Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Об определении лица, оказывающего коммунальную услугу по обращению с ТКО, при управлении МКД управляющей организацией
Частью 9 ст.157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 ст.157.2 ЖК РФ в соответствии с типовым договором, и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 354.
Согласно п.148(8) Правил № 354. «управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме … не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
До даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором, региональный оператор в соответствии с п. 148(11) Правил № 354 приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Учитывая, что п.8(17) Правил № 1156 предусмотрена процедура признания заключенным договора на обращение с ТКО на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в случае не направления потребителем (в т.ч. управляющей организацией) заявки на заключение договора, то, как показывает складывающаяся практика, многие управляющие организации, не отследившие вовремя информацию на официальном сайте регионального оператора, и не направившие заявку на заключение договора на обращение с ТКО, оказываются «автоматически» в силу прямого указания Правил № 1156 участниками договорных отношений с региональным оператором, и соответственно, становятся исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В том случае, когда управляющая организация, ознакомившись с информацией, размещенной региональным оператором на официальном сайте, успеет направить заявку на заключение договора на обращение с ТКО до даты заключения указанного договора исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей в многоквартирном доме, по нашему мнению, будет являться региональный оператор. При этом считаем, что к рассматриваемым нами отношениям не применяется положение п. 8(18) Правил № 1156 о том, что до дня заключения договора на обращение с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность по обеспечению учета ТКО
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:
обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”;
подпункт б) пункта 13
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
пункт 7 раздела II “Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов”
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
пункт 5 Правил
Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.
Имеет ли смысл не заключать договор с региональным оператором – судебная практика
Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2019
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Елагиной О.К., Козелкина И.И.
при участии в судебном заседании:
от истца – ООО “Чистый город” Сорокин Д.В. (дов. N 12 от 25.06.2019);
от ответчика – ИП Бодакин С.Е. Хамхоев Р.Ю. (дов. N 2 от 19.03.2019); Бодакин М.С. (дов. от 22.08.2019);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А36-254/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью “Чистый город” (далее – истец, ООО “Чистый город”, ОГРН 1064802000889, ИНН 4802009478) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бодакину Сергею Евгеньевичу (далее – ответчик, ИП Бодакин С.Е., ОГРНИП 308480205000046, ИНН 480200227963) о взыскании суммы задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. (включая НДС) за период июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – далее АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 исковые требования удовлетворения в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 21.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что договор с истцом не был заключен; считает, что истцом в расчетах принята неверная площадь имущества; обращает внимание суда на то, что в настоящее время им оспаривается примененный в расчетах норматив.
Представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца возражали на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, с учетом пояснений представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО “Чистый город” (региональный оператор) и ИП Бодакиным С.Е. (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (сокращенно ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обеззараживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – 1 июля 2018 года.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован ООО “Чистый город” в Официальном отделе газеты “Грязинские известия” N 59 от 29.05.2018.
В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641” (вместе с “Правилами обращения с твердыми коммунальным�� отходами”) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Как верно установлено судами, в адрес ответчика был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами N 136 от 28.06.2018 по торговым объектам, где им осуществляется предпринимательская деятельность, однако подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания в адрес ООО “Чистый город” в установленные законом сроки не поступали.
Поскольку ИП Бодакин С.Е. заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил региональному оператору не направил, следовательно, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”, утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).
Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора
Заключить договор на вывоз мусора обязаны:
- юридические лица или предприниматели, имеющие представительства в черте города. Населенные пункты закрепляют правила о территориальном благоустройстве на законодательном уровне, обязывая бизнесменов всех калибров заботиться об окружающей среде. Согласно этим правилам, у организации должно быть отдельное соглашение, на основании которого с их территории будут удаляться отходы;
- граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах. Соглашение между жильцами и исполнителем заключается посредством товарищества собственников. Однако, по закону, каждый жилец имеет право заключить индивидуальный договор, обговорив условия его выполнения лично с подрядчиком. Граждане, проживающие в частных жилых секторах, занимаются вывозом мусора собственными силами. Если они захотят воспользоваться муниципальными мусорными баками – придется заключать соглашение на общих со всеми основаниях.
Паспорт отходов и класс опасности
Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.
Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.
Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.
Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».
Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.
Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.
ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
на вывоз твёрдых бытовых отходов г. «» 2022 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Потребитель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Мусорная реформа: результат для жителей страны
2019 год принес россиянам немало сюрпризов. Один из них — мусорная реформа. Предполагается, что после ее реализации с территории страны исчезнет большая часть полигонов для захоронения ТБО. Мусор планируется перерабатывать или сжигать для получения тепла.
В областях, краях и республиках выбраны региональные операторы. Они имеют право собирать отходы, сортировать и перевозить на свалки или специализированные предприятия. Но жителей страны взволновало многократное повышение цен на услуги. Ранее с квартиры площадью 50-60 метров за вывоз ТКО платили 100-150 рублей, теперь такая сумма взимается с человека.
Чем руководствовались регионы и операторы, поднимая цены, непонятно. По маленьким и большим городам России прошли многочисленные митинги противников реформы. Но ничего не изменилась. В почтовые ящики опускаются квитанции с суммами по 500-600 рублей на семью, на контейнерных площадках стоят те же баки. О раздельном сборе мусора речь не идет.
Предприниматели и любые юридические лица, имеющие офисы, находящиеся в черте города, обязаны заботиться о своевременном вывозе отходов и поддержании чистоты на подконтрольных территориях. Во многих муниципальных образованиях законом закреплены определенные правила территориального благоустройства, обязывающие организации иметь отдельное соглашение на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).
Другой возможный вариант — если юридическое лицо или ИП получит отдельную лицензию на вывоз мусора и будет в дальнейшем обслуживать свою территорию самостоятельно.
Помимо организаций, своевременный вывоз мусора обязательно в плановом порядке должны обеспечивать жильцы многоквартирных домов. Обычно контракт от лица жильцов оформляет ТСЖ или другая управляющая организация, но по закону никто не запрещает какому-либо владельцу квартиры заключить отдельное соглашение.
Что касается собственников отдельного жилья в частном секторе, обычно они сами занимаются вывозом отходов. Однако, если кто-то решит пользоваться уличным контейнером, то договор заключать придется. Кроме того, в некоторых регионах РФ существует административная ответственность за загрязнение окружающей территории на своем участке.
Определение суммы выплаты за вывоз ТБО
Существуют тарифы на обработку, обезвреживание, захоронение мусора, а также единый тариф.
Хозяева квартир получают квитанцию. В садоводческих товариществах платежи за вывоз мусора чаще всего входят в сумму членских взносов. Остальные заполняют квитанцию с реквизитами компании-исполнителя и оплачивают в банке или через интернет.
Расходы на вывоз отходов частных домов можно снизить, оформив коллективный договор от нескольких домовладельцев.
Стоимость вывоза зависит от следующих факторов:
- количество ТБО;
- уровень опасности;
- необходимость в утилизации специальным образом;
- частота вывоза;
- срок соглашения;
- наличие запроса на дополнительные услуги, например, уборку, чистку контейнера;
- необходимость спецтехники.
Как заключается договор
Обычно владельцы квартир не заключают подобный договор. Этим занимается управляющая компания. Однако, собственниками квартир иногда заключаются прямые соглашения. По разъяснению Министерства строительства и архитектуры, собственники и региональный оператор заключают документ вместе. Договор будет иметь силу при утверждении типовой формы правительственным органом. Даже при отсутствии предпринимаемых действий, квитанция будет иметь строку, где указана цена услуги. Для получения бумажной копии документа, нужно подать заявку оператору.
Обратите внимание! Поскольку действуют административные штрафы за отсутствие договора, собственники жилья должны знать, есть ли региональный оператор у УК. При отсутствии документа необходимо заключение соглашения.
«Я договор не заключал, платить не буду!»
Тот факт, что потребитель не заключил договор с региональным оператором, не избавляет его от обязанности оплачивать услугу. Более того, заключить договор – это тоже обязанность потребителя. Об этом написано в Жилищном кодексе (статья 30, часть 5): «Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Важно знать, что регоператор не обязан заключать договор с каждым человеком. Он должен сообщить потребителю о необходимости заключить договор. Такая публикация называется «публичная оферта». С этого момента у регоператора появляется обязанность принимать у потребителя отходы, а у потребителя – обязанность заключить договор и оплачивать услугу.
В противном случае можно накопить долги, по которым все равно придется рассчитаться. При просрочке от трёх месяцев оператор имеет право принудительно взыскать долг, причем уже с дополнительными расходами – пенями и судебными издержками.
Размеры штрафов при отсутствии договора на утилизацию
Для физических лиц документ составляется типовой, это услуги по вывозу ТБО. Предприятия и учреждения формируют различные типы мусора, поэтому заключают индивидуальные договора. Часто речь идет о работе с опасными, ядовитыми веществами, токсичными и химически активными остатками. В таком случае важно легальное сотрудничество с компанией по утилизации.
Административная ответственность наступает в следующих случаях:
- отсутствие договора на вывоз мусора в тех случаях, когда это необходимо;
- выявлены любые нарушения, связанные с отходами, входящими в первые классы опасности;
- есть только типовые контракты, нет легального сотрудничества по утилизации опасных веществ;
- срок контракта истек, новый не заключен в определенное время;
- подписаны фиктивные бумаги, условия которых не соблюдаются в реальности.
Перечисленные нарушения караются наиболее высокими штрафами. Для должностного лица размер ответственности составит 50 000 рублей. Бизнес получит от государства счет на 300 000 рублей. Такая ответственность делает невыгодным уклонение от официального вывоза и качественной утилизации промышленных отходов. Дешевле и проще подписать контракт с опытными специалистами и выполнить требования современных экологических законов.
В доме никто не живет, кому платить? Как рассчитают платеж на вывоз мусора?
Вопрос: В доме никто не живет и не прописан. Домом владеем мы с двумя братьями по 1/3. Нам прислали квитанцию на троих! Это как?!
Ответ: В соответствии с положениями п.п. 148(34), 148(36) Правил № 354 ««О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»», величина платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть рассчитана исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Если же в помещении никто не проживает, то объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В примере с вопросом выше выгоднее будет прописать кого-либо в доме, сократив стоимость услуги по обращению с ТКО в 3 раза.
ВАЖНО: Указанные Правила так же гласят, что отсутствие потребителя принадлежащем ему доме по причине постоянного проживания по другому адресу не может быть признано отсутствием на временный срок. Как итог — не будет считаться основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.
Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.
Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.
Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).
Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.
Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.
Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.
Юридически, даже каждый владелец индивидуального жилья или площадей в многоквартирном доме может воспользоваться своим правом на отдельный сбор и утилизацию отходов. В обязательном порядке решать проблему обязаны владельцы частных домов, а также коттеджей — для них предусмотрена возможность объединиться и заказать необходимые услуги в составе группы соседей. Размеры контейнера и частота вывоза отходов определяются индивидуально, согласно существующим нормативам. В обязательном порядке необходим договор на вывоз ТБО индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, ведущим деятельность в сфере бытового обслуживания, торговли продуктами питания, а также складской деятельности.
Важно понимать, что оказание такого рода услуг подразумевает наличие у компании-исполнителя соответствующей лицензии, а также транспорта и сотрудников, готовых обеспечивать своевременное и качественное обслуживание населения, предприятий или организаций.
С кем именно заключается договор на вывоз ТБО?
Деятельность по утилизации мусора является лицензируемой, поэтому, заключая договор, не забудьте поинтересоваться наличием у исполнителя соответствующей лицензии.
Кроме того, следует помнить о том, что в российском законодательстве действует принцип свободы договора, по которому заказчик услуги вправе самостоятельно выбирать компанию, занимающуюся вывозом и утилизацией мусора. Требования местной администрации о заключении договоров только с определенной компанией (что практикуется в ряде населенных пунктов) на этом основании будут незаконными. Поэтому, хотя в большинстве городов вывозом мусора в первую очередь занимаются соответствующие МУП, организованные местной властью, никто не может запретить работу частных утилизирующих предприятий.