Ответственность за непроведение обязательного аудита за 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведение обязательного аудита за 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Кому в 2021 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году

Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.

Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:

  • Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
  • Проверить не менее 85% документов;
  • Получить страховку от налоговых рисков;
  • Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
  • Получать практические рекомендации по устранению недочётов.

Кому необходимо проходить проверку

Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:

  • подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
  • проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
  • выявление имеющихся рисков.

Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:

  • акционерные (включая закрытые) общества;
  • выходящие со своими ц/б на биржу;
  • организаторы торгов;
  • профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
  • застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
  • негосударственные (включая пенсионные) фонды.

Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Ответственность за непредставление аудиторского заключения

Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

Читайте также:  Очередь на переселение аварийного жилья Омск на 2023 год

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Особенности проведения обязательного аудита

Обязательную аудиторскую проверку вправе проводить исключительно аудиторские организации, но не независимые предприниматели и лица без юридического образования.

Обязательный аудит в организации, чей уставной капитал является государственной собственностью более чем на 25%, может быть проведен только после размещения соответствующего заказа в порядке, определенном Федеральным законом РФ.

Аудиторская проверка организаций, чья отчетная документация содержит сведения, являющиеся государственной тайной, осуществляется только после получения допуска к работе с такими сведениями.

Все критерии обязательного аудита подлежат страхованию риска ответственности в случае нарушения пунктов заключенного с проверяемой организацией договора.

За отказ в проведение ОА подразумевается и административная ответственность. Также не стоит забывать, что по решению суда можно провести принудительную проверку финансовой документации.

Нарушение сроков подачи также влечет штрафные санкции. Наименее грозные суммы при просрочки подачи данных в налоговую и Росстат.

  • В первом случае штраф составляет 200 р.,
  • во втором — до 500 р. на должностных лиц и от 3 до 5 тысяч рублей на юридических.

Если не подано аудиторское заключение в Банк России, обязательное для акционерных обществ, то штрафы могут быть очень большими. Административная ответственность предусмотрена ст. 15.19 КоАП п. 2:

  1. Юрлица — от 700 тысяч рублей до 1 миллиона.
  2. Должностные лица — от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 2 лет.

Стоит знать, что некорректно поданные документы, неполная бухгалтерская отчетность или аудиторское заключение, выданное нелицензированной проверяющей организацией также влечет административную ответственность. Поэтому нужно внимательно выбирать компанию для аудиторской проверки и соблюдать сроки подачи всей отчетности.

Где выгодно заказать обязательный аудит?

Профессионалы «Холд-Инвест-Аудит» имеют 20-летний стаж работы с различными государственными и коммерческими предприятиями. Наличие лицензий и сертификатов у специалистов гарантирует отличное качество экспертных мероприятий. Сотрудники применяют современные методики оценок, руководствуясь нормами закона «Об аудиторской деятельности».

Специалисты «Холд-Инвест-Аудит» регулярно отслеживают обновления действующего закона РФ. Предлагаемые заказчикам услуги высокой степени качества, что подтверждено Европейскими стандартами: ISO 9001:2011, ISO 9001:2008. Стоимость аудита зависит от ее масштабов, периода выполнения, метода, при помощи которого проводится экспертиза.

Оформите запрос на сайте и получите бесплатную консультацию по телефону. Менеджер компании ответит на интересующие вопросы и предоставит самые актуальную информацию.

Последствия непроведения обязательного аудита

Федеральный Закон № 307-ФЗ, в частности, статья 5, гласит, что определенные категории компаний обязаны проводить обязательный аудит независимой стороной минимум один раз в год. Отказ или несоблюдение сроков проведения процедуры грозит штрафными санкциями в отношении организации. Список штрафов перечислен в законе «Об аудиторской деятельности».

Кроме штрафов для компании, для руководителя или управляющего состава организации может также иметь место дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. Руководитель компании несет ответственность за правильность подготовки финансовой отчетности и ее обязательный аудит. В случае если он также является сотрудником этой организации (например, членом правления, нанятым на основании трудового договора), невыполнение обязательства по представлению финансовой отчетности на обязательный аудит может рассматриваться как серьезное нарушение обязательств и являться основанием для расторжения трудового договора без уведомления.

Кроме того, в организациях, на которых распространяется установленное законом обязательство по аудиту финансовой отчетности, непроведение проверки затрудняет выполнение других обязательств, возложенных на организацию положениями Закона, а именно:

  • невозможно оценить состояние бухгалтерской документации, что может иметь место только после утверждения финансовой отчетности независимым аудитором;
  • невозможно представить заключение партнерам или акционерам организации без отчета внешнего аудитора;
  • утвержденная финансовая отчетность не может быть представлена в государственные органы из-за необходимости проведения аудита;
  • невозможно опубликовать финансовую отчетность без заключения внешнего аудитора.

Непроведение обязательного аудита предусматривает штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 4 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения относительно проведения обязательного аудита ответственные должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок 1-3 года. Непредоставление результатов проверки в налоговый орган не предусматривает юридической ответственности, но представители государственной службы могут составить протокол об административном правонарушении на руководителей организации.

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

Читайте также:  Отработка 2 недели при увольнении

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности.
    Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников.
    Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски.
    Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Законодательством страны разрешается проводить проверку финансовой отчетности на протяжении всего года тем компаниям, которые подлежат обязательному аудиту. Но несмотря на имеющееся разрешение, некоторые организации подтверждают финансовую отчетность до того, как нужно будет представлять данные о статистике для проверки в органы контроля или до начала ежегодного собрания акционеров компании.

Ранний вызов проверяющих в компанию создаст рабочему процессу дополнительную нагрузку, которая и так велика, ведь финансисты в этот период времени должны кропотливо оформлять отчет за целый год работы организации. Стоит также отметить, что если проводить аудит в один этап, то эффективность проверки будет снижена в несколько раз. Да и времени для устранения недочетов, которые могут выявить органы контроля, вовсе не останется, ведь полностью подготовленный отчет необходимо сдать для проверки не позже последнего дня марта.

Проводя поэтапный процесс, который может протекать на протяжении всего года, довольно просто устранить все недочеты, выявленные аудитом в налоговом или бухгалтерском отчете. Выбрав такой вид проверки, ожидать контролеров следует только к четвертому кварталу, а сама процедура займет несколько календарных дней с учетом проверки, подготовки и вынесения заключения органами контроля.

Каждый финансист, составляя отчеты, способен допустить ошибки. Наличие их не показывает на то, что работник не квалифицированный и плохо разбирается в своем деле. Недочет может быть:

  1. Обычной опиской.
  2. Неправильно выбранной суммой.
  3. Ошибка может быть допущена просто по невнимательности.

Чтобы исправить все недочеты, найденные при аудите, проводимом за целый год, нужно потратить немало сил и иметь много терпения. При выявлении ошибок при поэтапном аудите они будут четко указаны, финансовый сотрудник с легкостью исправит готовый документ. Очень важно подать отчет в налоговый орган надзора, который не предусматривает каких-либо недочетов или ошибок.

Как уже говорилось ранее, компании, которые не провели проверку или несвоевременно сдали для отчетности подготовленную документацию, будут оштрафованы на определенную сумму. Ее размер зависит от типа должников, занимаемой должности и сферы деятельности. Но такие компании не только должны оплатить денежные средства в бюджет страны, с них не снимается полная ответственность за непроведение обязательного аудита. То есть штрафникам придется в обязательном порядке понести наказание административного значения, а также в кратчайшие сроки представить заключение после аудита в органы контроля и статистики.

Если должностное лицо не представит акционерам фирмы заключение проверки, то ему грозит штраф. Это касается как должностных, так и юридических лиц.

Акционерные общества должны представлять финансовую отчетность деятельности компании, дополненную подготовленным заключением аудиторской проверки. Если при оформлении документации органы контроля обнаружат неправдивую информацию или информация о финансах будет раскрыта в неполном объеме, акционерное общество будет оштрафовано на сумму в 700 тысяч рублей. В дальнейшем весь пакет документации следует переделать, устранить все недочеты и ошибки, снова подать для проверки в орган контроля и статистики.

Уголовной ответственности за такие действия нет. Но есть мнение, что в будущих поправках она может быть введена. Кроме того, известны случаи в практике, когда должностных лиц, которые были ответственными за проведение проверки и подачу документов, увольняли с работы или снимали с должности. Такая мера наказания — распространенная практика в настоящее время.

  • Наказание для индивидуальных предпринимателей за неоформленных работников
  • Расчет размера пени по налогам
  • Какой может быть штраф за несвоевременную сдачу декларации НДС
  • Бизнес
  • Бытовые проступки
  • ГИБДД
  • Документы
  • ЖКХ

Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2021 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Читайте также:  Как вернуть электронный билет

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2021 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2021 № А55-24924/2021. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2021 № А55-24924/2021. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. В 2021 году последней датой публикации отчетности за 2021 год является 03.04.2021. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2021 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2021 № 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП.

  • за прошлый год величина выручки составила больше 400 млн. рублей;
  • размер активов бух. баланса к концу года был больше 60 млн. рублей;
  • ценные бумаги предприятия допущены к торгам на бирже;
  • компания раскрывает консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • в других законодательно установленных случаях.

Аудитор не следователь. Он будет искать доказательства добросовестности компании, а не преступления. Читайте подробно в статье Как изменился аудит: о каких секретах компаний расскажут аудиторы, как и о чем с ними можно договориться, как изменились проверки и их стоимость, как подготовиться к встрече с аудитором.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в о��ечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Ранний вызов проверяющих в компанию создаст рабочему процессу дополнительную нагрузку, которая и так велика, ведь финансисты в этот период времени должны кропотливо оформлять отчет за целый год работы организации. Стоит также отметить, что если проводить аудит в один этап, то эффективность проверки будет снижена в несколько раз. Да и времени для устранения недочетов, которые могут выявить органы контроля, вовсе не останется, ведь полностью подготовленный отчет необходимо сдать для проверки не позже последнего дня марта.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:

  • кто проводил аудит;
  • какая отчетность была проверена и период;
  • заключение аудитора и основания;
  • иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.

Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.

Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:

  • за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
  • за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
  • за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *