Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила технической эксплуатации энергоустановок потребителей 2023 с дополнениями и изменениями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей разработаны на основании требований действующих законодательных актов, новых государственных стандартов и других нормативно-технических документов с учетом опыта эксплуатации электроустановок потребителей по состоянию на 01.01.2003 с изменениями и дополнениями от 13.09.2018 г.
Как проводить обучение и проверку знаний персонала
Перечень работ по эксплуатации электроустановок приведен в п. 7 Правил. В числе прочего нужно обеспечить обучение и проверку знаний работников, выполняющих работы в электроустановках, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796.
Это означает, что потребитель должен использовать те же формы подготовки, что и сетевые компании:
- стажировка;
- подготовка по новой должности (рабочему месту);
- предэкзаменационная подготовка;
- проверка знаний;
- дублирование;
- противоаварийные тренировки;
- специальная подготовка;
- производственный инструктаж.
Новое в Правилах — обязательное проведение противоаварийных тренировок для оперативного и оперативно-ремонтного персонала потребителя, в том числе совместно с сетевой компанией или РДУ.
Особенности подготовки работников, занятых на обслуживании ЭУ 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям 0,4 кВ, и энергопринимающих установок, определены в п. 40-45 Правил. Кратко перечислим некоторые из них.
Первичная проверка знаний проводится для работников, впервые поступающих на работу по обслуживанию ЭУ, или при перерыве в работе более трех лет. С разрешения руководителя можно освободить от нее сотрудника, принимаемого по совместительству для выполнения функций ответственного за электрохозяйство, если соблюдаются одновременно три условия:
- он прошел проверку знаний по эксплуатации ЭУ по месту основной работы менее 6 месяцев назад;
- энергоемкость и сложность электроустановок по месту совмещения не больше, чем на основной работе;
- у потребителя нет ЭУ выше 1000 В.
Какие новые документы нужно разработать для работы с ПТЭЭП-2023
➤ Подготовьте проекты приказов по ответственном. Уже сейчас вы должны разработать проекты приказов, в которых будут определены лица:
- имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
- имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
- имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
- имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего.
- допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
- имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).
Приказы необходимо издать 9 января, ознакомить с ними работников, а также заранее разработать должностные инструкции и определить, в каких случаях ответственного руководителя работ «прикрывает» его заместитель. Вы можете использовать в приказе такую формулировку: «на время нетрудоспособности, командировки, отгула и т.п.». Образцы пяти самых главных приказов, которые вы должны датировать 9 января, скачайте в конце статьи.
Лайфхак от эксперта. Назначайте несколько ответственных, чтобы был резерв. Был известен случай, когда в результате новогоднего корпоратива в филиале на Крайнем Севере из строя были выведены и производитель работ, и ответственный руководитель работ, и выдающий наряд, и, как назло, под Новый год, произошла крупная авария, при которой требуется выдача наряда-допуска. Пришлось назначать таких лиц из головной организации в Москве. Так себе командировка.
➤ Подготовьте проект приказов в энергоснабжающую организацию. У компаний появилась новая обязанность по передаче сведений в энергоснабжающую организацию, пункт 12 ПТЭЭП. Форма предоставления сведений зависит от такой организации. Возможно, будет достаточно предъявить копию приказа о назначении и выписки из протокола проверки знаний правил работы в электроустановках. Ростехнадзор оказывает такую услугу. Сведения подаются ежегодно до 1 января и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках.
Структура и объём ПТЭЭП
Первое, что замечаешь при сравнении старых и новых ПТЭЭП – это объем. Он сократился на 90%! В старых Правилах было 274 страницы, а в новых их всего 27.
Кроме того, новые Правила меньше приложений и они менее объёмные. В старых ПТЭЭП большую 146 страниц занимали именно приложения, а сами Правила всего 128.
Второе – структура. Новые ПТЭЭП проще по структуре – в них есть только главы, тогда как в старых были не только главы, но и разделы и более трёх десятков приложений, на которые приходился больший объем документа.
В новые ПТЭЭП не включены требования, рассматриваемые в ПОТЭУ, ПТЭЭС, Правила работы с персоналом, Правила переключений в электроустановках и прочих.
Так, в новые ПТЭЭП не вошли требования всех 12 глав раздела 2 старых ПТЭЭП, регламентирующие требования по организации и осуществлению эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей:
- силовых трансформаторов и реакторов;
- распределительных устройств и подстанций;
- воздушных линий электропередачи и токопроводов;
- кабельных линий;
- электродвигателей;
- устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей;
- заземляющих устройств;
- защит от перенапряжений;
- конденсаторных установок;
- аккумуляторных установок;
- средств контроля, измерений и учёта;
- электрического освещения.
Эксплуатацию указанного оборудования следует выполнять в объёме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в ПТЭЭСС.
До минимума сокращены нормы, регламентирующие переключения в электроустановках, диспетчерское и оперативное управление, а также требования к персоналу, которые перекочевали в Правила работы с персоналом, где раскрыты глубоко и подробно.
Кроме ранее указанного раздела 2, в новые ПТЭЭП не вошли:
- главы 1.5 – 1.8 из раздела 1 старых Правил;
Глава 1.5. Управление электрохозяйством |
Глава 1.6. Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция |
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований |
Глава 1.8. Техническая документация |
Управление электроустановками
В новых ПТЭЭП управление электроустановками это не есть только назначение ответственного лица. Сделана попытка прописать его именно, как процесс управления, введена норма, регламентирующая управление электроустановками.
Организационно-распорядительным актом потребителя должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя – юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя (п. 8).
Организационно-распорядительная документация (ОРД) – это обширный пласт документов, фиксирующих права и обязанности работников и их работодателей, их задачи, цели и функции. Они оформляются по определённым требованиям, которые сведены в ГОСТ по оформлению ОРД 7.0.97-2016 (ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (с Изменением № 1), утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст). Несоблюдение этих требований влечёт недействительность организационно-распорядительных документов.
Организационные документы необходимы для регламентирования деятельности организации. Именно с их помощью фиксируются права и обязанности работников и работодателей, закрепляется их взаимная ответственность.
Организационная документация – это уставы, штатные расписания, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, многие другие документы, создаваемые внутри компании на основании действующего законодательства.
Распорядительные документы создаются при постановке конкретных задач внутри организации. В эту категорию входят распоряжения, решения, приказы, постановления и другие документы, издаваемые для решения тех или иных практических задач.
Ниже приведён перечень распространённых видов организационно-распорядительной документации. В него входят:
- приказы о назначении;
- положения;
- руководства;
- правила;
- должностные инструкции персонала;
- регламенты;
- описания технологических процессов;
- трудовые договоры и дополнения к ним;
- инструкции по обеспечению охраны помещений;
- объяснительные записки;
- приказы о премировании и депремировании;
- распоряжения о мерах, необходимых для непрерывности технологических процессов;
- расписания несения дежурства на объектах.
Требования к персоналу
Эксплуатацию электроустановок в соответствии с ПТЭЭП должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал (административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал). В соответствии с требованиями новых Правил ее эксплуатацию должен осуществлять как электротехнический так и электротехнологический персонал. Вспомогательный персонал – одна из категорий такого персонала (пункт 38 Правил). Уточнено, что если Правилами не установлено применение определенных требований только в отношении одной из категорий персонала (указанных в 1 абзаце пункта 38 Правил), по тексту Правил под электротехническим персоналом понимается также электротехнологический персонал.
При эксплуатации электроустановок потребители должны обеспечить подготовку своих работников, относящихся к категориям персонала, указанным в пункте 38 Правил, к работе в электроустановках, включая проведение с ними обязательных форм работы с персоналом, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796.
Среди прочих особенностей указанных пунктов Правил уточнена периодичность проведения очередной проверки знаний для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, – не реже 1 раза в 12 месяцев (пункт 43 Правил). При этом в ПТЭЭП для них эта периодичность установлена – 1 раз в год. Уточним, что требования Правил с указанной периодичностью однозначно дают понять, что для определения времени следующей проверки знаний важен каждый день с последней даты ее проведения.
Такая же ситуация и в отношении периодичности проведения очередной проверки знаний административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок. Установлена периодичность – не реже 1 раза в 3 года, вместо 1 раза в 3 года, указанного в ПТЭЭП.
ПТЭЭП содержат требования по проведению инструктажей (противопожарный, по охране труда) и стажировке. При этом в новых Правилах они отсутствуют. Как известно, порядок их проведения для всех работников организации регламентирован Правительством Российской Федерации (Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, а также Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 соответственно).
Изменена периодичность проверки ответственным за электрохозяйство соответствия электрических (технологических) схем (чертежей) фактическим эксплуатационным. Согласно Правилам такое соответствие должно проверяться не реже 1 раза в 3 года с отметкой на них о дате проверки, удостоверенной подписью ответственного (пункт 31 Правил).
«Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих энергоустановок согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 551н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2015 г., регистрационный N 39138);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 703н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 551н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2019 г., регистрационный N 53322).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
9. К выполнению работ по эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок допускаются работники, прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и стажировку на рабочем месте.
К самостоятельному выполнению работ по эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок работники допускаются после проверки знаний.
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда.
Перечень профессий работников и видов работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.
Допуск к самостоятельной работе по эксплуатации тепловых энергоустановок оформляется организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением).
10. При организации проведения работ, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
11. К выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок допускаются работники, имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру выполняемых работ, включая обучение по охране труда.
12. Работники, занятые техническим обслуживанием и ремонтом объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, должны обеспечиваться необходимым комплектом инструмента и приспособлений, который должен быть определен работодателем в соответствии с требованиями технических документаций, входящего в их состав оборудования.
13. Работы по техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок с применением инструмента и приспособлений должны осуществляться в соответствии с Правилами, требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями, а также инструкциями заводов-изготовителей, применяемых инструментов и оборудования.
14. Запрещается загромождать проходы и проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств.
15. Входные двери помещений, в которых установлены объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, без постоянно находящегося в помещении обслуживающего персонала должны закрываться на замок.
Устройство замка должно обеспечивать выход персонала из помещения при аварийной ситуации без использования ключей.
Порядок хранения и выдачи ключей от помещений, в которых находятся объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, без постоянно находящегося в помещении обслуживающего персонала, а также от газоопасных помещений, определяется распоряжением руководителя организации (обособленного подразделения).
Выдача и возврат ключей должны фиксироваться в журнале произвольной формы, предусматривающей дату, время выдачи и возврата ключей, номер или наименование ключа, наименование помещения, подпись работника, выдавшего ключ, а также подпись работника, получившего ключ.
16. У входов в газоопасные помещения должны вывешиваться предупреждающие знаки безопасности.
17. Опасные зоны (проемы в перекрытиях, стационарных площадках, приямки, котлованы, незакрытые люки колодцев и тепловых камер) должны ограждаться по всему периметру. Элементы временных ограждений должны надежно закрепляться и на них должны вывешиваться таблички «Осторожно! Опасная зона».
18. В камерах и каналах подземных теплопроводов должна быть организована регулярная откачка воды из приямк��в и не допускается загромождение проходов. Приямки должны содержаться в технически исправном состоянии без засорения.
19. Запрещается хранить в производственных помещениях бензин, керосин, спирт, лакокрасочные материалы, растворители, разбавители и другие легковоспламеняющиеся материалы в количестве, превышающем суточную норму расхода.
20. При обслуживании арматуры и иных элементов объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, расположенных на высоте более 1,8 м от уровня пола (рабочей площадки), должны предусматриваться металлические площадки с лестницей и ограждением (перилами) высотой не менее 1,1 м со сплошной металлической зашивкой по низу (бортиком) высотой не менее 0,1 м.
Ширина площадок, предназначенных для обслуживания арматуры, контрольно-измерительных и регулирующих приборов, должна составлять не менее 0,8 м, а остальных площадок — не менее 0,6 м.
Применять гладкие площадки и ступени лестниц, а также изготавливать их из прутковой (круглой) стали запрещается.
Ширина лестниц должна составлять не менее 0,6 м.
Лестницы высотой более 1,5 м, предназначенные для систематического обслуживания оборудования, должны иметь угол наклона к горизонтали не более 50°.
Лестницы должны оборудоваться площадками, расстояние между которыми не должно превышать 4 м.
Для ремонта и технического обслуживания арматуры и иных элементов объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, расположенных выше 1,8 м от пола и не требующих постоянного обслуживания, в случаях, предусмотренных технической документацией организации-изготовителя, допускается применение переносных лестниц-стремянок, передвижных площадок, лесов и подмостей.
21. На каждом предприятии должен быть составлен список всех газоопасных мест, а также помещений с наличием вредных веществ, утверждаемый работодателем, и вывешен на рабочем месте персонала, эксплуатирующего тепловые энергоустановки, а также в цехе (районе, участке) на видном месте. Персонал цехов (районов, участков) должен быть ознакомлен со списком под роспись.
22. Расстояние от пола до низа площадок обслуживания и коммуникаций в местах проходов под ними должно быть не менее 2 м.
Если расстояние составляет менее 2 м, то опасные места должны быть обозначены в соответствии с требованиями по маркировке опасных зон.
Согласно действующим нормативным актам в Российской Федерации, а именно «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденными приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 г. и «Правилам работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ», утвержденными приказом Минэнерго России № 796 от 22.09.2020 г., а также требованиями приказа Минтруда России от 17.12.2020 № 924н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» и «Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей» (РД 34.03.201-97) обучение специалистов, связанных с работами на котло- и тепло потребляющих агрегатах, тепловых сетях и пунктах, насосных оборудованиях и других сооружений аналогичного значения должно проходить в объеме занимаемой должности (профессии) с учетом, следующих категорий персонала:
- Руководящие работники и руководители структурных подразделений;
- Управленческий персонал и специалисты, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (ТЭУ) и их заместителей;
- Персонал и специалисты по охране труда;
- Оперативный, ремонтный и оперативно-ремонтный персонал.
АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:
Наименование образовательной программы | Срок обучения, ак.ч. | Стоимость обучения, руб. |
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок для обслуживающего персонала | 72 | 6 000 |
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок для ответственных за безопасную эксплуатацию | 72 | 6 000 |
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок — для управленческого персонала и специалистов, оперативных руководителей, оперативного, ремонтного и оперативно-ремонтного персонала | 72 | 6 000 |
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.
1.9.1. На каждом энергообъекте должен выполняться комплекс мероприятий, обеспечивающий единство и требуемую точность измерений. Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению, выполняемый каждым энергообъектом, должен включать:
своевременное представление в поверку средств измерений (СИ), подлежащих государственному контролю и надзору;
проведение работ по калибровке СИ, не подлежащих поверке;
использование аттестованных методик выполнения измерений (МВИ);
обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых СИ требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документации;
обслуживание, ремонт СИ, метрологический контроль и надзор.
1.9.2. Выполнение работ по метрологическому обеспечению, контроль и надзор за их выполнением должны осуществлять метрологические службы АО-энерго, энергообъектов и организаций или подразделения, выполняющие функции этих служб.
1.9.3. Оснащенность энергоустановок СИ должна соответствовать проектно-нормативной документации и техническим условиям на поставку.
Объем оснащения электроустановок СИ должен обеспечивать контроль за техническим состоянием оборудования и режимом его работы; учет прихода и расхода ресурсов, выработанных, затраченных и отпущенных электроэнергии н тепла; контроль за соблюдением безопасных условий труда и санитарных норм; контроль за охраной окружающей среды.
1.9.4. Все СИ, а также информационно-измерительные системы (ИИС) должны быть в исправном состоянии и находиться в постоянной готовности к выполнению измерений.
1.9.5. До ввода в промышленную эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации основного оборудования энергообъектов измерительные каналы ИИС, в том числе входящих в состав АСУ ТП и АСДУ, должны подвергаться поверке и калибровке.
1.9.6. Использование в работе неповеренных или некалиброванных ИИС, в том числе входящих в состав ДСУ ТП и АСДУ, запрещается.
1.9.7. Поверке подлежат все СИ, используемые в качестве образцовых при проведении поверки и калибровки СИ, рабочие СИ, относящиеся к контролю параметров окружающей среды, обеспечению безопасности труда, используемые при выполнении операций коммерческого учета (расчета) электрической, тестовой энергии и топлива, а также при геодезических работах.
1.9.8. Конкретный перечень СИ, подлежащих поверке, должен составляться на каждом энергообъекте и направляться в орган Государственной метрологической службы, на обслуживаемой территории которого находится энергообъект.
1.9.9. Средства измерении должны своевременно представляться на поверку в соответствии с графиками, составленными энергообъектом и утвержденными органом Государственной метрологической службы, производящим их поверку.
1.9.10. Результаты поверки СИ должны удостоверяться поверительным клеймом и свидетельством о поверке, форма которых и порядок нанесения устанавливаются Госстандартом России.
1.9.11. Калибровке подлежат все СИ, не подлежащие поверке, но используемые на энергообъектах для контроля за надежной и экономичной работой оборудования, при проведении наладочных, ремонтных и научно-исследовательских работ.
1.9.12. Калибровку СИ должны проводить метрологические службы энергообъектов в соответствии с графиком калибровки, утвержденным техническим руководителем энергообъекта.
1.9.13. При отсутствии возможности проведения работ по калибровке СИ метрологической службой энергообъекта калибровка должна выполняться базовой организацией метрологической службы АО-энерго или другого предприятия, аккредитованного на право выполнения калибровочных работ.
1.9.14. Периодичность калибровки СИ должна устанавливаться метрологической службой энергообъекта по согласованию с технологическими подразделениями, и утверждаться техническим руководителем энергообъекта.
1.9.15. Результаты калибровки СИ должны удостоверяться отметкой в паспорте, калибровочным знаком, наносимым на СИ, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.
1.9.16. Результаты калибровки СИ, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы энергообъектом в качестве доказательства при рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления и т.п.
1.9.17. Порядок аккредитации метрологических служб энергообъектов на право выполнения калибровочных работ, выдачи сертификата или нанесения калибровочного знака устанавливается отраслевыми нормативными документами.
1.9.18. При необходимости метрологические службы энергообъектов могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ органами Государственной метрологической службы. В этом случае метрологическая служба энергообъекта имеет право выдачи сертификата о калибровке СИ от имени органа, который ее аккредитовал.
1.9.19. На энергообъектах измерения технологических параметров должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке МВИ.
1.9.20. Порядок разработки и аттестации МВИ определяется Госстандар��ом России и устанавливается государственными и отраслевыми нормативными документами.
1.9.21. Выбор СИ и их точностных характеристик должен осуществляться на стадии проектирования на основе действующих государственных и отраслевых нормативных документов, устанавливающих требования к точности измерения технологических параметров, и МВИ.
1.9.22. Проектная документация в составе рабочего проекта должна подвергаться метрологической экспертизе, выполняемой метрологической службой проектной организации или метрологической службой других энергообъектов и организаций в соответствии с требованиями отраслевых документов.
1.9.23. В процессе эксплуатации энергооборудования при необходимости организации дополнительных (не предусмотренных проектом) измерений технологических параметров выбор СИ должен осуществляться в соответствии с пп. 1.9.19 — 1.9.22.
1.9.24. Оперативное обслуживание СИ должен вести дежурный или оперативно-ремонтный персонал подразделений, определенных решением руководства энергообъекта.
1.9.25. Техническое обслуживание и ремонт СИ должен осуществлять персонал подразделения, выполняющего функции метрологической службы энергообъекта.
1.9.26. Ремонт первичных запорных органов на отборных устройствах, вскрытие и установку сужающих и других устройств для измерения расхода, защитных гильз датчиков измерения температуры должен выполнять персонал, ремонтирующий технологическое оборудование, а приемку — персонал, выполняющий функции метрологической службы энергообъекта.
1.9.27. Персонал, обслуживающий оборудование, на котором установлены СИ, несет ответственность за их сохранность и чистоту внешних элементов. Обо всех нарушениях в работе СИ должно быть сообщено подразделению, выполняющему функции метрологической службы энергообъекта.
1.9.28. Вскрытие регистрирующих приборов, не связанное с работами по обеспечению их нормальной записи, разрешается только персоналу подразделения, выполняющего функции метрологической службы энергообъекта, а СИ, используемых для расчета с поставщиком или потребителями, — совместно с их представителями.
1.9.29. Государственный метрологический контроль и надзор за состоянием и применением СИ, подлежащих поверке, соблюдением метрологических правил и норм осуществляет Госстандарт России.
Управление водным режимом
3.2.1. При эксплуатации гидроэлектростанций должно быть обеспечено наиболее полное использование водных ресурсов и установленной мощности гидроагрегатов при оптимальном для энергосистемы участии гидроэлектростанции в покрытии графика нагрузки.
Одновременно должны быть учтены потребности неэнергетических отраслей народного хозяйства (водного транспорта, орошения, рыбного хозяйства, водоснабжения) и условия охраны природы.
Для электростанций, имеющих водохранилища, регулирующие сток воды, должны быть составлены и утверждены в установленном порядке основные правила использования водных ресурсов водохранилища и правила эксплуатации водохранилища.
3.2.2. Для гидроэлектростанций с водохранилищем комплексного пользования должен быть составлен годовой водохозяйственный план, устанавливающий помесячные объемы использования воды различными водопользователями. Водохозяйственный план должен уточняться на каждый квартал и месяц с учетом прогноза стока воды региональными службами Росгидромета.
При наличии в энергосистеме нескольких гидроэлектростанций или каскадов регулирование стока должно проводиться так, чтобы получить максимальный суммарный энергетический (топливный, мощностной) эффект с учетом удовлетворения потребностей других водопользователей.
3.2.3. Режим сработай водохранилища перед половодьем и его последующего наполнения должен обеспечивать:
наполнение водохранилища в период половодья до нормального подпорного уровня; отклонение от этого правила допустимо только в случае особых требований водохозяйственного комплекса и для водохранилищ многолетнего регулирования;
благоприятные условия для сброса через сооружения избытка воды, пропуска наносов, а также льда, если это предусмотрено проектом;
необходимые согласованные условия для нормального судоходства, рыбного хозяйства, орошения и водоснабжения;
наибольший энергетический (топливный, мощностной) эффект в энергосистеме при соблюдении ограничений, согласованных с неэнергетическими водопользователями;
регулирование сбросных расходов с учетом требований безопасности и надежности работы гидротехнических сооружений и борьбы с наводнениями.
Взаимно согласованные требования неэнергетических водопользователей, ограничивающие режимы сработки и наполнения водохранилища, должны быть включены в основные правила использования водных ресурсов водохранилища и правила эксплуатации водохранилища.
3.2.4. При сдаче электростанции в эксплуатацию проектной организацией должны быть переданы собственнику (заказчику): согласованные с заинтересованными организациями основные правила использования водных ресурсов водохранилища и правила эксплуатации водохранилища; гидравлические характеристики каждого из водопропускных (водосбросных) сооружений.
По мере накопления эксплуатационных данных эти правила и характеристики должны уточняться и дополняться.
3.2.5. Пропуск воды через водосбросные сооружения должен осуществляться в соответствии с местной инструкцией и не должен приводить к повреждению сооружений, а также к размыву дна за ними, который мог бы повлиять на устойчивость сооружений.
3.2.6. Изменение расхода воды через водосбросные сооружения должно производиться постепенно во избежание образования в бьефах больших волн. Скорость изменения расхода воды должна определяться исходя из местных условий с учетом требований безопасности населения и хозяйства в нижнем бьефе гидроузла. О намечаемых резких изменениях расхода воды должны быть заранее предупреждены местные органы Росгидромета и местные органы исполнительной власти.
Скорость изменения расхода воды через гидротурбины, как правило, не регламентируется и предупреждение об изменении расхода не дается, если иное не предусмотрено условиями эксплуатации гидроэлектростанции.
3.2.7. На гидроэлектростанциях, где для пропуска расчетных максимальных расходов воды проектом предусмотрено использование водопропускного сооружения, принадлежащего другому ведомству (например, судоходного шлюза), должна быть составлена согласованная с этим ведомством инструкция, определяющая условия и порядок включения в работу этого сооружения.
Эксплуатация гидросооружений в морозный период
3.2.8. До наступления минусовой температуры наружного воздуха и появления-льда должны быть проверены и отремонтированы шугосбросы и шугоотстойники, очищены от сора и топляков водоприемные устройства и водоподводящие каналы, решетки и пазы затворов, а также подготовлены к работе устройства для обогрева решеток и пазов затворов, проверены шугосигнализаторы и микротермометры.
3.2.9. Вдоль сооружений, не рассчитанных на давление сплошного ледяного поля, должна быть устроена полынья, поддерживаемая в свободном от льда состоянии в течение зимы, или применены другие надежные способы для уменьшения нагрузки от льда.
3.2.10. Для борьбы с шугой в подпорных бьефах и водохранилищах на реках с устойчив��м ледяным покровом должны проводиться мероприятия, способствующие быстрому образованию льда: поддержание постоянного уровня воды на возможно болев высоких отметках и постоянного забора воды электростанцией при возможно меньшем расходе через гидроагрегаты и насосы. В случае необходимости допускается полный останов гидроэлектростанции.
3.2.11. На тех реках, где не образуется ледяной покров, шуга должна пропускаться через турбины гидроэлектростанций (за исключением ковшовых), а при невозможности этого — помимо турбин через шугосбросы с минимальной затратой воды. Порядок сброса шуги должен быть определен местной инструкцией. При больших водохранилищах шуга должна накапливаться в верхнем бьефе.
3.2.12. Режим работы каналов гидроэлектростанций в период шугохода должен обеспечивать непрерывное течение воды без образования зажоров, перекрывающих полностью живое сечение каналов.
В зависимости от местных условий режим канала должен либо обеспечивать транзит шуги вдоль всей трассы, либо одновременно допускать ее частичное аккумулирование. Допускается накапливание шуги в отстойниках (с последующим промывом) и в бассейнах суточного регулирования.
При подготовке каналов к эксплуатации в шуготранзитном режиме должны быть удалены устройства, стесняющие течение (решетки, запани и т.п.).
3.2.13. Перед ледоставом и в период ледостава должны быть организованы систематические (не реже 1 раза в сутки) измерения температуры воды на участках водозаборов для обнаружения признаков ее переохлаждения. Порядок включения системы обогрева и устройств для очистки решеток от льда должен быть определен местной инструкцией.
3.2.14. Если принятые меры (обогрев, очистка) не предотвращают забивания решеток шугой и появления опасных перепадов напора на них, должен производиться поочередный останов турбин (или насосов) для очистки решеток. Допускается пропуск шуги через гидротурбины с частичным или полным удалением решеток при техническом обосновании в каждом случае. При этом должны быть приняты меры, обеспечивающие бесперебойную работу системы технического водоснабжения.
3.2.15. Пропуск льда через створ гидротехнических сооружений должен производиться при максимальном использовании ледопропускного фронта с обеспечением достаточного слоя воды над порогом ледосбросных отверстий.
В период ледохода при угрозе образования заторов льда и опасных для сооружений ударов больших ледяных масс должны быть организованы временные посты наблюдений и приняты меры к ликвидации заторов и размельчению ледяных полей путем проведения взрывных и ледокольных работ.
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК
Котельная Комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями в т. Открытая водяная система теплоснабжения Водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Топливное хозяйство. Твердое, жидкое и газообразное топливо 4. Общие положения 4. Хранение и подготовка топлива Твердое топливо Жидкое топливо Газ 4. Золоулавливание и золоудаление. Золоулавливающие установки 5. Теплогенерирующие энергоустановки 5. Вспомогательное оборудование котельных установок дымососы, насосы, вентиляторы, деаэраторы, питательные баки, конденсатные баки, сепараторы и т. Трубопроводы и арматура 5. Паровые и водогрейные котельные установки 5. Тепловые насосы 5. Теплогенераторы 5.
На время подготовки по новой должности обучаемый персонал распоряжением по организации (для управленческого персонала и специалистов) или по подразделению (для рабочих) прикрепляется к опытному работнику из теплоэнергетического персонала.
Границы (пределы) котла по пароводяному тракту Запорные устройства: питательные, предохранительные, дренажные и другие клапаны, вентили и задвижки, отделяющие внутренние полости элементов котла от присоединенных к ним трубопроводов.
9.6. Отвод конденсата от пароиспользующей энергоустановки поверхностного типа осуществляется через автоматические конденсатоотводчики и другие автоматические устройства. Конденсатоотводчики должны иметь обводные трубопроводы с установкой на них запорной арматуры. 9.7.
9.4. Давление и температура теплоносителя, подаваемого на теплопотребляющие энергоустановки, должны соответствовать значениям, установленным технологическим режимом. Пределы колебаний параметров теплоносителя указываются в инструкции по эксплуатации. 9.5. В тех случаях, когда теплопотребляющие энергоустановки рассчитаны на параметры ниже, чем на источнике теплоты, предусматриваются автоматические устройства для понижения давления и температуры, а также соответствующие предохранительные устройства.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок далее — Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:. Электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
Взаимоотношения и распределение обязанностей между ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок структурных подразделений и ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации отражаются в их должностных инструкциях. Устанавливается в соответствии с датой последней проверки знаний. Если срок проверки знаний истекает во время отпуска или болезни работника, допускается продление этого срока на 1 мес.
Приказ Минтруда РФ от 17.12.2020 N 924Н
16.1. Персональную ответственность за технологические нарушения несут лица, непосредственно нарушившие правила и (или) инструкции, и лица, которые не обеспечили выполнение организационно-технических мероприятий, исключающих возникновение несчастных случаев.
16.2. Администрация организации, независимо от форм собственности, эксплуатирующая тепловые энергоустановки, а также оборудование, здания и сооружения, связанные с производством, передачей, распределением и потреблением тепловой энергии, осуществляет расследование, учет, соблюдение порядка сообщений о всех технологических нарушениях в работе тепловых энергоустановок.
16.3. Основными задачами расследования, учета и анализа технологических нарушений являются:
— тщательное технически квалифицированное установление причин и всех виновников нарушений;
— разработка мероприятий по восстановлению работоспособности поврежденного оборудования, предупреждению подобных нарушений в его работе, повышению ответственности эксплуатационного персонала и другого персонала организаций, на которых произошло нарушение, а также персонала других организаций, отвечающих за обеспечение бесперебойного и надежного теплоснабжения;
— принятие квалифицированных решений по совершенствованию организации эксплуатации и ремонта, модернизации, реконструкции или замене энергетического оборудования, а также при разработке нормативных требований по вопросам надежности;
— получение и накопление полной и достоверной информации о всех нарушениях работоспособности и нормального режима работы оборудования, тепловых сетей и сооружений в целях:
— технического обоснования претензий к заводам-изготовителям, строительно-монтажным, наладочным, ремонтным и проектным организациям;
— оформления претензий к теплоснабжающим организациям или потребителю тепловой энергии за аварийные нарушения теплоснабжения и технически не обоснованные ограничения мощности;
— уточнения межвременных циклов, определение продолжительности эксплуатации оборудования (до его списания), обоснования потребности в резервном оборудовании и запасных частях.
16.4. При расследовании несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией тепловой энергоустановки, решаются следующие задачи:
— выявление обстоятельств травмирования;
— определение факторов, обусловливающих тяжесть несчастного случая;
— определение мероприятий по предотвращению подобных несчастных случаев.
Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
1.4. Устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
Ростехнадзор разъясняет: проверка знаний по новым ПОТ при эксплуатации электроустановок и объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок
Аналогичное требование содержит нормативный правовой акт, регламентирующий порядок обучения и проверки знаний по охране труда, введённый в действие постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок), согласно которому внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (п. 3.3. Порядка). Письмо Минтруда России от 14 января 2022 г. № 15-2/10/В-167, направленное в органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, прилагается.
Теплоснабжение. Новые Правила охраны труда с 1.01.2021
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
1.3. Электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают основные организационные и технические требования к эксплуатации тепловых энергоустановок, выполнение которых обеспечивает их исправное состояние, безопасную эксплуатацию, а также надежную и экономичную работу.
Все гениальное просто. Проста и идея паруса – запрячь ветер. Но подлинными гениями были безымянные остромыслы разных племен, сумевшие в бесплотной воздушной струе увидеть ту силу, что сможет работать, двигать будущие суда.
«Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
Вопрос:
В Перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, введенном в действие в сентябре 2020 г., отсутствует область аттестации по тепловым энергоустановкам. Где и по каким вопросам будет проводиться аттестация ответственного персонала по тепловым энергоустановкам?
Ответ:
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики определен Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее – постановление Правительства № 1365).
Постановление Правительства № 1365 разработано в соответствии с федеральными законами от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Аттестация работников, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере теплоснабжения, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не предусмотрена.
Приказом Ростехнадзора от 09.02.2021 № 54 признан утратившим силу с 15.02.2021 приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Вступившим в силу приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» аттестация работников организаций по тестовому заданию «Эксплуатация тепловых энергоустановок и тепловых сетей» не предусмотрена.
При этом исключение указанной области аттестации не отменяет обязательной проверки знаний в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Правовое управление РТН дало ответ 20.04.2021 г., как аттестовать ответственный персонал в тепловых энергоустановках. Полный текст вы можете посмотреть по ссылке в конце статьи.
Юристы ведомства разъяснили следующее:
-
Порядок аттестации в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 учитывает нормы законов «Об электроэнергетике», «О промышленной безопасности», «О безопасности гидротехнических сооружений». На сферу действия Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» он не распространяется.
-
Исключение области аттестации Г.2.1 «Эксплуатация ТЭУ и тепловых сетей» не отменяет обязательную проверку знаний по Правилам технической эксплуатации ТЭУ в ред. приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.
То есть приказ РТН № 334 просто учел нормативные требования из Закона № 116-ФЗ и ПП РФ № 1365.
Мы рекомендуем для теплосетевых организаций следующий порядок действий:
-
Провести инвентаризацию протоколов об аттестации в Ростехнадзоре по промышленной безопасности для действующих работников предприятия. Выписать области, по которым проходила проверка знаний.
-
Составить список работников, аттестованных только по Г.2.1 «Эксплуатация ТЭУ и тепловых сетей» и А.1 «Общие требования промышленной безопасности». Этих специалистов на плановую проверку знаний ПБ в Ростехнадзор не направлять.
-
Работников, которые дополнительно были аттестованы по областям Б.7, Б.8, Б.9, включать в списки на повышение квалификации и аттестацию в РТН по ПБ. При этом учитывать новые ФНП, которые действуют с 1 января 2021 года — смотреть, попадает ли предприятие в сферу регулирования.
-
Проверку знаний персонала по правилам технической эксплуатации ТЭУ проводить по требованиям приказа Минэнерго РФ № 115. ПП № 1365 при этом не учитывать.
Помните, что аттестация по промышленной безопасности и проверка знаний ПТЭТЭ — две разных процедуры допуска, хоть и проходят в одном ведомстве (Ростехнадзоре).
Учебный центр «Норматив» проводит предаттестационную подготовку по промышленной безопасности, а также в области эксплуатации тепловых сетей. И вы всегда можете обратиться за бесплатной консультацией — просто заполните форму ниже.
Скачать разъяснения РТН об аттестации Г.2.1.
- Подготовка к проведению отопительного периода регламентирована следующими документами:
— Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115;
— МДС 41-6.2000;
— Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170;
— Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103. - Мероприятия, необходимые для подготовки оборудования к отопительному сезону рассмотрены в Обосновании.