Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выглядит водительское удостоверение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России уже не первый месяц идет обсуждение перехода с пластиковых водительских удостоверений на электронные. Сейчас в формате эксперимента их уже используют. Для этого достаточно запросить QR-код в приложении «Госуслуги. Авто».
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Для чего необходимо ВУ
Начнем с определения, что такое национальное российское водительское удостоверение.
Это документ национального образца, принятый на основе положений Венской конвенции о дорожном движении 1968 года и предоставляющий право на управление ТС определенной (открытой) категории.
В п. 2.1.1 ПДД сказано, что водитель обязан предъявить ВУ по требованию инспектора дорожного движения, то есть управление ТС без него запрещено и карается КоАП. Документ признается во всех странах, подписавших вышеназванную конвенцию. Имеет российские атрибуты, указывающие на гражданство собственника. Оформляется и выдается на основе российского законодательства органами Госавтоинспекции после обязательного обучения, сдачи экзаменов и прохождения медицинского освидетельствования.
Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023
Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.
Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».
Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.
Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:
- развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
- параллельно припарковать ТС;
- начинать ход на подъеме;
- въезд в гараж выполнением заднего хода.
В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
У кого права автоматически продлятся
Под действие законодательного акта подпадают автолюбители и профессионалы вождения, у которых в период с 01.01.2022 по 31.12.2023 произошло истечение срока действия этого водительского документа. Условно он стал недействительным.
Это правило работает только для выпущенного в России удостоверения водителя и только на территории страны. Оно фактически снижает административно-бюрократическую нагрузку как на бизнес, так и на граждан.
Инициатива продления прав на управление автотранспортом принадлежит ГИБДД. Главная цель, которую преследовали инициаторы-законотворцы — чтобы люди не тратили время на бюрократию, обращение в госорганы, а имели возможность получить услугу государства автоматически. Это особенно важно в кризисный период, когда самые разнообразные меры поддержания бизнеса и граждан будут уместны и полезны.
У водителей теперь нет необходимости тратить своё рабочее время на прохождение медицинских освидетельствований и комиссий, посещение инспекции, чтобы оформить документы для замены прав. И если окончание сроков «годности» водительского удостоверения попадает в период, установленный постановлением, то они просто автоматом продлеваются на следующие 3 года.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Чем грозят водителям электронные удостоверения: права или QR-код
Об эксперименте заявил замминистра цифрового развития Олег Качанов. «У нас уже есть определенный план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории выделенных субъектов, самых цифровых, которые в первой четверке», — сообщил чиновник.
— Если критерий именно такой, то Москва, безусловно, будет в этой четверке, — подтвердили «МК» в столичном главке ГИБДД. — Процент цифровизации в столице очевидно наибольший среди регионов России. Что касается сроков и подробностей внедрения, об этом пока говорить рано.
Отметим, что разговор об электронных водительских удостоверениях начался почти пятилетку назад. В 2021 году первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак предложил эту идею и сообщил, что технологически введение электронных «прав» уже возможно. Как утверждал тогда депутат, дело было только за внутренними распоряжениями ГИБДД. Одновременно с электронными водительскими удостоверениями были анонсированы и электронные паспорта транспортного средства (ПТС): их к 2021 году предлагалось внедрить аналогично электронным свидетельствам о собственности на недвижимость. Правда, в 2017-м это не получилось: электронные ПТС для новых автомобилей окончательно введены лишь с 1 ноября 2020 года. С водительскими удостоверениями, похоже, дело обстоит еще сложнее.
— Никакого принудительного перехода на цифровые водительские удостоверения, по имеющейся информации, не планируется, — говорит Елена Н., офицер одного из столичных регистрационных отделений ГИБДД. — Точно так же, как никто не отбирает кредитную карточку, если вы занесли ее в смартфон и расплачиваетесь при помощи мобильного устройства. Просто будут выпускаться новые бланки водительских удостоверений с чипом, можно будет при желании или по истечении срока действия «прав» получить такой документ. И демонстрировать при проверках не его, а QR-код на мобильном.
Отдельный вопрос — как будет при «новом порядке» осуществляться приостановка или лишение права управления автомобилем и насколько надежна будет такая процедура в электронном виде. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский полагает, что «отнестись к этой инициативе нужно как к эксперименту, а только после этого делать выводы».
— Единственная большая «дырка», которую закрывает цифровой формат водительских прав, — это невозврат удостоверений в органы ГИБДД на время лишения права управления авто по суду, — рассказал «МК» Владимир Я., владелец небольшого таксопарка, работающего в Москве. — Очень многие так делают: обязаны сдать на хранение после вынесения постановления по административному делу, но не сдают или «теряют». В результате при проверке на дороге, если гражданин не подозрителен по внешности, инспектор не проверяет действительность документа по его номерам, а просто смотрит на бланк: вроде бы в порядке… Теперь такого быть не должно — хотя тоже как посмотреть: на многих постах в Москве и Подмосковье во время весеннего локдауна можно было показать любой QR-код, вообще любой, и с ним пропускали. Так что вряд ли что-то изменится — кроме того, что «цифры» станет еще больше. И, кстати, что делать с севшим смартфоном, если в машине нет зарядника, — отдельный вопрос.
Цифровая версия водительских прав, возможно, станет генеральной репетицией глобального процесса цифровизации основных идентификационных документов. Как рассказывал в ноябре 2021 года в стенах того же Совфеда глава Минцифры Максут Шадаев, цифровые пропуска, работавшие в ряде регионов весной 2021 года, показали технологическую возможность создания «цифровых двойников» основных документов гражданина — в том числе паспорта, студенческих билетов, социальных карт. Технически, подчеркнул чиновник, все опять-таки готово, но сроки внедрения и тут сдвигаются: первоначально планировалось внедрить электронные паспорта уже с 1 декабря 2020 года, но нормативная база пока не готова.
Плюсы и минусы цифровизации ВУ
Обсуждая инициативу, водители и эксперты разделились на два лагеря. Первые считают, что электронный документооборот – это серьёзный шаг вперёд и сплошные удобства. Вторые настроены скептически, полагая, что нас ждёт «цифровое рабство» с множеством технических проблем.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы предъявления электронных прав:
- Отсутствие необходимости постоянно возить с собой бумажное в/у – достаточно иметь под рукой телефон (который забыть труднее) и установленное в нём приложение «Госуслуги Авто» со штрих-кодом ВУ,
- Трудности с подделкой QR-кода, поскольку он генерируется самой системой на основе сведений из бумажного водительского удостоверения,
- Отсутствие покрытия интернета в районе остановки инспекторами, хотя разработчики заверяют, что уже сейчас трудятся над возможностью загружать цифровые права без подключения к сети,
- Телефон может попросту выключиться или разрядиться, и тогда QR-код предъявить не удастся,
- Риск утечки личных данных водителя в случае взлома его устройства,
- Сбои в работе Госуслуг или информационных баз ГАИ.
Таким образом, недостатков хватает и их будут пытаться устранять.
Менять водительское удостоверения автомобилистам приходится не так уж и часто: это необходимо делать один раз в десять лет, то есть по истечении срока действия документа. Впрочем, есть еще несколько случаев, когда новыми правами придется обзавестись раньше срока. К примеру, могут измениться личные данные при смене фамилии после вступления в брак (или развода). Отметим, что раньше в таком случае можно было ездить со старыми правами. Но теперь езда с устаревшими документами приравнивается к езде без прав.
Кроме этого, права могут быть утеряны владельцем или их могут украсть злоумышленники. Также замена удостоверения потребуется при обнаружении нарушений во время его оформления или при появлении новых медицинских показаний, ограничивающих управление автомобилем. Случаи, когда водитель открыл новую категорию или собрался поменять российские права на международные, также требуют замены документа.
Новые водительские права не содержат универсальной категории E, которая ранее позволяла сидеть за рулем всех типов транспорта с прицепом.
Обладателям удостоверения предыдущего образца на вождение машин с прицепом в случае его замены будут проставлены отметки о возможности управлять машинами и автобусами следующих типов:
- BE — легковая машина, которая весит до 3,5 т, с прицепным устройством весом от 750 кг, превышающим вес порожнего автомобиля;
- CE — грузовая машина, которая весит от 3,5 т, с прицепным устройством весом от 750 кг, превышающим вес порожнего автомобиля;
- C1E — грузовая машина, которая весит от 3,5 до 7,5 т, с прицепным устройством весом от 750 кг, превышающим вес порожней машины, общей массой до 12 т;
- DE — автобус, соединенный с прицепом весом от 750 кг;
- D1E — автобус на 9-16 пассажиров с прицепным устройством весом от 750 кг.
С 2014 г. каждая из названных отметок в удостоверении проставляется после сдачи отдельного экзамена (за исключением автоматического присвоения отметки C1E или D1E при получении категории C или D, соответственно).
Особенностью получения документа на вождение транспорта с прицепом является обязательное требование о стаже вождения от 1 года за рулем такого же вида транспорта без прицепа.
Отличие водительских прав старого и нового образца
Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос.
Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности.
Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.
Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности.
В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями.
Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.
Материал изготовления — специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст.
Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения.
Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек — на обратной поверхности.
Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.
В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.
В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.
Почему нужно менять старое ВУ
Если водитель все еще пользуется водительским удостоверением старого образца, то он обязан его заменить, как только истечет срок действия. Благодаря развитию новых технологий, современному водителю совсем не обязательно идти в отделение ГИБДД для подачи необходимых документов. Для проведения соответствующей процедуры ему можно зайти на портал «Госуслуги». Там он может заполнить определенную форму заявления и приложить копии указанных документов.
После того как будет произведена проверка предоставленной информации, система предложит водителю выбрать удобную для него дату посещения ближайшего отделения ГИБДД, где он может получить новое пластиковое водительское удостоверение.
Лишь благодаря этим нововведением у представительства дорожной инспекции появилась уникальная возможность разгрузить себя.
При обмене старого водительского удостоверения на ламинированные водительские права водителю не придется повторно сдавать экзамен. И единственное, что ему потребуется — написать заявление в соответствующей форме, а также предоставить свидетельство, которое подтверждает факт прохождения обучения и сдачу экзамена. Необходимо предоставить паспорт и старые водительские права.
Если были изменены личные данные самого водителя, то водительское удостоверение старого образца подлежит обмену. Чаще всего такую процедуру проходят женщины, которые вышли замуж и сменили фамилию.
При получении нового водительского удостоверения водитель обязательно должен внимательно его изучить. Лучше всего перепроверить все данные, соответствуют они действительности или нет. На сегодняшний день в новом водительском удостоверении содержится большое количество новых категорий и подкатегорий. Например, если в удостоверении будут ошибки, не будет указана нужная категория, то из-за этого водителя могут привлечь к административной ответственности и назначать ему штраф. Размер штрафов на сегодняшний день варьируется от 5 до 15 000 руб.
Замена прав через портал «Госуслуги»
На сегодняшний день этот способ является самым выгодным и самым удобным. По крайней мере, на оплату госпошлины предоставляется скидка в размере 30 %, то есть водитель должен будет оплатить не 2000 руб., а всего лишь 1400 руб. Для того чтобы воспользоваться данной услугой, необходимо будет пройти авторизацию на портале «Госуслуги», в личном кабинете выбрать соответствующий раздел, заполнить все необходимые данные.
Некоторых людей интересует, какие документы нужны на замену прав через портал «Госуслуги»? Документы могут потребоваться те же самые, что и при обращении в госинспекцию, единственное, что не нужно предоставлять — фотографию. Заявление писать не потребуется, так как оно уже было сформировано автоматически.
Новое водительское удостоверение необходимо будет получить в ГИБДД. В личном кабинете на портале «Госуслуги» можно будет выбрать время, то есть благодаря этому не придется сидеть в очереди в отделении ГИБДД.
Как выглядят новые водительские права и какие категории в них предусмотрены
Сразу после появления информации об изменениях, автолюбители стали интересоваться тем, как в 2021 году выглядят новые водительские права.
Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в цветовых решениях и указании региона. Для российского ВУ это о в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.
Внешний вид лицевой стороны старых и новых удостоверений мало чем отличается. Однако, как показывает фото водительского удостоверения нового образца 2021 года, на обратной стороне можно найти существенные изменения:
Троллейбус и трамвай теперь выделены в отдельные категории. Слева от таблицы расположен штрих-код, в котором имеется информация о водителе. Как и в правах предыдущего поколения, в правом нижнем углу дублируется номер документа, который также указывается на лицевой стороне. Чтобы удостовериться в том, что документ не является подделкой, помимо голографических кодов имеются данные о типографии и номере серии печати.
Отличить обычные «права» от новых можно будет по голограмме «руль» находящейся на нижней правой стороне удостоверения, а также немного измененным цветовым оформлением и дублирующийся на английском и французском языках надписи «водительское удостоверение».
Кто может получить водительские права нового образца и сколько это стоит
Основания для обращения в ГИБДД за новыми правами перечислены в законе, каждый водитель должен их знать:
- окончание срока действия (внизу пластикового бланка указывается срок действия от и до);
- изменение в личных данных (имя, фамилия, отчество);
- потеря или нечитабельность ВУ (разгерметизация, заломы, истирание);
- изменение состояния здоровья (например, ухудшение или коррекция зрения, инвалидность);
- открытие новой категории.
К этим причинам для замены прав водителем добавлен новый пункт, который действителен и в 2021 году
- волеизъявление владельца без указания причин (например, не нравится фото или качество печати на пластике, номер удостоверения и т.п.).
Многие пренебрегают пунктами про здоровье или изменение личных данных, что напрасно. Объяснения «не было времени» или «не знал» не являются смягчающими.
Автовладелец имеет право подать заявление любым удобным для него способом из имеющихся вариантов:
- в ГИБДД лично, в том случае процесс займет около часа;
- онлайн через портал Госуслуги (только подача заявления и запись на прием), тут же можно оплатить госпошлину со скидкой;
- в офисе МФЦ – срок около недели, потому что пакет документов будет пересылаться в ГИБДД.
Необходимые документы, которые должны быть подготовлены перед посещением ГИБДД:
- заявление
- паспорт РФ, копию;
- ВУ;
- медсправка, действительна один, два или три года в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- водительская карточка из автошколы;
- квитанция об уплате госпошлины;
- 3 фото, матовые, 3х4.
За водительское удостоверение нового образца автолюбителям придется заплатить пошлину в размере 3 тысячи рублей.