Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года в России изменяются правила получения водительских прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Зачем нужны изменения в экзамене ГИБДД
Сдача экзамена в гибдд на 2022 год подразумевает не такую уж серьезную трансформацию. Перемены, касаются важных аспектов, а не коренным образом меняют всю процедуру, потому привыкнуть будет достаточно просто. Новички смогут сдавать экзамен на знание ПДД уже на новых условиях, потому сумеют адаптироваться. Тем более что изменения нацелены на упрощение процедуры. Теперь не нужно тратить время на две части экзамена, практически дублирующие друг друга.
Но поскольку экзамен подразумевает работу в условиях реального дорожного движения, было решено усилить практическую часть обучения, чтобы претенденты чувствовали себя на дороге уверенно. Теперь должны отойти в небытие устаревшие методы, главная цель которых – натаскать человека на выполнение ненужных упражнений, но совершенно лишающие его возможности правильно ориентироваться в потоке автомобилей на настоящей дороге. То есть, изменения пойдут только на пользу.
Также с 2022 года исключаются натаскивания на прохождения городских маршрутов по правилам ПДД, которые ранее оговариваются. Раньше использовались всего несколько стандартных маршрутов, которые можно было легко выучить. Но сегодня такое невозможно, потому что перед экзаменом известно только какие улицы могут быть пройдены. Точный порядок их прохождения и какой маршрут будет выбран для сдачи, предугадать невозможно. Это решает экзаменатор, ориентируясь на активность движения и другие факторы. То же касается выполнения разных элементов. Они будут вписаны в контекст актуальных условий движения.
Отсутствие заученных маршрутов позволит адекватно оценить новые навыки водителя, а сдача станет проще. Реальные дорожные условия являются лучшей площадкой для этого. К тому же, подобный подход экономит время.
Получить юридическую помощь по вопросам новых правил сдачи экзаменов в ГИБДД можно на нашем сайте.
Предпосылки для реформы образования водителей
По данным МВД России, только за январь 2022 зарегистрировано 489 ДТП с участием водителей-новичков со стажем до двух лет. В 2021 году произошло 8217 аварий по той же причине. Неудивительно, что подобная статистика сподвигла на совершенствование учебного процесса будущих водителей. Создаются опасные ситуации на дороге из-за отсутствия опыта и пробелов в теории.
Подобная статистика и несовершенство программы обучения в автошколах стали причиной внесения некоторых поправок в подготовку. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Если до этого момента программу не разработают или не одобрят, срок может растянуться до ноября.
Грядущие изменения не единственные, с апреля 2021 уже действуют новые правила сдачи экзаменов. Теперь площадка не входит в практические испытания, также изменилась система оценки. Прошлогодние нововведения могли положительно повлиять на количество дорожных происшествий — ДТП с участием водителей со стажем до двух лет стало на 7% меньше.
Как получить права через ДОСААФ
Вы можете учиться не только за свой счет. Для молодых людей, состоящих на воинском учете и желающих служить в армии в качестве водителей, предусмотрены другие варианты. Эти люди имеют право на обучение по направлению военкомата ДОСААФ. Есть один нюанс: если после обучения молодой человек решит «откосить» от службы, то стоимость обучения должна быть возмещена.
Пройти подготовку в военкомате могут только те, кто достиг 17-летнего возраста. Водительское удостоверение будет выдано позднее, когда вам исполнится 18 лет.
Для регистрации на курсы вождения в ДОСААФ необходим пакет документов.
- Направление из военкомата.
- Согласие на обучение от родителя или законного опекуна.
- Оригинал паспорта и его копия.
- Справка о месте регистрации.
- Справка от медицинской комиссии и отсутствие противопоказаний к вождению.
В тренировках ДОСААФ могут участвовать только призывники по рекомендации призывного пункта. Граждане, освобожденные от военной службы, не могут рассматриваться для получения водительского удостоверения таким образом.
Не очень хорошая для будущих водителей новость – отмена традиционных маршрутов, по которым принимаются практические экзамены. Ранее курсанты имели возможность изучить все тонкости движения по маршруту, количество которых не превышало 4-5 штук, так как инструктор владел информацией о местах сдачи тестов. С первого апреля текущего года в этом порядке произошли изменения.
В каждом городе и населенном пункте утверждается список улиц, проспектов и перекрестков, на которых должен проводиться экзамен. В ходе сдачи практической части инспектор ГИБДД имеет возможность менять маршрут движения прямо по ходу экзамена. Количество возможных вариаций увеличивается до 10-15 штук. Изучить движение по всем улицам и перекресткам также возможно, но становится сложнее и продолжительнее по времени. Поэтому курсант должен быть действительно хорошо подготовлен для получения водительского удостоверения.
Если при сдаче ПДД допущено много ошибок или экзамен на право управления транспортным средством закончился неудачно, нет причины расстраиваться. Необходимо повторить теорию и подтянуть практическую часть с инструктором и попытаться пройти тестирование повторно. Можно пересдавать экзамены бесконечно. В новом регламенте такая возможность предусмотрена.
Если ранее за каждую пересдачу будущий водитель должен был оплачивать госпошлину и арендовать специально оборудованный автомобиль, платить инструктору, то по новым правилам первый платеж отменен. Теперь госпошлина вносится только 1 раз. Сдача экзамена в ГАИ становится более доступной.
Еще одно послабление – действие документа, подтверждающего сдачу теоретической части, составляет 3-6 месяцев. Этого времени вполне хватает для повторного тестирования по практике вождения. При этом количество повторных выездов в город с инспектором ГИБДД не ограничено. Допускается записываться на пересдачу через каждые 7 дней. Многие сдают на права по несколько раз. Затраты курсанта связаны с арендой авто и оплатой услуг инструктора по вождению.
Узнать, как проходит сдача и записаться на повторное прохождение тестирования можно одним из трех способов:
- обратившись к сотруднику обучающей автошколы, который запишет на пересдачу в удобное для клиента и инструктора время;
- можно самостоятельно обратиться в ГИБДД, выбрать свободные дату и время тестирования, после чего договориться с владельцем учебного автомобиля. Приём экзаменов ведется в установленные дни;
- третий способ – запись через сайт Государственных услуг. Данный способ становится все более приоритетным и удобным, возникает минимум вопросов.
Сколько длится внутренний экзамен в школе по вождению в 2022 году?
Каждая автошкола регламентирует условия выполнения заданий на внутреннем экзамене исходя из собственных правил. В законодательных нормативных актах эта информация не указана, но в среднем, первый этап – теоретическая часть, будет длиться порядка 30 минут. Это зависит от того, сколько вопросов автошкола включает в обязательный список для сдачи экзамена, например: есть школы, где для зачета теории требуется правильно написать 2 билета по 20 вопросов, у них время на выполнение – 20 минут; есть школа, где требуется выполнить 3 билета по 20 вопросов, там время на выполнение 30 минут. Поэтому время, отведенное на решение теории будет рассчитываться из объёма обязательных заданий.
Заезд в автодроме является, пожалуй, самой быстрой частью из трех в 2022 году, она будет занимать порядка 15 минут, в основном не превышает 20, так как все задания будут проходить на одной площадке, далеко уезжать не надо, сами маневры выполняются очень быстро, поэтому затянуться этот процесс может только при повторных попытках и неудачах.
Заезд в городе также занимает у всех разный промежуток времени, это будет зависеть от качества и быстроты выполнения всех условий и заданий внутреннего экзамена в автошколе. В основном эта часть занимает порядка 30 минут. Но может затянуться, если ученик будет проходить ее с излишней осторожностью, страхом медлительностью. Может помешать и то, что экзаменатор будет часто просить совершать различные маневры и так далее.
Частный инструктор по вождению исключен из процесса обучения
Так же исключены некоторые традиционные ранее способы обучения вождению.
Что из этого вытекает на практике
Главное — обучение вождению на дороге после получения сертификата о получении профессии водителя в автошколе и до получения ВУ в ГИБДД теперь исключено.
Если у вас есть ВУ, то доучиться можно, но юридически за рулем за все отвечаете вы, а не инструктор.
Дополнительные занятия от автошколы для пересдачи внутреннего экзамена попадают в «серую зону». Они запрещены (программ обучения в автошколе уже откатана), но поймать за них нельзя. Если ученик будет недоволен и озвучит недовольство сотруднику ГИБДД и будет оштрафован, то сдать внутренний экзамен в автошколе и получить сертификат ему будет сложно.
Дополнительное доучивание, подготовка к пересдаче экзамена в ГИБДД, тренировки по маршруту частными инструкторами вне автошколы — по действующему ПДД исключены. В некоторых случаях можно действовать с минимум риска (поймать будет сложно). В некоторых, например, тренировка по экзаменационному маршруту ГИБДД, подобное обучение несет явные риски.
На экзамене в ГИБДД в «Правилах проведения экзаменов» — сдающий имеет статус «кандидата в водители», то что данный статус не прописан в ПДД мало на что влияет.
Единственный законный способ обучения вождению после получения свидетельства о получении профессии водителя — заключение договора на повышение квалификации с автошколой. На данный момент это скорее теоритическая модель, но что-то подобное будет предлагаться.
Экзамен за 30 минут с записью на видео
Экзамен гибдд в 2022 году будет проводиться в строго ограниченном временном отрезке – не больше 30 минут для граждан, сдающих на права категории «B», «C» и «D». Также это касается подкатегорий «C1» и «D1». На 10 минут больше – 40 минут, имеют лица, которые хотят получить права «BE», «CE» и «DE», чтобы управлять транспортом с прицепом. 20 минут можно потратить, чтобы подготовиться, а результаты получите ещё через 10 минут. Согласно новым правилам, потратите на сдачу чуть больше часа.
Сдавать экзамен ГИБДД в 2022 году на знание ПДД один на один с экзаменатором не обязательно. В машине могут находиться другие кандидаты, инструктор, представители органов. Процесс записывается на аудио и видео. Также экзаменатор должен убедиться, что имеет дело с нужным человеком (уточняет ФИО). Начинать можно после сигнала экзаменатора.
Сколько нужно часов вождения чтобы научиться водить/сдать экзамен?
Естественно это риторический вопрос и четкого ответа на него нет. На мой взгляд 24-26 занятий по 1.20-1.30 минут, из них около 20 в городе позволяют научиться управлять автомобилем.
Есть полуимперическое правило, что количество занятий должно быть равно возрасту ученика, деленному на два, цифры тут тоже очень индивидуальны, но идея – что позже учиться намного сложней – правильная.
Иногда люди занимающиеся обучением вождению говорят, что 56 часов мало.
Понять сколько нужно лично вам можно только начав учебу, контролируйте процесс обучения, если что-то идет не так, меняйте подход к обучению.
В начале 2020 года в очередной раз изменились правила дорожного движения (ПДД). По новой редакции ПДД любое обучение вождению, кроме обучения в автошколе инструктором автошколы по заранее согласованному маршруту незаконно. Неразрешенная учеба может наказываться штрафами 35-45000 рублей (30000 рублей инструктору, 5-150000 рублей ученику). Пока это больше теория, какая будет практика непонятно, но определенные риски тут есть.
Выбирать автошколу по принципу «ближе к дому и дешевле» не стоит. Добираться до такой школы будет действительно легче, но качество занятий может оказаться низким, а сэкономленные деньги придется тратить на дополнительные занятия у частных инструкторов. Вот несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание.
Проверяйте документы. У автошколы должны быть лицензия на право заниматься образовательной деятельностью и заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. Проверьте лицензию на сайте Рособрнадзора, а заключение — на ресурсе Госавтоинспекции.
Изучите отзывы. Найдите знакомых-автомобилистов и спросите, где они учились, какие впечатления остались о школе и какие были трудности и недостатки. Дополнительно можно пройтись по сайтам-агрегаторам автошкол: «Радар», «Автобегиннер.ру», Zoon и др. На отзывы в соцсетях и на сайтах автошкол лучше не реагировать — часто они написаны самими сотрудниками или проплачены.
Позвоните в школу. Спросите, сколько стоит обучение и что входит в стоимость, как будут проходить занятия, есть ли дополнительные траты за пересдачу. Попросите пример договора и изучите все пункты.
Учитывайте адрес. На занятиях придется проводить много времени, поэтому заранее узнайте, где будут проходить теория и практика — они могут проводиться в разных районах города. Например, теорию вы будете изучать недалеко от метро Кузьминки, а практику придется отрабатывать рядом с Речным вокзалом.
Будьте осторожны с большими скидками. Обычно за низкой ценой скрывается невысокое качество обучения, сокращенные часы практики и дополнительные услуги, которые придется оплатить во время учебы. Например, вы платите за школу 14 тыс. руб., но в процессе вам говорят, что нужно докупить учебные материалы, оплатить дополнительные часы практики, аренду машины и бензин.
Права в Казахстане: категории «В», «А» и другие, и возраст
Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».
Транспортные средства категории «В» и «А» и подкатегорий «B1», «C1» доступны лицам, достигшим 18 лет.
Как проходит обучение водителей
Обучение в специальных учебных заведениях с инструктором изложено в Приложении 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан, в котором говорится, что подготовка должна включать теоретическое освоение основных тем, таких как:
Цель обучения — предоставить информацию о конструкции и техническом обслуживании автомобилей, а также об основах вождения и безопасности дорожного движения. Водителям важно знать ПДД, чтобы обезопасить себя и других во время движения. Кроме того, водителям полезно знать, как реагировать в случае, если аварии. Наконец, в этой статье мы дадим несколько советов о том, как стать лучшим водителем.
В ходе обучения основное внимание уделяется практическому опыту работы с инструктором.
Наказание за нарушение ПДД при обучении вождению
Если будущий водитель проходит обучение в автошколе у инструктора с соответствующей квалификацией и оборудованным учебным автомобилем, то он не будет оплачивать штрафы за нарушение ПДД. Наказание получает только инструктор и за нарушение правил учебной езды. Когда инструктор обучает ученика, он является водителем, а не его подопечный.
В случае, когда обучает вождению не инструктор с удостоверением, подтверждающим его квалификацию, а обычный водитель, то всем участникам такого обучения грозит нарушение 12.7 статьи КоАП РФ.
Водителю, оказывающему педагогические услуги грозит нарушение статьи 12.7.3 — передача управления транспортным средством лицу без водительских прав. Штраф за такое нарушение — 30 000 рублей. Обучающемуся у такого водителя грозит нарушение статьи 12.7.1 — вождение без прав. Штраф составит от 5 000 до 15 000 рублей.
Если во время обучения не с инструктором вы нарушите ПДД, то оплачивать штрафы придётся вам и никаких послаблений, не будет.
Подводя итог статьи, стоит сказать, что не нужно пытаться обмануть или обойти систему. Учитесь согласно правилам, так вы получите навыки и не столкнётесь с лишними сложностями. Обращайтесь к тем, кто имеет право обучать вождению.
Конечно же, обучение чему-то новому всегда начинается с теории. Поэтому первое, с чем столкнется курсант, поступивший в автошколу, как раз теоретические занятия. И знания, полученные здесь, должны быть фундаментальными и основополагающими. Почему именно теория является базой, основой водительского навыка?
Дело в том, что в практике многое зависит от опыта. Чем его больше, тем лучше будет водить машину человек. Как показывает статистика, виновниками ДТП крайне редко становятся водители с большим стажем, но среди новичков (особенно до трех лет) столкновения с другими участниками дорожного движения, увы, не редкость.
А вот теория изучается раз и навсегда. Конечно, по собственному желанию человек может регулярно повторять и ПДД, и устройство автомобиля. Однако мало кто будет это делать. Поэтому от того, какие знания будут вложены в головы курсантов, зависит, насколько грамотными водителями они будут.
Так как же проходит обучение в автошколе в теоретическом плане? Особенно тщательно изучаются правила дорожного движения, знаки, разметка. Без их знания никто не допустит ученика до практического вождения в городе. Важное место уделяется безопасности дорожного движения. Здесь курсанты узнают, какую безопасную дистанцию нужно соблюдать между автомобилями, какой скоростной режим приемлем для населенных пунктов и для трассы, как и с какой скоростью ездить в условиях плохой видимости или на мокром асфальте, в гололед и так далее.
Обязательно несколько часов тратится на основы медицинской помощи. Ведь у каждого может возникнуть сложная ситуация на дороге, когда в результате ДТП пострадает кто-то из пассажиров, он сам или другой участник дорожного движения. Поэтому необходимо знать основы реанимации, остановки кровотечений, когда можно пострадавшего перемещать, а когда нет, и так далее.
Что касается занятий по устройству автомобиля, то раньше ему уделялось достаточно большое внимание, сейчас же эти знания даются в общих чертах. Также довольно кратко рассказываются основы права, безопасной перевозки грузов. В теоретический блок входят отработка билетов с вопросами по ПДД и обучение основам вождению на тренажерах. В каком порядке и как проходят занятия в автошколе по теории, зависит от индивидуальной программы образовательного учреждения.
Можно ли въезжать во двор на экзамене?
В данном разделе речь идет не только про дворы, но и про автомагистрали, дороги для автомобилей и жилые зоны. Однако самым распространенным объектом являются именно дворовые территории, которые встречаются в каждом населенном пункте.
На экзамене возможны 2 варианта:
- Вы хотите въехать во двор по собственной инициативе. Например, для выполнения разворота с использованием прилегающей территории. В этом случае от маневра лучше отказаться и найти другое место, которое не будет спорным.
- Экзаменатор предлагает Вам въехать во двор или в жилую зону. В этом случае нужно сказать экзаменатору о том, что пункт 17.4 запрещает учебную езду во дворах. Ну а дальше следует действовать в зависимости от его реакции.