Международная трудовая миграция рабочей силы: причины, последствия, основные центры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная трудовая миграция рабочей силы: причины, последствия, основные центры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов. Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка.

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:

  • некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
  • страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
  • снижение напряженности на рынке труда.

Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:

  • Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
  • Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
  • Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
  • Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Читайте также:  Обременение на недвижимость что это такое ГК РФ сроки снятия

Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.

Международная миграция трудовых ресурсов – явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни современного общества.

Размахи потоков и драматизм положения как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество.

Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.

Миграция населения представляет собой передвижение людей через границы определенных территорий с переменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов появляется при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, которые принимают и отдают рабочую силу.

Мировой опыт показывает, что трудовая миграция снабжает несомненные преимущества странам (как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее). Несмотря на это, она требует решения и способна породить острые социально-экономические проблемы.

К началу XXI в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества.

В волне крупномасштабных межстрановых перемещений населения и трудовых ресурсов смешались потоки эмигрантов, выезжающих в другие страны навсегда, временных трудовых мигрантов, специалистов, ученых и студентов, беженцев и лиц, ищущих убежище, нелегальных иммигрантов и туристов.

Ежегодно в мире из страны в страну переезжает около 20 млн человек.

В современных условиях миграция населения и трудовых ресурсов превратилась в постоянный, неизбежный и очень сложный процесс.

Наряду с движением товаров, услуг, капиталов и технологий она является одним из ведущих факторов производства в международном масштабе.

Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано прежде всего причинами экономического характера. Кроме экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции определен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков миграции рабочей силы. Устанавливающим мотивом являются жажда заработать больше, чем на родине, и желание найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято устанавливать как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы.

По-другому, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разностью иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) является миграционное сальдо.

Вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции – реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов».

Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.

Существует и особая категория легальных мигрантов – рабочие-фронтальеры, т. е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США.

В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны.

Международная трудовая миграция – явление сложное и неоднозначное. Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами.

Причины миграции рабочей силы определены воздейст��ием ряда факторов экономического и неэкономического характера.

К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

Причины экономического характера таятся в многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран. Происходит перемещение рабочей силы из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:

1) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка. Например, в Мексике почасовая оплата труда рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 5 доллара в час;

2) состояние национального рынка труда. В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

3) структурная перестройка экономики. Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного миграционного оборота в России в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г.;

4) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

Читайте также:  Как анонимно подать жалобу в департамент образования

5) вывоз капитала, функционирование Транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Международную миграцию капитала можно определить как движение стоимости в денежной и (или) товарной форме из одной страны для получения более высокой прибыли в стране-импорте капитала.

Иначе это можно выразить как встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам соответствующий доход.

Движение капитала значительно отличается от движения товаров. Внешняя торговля сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.

Сначала вывоз капитала был свойственен небольшому числу промышленно развитых стран. Сейчас процесс вывоза капитала становится функцией любой успешно развивающейся страны. Капитал вывозят и ведущие страны, и среднеразвитые страны, и развивающиеся. В особенности НИС.

Причиной вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. Важнейшими из них являются:

1) несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства;

2) возможность освоения местных товарных рынков;

3) наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

4) стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных экономических зонах;

5) более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране-доноре капитала;

6) стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установившие высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации.

Факторы, способствующие вывозу капитала и стимулирующие его:

1) растущая взаимосвязь и взаимоувязка национальных экономик;

2) международная промышленная кооперация;

3) экономическая политика промышленно развитых стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития;

4) важными стимуляторами являются международные финансовые организации, направляющие и регулирующие поток капитала;

5) международное соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствует развитию торгового, научно-технического сотрудничества.

Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения являются:

1) частные коммерческие структуры;

2) государственные, международные экономические и финансовые организации.

Движение капитала, его использование осуществляется в следующих формах:

1) прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

2) портфельных инвестиций;

3) среднесрочных и долгосрочных международных кредитов ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;

4) экономической помощи;

5) бесплатных (льготных) кредитов.

В мировой практике перемещение капитала существенно отличается от иностранных инвестиций.

Перемещение капитала содержит: платежные получения по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов и т. п.

Под иностранными инвестициями понимается перемещение капитала, преследующее цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.

Основными формами прямых инвестиций являются:

1) открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов;

2) создание совместных предприятий на контрактной основе;

3) создание совместных разработок природных ресурсов;

4) покупка или аннексия (приватизация) предприятий страны, принимающей иностранный капитал.

Международное движение капитала занимает ведущее место в МЭО, оказывает огромное влияние на мировую экономику:

1) способствует росту мировой экономики;

2) углубляет международное разделения труда и международное сотрудничество;

3) увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Последствием для стран, экспортирующих капитал, является вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций, что ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран.

Вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере, а перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующие:

1) регулируемый импорт капитала (способствует экономическому росту страны-реципиента капитала);

2) привлекаемый капитал (создает новые рабочие места);

3) иностранный капитал (приносит новые технологии);

4) эффективный менеджмент (способствует ускорению в стране научно-технологического прогресса);

5) приток капитала (способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента).

Существуют и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:

1) приток иностранного капитала смещает местный либо пользуется его бездействием и вытесняет из прибыльных отраслей;

2) бес��онтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;

3) импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства из-за выявленных недоброкачественных свойств;

4) импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

5) использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Макроуровень движения капитала – межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран.

Микроуровень движения капитала – движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства.

В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы.

Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная работа в Польше по биометрическому паспорту);
  • безвозвратная – выезд за рубеж на постоянное место жительства;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • нелегальная – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства.

Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами.

Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале «Что такое иммиграция и эмиграция».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном в Германии, Польше).

Читайте также:  Льготный проезд на электричке в Новосибирске 2023 с какого числа

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

Страны с наибольшим числом мигрантов

Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине. Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики.

В список таких стран входят:

  • США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
  • Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
  • Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.

Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.

Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне

Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.

На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.

Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на 2019-2025 годы. Она направлена на создание благоприятных условий лицам, которые покинули Россию и хотят вернуться. В концепции отмечается, что основным источником пополнения трудовых ресурсов России должно оставаться население своей страны.

Особое внимание уделено коррекции условий для добровольной миграции востребованных специалистов. Их будут привлекать усиленно. Государство планирует поддерживать те российские организации, которые будут привлекать таких людей.

15 ноября 2021 года глава Правительства РФ подписал распоряжение, в котором определяется квота выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание в РФ в 2021 году. Согласно ему в 2019 году запланирована выдача 83 480 разрешений с распределением их по субъектам РФ.

Также в 2021 году вступит в силу постановление о доле иностранных рабочих в определенных сферах деятельности. С полным перечнем можно ознакомиться тут. В некоторых экономических сферах количество иностранных рабочих будет сокращено (это касается в частности транспортной сферы), в других процентное соотношение рабочих мест для иммигрантов и россиян останется на прежнем уровне.

Постановление не противоречит законодательству. По ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» каждый год правительство устанавливает долю иностранных работников в различных сферах экономики, учитывая особенности рынка в каждом субъекте РФ и необходимость предоставления рабочих мест для россиян в первую очередь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *