ВС исправил еще одну ошибку со льготным выкупом земли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС исправил еще одну ошибку со льготным выкупом земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Следует обратиться к ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.

Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утверждённым проектом межевания территории границ такого земельного участка.

К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Заключение

Мы рассмотрели основные моменты перераспределения земельных участков. Основным новшеством стало то, что после вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.

Вопрос

Что делать, если мне отказали в перераспределении земельного участка?

Ответ

Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то обжаловать его нужно в порядке гл. 24 АПК РФ. В противном случае обжалование проводится в порядке гл. 22 КАС РФ (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).

Этапы расселения из аварийного жилья

Само переселение состоит из нескольких этапов:

  1. Подача заявления и необходимых документов в межведомственную комиссию.;
  2. Получение решения по итогам работы комиссии о признании дома аварийным;
  3. Включение дома в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
  4. Получение уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  5. Подписание соглашения и отправка его в орган, принявший решение об изъятии, в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения;
  6. Принятие жилого помещения с составлением соответствующего акта;
  7. Подписание договора социального найма или оформление права собственности на новое жилое помещение в Росреестре.

Что такое выкупная стоимость земельного участка?

Выкупная стоимость земельного участка – это цена участка, которая устанавливается для процедуры возмездного перехода в собственность арендованного участка. В иных случаях предназначается для выкупа ЗУ органами местной власти у собственника, при изъятии земель в пользу государства или муниципалитета, для публичных нужд и иных видов деятельности федерального или регионального масштаба.

Называют ее также часто «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости» потому что высчитывается она именно из кадастровой стоимости ЗУ.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

Смотрите видео: Новый закон о садоводстве и огородничестве

Читайте также:  Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Формы перераспределения средств

Модель межбюджетных отношений включает регулирование в форме го­ризонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, т. е. достигается сбалансированность всех звеньев бюд­жетной системы по вертикали. Горизонтальное выравнивание предпола­гает территориальное перераспределение бюджетных средств, которое направлено на сближение уровней экономических потенциалов субъек­тов РФ, достигаемого в результате передачи части финансовых ресурсов «дотационным» регионам. На практике имеет место определенное комби­нирование методов вертикального и горизонтального выравнивания. Ме­тоды и задачи такого выравнивания определяются нормативно-правовы­ми документами, ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ и др.

В практике взаимоотношений между бюджетами разных уровней осуществляются также взаимные расчеты, являющиеся методом опе­ративного межбюджетного регулирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ перечисления средств одного бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ осущест­вляются в форме межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предостав­ляются в следующих формах:

финансовая помощь бюджетам субъектов РФ, в том числе дота­ции из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иные дотации и субсидии;

субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда ком­пенсаций и иных субвенций;

финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных обра­зований, предоставляемая в случаях и в порядке, установленном федеральными законами;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исклю­чением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предостав­ляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предо­ставляются при условии отсутствия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъек­тов РФ и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии подписания и соблюде­ния условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и уве­личению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образу­ется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджет­ной обеспеченности субъектов РФ. Объем Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем Федераль­ного фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной фи­нансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во вто­ром чтении.

Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рас­смотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.

В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для до­левого финансирования инвестиционных программ (проектов) разви­тия общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития, в составе федерального бюджета может быть образован Фе­деральный фонд регионального развития.

Прирезать до максимума

Для подобных случаев в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) добавлена новая глава 5.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков». Право «прирезать» землю предоставлено всем гражданам РФ – владельцам участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 1, п/п 3).

Основных ограничений три. Во-первых, площадь земельного участка, который образуется после «прирезки», не должна превышать максимальный предел, установленный для данной территории и данного вида разрешённого использования земли. Такие нормативы содержатся в правилах землепользования и застройки для территории, в пределы которой попадает «перераспределяемый» участок. Их утверждают своим решением местные или муниципальные депутаты.

Если же такие правила утверждены не будут, предельные размеры земельных участков в конкретном муниципальном образовании прописаны в решениях местных депутатов. А если и такого решения нет (что едва ли возможно) – в региональном законе «О предельных размерах земельных участков».

Во-вторых, образованный земельный участок не должен выходить за границы населённых пунктов или муниципальных образований (ЗК РФ, ст. 11.9, п. 3).

И в-третьих, ничего «прирезать» к участку невозможно, до тех пор пока его собственные границы не будут точно определены и внесены в кадастр (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 9, п/п 10).

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.
Читайте также:  Какой доход должен быть для получения субсидии в 2023 году в Москве

Перераспределение земельного участка

Часто возникают ситуации, когда собственнику земельного участка недостаточно уже принадлежащего участка и он самовольно занимает смежные земли, устанавливает забор и самовольные постройки.

Следует учесть, что «ничейных» земель не бывает и если земельный участок не сформирован и никому не предоставлен, земли находятся в неразграниченной государственной собственности и строительство (либо иное использование) земель без предоставления запрещено. При этом возведенные постройки признаются самовольными и подлежат сносу, а за самовольно занятые земли можно получить штраф и плату за необоснованное обогащение.

Таким образом, крайне не рекомендуем использовать земельный участок до его предоставления на каком-либо праве.

Законодатель предусмотрел возможность, помимо образования самостоятельного земельного участка, формирования участка путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Данная процедура осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Это означает, что земельный участок, находящийся в частной собственности увеличивается (либо уменьшается) за счет земель (земельных участков), находящихся в государственной собственности, причем делается это за плату.

Следует учесть, что посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно перераспределить лишь участки, находящиеся в частной собственности граждан и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

В иных случаях придется готовить проект межевания территории. Это же относится и к земельным участкам, предназначенным для коллективного садоводства (на территории садоводческих товариществ).

Также необходимо учитывать, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может увеличиться в результате этого перераспределения не более чем до установленных Правилами землепользования и застройки предельных максимальных размеров земельных участков.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, при которых уполномоченным органом может быть принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Среди них можно обратить внимание на следующее основание: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса.

Это означает, что если из земель, государственная собственность на которые не разграничена, участвующих в перераспределении и земель, смежных с образуемым земельным участком возможно сформировать самостоятельный земельный участок из земель, то уполномоченный орган отдаст приоритет формированию самостоятельного земельного участка, который можно выставить на аукцион, а в перераспределении будет отказано.

Обращаем внимание, что перераспределение осуществляется за плату – 15 % от кадастровой стоимости присоединяемого земельного участка.

Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

Что такое перераспределение земельных участков

Какова суть перераспределения землевладений?

Она характеризуется следующими моментами:

  • смена установленных ранее границ соседних земель (такие изменения возможны в отношении двух объектов и более);
  • формирование новых участков с обновленными границами, зафиксированными надлежащей кадастровой документацией;
  • изменение ранее установленных земельных границ и их эксплуатация согласно новому назначению (при его изменении).

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.

Читайте также:  Отказная от наследства в пользу других лиц документы

Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Законодательно разрешенное мероприятие такого рода дает возможность увеличения территории принадлежащей вам земли. Также произошло фактическое узаконение самозахватов соседних земель некоторыми гражданами. Однако существуют и другие основания, ввиду которых может потребоваться такая процедура.

В целях исполнения указанной процедуры придерживайтесь таких условий:

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

Что изменилось в 2021 году

Нельзя не упомянуть об поправках, изложенных в подписанном в прошлом году федеральном законе (№ 334).

Только что заработавшие нововведения говорят о следующем:

  • вопросы с землями, расположенными в сельской местности, решаются органами местных властей;
  • для проведения нового размежевания и установления границ подается соответствующая просьба в администрацию населенного пункта, где располагается загородный участок;
  • права и обязанности по отношению к новому наделу практически сразу с момента внесения записи переходят к новому владельцу;
  • изменение долей между собственниками, в том числе юридическими лицами, происходит вместе с получением разрешения от государственных органов;
  • когда собственником соседнего надела выступает государство или муниципия, то рассматривается возможность размежевания и внесение изменений в целевое назначение.

Расширение площади и границ происходит путем покупки или присоединения муниципальной земли, если получено разрешение.

Условия перераспределения земли

Важно! Рассматриваемая процедура требует соблюдения ряда условий в ходе ее проведения:

  • перераспределение или присоединение участков допустимо, если они соприкасаются между собой хотя бы в одной точке, то есть являются соседними;
  • участок, на который претендует гражданин, не должен иметь обременений в виде арестов, залогов и иных ограничений;
  • до момента подачи документов необходимо обратиться к собственнику участка, на который претендуете, договориться о прирезке, а по возможности составить предварительное соглашение письменно;
  • далее собирается пакет документов для проведения процедуры;
  • в территориальный отдел Росреестра предоставляется заявление по факту предстоящего проведения перераспределения;
  • после этого необходимо заказать межевание, которое проводит кадастровый инженер.

Классификация процесса

В зависимости от категорий собственников, которые участвуют в процедуре перераспределения или становятся таковыми после ее проведения, предусмотрена и классификация самого процесса:

  • перераспределение земель частных граждан и организаций. В этом случае составляется особое соглашение, а госорганы выдают подтверждающие документы;
  • перераспределение муниципальных землевладений и участков, последнее происходит в ходе передачи земель муниципалитета государству, а также при передаче участков между муниципалитетами и муниципальными органами;
  • перераспределение участков или изменение границ в ситуации, когда делимая земля переходит от частного лица к государству.

Присоединение земельного участка из муниципальной собственности, личный опыт

Четвертое-вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением правоустанавливающих документов на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность, чтобы быть уверенной в положительном результате.

Первое, что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Когда выкуп невозможен по закону и могут отказать

Прежде чем обратится в администрацию следует помнить о существовании реальных причин отказа в приобретении участка.

Выкупу не подлежат следующие территории (даже, если участки на них используются долгое время):

  1. Арендуемый участок внесен в план застройки, выполняемой в государственных или муниципальных целях
  2. Участок земли входит в территорию обеспечения безопасности морских и речных портов, аэропортов, железнодорожного и автомобильного сообщения
  3. Используемые участки включены в состав зон отдыха, парков или городских садов;
  4. Арендуемые участки земли официально отнесены к охраняемым водозаборным территориям, охранным зонам очистных сооружений и газопроводов
  5. Участок включён в территории подведомственные Минобороны, ФСБ и ФСО России

Отсутствие законодательных ограничений на арендуемый вами участок позволяет воспользоваться ниже изложенной пошаговой инструкцией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *