Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Идея бизнеса переработка использованных автошин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время бизнес по переработке использованных покрышек является малораспространенным. Подобных заводов по всей стране очень мало.
Вопрос экологически безопасной утилизации стоит достаточно остро.
Говоря о «благоприятных условиях», мы подразумеваем:
- отсутствие проблем с поставками сырья;
- исправно работающее оборудование высокого качества и заявленной производительности;
- налаженный сбыт по приемлемым ценам.
В реальности не все бывает гладко. Рассмотрим несколько нюансов бизнеса на переработке покрышек:
- Неправильный выбор оборудования. Наши покрышки отличаются от заграничных тем, что имеют смешанный либо текстильный диагональный корд. Большинство импортных станков, которые произведены для внутреннего рынка, а не специально для РФ, не способны перерабатывать такую продукцию. Так что при отсутствии опыта можно приобрести оборудование, которое будет бесполезно или малоэффективно в российских реалиях.
- Покупка бракованных\неисправных агрегатов. Опять же, частая проблема, возникающая при заказе из-за границы, особенно из Китая. Неисправности начинают массово «всплывать» в первые месяцы активной работы, постоянные поломки будут тянуть средства на ремонт и приводить к простою линии.
- Завышенная производительность. Иногда производитель может сильно приукрасить данные параметры, особенно это касается продавцов из Китая. Купившись на высокую производительность за гораздо меньшую стоимость, велика вероятность получить оборудование, которое работает неэффективно. В результате заявленный срок окупаемости 1-2 года превратится в 5, а то и в 10 лет.
Какое помещение выбрать
Выбирая помещение, необходимо учитывать определенные нормы и стандарты:
- Запрещено проводить утилизацию шин вблизи жилых;
- Минимальное расстояние должно быть не менее трехсот метров.
- Идеальный вариант для размещения – промышленные зоны;
- Общая площадь должна составлять минимум 350 кв.м.;
- Место организации производства должно быть оборудовано полноценным водоснабжением и канализационной системой;
- Обязательна подача электричества.
Какое оборудование необходимо для переработки шин
Для гарантированной правильной работы предприятия потребуется следующее оборудование:
- Станок, вырезающий посадочные кольца;
- Установка, разрезающая покрышки на ленты;
- Станок, подготавливающий первичный материал (крупную фракцию);
- Истирающий аппарат непосредственно для изготовления мелкой резиновой крошки;
- Вибросито для первичной грубой очистки;
- Вибросито для вторичной тщательной очистки;
- Магнитный и воздушный сепараторы;
- Транспортеры;
- Выжиматель посадочных колец.
Переработка покрышек: пиролиз
Пиролиз — разложение неорганических и органических соединений под действием высоких температур. Для переработки покрышек необходимы специальные пиролизные установки, которые разогревают сырье до нужных температур. В процессе разложения из резины получают:
- Технический углерод. Его используют в качестве наполнителя при производстве красителей, изделий на основе резины (влагозащитные колпачки, уплотнители, амортизаторы) и битумных мастик.
- Синтетическое топливо (жидкое), которые используется в отопительных котлах. Впоследствии его можно подвергнуть дальнейшей очистке и получить бензин, мазут, дизельное топливо.
- Газ. Он используется при повторном сжигании в пиролизных установках.
Пиролизная переработка покрышек считается практически безотходной. В процессе разложения теряется только незначительная часть компонентов.
Возможные варианты утилизации старых автопокрышек.
Все возможные варианты утилизации автошин, которые применяются в той или иной мере, можно условно разделить на 2 группы по способу воздействия на материал. Это физические, химические и комбинированные способы. К физическим методам по утилизации относятся:
— дробление покрышки на куски достаточно больших размеров и последующий отжим резины;
— механическое дробление на специальных станках повышенной мощности.
Химические способы – это, в основном сжигание резины. Целью мероприятия является высвобождение тепловой энергии или газов, которые в дальнейшем используются в качестве топлива.
К комбинированным способам относятся:
— механическое воздействие после озоновой обработки в специальных камерах, что позволяет получать мелкую резиновую крошку;
— циркуляционный взрыв;
— дробление изделий в условиях низких температур (охлаждение материала при помощи озона позволяют легко превращать старую резину в крошку).
Конечно, сжигание покрышек – это самый неэффективный способ утилизации. Возможно, он в определенной степени решает проблему избавления от груды использованных покрышек и освобождает территорию. Но одновременно, во-первых производитель лишается сырья, которое может принести прибыль, а во-вторых, наносится достаточно существенный урон экологии, загрязняется воздух и близлежащая территория.
Химические или комбинированные варианты – это достаточно дорого, позволить его себе могут лишь некоторые специализированные предприятия, где не нужно начинать процесс «с нуля».
По нашему мнению, наиболее простой, очень эффективный, быстро окупаемый и прибыльный вариант – организация производства по переработке автомобильных покрышек механическим способом. На нем мы и остановимся более подробно.
Технологический процесс переработки, как основная идея для организации бизнеса.
Основное – это оборудование площадки для складирования автопокрышек, организация мест их хранения. Те бизнесмены, которые умеют из всего извлекать выгоду, сразу могут задаться целью – пополнять запасы сырья, зарабатывая уже здесь, пусть небольшие – но деньги. После того, как место будет подготовлено, разрешение на использование земельного участка под данный вид бизнеса соответствует всем требованиям, проверено различными контрольными органами (в первую очередь – пожарными и экологами) и получены все необходимые разрешения – можно поместить объявления в местных СМИ, обратиться в крупные и средние автопредприятия с предложением принять за небольшую плату от них изношенную резину. Думаем, что клиенты у вас появятся достаточно быстро.
Складирование целесообразно осуществлять организованное, перед тем как покрышка займет свое место, необходимо произвести внешний осмотр, удалить посторонние предметы. Особое внимание следует обратить на отсутствие металлических деталей, из-за которых может произойти поломка оборудования в процессе переработки. Соответственно, наша рекомендация – склад должен быть разделен на три части:
— зона выгрузки;
— зона наружного осмотра и при необходимости – очистки;
— складская зона.
Итак, запас сырья имеется, хранение и пополнение организовано, можно переходить к следующему этапу.
Разделка покрышек – это отделение в специальных устройствах металлических частей, резинового наполнителя от металлического корда и истирание резины в крошку с фракциями определенного размера. В комплект оборудования, необходимого для выполнения этой работы входят два основный агрегата. На первом с помощью гильотинных ножей производится разрубание загруженных покрышек на куски или разделка на полосы (в зависимости от используемого комплектного оборудования). Следующий этап – растирание заготовок на конвейере и отделение резины от металлического корда. Принцип действия схож с работой обыкновенной овощной терки, когда под определенным давлением производится истирание продукта.
Далее – остается собрать металл на специальную площадку, откуда, в дальнейшем его можно переправить на пункт приема вторсырья. Резиновая крошка упаковывается в специально подготовленные мешки и складируется. Целесообразно склад организовать в помещении или, по крайней мере – под навесом, чтобы защитить подготовленное сырье от возможного воздействия атмосферных осадков – дождя или снега.
Итак, после достаточно полной теоретической подготовки, самое время прейти к разработке основного документа – бизнес плана.
Производственное помещение и оборудование для бизнеса
Помещение для размещения цеха по переработке шин необходимо выбирать вдали от жилой зоны. Идеальный вариант – использовать для работы помещения перерабатывающих заводов, которые прекратили свою деятельность. Если такие здания найти не удастся, учтите, что расстояние от производственного участка до ближайшего жилого здания должно быть не менее 300 м.
Требования к помещению:
- Площадь от 300 кв. м (без учёта складских помещений)
- Температура воздуха от 5 до 30 градусов
- Высота не менее 4 метров если устанавливается производственная линия, то имеет значение и длина участка – в этом случае она должна быть не менее 30 метров
- Хорошее освещение (не меньше 200 lux)
В России коммерческая сфера тяготеет к монополизму. Всего четыре предприятия занимают 60 % рынка. Они расположены в Смоленской, Московской, Волгоградской и Владимирской областях. Развитие отрасли тормозила открытая экономика России. Импортеры ввезли в страну миллионы тонн резинового гранулята. У западных предприятий был доступ к дешевым кредитам. Это позволяло снижать себестоимость продукции, выигрывать в конкурентной борьбе.
В начале 2022 г. все изменилось. Европейские производители наложили на РФ массу рестрикций. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, страна живет под гнетом 10 128 западных санкций. В ответ на недружественные действия заграничные промышленники потеряли возможность ввозить в Россию многие категории товарной номенклатуры. Собственные чиновники запретили европейским и американским бизнесменам торговать с РФ.
Импортеры постепенно уходят с рынка, спрос обеспечивает работой российские предприятия. По данным из открытых источников, в 2022 г. объем производства резиновых гранул в России составил 160-180 тыс. тонн. По мнению экспертов, производственные мощности цехов задействованы лишь на 40-50 %. В течение пары лет у начинающих предпринимателей окно возможностей для входа на рынок остается открытым.
Несмотря на введенные санкции, макроэкономические показатели российской экономики остаются стабильными. Валовой внутренний продукт (ВВП) за первое полугодие 2022 г. составил 69,292 трлн руб. По прогнозам Центробанка, уровень инфляции к концу года упадет до 11-13 %, что сопоставимо с цифрами европейских государств. В Турции показатель перешагнул отметку 80 %.
Как открыть производство по переработке шин: поэтапный процесс
Открытие производства по переработке включает в себя уже известные этапы:
- анализ рынка — изучение конкурентов и перспективности бизнеса;
- регистрация бизнеса — выбор организационно-правовой формы будущего предприятия и получение необходимых разрешений;
- поиск помещения — цех по переработке шин должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам;
- выбор оборудования — его покупка, монтаж и настройка;
- набор квалифицированного персонала, который сможет работать на купленном оборудовании;
- поиск точек сбыта — проведение маркетинговых исследований и поиск покупателей;
- финансовый план — расчет капитальных инвестиций и прогноз доходов;
- выявление возможных рисков — оценка негативных факторов и поиски путей их минимизации.
Анализ рынка и актуальность бизнеса
Переработка шин только набирает обороты, поэтому ниша практически не занята.
На территории многих стран СНГ отсутствуют места для хранения использованных покрышек, именно по этой причине не многие задумываются о начале такого бизнеса.
Статистика говорит о том, что ежегодное количество использованных шин стремится к одному миллиону тонн.
Прирост автомобилей составляет около 5-7%, что подтверждает постоянное увеличения сырья для переработки.
Где брать сырье?
Можно заключить договора на поставки использованных шин с предприятиями, на балансе которых есть автомобили, а также создать пункты приема покрышек.
Таким образом, переработка шин является актуальной, потому что:
- решает экологическую проблему, а также сокращает площадь территорий, которые предусмотрены под хранение использованных покрышек;
- создает новый продукт, в котором нуждаются другие отрасли производства.
Выбор помещения и персонала
Для работы линии по переработке шин производительностью 300 кг покрышек в час потребуется не менее 6 человек в смену. Для установки оборудования и обустройства рабочей зоны потребуется помещение площадью около 500 м2 с высотой потолка не менее 6 метров. Рабочая температура в помещении должна быть не ниже +5 градусов, а требуемая мощность электрического подключения должна составлять 300 кВт.
Минусом данного бизнеса являются большие вложения на старте.
Сколько нужно денег, открывая бизнес по переработки шин
Приобретение только одной линии по переработке шин обойдется в 10 млн. рублей (вложения могут быть меньше – до 2 млн. рублей, если приобретать оборудование в отдельности). Однако как показывает практика, переработка шин является выгодным направлением бизнеса с высокими показателями рентабельности и окупаемости инвестиций.
Сырье и организация системы сбора сырья
На сегодняшний день в России ежегодно образуется более 2 млн. тонн отходов в виде изношенных автомобильных шин. Процент переработки общего объема шин составляет по разным оценкам 7-10 %. В то время как прирост автомобильного транспорта составляет 5-7 % ежегодно. Следовательно, доступность сырья для переработки и производства резиновой крошки в ближайшие 10-15 лет не снизится.
Сырьем при производстве резиновой крошки являются изношенные автомобильные шины с металлическим и текстильным кордом, любого диаметра и отходы резинотехнических изделий.
Один из главных факторов при организации прибыльного производства по переработке автомобильных шин является наличие и доступность сырья. Основными поставщиками служат крупные и средние предприятия, на балансе которых числится автомобильный транспорт: компании-перевозчики, автопредприятия, промышленные производства, автохозяйства гос. структур и подразделений, шиномонтажные центры, полигоны ТБО. Следовательно, при построении системы сбора авто шин следует учитывать фактор транспортной доступности к предприятиям.
Прием шин на переработку производится в соответствие с ГОСТом 8407-89 «Сырье вторичное резиновое. Прием шин происходит на основе договоров приемки шин на утилизацию или переработку. Прием шин на переработку, осуществляется за плату: в среднем по России эта сумма составляет от 1000 до 6000 рублей за тонну автопокрышек, в зависимости от резины, доступности, региона и так далее.
Резиновая крошка имеет широкое применение
- Производство травмобезопасной резиновой плитки. Резиновая плитка, изготовленная из самого износостойкого резинового сырья, обладает износостойкостью, прочностью, ударопоглощающими, амортизирующими и ортопедическими свойствами. Удельная масса резиновой крошки при производстве резиновой плитки и брусчатки составляет более 80 %. В настоящее время в России действует более 150 мини-заводов по производству резиновой плитки. Следовательно, спрос на резиновую крошку ежемесячно демонстрирует увеличение необходимых объемов.
- Напольные покрытия для спортивных площадок и сооружений. Покрытия из резиновой крошки и полимерных связующих для спортивных площадок, баскетбольных, волейбольных, бадминтонных площадок. Антискользящие и безопасные покрытия для входа. В данных видах покрытий используется и резиновая крошка. Добавки резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, делают покрытия более износостойкими и практичными, у них лучше пластичность, они долговечны.
- Наполнители для спортивного инвентаря. Резиновая крошка применяется в качестве наполнителя мешков и боксерских груш.
- Футбольные поля с искусственным травяным покрытием засыпают резиновой крошкой фр.1,0 — 2,5 мм.
- Укрывной строительный материал. Это кровельный материал в виде совмещения битума с полиуретаном, сверху заливается составом из тиокола с добавлением мелкой очищенной резиновой крошки. Для проведения всего комплекса работ по нанесению покрытий на крышах жилых и производственных строений рекомендуются к применению различные материалы с добавлением резиновой крошки: уклоны (до 90 % резиновой крошки), заделка швов (до 50 % резиновой крошки), заделка стыков (до 70 % резиновой крошки), непосредственно покрытие (до 50 % резиновой крошки). Финишный самый стойкий слой с применением резиновой крошки предохраняет все нижележащие слои.
- Конструктивный фибробетон. Металлический и текстильный корд в определенной пропорции смешивается с резиновой крошкой и добавляется до 50 % в сухую цементно-песчаную смесь. Применяется для глубинной заливки фундаментов. Покрытия полов и трапов, в местах интенсивного потока людей. Смешиваются полиуретан с 50 % мелкой (фракции менее 3 мм) очищенной резиновой крошкой. Применяется как для закрытых, так и открытых помещений. Фибробетон в силу своих свойств, применяется в регионах с суровыми климатическими условиями, в том числе в регионах вечной мерзлоты.
- Отделочный строительный материал. Тиоколовая (полисульфидная) система, как стандартный материал и крошка (менее 1 мм) образуют стойкий укрывной материал, используя и как отделочный и как декоративный настенный материал.
- Для дорожного покрытия. Резиновая крошка применяется в дорожных покрытиях последнего поколения. В подложку дороги можно закладывать смесь резиновой крупной крошки, металлокорд и текстильный корд до 50 % по весу с минеральными добавками. Далее, крошка — как модификатор асфальтобитума (крошка менее 1,5 мм до 10% по объему), именно он является наружным рабочим слоем дорожного полотна. Преимущества очевидны: существенно улучшаются физико-механические характеристики всего покрытия (повышенная стойкость к образованию трещин и упругость вследствие чего увеличивается на 20-30 % коэффициент морозоустойчивости), что сказывается положительно на ресурсе, срок службы покрытия дорог увеличивается в 2-3 раза.
- Восстановление покрышек. Получение регенерата. До 10 %массы резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, может быть использовано при восстановлении и изготовлении новых шин. Для изготовления регенерата преимущественно используют резиновую крошку фракции до 2 мм.
- Для изготовления деталей автомобиля. Бамперы, брызговики, сальники, коврики, корыта для багажного отсека, ручки и т.д. Резиновая крошка малой фракции применяется как добавка в различные автомобильные мастики.
- Покрытия для мостов. При ремонтах мостов обычно стыки заделываются импортными материалами. Использование резиновой крошки, полученной в результате переработки покрышек, в этом направлении позволит применять 100 % отечественные материалы вследствие чего получить экономию в масштабах всей страны.
- Опоры магистральных трубопроводов. При замене существующих опор, расположенных в областях вечной мерзлоты, очень выгодно изготавливать новые бетонные опоры с присутствием резиновой крошки.
- Обслуживание нефте-газодобывающие отрасли. Для тампонирования нефтяных скважин при бурении, гидроизоляции зеленых пластов, для изготовления сорбента для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности воды и почвы.
Мировые запасы отработанных шин составляют порядка 80 млн. тонн. Ежегодно это количество возрастает на 10 млн. тонн. И даже в странах, где давно ведется работа по грамотной утилизации ТБО, предприятия по переработке шин не справляются с существующими объемами.
Что до России, из общей доли соответствующего сырья на переработку поступает только 20%. Причем 60% от этого количества распределяют между собой четыре крупных предприятия:
- Волжский регенератношиноремонтный завод (Волгоградская обл.);
- Чеховский регенератный завод (Московская обл.);
- «КСТ-экология» (Смоленская обл.);
- Завод переработки шин №1 (Владимирская обл.).
Одна из причин такого положения вещей – тот факт, что большинство как крупных, так и мелких предприятий принимают шины на утилизацию без частичной компенсации их стоимости. Соответственно, населению выгоднее просто отвезти мусор на свалку, чем за свой счет доставлять на переработку.
Что можно получить при переработке?
Применяется несколько методов переработки старых шин, оговоренных нормами законодательства. Вариант нанесения нового протектора временно отстрочит утилизацию и не рассматривается.
- При сжигании тонна покрышек заменит уголь и выдает аналогичное количество энергии. Необходимо подготовить шины и использовать специализированное оборудование, иначе в атмосферу будет попадать опасный диоксин. Переработка предполагает объемы до 100 тонн ежесуточно и дотацию от государства.
- Щадящие условия обеспечит нагревание в пиролизной печи (до 500 градусов). Одной тонны шин достаточно для выработки жидкого топлива (бензин, мазут, смолы) и технических углеродов (адсорбенты, наполнители, красители). Остается металл (100 кг) и газ, пригодный для вторичного сжигания. Часть остатка нуждается в захоронении на полигоне.
- Без образования новых токсичных отходов работает метод, позволяющий на выходе получить три ценных компонента. После переработки используют резиновую крошку, металл и текстильный корд.
Механический способ воздействия менее затратный и сулит немалые выгоды. Крошка из автошин нужна для производства:
- спортивного инвентаря (наполнители);
- плитки из резины для залов и стадионов;
- прочной подошвы (туфли, ботинки, сапоги);
- дорожного покрытия с износостойкими характеристиками;
- отбойников и «лежачих полицейских»;
- ковриков и автомобильных компонентов (бампер, брызговики);
- подкладок (железнодорожные шпалы).
В ряде источников можно встретить информацию о необязательном лицензировании бизнеса по переработке шин в крошку. Однако это не так. Используемое сырье принадлежит к четвертому классу опасности. Соответственно, согласно российскому законодательству, прием и утилизация таких ТБО подлежат обязательному лицензированию.
До момента подачи документов предпринимателю необходимо выполнить следующие шаги:
- Зарегистрировать предприятие (в данном бизнесе оптимально ООО).
- Подготовить производственные площади, включая промплощадку и санитарную зону.
- Подготовить документы и сертификаты на оборудование.
- Получить разрешения в Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре, пожарной инспекции.
Лицензия оформляется на протяжении 45 дней. Стоимость ее составляет 7 500 руб. Если вы хотите упростить процесс, воспользовавшись услугами посредников, затраты возрастут в несколько раз.