Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие виды ответственности применяются к гражданскому служащему. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил. По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать. Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков.
Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности
Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.
Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.
Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.
Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.
Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.
Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих
Проблемы применения к государственным гражданским служащим иных мер дисциплинарного взыскания 18 Заключение 25 Список использованной литературы 28 Выдержка из текста Введение Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны, практически значимы на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в частности приобретают огромное практическое и теоретическое значение.
За что могут наложить взыскание
По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине.
Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.
Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности
Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.
Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.
Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.
Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.
Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.
В каких случаях государственного служащего нельзя привлечь к ответственности?
Сразу следует отметить, что действующими нормами не было установлено точного перечня обстоятельств, при которых служащий не мог бы привлекаться к дисциплинарной ответственности. Единственным нюансом является невозможность установления наказания в момент нахождения сотрудника на больничном либо в очередном оплачиваемом отпуске. Если у работодателя появились доказательства совершенного нарушения, ему все равно необходимо будет дождаться возвращения подчиненного на его рабочее место.
Естественно, установление наказания также будет являться неправомерным в том случае, если у работодателя не имелось никаких доказательств вины конкретного сотрудника. Если же такое произошло, работник сможет восстановить законные интересы и права с помощью обращения в суд. Если его увольнение действительно будет признано незаконным – он сможет восстановиться в прежней должности на прежних условиях.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим
налагается уполномоченным должностным лицом или органом, имеющим право назначать данного служащего на государственную Законодательством определяется порядок служебных расследований, применения дисциплинарных и обжалования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок) на госслужащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать
Согласно пункту 4 части 5 статьи 50 ФЗ «О государственной гражданской службе» при определении порядка выплаты таких премий могут быть применены только два критерия – обеспечение задач и функций государственного органа, а также исполнение должностного регламента.
Оба критерия отражают степень участия госслужащего в выполнении особо важных и сложных заданий, для чего, по мнению Верховного Суда, необходимо учитывать «показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих служебных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование».
Виды дисциплинарной ответственности
В связи с тем, что государственные работники имеют особый правовой статус, на них распространяются следующие виды дисциплинарной ответственности.
- Общая. Она предусмотрена нормами Трудового кодекса. Это нарушения, связанные с трудовым распорядком. Сюда можно отнести: опоздание на работу, прогул, нахождение в нетрезвом состоянии на рабочем месте и другие нарушения.
- Специальная. Она устанавливается Федеральными нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы, а также контрактом, в котором детально оговариваются все права и обязанности таких категорий работников. Сюда можно отнести: нарушение действующего законодательства, этики служащих (неопрятный внешний вид, грубое или некорректное отношение с гражданами), других ограничений, установленных для этой категории людей (например, запрет предпринимательской деятельности).
Исходя из этого, если государственный работник нарушает общую или специальную дисциплину, он подвергается мерам соответствующего воздействия, и на него накладывается соответствующее наказание.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:
- производящие материальные блага;
- оказание услуг;
- занятия культурой и спортом;
- помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.
Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.
Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.
Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.
Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.
За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:
- объявления замечания;
- вынесения выговора;
- при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.
При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.
Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.
Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.
Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).
В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:
- о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
- какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
- порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.
Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.
Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:
- Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
- Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
- Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
- Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.
Порядок применения дисциплинарных взысканий государственных служащих
Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется в статье 58 Закона о госслужбе.
Процедура делится на несколько этапов:
- 1 этап. Требование написать письменное пояснение по нарушению.
- 2 этап. Составление акта, если работник отказывается дать письменные и устные объяснения.
- 3 этап. Проведение служебной проверки. При инициировании служебного расследования учитывается все обстоятельства: 1) тяжесть и степень вины; 2) умышленные или неумышленные действия; 3) события, которые отягчают положение и степень вины госслужащего; 4) факты, которые смягчают меры ответственности нарушителя.
- 4 этап. Объявление дисциплинарного взыскания в виде акта (приказа), где указаны основания его применения.
- 5 этап. При желании сотрудника происходит оспаривание правомерности возложенного должностного взыскания. Это действие инициируется в суде или обсуждается комиссией по индивидуальным трудовым спорам, которая создана при органе государственной власти.
- 6 этап. Снятие должностного взыскания.