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Кассационная жалоба по административным делам

Административное дело отличается от уголовного более мягким наказанием, однако, нередко у сторон возникает недовольство вынесенным судебным вердиктом.

Для выхода из спорных ситуаций разработана кассационная жалоба по административным делам: кассационный документ, который требует пересмотра решения первой инстанции.

Обратиться с возражениями в следующие юридические инстанции можно только при вступлении решения суда в силу и подачи апелляции. Составить кассационную жалобу имеют право все участники процесса, в том числе третьи лица, которые также пострадали от несправедливого, по их мнению, вердикта.

Как написать апелляционную жалобу

Как и любое обращение, жалоба должна содержать:

  • наименование суда, в который она адресована. Напомним, что при обжаловании постановлений мирового суда в качестве получателя указывать нужно районный суд, а при несогласии с решениями районного суда – областной.
  • необходимо указывать свои данные, адрес проживания и телефон, можно также отразить и электронный адрес. Если решением затронуты чьи-то права, можно указать заинтересованное лицо (например, если обжалуется решение по признании законными действий ИФНС, нужно указать это ведомство);
  • в тексте лаконично и понятно указать, какое решение было принято и почему вы с ним не согласны;
  • желание участвовать в разбирательстве во второй инстанции или, если это допускается, указать возможность рассмотрения проблемы без вашего участия, к примеру : «…. Прошу рассмотреть мою жалобу в мое отсутствие». Если суд придет к выводу о возможности разрешения ситуации без вашего присутствия, в упрощенном порядке, то других лиц тоже не будут вызывать.
  • просьбу о том, что необходимо сделать суду второй инстанции – отменить предыдущее решение, прекратить производство, изменить постановление.
  • если имеются дополнительные материалы, которые так или иначе подтверждают вашу позицию, их копии следует приобщать. Если вы ссылаетесь только лишь на доказательства, которые уже и так имеются в административном деле, приобщать их еще раз необходимости нет.
  • не забудьте поставить число и подпись. Апелляционную жалобу по делу об административном правонарушении может составить и подписать представитель, тогда нужно будет приложить копию доверенности на него.
Читайте также:  Увольнение сотрудника по статье за прогулы приказ

Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *