Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное и гражданское право разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Особенности административного права
Особенности АП:
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.
Административное и трудовое право
Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.
Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции
В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».
Что такое административный иск?
Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.
Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.
Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.
Гражданское право — одна из отраслей частного права.
Это система правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, связанные с ними, основанные на самостоятельности и независимости их участников. Это право занимает центральное место среди остальных отраслей права, регулирующих имущественные отношения. Именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым и другим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве (семейном или трудовом).
В современных условиях многоукладной экономики и равенства всех форм собственности роль гражданского права возрастает, т. к. расширяется сфера его действия, усиливается потребность в правовом регулировании общественных отношений с учетом равноправия самостоятельных участников.
Под предметом гражданско-правового регулирования понимают те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. К ним относятся две группы отношений:
а) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому;
б) связанные с ними неимущественные отношения, к которым можно применить нормы гражданского права.
Особенностью отношений, регулируемых гражданским правом, является то, что они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Отношения, основанные на власти и подчинении (в том числе и имущественные), регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и т. д.).
Участниками отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть граждане, различные организации (юридические лица), государственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации и государства, осуществляющие деятельность на территории России. Под имущественными отношениями понимаются отношения не только по поводу вещей, но и по поводу права требовать (например, право гражданина требовать свой вклад в банке, по сути, право требовать передачи денег).
Поэтому различаются две группы имущественных отношений: отношения вещевого характера и отношения обязательственного характера. Предметом личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются нематериальные блага: честь, имя, достоинство, личная жизнь, авторство произведений и т. д.
По составу участников
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Отличие гражданской ответственности от административной — Законники
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. 6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную 7.
ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Блог преподавателя Велиевой С.М.
Предмет административного права : 1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации, 2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления
Источники административного права : 1 Конституция Российской Федерации 2. Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»). 3 Федеральные законы, содержащие нормы административного права. 4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административноправового регулирования. 5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления. 6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года – КоАП).
Субъекты административного права : 1. Федеральные органы исполнительной власти. 2. Органы местного самоуправления. 3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные). 4. Общественные объединения (организации). 5. Государственные служащие (должностные лица). 6. Граждане.
Принципы административного права представляют собой основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:
• демократизм нормотворчества и реализации права;
• равенство граждан перед законом и правоприменителем;
• взаимная ответственность государства и личности;
Система административного права . Административное право делится на общую и особенную части.
Особенности административного права
1. Как любая другая отрасль права, административное право является системой норм (а не их совокупностью).
2. Нормы административного права устанавливаются государством (правомочными органами).
3. Административное право регулирует лишь отношения, складывающиеся в сфере госуправления, осуществления исполнительной власти.
4. Нормы административного права обеспечиваются государством посредством двух способов обеспечения норм – убеждения и принуждения, основной из которых – убеждение (он включает много различных процессов и мероприятий). Принуждение – вспомогательный способ (в виде соответствующей юридической ответственности).
5. Объективно административное право – самая крупная отрасль права.
6. Административное право – наиболее динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку управление направлено вперед. Это сильно затрудняет процесс кодификации; в административном праве невозможно создать единый кодекс.
7. Административное право – это составная часть системы российского права.
Задачи административного права как отрасли права:
– создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
– обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
– защита граждан и общества от административного произвола.
Характеристика административных, правоотношений.
Административно-правовые отношения — это регулирование нормами административного права общественных отношений, складывающихся в сфере управления. Поскольку они являются разновидностью правовых отношений вообще, то обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Однако они имеют особенности, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.
Административно-правовые отношения характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия . Наличие властных полномочий (т.е. обладание исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.
Особенности административно-правовых отношений:
1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями.
2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.
3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон ( а именно: стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой).
4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т.е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.
5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях.
6. ��сли одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.
Виды административных отношений многообразны.
В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов. К несоподчиненному виду (горизонтальные отношения) административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами). Соподчиненный вид (вертикальные адм.правоотношения)административных связей может быть представлен в следующих вариантах: 1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с министерствами и ведомствами). 2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), находящимся в его 3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти.
Реализация норм административного права осуществляется несколькими способами: 1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт). 2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет). 3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя). 4 Применение. Состоит в принятии компетентными органами (управомоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйства имеет право применения санкций к нарушителям). Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направлено их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность.
КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование
Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).
Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.
Административная и гражданско правовая ответственность сравнение
Как уже отмечалось, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и в силу этого по ряду признаков имеет много общего с другими видами ответственности.
Вместе с тем, административная ответственность обладает рядом характерных черт и признаков, которые позволяют отграничить административную ответственность от других видов юридической ответственности.
В отличие от административной ответственности, дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил поведения, установленных различными положениями, уставами, правилами, и заключается в назначении лицу, совершившее проступок, мер дисциплинарного взыскания властью руководителя, начальника.
В свою очередь дисциплинарная ответственность делится на два вида:
1) общая дисциплинарная ответственность, которая устанавливается в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии или в учреждении;
2) специальная дисциплинарная ответственность — в дисциплинарных уставах, положениях и инструкциях.
Общая дисциплинарная ответственность предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (является крайней мерой дисциплинарной ответственности) — ст. 192 Трудового кодекса РФ. Трудовым кодексом также установлено, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. [5, c. 120] Это уже будут специальные меры дисциплинарной ответственности.
Специальная дисциплинарная ответственность применяется в сфере деятельности таких структур как вооружённые силы, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, внутренние войска и др. Мерами данной ответственности могут выступать: назначение вне очереди в наряд по службе, понижение в воинском звании, лишение свидетельства на управление определённым видом железнодорожного, водного транспорта и т.п.
Гражданско-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций и состоит в применении к правонарушителю невыгодных, отрицательных для него мер воздействия, предусмотренных нормами гражданского, семейного законодательства.
В зависимости от оснований возникновения обязательств, в результате которых возникает гражданская ответственность, выделяют два её вида:
1) договорная ответственность — это ответственность должника перед кредитором по обязательству, вытекающему из договора, вследствие невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий данного договора;
2) внедоговорная ответственность, которая возникает в силу обязательств, установленных нормами права.
Субъектами данного вида ответственности являются участники гражданских правоотношений. Это могут быть индивидуальные субъекты: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), а также коллективные субъекты: юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и др.
Административный или гражданский процесс ? Дело о том, как судьи «правильно» определяют вид процесса (или еще один «шедевр» юридической мысли).
- ЛУЧШЕ ХОРОШИЙ СВИДЕТЕЛЬ, ЧЕМ ПЛОХОЙ ОБВИНЯЕМЫЙ. История о том, как выйти из воды сухим, ну…или чуть-чуть … Статьи, 16 Октября 2015, 12:02
- Дело о том, как истцы хотели подключиться к соседскому газопроводу часть 2 и 3 Судебная практика, 19 Марта 2011, 00:00
- Адвокат из Гатчины получил оправдательный приговор. «Адвокат обвинитель» VS «адвокат защитник» или дело … Судебная практика, 30 Марта 2018, 23:50
- Осторожно! Недобросовестный продавец! или Дело о том, как попытка признать договор купли-продажи квартиры … Судебная практика, 14 Ноября 2018, 10:07
- Дело о том, как истцы хотели подключиться к соседскому газопроводу Персональные, 30 Июня 2011, 13:40
- Дело о том, как потерпевший признался в оговоре, но потерпевшим быть не перестал… Судебная практика, 10 Декабря 2011, 19:18
- Дело о том, как истцы хотели подключиться к соседскому газопроводу. Судебная практика, 13 Мая 2010, 22:32
- Другое дело о том, как суд признал право сироты на внеочередное предоставление жилья Судебная практика, 15 Марта 2017, 11:59
- Раздел имущества супругов, или Дело о том, как ответчик сам себя наказал. Судебная практика, 01 Июля, 13:20
- Дело о том, как недобросовестный работник, получил судимость за хищение вверенных ему работодателем денежных … Судебная практика, 01 Января 2009, 00:00
Специфика науки административного права
Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.
Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.
В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права. Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.
Уголовная и административная ответственность таблица
КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.
Во-вторых, дисциплинарная ответственность, как правило, возлагается на работника (служащего) непосредственно руководителем организации, где он находится в трудовых (служебных) отношениях, а меры административных взысканий применяются органами государственной власти или должностными лицами, с которыми правонарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе (например, административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами судебной власти, органами внутренних дел, органами государственных инспекций и т. д.).
Чем отличается административное право от гражданского
Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.
Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и организации должны безусловно подчиняться законным требованиям государственных органов и их должностных лиц.
Уголовное право отличается от административного и гражданского ярко выраженным правоохранительным характером, оно защищает жизнь, здоровье и имущество граждан, систему правосудия, общественный порядок и государственную безопасность, устанавливая уголовное наказание за совершение преступлений.
Заказать и получить выписку из ЕГРН через интернет недорого можно в компании «КТОТАМ».
В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Низкосортный лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.
Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Решения судей всегда являются обязательными в странах общего права, хотя это не означает, что это решение не может быть обжаловано. Например, в Соединенных Штатах дела могут быть рассмотрены сетью федеральных судов или судов штатов, а верховную власть имеет федеральный Верховный суд. Как правило, решение последнего суда о посещении дела остается окончательным, обязательным для исполнения приговором. Этот случай может позже использоваться в качестве прецедента для аргументации подобных случаев в будущем.
В странах с гражданским правом только судебные решения административных и конституционных судов являются обязательными за пределами первоначального случая. По сути, концепция прецедента, то есть прошлые случаи могут определять исход будущих, не используется.