Процедура внешнего управления при банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура внешнего управления при банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Срок внешнего управления

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Внешнее управление: определение понятия

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Обязанности внешнего управляющего

Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Это центральная фигура в процессе. Именно от его компетентности на 80% и зависит успех. Ведь фактически этот человек должен самостоятельно сделать то, что не смогли все руководители и учредители вместе за долгий период. Причем они не смогли обеспечить работу фирмы при нормальных условиях, а управляющий уже начинает из заведомо проигрышной позиции, когда лицо на грани ликвидации. Обязанности этого человека логично вытекают из должности – ведение проекта, решение всех экономических задач, поиск правильной стратегии. Но также он и ведет отчетность перед собранием кредиторов, демонстрируя шаги восстановления. Он имеет право:

  • Осуществлять полную хозяйственную деятельность предприятия.
  • Распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Но, естественно, он не имеет прав реализации без строгой отчетности по целевому назначению полученных в итоге денежных средств.
  • Требовать от суда признания некоторых сделок недействительными. С ничтожными сделками – понятно, а вот действительность разбирается лишь в особых случаях. И заявление – одна из веских причин.
  • Оформлять, заключать мирное соглашение с кредиторами, абсолютно не консультируясь с учредителями или управленцами, смещенными с должности.
Читайте также:  5. Ипотека (залог) земельного участка

Учитывая ограниченный срок внешнего управления при банкротстве, для всех стадий существует четко отведенные лимиты. Назначение – не более месяца. Это первичный этап. И к слову, он и я является самым важным. Ведь от того, кто вступит на должность, зависит позитивный или негативный исход всего мероприятия. Также стоит понимать, что данный гражданин должен занимать абсолютно беспристрастную, нейтральную позицию. Руководствоваться требованием закона, а не желаниями учредителей или собрания кредиторов. На второй стадии происходит утверждение плана. На его составление отводится ровно один месяц. За этот срок ставленник должен детально ознакомиться со всеми активами проекта, требованиями контрагентов. И выдвинуть документ на утверждение собранию кредиторов. Они имеют права внесения собственных корректировок, которые в связи с их интересами, покажутся эффективными. Третья стадия – самая длительная. Это реализация плана, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий. Именно на ее долю приходится срок от 18 месяцев до двух лет. А завершающим этапом выступает полный расчет с долгами. Так что условно стоит выявить четыре главных части.

Особенности внешнего управления

Напомним, что процедура банкротства в судебном порядке не всегда приводит к полной ликвидации бизнеса. В определенных случаях организация может пройти через санацию или этап оздоровления. При соблюдении всех законных требований кредиторов, а также частичного или полного восстановления платежеспособности компании, могут быть достигнуты положительные результаты.

Внешнее управление является необязательной, но возможной частью процедуры несостоятельности. Проще говоря, на первых этапах рассмотрения дела суд решает назначить внешнего управляющего. Специалист будет не только контролировать все финансовые процессы, но и корректировать деятельность организации.

Цель внешнего управления и процедуры санации – восстановление жизнеспособности предприятия для организованного погашения долговых обязательств. Внешний управляющий берет на себя ответственность за организации оздоровительных процессов: формируется антикризисный план выхода из сложной финансовой ситуации.

Внешнее управление при банкротстве может не вводиться, если до этого момента суд решит, что организация неплатежеспособна и не сможет вернуться на докризисные показатели. Как правило, для такого решения проводится оценка состояния активов и всей финансовой деятельности предприятия.

Важно отметить, что при назначении арбитражного управляющего, руководство организации отстраняется от ведения всех дел. Юридическое лицо полностью переходит под управление финансового специалиста.

Читайте также:  Технический паспорт отменен с 1 января 2023 года

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление при банкротстве – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  1. Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  2. Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  3. Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Особенности внешнего управления организацией-должником

На весь период внешнего управления организацией-должником назначается внешний управляющий, который фактически занимает должность руководителя. Назначается он судом и является одним из арбитражных управляющих. Специалист вправе осуществлять сделки, принимать решения о продаже, реорганизации и др.

Другие особенности:

  • введение внешнего управления производится на основании решения собрания кредиторов, которое направляет в суд соответствующее ходатайство;
  • период данной процедуры — 1,5 года, при необходимости он может продлеваться на срок до полугода;
  • при внешнем управлении на требования кредиторов накладывается мораторий, то есть их исполнение откладывается на весь срок осуществления этой процедуры.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

ИнформацияПринципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Внешнее управление — одна из стадий несостоятельности фирмы, назначается только, если есть реальные шансы на возобновление платежеспособности компании.

Особенности процедуры следующие:

  • имеет ограниченный период – не более 1,5 лет;
  • возможно продление еще на 6 месяцев либо сокращение по постановлению судебного органа и обращению заинтересованных лиц;
  • руководство фирмы отстраняется от исполняемых функций, а их полномочия передаются временному управляющему;
  • временный директор берет на себя решения по дальнейшей политике компании, но должен отчитываться перед взыскателями и судебным органом;
  • у временного управляющего есть 1 месяц на составление проекта по возобновлению платежеспособности фирмы и его одобрение судебным органом и взыскателями;
  • Внешнее управление невозможно для банков и физических лиц;
  • контроль за процедурой осуществляется взыскателем и судебным органом согласно утвержденному плану;
  • отличается от финансового оздоровления тем, что полностью меняется стратегия деятельности организации;
  • допускается 2 варианта завершения этапа: приостановление процедуры признания несостоятельности и возврат к прежним функциям (если все прошло успешно) либо запуск конкурсного производства и последующая ликвидация (если этап не имел эффекта);
  • если деятельность временного управляющего не приносит результата, на него может быть подана жалоба любым лицом, перед которым у компании имеются непогашенные финансовые обязательства.
Читайте также:  Сроки уплаты налога на недвижимость в 2023 году

Таким образом, внешнее управление – важный этап процедуры признания несостоятельности компании, который может восстановить ее жизнеспособность и избежать ликвидации.

Когда вводится внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление, как часть процедуры банкротства могут ввести по настоянию Арбитража, просьбе самого должника или ходатайству собрания кредиторов сразу же после завершения процедуры наблюдения. Одно из условий – наличие у должника реальных шансов сохранить производство и если не расплатиться со всеми долгами, то восстановить собственную платежеспособность.

Важно! Главное условие введения – согласие кредиторов и Арбитража, цель – сохранение работающего предприятия на рынке.

Если у должника нет ресурсов для продолжения своей деятельности, и банкротство является не только способом раздачи долгов, но и одним из путей закрытия предприятия, то рассматриваемую стадию банкротства пропускают. Переходят непосредственно к конкурсному производству.

Саморегулируемая ассоциация

Теперь рассмотрим роль саморегулируемой организации (СРО) в деятельности арбитражного управляющего.

Закон о банкротстве определяет саморегулируемую организацию арбитражных управляющих как некоммерческую организацию, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

СРО защищает и представляет арбитражных управляющих во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями, вносят предложения по формированию политики в области несостоятельности, подают иски в защиту арбитражных управляющих анализируют их деятельность вот пожалуй и все, чем занимаются СРО арбитражных управляющих. Проще говоря присматривают за управляющими на основе самофинансирования за членских взносов.

Но поскольку без членства в СРО арбитражный управляющий не может осуществлять свою деятельность, СРО обладает некоторыми возможностями воздействия на своих членов — арбитражных управляющих.

СРО вправе:

  • разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
  • контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
  • рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *