ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Фиксация административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ). В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ протокол в таких случаях не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 28.6 КоАП

1. КоАП РФ предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке — без составления протокола. То есть должностное лицо самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно.

2. Важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

3. Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения либо административного штрафа путем выдачи постановления-квитанции установленного образца. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения, при котором сумма штрафа вносится лицом в банк или иную кредитную организацию в течение 30 дней с момента назначения административного наказания.

С 1 июля 2008 г. вступит в силу часть 3 ст. 28.6, согласно которой в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не будет составляться, а постановление по делу об административном правонарушении будет выноситься без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляться в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, будут направляться лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Комментарий к ст. 28.6 КоАП РФ

Комментируемая ст. 28.6 КоАП РФ посвящена порядку назначения административного наказания без составления протокола.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ, в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде:

а) предупреждения;

б) административного штрафа.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления последняя высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

При этом при назначении физическому лицу административного наказания в виде штрафа протокол об административном правонарушении не составляется лишь в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему наказание (решение Свердловского областного суда от 26.04.2016 по делу N 72-599/2016, Постановление Московского городского суда от 11.01.2016 N 4а-4730/2015, решение Пермского краевого суда от 29.04.2013 по делу N 7-320/21-185-2013).

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ постановлению (ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ).

Частью 3 ст. 28.6 КоАП РФ установлено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной ч. 7 ст. 29.10 КоАП РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

Читайте также:  Какие льготыв Москве в 2023 году для выехавшим добровольно из зоны отделения после Чернобыль кой катастрофы

При проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение лицом действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об адм��нистративном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Комментарии к ст. 28.5 КОАП РФ

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Образец протокола и образец постановления

Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:

  • дата и место оформления;
  • должность и ФИО работника ГИБДД;
  • информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
  • дата совершения правонарушения и место происшествия;
  • нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
  • иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении

Порядок составления документа об административном правонарушении регламентирован КоАП РФ. Выделим основные требования, которые должны соблюдаться должностным лицом или органом ГИБДД при оформлении протокольных бланков:

  • составлять процессуальные документы может только лицо, наделенное соответствующими полномочиями – например, инспектор ГИБДД должен находиться при исполнении должностных обязанностей;
  • документы должны составляться по форме, утвержденной законом или иным нормативным актом;
  • каждый протокол должен иметь обязательные атрибуты – дату и номер документа, отметку о разъяснении процессуальных прав и т.д.

Обратите внимание!

Комментарии к ст. 28.6 КОАП РФ


1. В специально установленных Кодексом случаях предусмотрено осуществление производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола об административном правонарушении.

2. Во-первых, это касается случаев, когда за совершение физическим лицом правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

При этом уполномоченным на то должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.3) непосредственно на месте совершения нарушения выносится постановление по делу, которое оформляется в обычном порядке, предусмотренном в ст. 29.10 Кодекса (см. комментарий к ст. 29.10). Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

3. Во-вторых, это касается случаев совершения нарушений при осуществлении исполнительного производства, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 Кодекса. При этом рассмотрение дел, назначение и исполнение административных наказаний осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.).

4. Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание, то происходит переход к обычному производству по делу об административном правонарушении. В этом случае составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).

5. В-третьих, это касается случаев выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), которые зафиксированы с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи) или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 26.8).

При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено данное дело, и оформляется в обычном порядке, установленном в ст. 29.10 Кодекса.

Копии вынесенного постановления по делу и материалов, полученных с применением указанных технических средств, направляются по почте заказным почтовым отправлением лицу, в отношении которого возбуждено дело, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Постановление об отмене протокола

Протокол ГИБДД – лишь доказательство, которое должно быть подвергнуто оценке. Однако можно до судебных разбирательств сделать так, чтобы документ был признан недействительным.

Для этого понадобиться в первую очередь установить, какая структура будет заниматься рассмотрением дела. Если водителю грозит изъятие прав на управление транспортным средством или лишение свободы, то решение будет выноситься судом.

Если же максимальное наказание ограничено штрафом, то ситуация будет уточняться в отделе ГИБДД.

Чтобы отменить незаконный протокол ГИБДД, необходимо в данные органы предоставить подтверждающие факты его незаконности, будь то:

  • схема ДТП;
  • видеоматериалы;
  • аудиоматериалы;
  • справки.

Стандартно этого даже не требуется, так как документ обычно признается недействительным в связи с ошибками в процедуре оформления, а именно:

  • отсутствует номер статьи, которому соответствует правонарушение;
  • отражены сведения не всех свидетелей;
  • не предоставлена копия документа обвиняемому;
  • внесение изменений без ведома автолюбителя.

Пошаговая инструкция обжалования

В случае несогласия с величиной штрафа следует обратиться к уполномоченному лицу из группы исполнения административного законодательства.

В частности, добиться справедливости можно с использованием двух направлений.

Первое заключается в оформлении жалобы в адрес вышестоящего руководства, будь то начальник отделения ГИБДД или командир подразделения ДПС. Обычно это простая формальность, так как большая часть претензий остается без удовлетворения.

Читайте также:  Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты

Учитывая тот факт, что при таком варианте письменное несогласие гражданина рассматривается без его участия, по сути, он не сможет предоставить никаких позиций, подтверждающих правомерность его действий.

Второе – обращение в суд. Такой способ может идти по двум путям: когда оспариваются действия инспектора и когда выражается несогласие к постановлению решения другого суда.

В такой ситуации понадобится следовать конкретной пошаговой инструкции:

  1. Направить претензию и правоустанавливающие документы в суд по месту совершения административного правонарушения.
  2. В назначенный день (узнать его можно после получения повестки) явиться в зал судебного заседания для доказательства своей позиции.
  3. Дождаться решения суда.
  4. В случае неудовлетворения в некоторых случаях допускается повторная подачи жалобы, но уже в вышестоящую инстанцию.

Другой комментарий к статье 28.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи определены случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении.

Необходимой правовой предпосылкой для назначения административного наказания без составления протокола является совершение административного правонарушения, не представляющего значительной общественной опасности, за которое санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, исчисляемого в сумме, кратной МРОТ, и налагаемого в размерах, указанных в ч. 1 комментируемой статьи (все случаи назначения административного наказания без составления протокола рассмотрены в комментарии к статьям Особенной части КоАП). При совершении физическим лицом административных правонарушений в области дорожного движения указанному лицу выдается постановление — квитанция, реквизиты которой установлены ч. 1 ст. 32.3 КоАП.

Исчисление размера административного штрафа на основе иных правовых критериев, установленных п. 2, 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП, заведомо исключает осуществление процессуальных действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Так, применительно к нарушениям таможенных правил, упомянутых в ч. 1 рассматриваемой статьи, исчисление административного штрафа в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (см. ст. 16.1, 16.2, ч. 1 ст. 16.9, 16.16, ч. 1 ст. 16.17, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1 ст. 16.19, ст. 16.20, 16.21), или в размере, кратном сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения (см. ст. 16.22), несовместимо с назначением административного наказания без составления протокола.

Административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа применяются в отношении физических и юридических лиц, однако исчисление административного штрафа в размерах, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи, фактически свидетельствует о том, что предусмотренные ею процессуальные действия осуществляются применительно к физическому лицу, поскольку сумма административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, превышает его предельные размеры, установленные ч. 1 комментируемой статьи (см. ст. 16.3 — 16.8, ч. 2 ст. 16.9, ст. 16.10 — 16.15, ч. 2 ст. 16.17, ч. 2 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.19). Административное наказание в виде административного штрафа без составления протокола в случае нарушения правил дорожного движения назначается только в отношении физического лица (см. ст. 32.3).

2. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в тех случаях, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) считает назначенное ему административное наказание несоразмерным совершенному проступку либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составляется в соответствии со ст. 28.2 КоАП в сроки, определенные ст. 28.5 КоАП.

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю. Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Другой комментарий к статье 28.6 КоАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи предусматривают осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке, то есть без составления протокола. Например, если за административное правонарушение положено наказание в виде предупреждения либо штрафа, то протокол может не составляться, а сразу выносится постановление.

Итак, административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения либо административного штрафа путем выдачи постановления-квитанции установленного образца. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения, при котором сумма штрафа вносится лицом в банк или иную кредитную организацию в течение 30 дней с момента назначения административного наказания.

Таким образом, необходимой правовой предпосылкой для назначения административного наказания без составления протокола является совершение административного правонарушения, не представляющего значительной общественной опасности, за которое санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа применяются в отношении физических и юридических лиц, однако исчисление административного штрафа в размерах, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи, фактически свидетельствует о том, что предусмотренные ею процессуальные действия осуществляются применительно к физическому лицу, поскольку сумма административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, превышает его предельные размеры, установленные ч. 1 комментируемой статьи (см. ст. ст. 16.3 — 16.8, ч. 2 ст. 16.9, ст. ст. 16.10 — 16.15, ст. 16.17, ч. 2 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.19). Административное наказание в виде административного штрафа без составления протокола в случае нарушения Правил дорожного движения назначается только в отношении физического лица (см. ст. 32.3).

2. Следует оговориться, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

3. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в тех случаях, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) считает назначенное ему административное наказание несоразмерным совершенному проступку либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составляется в соответствии со ст. 28.2 Кодекса в сроки, определенные ст. 28.5 Кодекса.

Когда постановление важнее протокола

Для простого человека протокол и постановление одна бумага. Но с юридической точки зрения – это совершенно разные вещи. При подписании постановления, вы автоматически соглашаетесь с наказанием. В протоколе инспектор фиксирует правонарушение, а в постановлении выносит решение.

Читайте также:  Какие документы необходимы для получения паспорта в 14 лет 2023 году

Если в первом случае можно написать о несогласии с вменяемым нарушением, то при подписании второго вы автоматически признаете свою вину. Закон предусматривает 10 дневной срок для обжалования, но шансов на спасение от штрафа практически нет.

Запомните! Протокол – это фиксация документа, а постановление – назначенное наказание.

Подпись под протоколом – право водителя, а не обязанность. В случае несогласия пишите: «Не согласен, правила ПДД не нарушал». Тогда инспектор не имеет права наказывать водителя, бумага направляется в группу разбора или суд. Протокол не доказывает вину, а служит основанием для вынесения постановления. Это уже документ, который накладывает обязательства на водителя. Сотрудник ГИБДД может составить его на месте при согласии автомобилиста. В любом случае требуйте видеофиксацию, без нее доказать в суде нарушение будет сложно.

Комментарий к статье 28.6 КоАП РФ

1. В специально установленных Кодексом случаях предусмотрено осуществление производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола об административном правонарушении.

2. Во-первых, это касается случаев, когда за совершение физическим лицом правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

При этом уполномоченным на то должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.3) непосредственно на месте совершения нарушения выносится постановление по делу, которое оформляется в обычном порядке, предусмотренном в ст. 29.10 Кодекса (см. комментарий к ст. 29.10). Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

3. Во-вторых, это касается случаев совершения нарушений при осуществлении исполнительного производства, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 Кодекса. При этом рассмотрение дел, назначение и исполнение административных наказаний осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.).

4. Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание, то происходит переход к обычному производству по делу об административном правонарушении. В этом случае составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).

5. В-третьих, это касается случаев выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), которые зафиксированы с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи) или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 26.8).

При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено данное дело, и оформляется в обычном порядке, установленном в ст. 29.10 Кодекса.

Копии вынесенного постановления по делу и материалов, полученных с применением указанных технических средств, направляются по почте заказным почтовым отправлением лицу, в отношении которого возбуждено дело, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Нюансы при составлении протокола и постановления ГИБДД

Сегодня существует несколько особенностей, о которых стоит помнить во время составления протокола ГИБДД и постановления. Так, первый документ должен оформляться в присутствии водителя, который нарушил ПДД. Один экземпляр готовой бумаги предоставляется нарушителю под распись.

В ряде ситуаций возможна фиксация правонарушения без автомобилиста, который нарушил ПДД. Закон позволяет осуществить действие, если человеку было направлено предварительное уведомление. Нарушителя должны оповестить о времени составления протокола и месте осуществления действий. Сам документ в этой ситуации отсылается по месту жительства. В случае, когда нарушитель не был уведомлен о том, что протокол будет составлен без него, или сведения об осуществлении подобного действия не были переданы в соответствии с надлежащим порядком, это станет поводом для дальнейшего обжалования.

Ряд особенностей присутствует и при оформлении постановления. Документ выносится на основании пункта 120 административного регламента ГИБДД. Нормативно-правовой акт позволяет осуществлять оформление бумаги непосредственно на месте правонарушения. Действие может быть выполнено, если водитель, пренебрегший правилами дорожного движения, согласен с вменяемым ему наказанием. В этой ситуации работники ГИБДД составят постановление на месте. Водителю при этом предоставляется копия документа.

Принятое решение может быть вынесено и в процессе рассмотрения дела. Подобное происходит, если по каким-либо причинам составить бумагу на месте случившегося нельзя. В этой ситуации оформляется протокол. Вердикт в последующем выносится на его основании.

Нужно учитывать, что принятие решения о наказании на месте правонарушения возможно только в том случае, если сотрудник ГИБДД применяет в отношении нарушителя предупреждение или административный штраф. Если совершенное деяние попадает под более серьезную статью КоАП, рассмотрение дела осуществляется строго в судебном порядке.

Протокол и постановление — два совершенно разных документа, которые составляются после совершения водителем правонарушения. Первая бумага фиксирует сам факт пренебрежения правилами дорожного движения, а вторая вменяет гражданину обязанность в уплате штрафа или осуществление иного действия, предусмотренного КоАП РФ за допущенные нарушения. Только грамотно составленный документ может стать основанием для применения наказания.

Правила составления постановления

Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.

В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.

Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:

  • сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
  • судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.

Важно четко понимать в чем разница между протоколом и постановлением.

Важные моменты и ситуации из жизни

Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:

  • Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
  • Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий суд.
  • Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.

Правила определения сроков давности

Существует специальный порядок определения сроков давности по административному правонарушению. Таким образом,

  • течение срока установленного периода начинается на следующий календарный день со дня наступления события;
  • сроки, которые исчисляются сутками, заканчиваются в 24 часа;
  • сроки, которые исчисляются месяцами, заканчиваются в последние календарные сутки месяца;
  • если конец срока попадает на нерабочий день, то он переноситься на первый ближайший рабочий день;
  • срок не считается пропущенным, если документы поданы в органы или переданы уполномоченным лицам до 24 часов последнего установленного дня.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *