Строительство в зоне прибрежной защитной полосы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Строительство в зоне прибрежной защитной полосы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Что такое водоохранная зона?

Прежде чем приступить к рассмотрению нюансов строительства в водоохранной зоне, нужно в первую очередь разобраться с тем, что скрывается за данным понятием. Для этого потребуется обратиться к Водному кодексу РФ: именно этот нормативно-правовой акт является для нас главным документом. Итак, в ВК РФ установлено, что водоохранной зоной признаются территории, примыкающие к границам водных объектов. В такой зоне устанавливается специальный режим ведения различных видов деятельности (включая хозяйственную).

ВК РФ определяет объекты, береговая линия которых подпадает под охрану:

  • реки;
  • моря;
  • водохранилища;
  • озера;
  • каналы;
  • ручьи.

Существование специального режима направлено на то, чтобы предотвратить загрязнение водных объектов, истощение вод, а также сохранить животный и растительный мир. Именно с этой целью законодателем устанавливается ряд запретов.

Водный кодекс прямо разрешает строительство, реконструкцию и использование хозяйственных объектов в границах водоохранных зон. Но они должны быть оборудованы сооружениями, которые обеспечивают охрану речки и озера от вышеперечисленных бед. К таким сооружениям относятся:

  • централизованные системы канализации и ливневые системы водоотведения, а также инфраструктура, по которой в эти системы будет отводиться ваша сточная вода. Если к вашему участку подходит такая система и к ней можно подключиться — это сразу решит множество проблем;
  • локальные очистные сооружения для очистки всех видов сточных вод, которые смогут обеспечить выполнение нормативов для чистой воды;
  • сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов.

Как изменить границы водоохранной зоны

Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:

  • уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
  • корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
  • описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
  • согласуют материалы с территориальным БВУ;
  • передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.

Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.

Запрет на возведение строений и прочих объектов в водоохранной зоне в 2021 году

В соответствии со ст. 6 ВК РФ нельзя строить здания или любые иные сооружения на территории 20-метровой береговой полосе от кромки воды. Такая полоса принадлежит всем гражданам, которые могут здесь ловить рыбу, отдыхать и купаться. Если ручей или речка имеет длину до 10 тысяч метров, то территория береговой полосы уменьшается до 5 метров. Здесь также нельзя ставить любые ограждения.

В том случае, если жилое, коммерческое или производственное помещение было возведено на территории ПЗП, то по решению судебного органа оно подлежит сносу. Виновное лицо будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Все затраты по проведению демонтажных работ будут также проведены за счёт нарушителя. Если же виновник не желает платить штрафы или сносить строение за свой счёт, то нужные суммы будут взысканы с него сотрудником Службы судебных приставов.

Чтобы получить разрешение на строительство коммерческого или иного строения на территории водоохранной зоны, следует правильно выбрать земельный участок, подготовить необходимые документы и согласовать их с государственными контролирующими органами. Сделать это самостоятельно будет сложно. Поэтому предлагаем обратиться за помощью в нашу инжиниринговую компанию ООО «ГеоГлобал». Мы окажем необходимую услугу, поможем подготовить проект строительства, согласовать его в соответствующих инстанциях, получить разрешение на строительство, сдадим объект в эксплуатацию, выдав вашему представителю на руки необходимые документы.

Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

  • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
  • распашка земель вблизи водных объектов;
  • грунтовые отвалы;
  • выпас/водопой/купание скота и т. д.
Читайте также:  Какие компенсации будут пенсионерам в 2023 году

В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

Противоправные действия Штрафы (тыс. руб.) Статья КоАП РФ
граждан долж. лиц организаций
Нарушение ограничений 3-5 8-12 200-400 ч. 1 ст. 8.42
Повреждение знаков 3-5 5-10 50-100 ч. 2 ст. 7.2
Отсутствие безопасных стоков 3-4 30-40 500-1000 ст. 8.45
Повреждение водоохранных объектов 1-1,5 2-3 20-30 ст. 7.7
Нарушение режима использования земель 3-5 40-50 200-300 ч 2 ст. 8.12

Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.

Какие бывают виды водоохранных зон

Прежде всего нужно учесть, что вблизи водных объектов могут быть установлены два вида зон с особыми условиями использования территорий:

  1. Водоохранная зона — это территория, которая примыкает к береговой линии водоема. Там действует специальный режим для хозяйственной и иной деятельности. Он нужен для того, чтобы предотвратить истощение и загрязнение берега и воды, сохраняя при этом среду обитания местных растений и животных. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водоема.
  2. В пределах водоохранных зон существуют прибрежные защитные полосы — это территории с еще более строгими ограничениями. Эти земли особо привлекательны для желающих построить дом или отель у моря, но они имеют особые правила использования.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Границы водоохранных зон

Водоохранная зона рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ устанавливается от границы водного объекта, как показано на схеме выше, а водоохранная зона моря — от линии максимального прилива.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев зависит от их протяжённости и составляет:

  • 50 метров — при протяжённости менее 10 километров;
  • 100 метров — при протяжённости от 10 до 50 километров;
  • 200 метров — при протяжённости от 50 километров и более.
  • Ширина водоохранной зоны озёр и водохранилищ устанавливается в размере 50 метров.
  • Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
  • Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.
Читайте также:  Как оформить счет-фактуру на аванс

Известно, что водоемы бывают проточными и не проточными. К последним относятся озера, пруды, водохранилища. Они могут иметь самые различные размеры, от нескольких десятков метров до нескольких сотен километров. Казалось бы, здесь, при определении водоохранных зон, следовало использовать дифференцированный подход. Но по какой-то причине законодатели отнеслись к этому без понимания. Во всех случаях водоохранная зона определена как пятьдесят метров (исключение – озеро Байкал). Получается, документ уравнивает в правах то же Обское водохранилище с каким-нибудь маленьким озером.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, — 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации — от границы водоёма.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Водный кодекс РФ

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

ЗАСТРОЙКА ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС: КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ?

Ефимова Е.И. — кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова

Согласно действующему в настоящее время законодательству Российской Федерации «водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности» (см. п.1 и п.2 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Ранее в законодательстве Российской Федерации вопрос использования водоохранных зон рек и прибрежных полос регулировался Водным Кодексом РФ(1) 1995 года, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1404 от 23 ноября 1996 года «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»(2) , иными актами, которые в настоящее время утратили силу, вследствие принятия Водного кодекса РФ(3) 2006 года, положившего начало формированию нового водного законодательства Российской Федерации. Еще раньше правовое регулирование водоохранных зон водных объектов и прибрежных полос (зон) в Российской Федерации осуществлялось Водным кодексом РСФСР(4) 1972 года и Постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации»(5) № 91 от 17 марта 1989 года.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ № 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» в зависимости от протяженности рек, ширина водоохраной зоны устанавливалась от 50 до 500 метров, озер и водохранилищ – до 500 метров. В п. 3-4 Постановления Совмина РСФСР № 91 «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации» устанавливались схожие нормативы.

Аналогичные нормативы были установлены и в субъектах РФ. Например, в Калужской области вопросы установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос до недавнего времени регулировались Постановлением Губернатора Калужской области № 137 от 18 апреля 1997 года «Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах» (далее по тексту – постановление Губренатора № 137). Положения указанного постановления были признаны утратившими силу в связи с принятием Постановления Губернатора Калужской области № 355 от 19.09.2007 года «О признании утратившими силу пунктов 1-4 Постановления губернатора области от 18.04.1997 № 137».

Читайте также:  Гос поддержка молодым семьям 2023 Краснодарский край

В настоящее время в водном законодательстве РФ введена норма прямого действия, устанавливающая максимальную ширину водоохраной зоны для рек, протяженностью от 50 км и более — 200 м (см. п.4 ст.65 Водного кодекса РФ). Согласно п. 11 ст. 65 Водного кодекса РФ «ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса». Согласно п.13 ст.65 Водного кодекса РФ «ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель».

Иллюстрация к действию перечисленных норм на практике очень проста. Согласно действующему ранее Постановлению Губернатора № 137 (п.187 «Перечень рек, на которых устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы») водоохранная зона реки Угра была установлена в размере 500 м, прибрежная защитная полоса реки Угра – 200 м. Таким образом, для земельного участка общей площадью 28 га, расположенного на берегу левого притока Оки — реки Угра, была установлена площадь водоохраной зоны 27 га, прибрежная защитная полоса составляла 14 га. Земельный участок, подлежащий застройке без каких-либо ограничений, составлял 1 га и находился в пятистах метрах от воды. В общем-то, он был неинтересен для современного земельного рынка.

После вступления в силу норм, установленных ст. 65 Водного кодекса РФ ситуация с тем же земельным участком выглядит следующим образом: площадь водоохраной зоны установлена 14 га, прибрежная защитная полоса составляет 3,5 га. Земельный участок, подлежащий застройке без каких-либо ограничений, составляет 14 га и находится в непосредственной близости от воды. Этот земельный участок стал интересным коммерческим объектом.

Наименование объекта До введения в действие Водного кодекса РФ С введением в действие Водного кодекса РФ
Водоохранная зона реки Угра, в га 27 14
Прибрежная защитная полоса реки Угра, в га 14 3.5
Площадь земельного участка, примыкающего к водному объекту, подлежащего застройке из состава земельного участка 28 га без ограничений, в га 1 14

Территории прибрежных зон, особенно в курортных городах России, традиционно привлекательны для развития туристической инфраструктуры, строительства отелей, а также жилой и коммерческой недвижимости. Текущая экономическая и политическая нестабильность создает дополнительные возможности для развития в России внутреннего туризма. Потенциал российских регионов реализован не в полной мере, что побуждает инвесторов, в том числе международных сетевых операторов, вкладываться в освоение данных территорий.

Какие особенности использования земель в прибрежной зоне предусмотрены законодательством, какие установлены ограничения и запреты в отношении ведения деятельности на данных территориях, — эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи моря, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако указанное не означает, что владельцы таких земельных участков полностью свободны при определении порядка их использования, поскольку в отношении них законодательством РФ устанавливается специальный режим, накладывающий ряд существенных ограничений.

Исходя из положений Водного кодекса РФ, в отношении земельных участков, расположенных вблизи моря, могут быть установлены три вида «зон охраны»: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

  • Водоохранные зоны

Под водоохранными зонами морей в соответствии с положениями Водного кодекса РФ понимаются территории, которые непосредственно примыкают к берегу моря. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В границах данных зон устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения водного объекта.

Так, в границах водоохранной зоны, среди прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброс сточных вод.

Осуществление строительства (реконструкции) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, являются:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
  • Прибрежные защитные полосы

Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон. Ширина прибрежных защитных зон варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега моря.

На территориях населенных пунктов при наличии централизованной ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами таких набережных.

В дополнение к ограничениям, установленным для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос, среди прочего, запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

  • Береговые полосы общего пользования

Береговые полосы общего пользования входят в границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *