Кто является собственником федерального имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является собственником федерального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

Другой комментарий к статье 214 ГК РФ

1. Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо ее субъект — республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации). В этой множественности субъектов права Российскую Федерацию следует квалифицировать как государство, а ее субъекты — как государственные образования.

Неотъемлемым признаком государства как политико-правового образования служит его суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеэкономической сфере.

Будучи государственными образованиями, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом государства. Однако им присущи отдельные признаки суверенного образования. Так, согласно пп. «г» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции принятие земельного законодательства, а также вопросы разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами отнесены к их совместному ведению. За пределами ведения Российской Федерации и их совместного ведения с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории (ст. 73 Конституции).

2. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 комментируемой статьи).

На практике земля действительно служит объектом не только государственной или муниципальной, но и частной собственности, причем в последнем случае по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.

Напротив, действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются объектом исключительной государственной собственности. Соответственно участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме.

Ограниченный оборот участков недр в Российской Федерации допускается путем предоставления их в пользование. Пользователями недр могут выступать субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых и т.п.) и получили специальную лицензию на пользование недрами (ст. 9 — 11 Закона о недрах).

В отличие от самих участков недр добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную), так и в частную собственность граждан и юридических лиц.

Например, согласно ст. 2, 8 — 10 Закона о соглашениях о разделе продукции одним из условий соглашения о разделе продукции и выдаваемой на его основе лицензии может служить переход части продукции, полученной в результате использования недр, в собственность инвестора — юридического лица. См. об этом также Федеральный закон от 21.07.97 N 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3584).

Во многом аналогичным путем строятся отношения собственности на лесной фонд Российской Федерации, а также на участки лесов, не входящие в лесной фонд. Согласно ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом часть лесного фонда Российской Федерации может быть передана в собственность ее субъекта.

При этом ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, достигается путем предоставления их гражданам и юридическим лицам на праве пользования (ст. 22 Лесного кодекса). Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, на праве публичного сервитута (ст. 21 Лесного кодекса).

В соответствии со ст. 34 Водного кодекса в Российской Федерации устанавливается государственная (Российской Федерации в целом и ее субъектов) собственность на водные объекты. Муниципальная (ст. 39) и частная (ст. 40) собственность может распространяться только на обособленные водные объекты.

3. Круг объектов федеральной собственности не ограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. В настоящее время в законе не содержится исчерпывающего перечня объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 71 Конституции, в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 названы основные виды такого имущества. Кроме того, перечень объектов, относящихся к исключительной федеральной собственности, содержится в отдельных Федеральных законах: от 23.02.95 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713; N 12, ст. 1024), п. 4 ст. 27 Зе��ельного кодекса.

4. Вопрос о принадлежности на праве собственности Российской Федерации или ее субъекту земельных участков должен решаться с учетом требований Земельного кодекса. Согласно ст. 17 Земельного кодекса объектами федеральной собственности являются следующие земельные участки:

а) признанные таковыми федеральными законами;

б) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении ранее единой государственной собственности на землю. Порядок такого разграничения установлен Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060) и Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности» с изм. на 03.10.2002 (СЗ РФ, 2002, N 10, ст. 1001; N 41, ст. 3983);

Читайте также:  Сколько выплачивают пенсию в России

в) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут быть также не предоставленные в частную собственность участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов Российской Федерации находятся следующие участки: а) признанные таковыми федеральными законами; б) право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»; в) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В п. 2 ст. 18 Земельного кодекса перечисляются также те участки, которые дополнительно могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

5. Что же касается остального имущества, то порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации должен быть установлен специальным законом (п. 5 комментируемой статьи). Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (Ведомости РФ, 1992, N 13, ст. 697).

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:

  1. После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
  2. При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
  3. Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.

Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

  • проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  • осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
  • защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Основания приобретения и прекращения права собственности

Приобретение и прекращение права собственности происходят в соответствии с требованиями закона при наступлении определенных юридических фактов. В их качестве могут рассматриваться как действия лиц, так и совершенно не зависящие от воли людей обстоятельства.

К первым относятся сделки (договоры), акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, иные действия граждан и юридических лиц, ко вторым — различные события, например природные катаклизмы или смерть гражданина, с которой связывается возникновение наследственных правоотношений.

Традиционной классификацией оснований приобретения права собственности на вещь, иное имущество в науке частного права является разграничение на первоначальные и производные.

К первоначальным способам относятся такие, при которых право собственности на вещь возникает впервые и независимо от прав на это имущество других лиц.

1. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (п. 1 ст. 218 ГК РФ). Собственником вещи становится тот, кто изготовил ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (вновь изготовленная или созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой).

2. Приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы от имущества лицом, использующим это имущество на законном основании (ст. 135 и 218 ГК РФ).

3. Переработка вещи (ст. 220 ГК РФ). Право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов, если договором не предусмотрено иное.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить переработку осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь это лицо обязано возместить собственнику материалов их стоимость. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещение причиненных ему убытков.

4. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ). Сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей или животных становятся первоначальным способом приобретения права собственности для любого собравшего или добывшего их лица при условии, что они осуществлены в соответствии с законом, по разрешению собственника или в соответствии с местным обычаем.

5. Приобретение права собственника на бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК РФ). Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок возникновения права собственности на движимые и бесхозяйные недвижимые вещи различен.

Бесхозяйные движимые вещи становятся объектом собственности их фактических владельцев лишь при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад).

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст. 226 ГК РФ).

Нашедший потерянную вещь (находку) обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу (ст. 227 ГК РФ).

Нашедший вещь может приобрести на нее право собственности, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления (ст. 228 ГК РФ). Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от ее законного владельца, либо от органа местного самоуправления, в собственность которого поступила найденная вещь, а также право на вознаграждение за находку от лица, управомоченного на получение вещи (ст. 229 ГК РФ).

Читайте также:  Какие документы нужны для продажи квартиры полученной по наследству

Право собственности граждан и юридических лиц

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В ст. 212 ГК РФ указано, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, т.е. субъектами права частной собственности являются граждане (физические лица), а также юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также оборудование, транспортные средства и другие средства производства. Ограничения в отношении имущества, которое может находиться в собственности физических и юридических лиц, могут устанавливаться только законом. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), прямо указываются в законе. Таким имуществом являются, например, богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды сооружений, памятников истории и культуры и т.п. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) также изъяты из оборота и не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ.

Объекты, ограниченно оборотоспособные, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом.

Имущество коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений), созданных за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное ими по другим основаниям, принадлежит им на праве собственности.

Производственный кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. Имущество производственного кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, но передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.

Особое положение занимает имущество крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК РФ), принадлежащее на праве совместной собственности его членам. Это могут быть земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними.

Следует отметить общую природу частной собственности юридических лиц. Они являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям, предусмотренным законом. Поэтому, вступая в коммерческие отношения, они будут нести ответственность своим имуществом. Ошибочным будет полагать, что это имущество находится в долевой собственности участников акционерного общества, товарищества или кооператива.

Собственником в юридическом праве называют физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на основании подтверждающего данное право документа. При этом предмет пользования может находиться в единоличной или общей собственности, что влияет на регламент его отчуждения.

Владельцем в рамках правового поля считается лицо, которое обладает вещью фактически, но при этом может и не иметь на неё документально подтверждённое право собственности.

В юридической практике так именуют в основном граждан, имеющих право пользования имуществом с возможностью его передачи. Например, автомобилем можно владеть в рамках генеральной доверенности, но при этом не являться его собственником.

Правообладателем считается физическое или юридическое лицо, обладающее правом владения имуществом на основании договора о переходе прав. Арендаторы — лица, владеющие и пользующиеся имуществом по договору аренды или субаренды.

Виды операций, связанных с реализацией государственного и муниципального имущества

Поступления от реализации государственного и муниципального имущества (далее — ГМИ) отражают (Приказ Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее по тексту — Приказ N 168н)):

  • по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации группы 000 1 14 00000 00 0000 000 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов»;
  • по кодам классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации группы 000 05 00 00 00 00 0000 630 «Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности» и группы 000 06 00 00 00 00 0000 430 «Продажа (уменьшение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

В состав доходов от продажи материальных и нематериальных активов включают кассовые поступления в бюджеты от:

  • продажи квартир, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • реализации продуктов утилизации кораблей, вооружения, военной техники и боеприпасов;
  • реализации имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • реализации имущества, находящегося в оперативном управлении государственных и муниципальных учреждений;
  • реализации военного имущества, осуществляемой в Порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 623);
  • реализации иного имущества, формирующего казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (за исключением акций и земельных участков);
  • распоряжения имуществом, обращенным в доход Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, и его реализации.

По кодам классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ отражают кассовые поступления в бюджеты от:

  • продажи земельных участков федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, осуществляемой путем преобразования последнего в открытое акционерное общество;
  • продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Вышеуказанное распределение видов кассовых поступлений по кодам бюджетной классификации зависит исключительно от значения кода экономической классификации, соответствующего данному виду операций по реализации имущества (если код ЭК — 410, 420, 440, то кассовые поступления от проведения таких операций отражают в составе доходов общего покрытия по кодам классификации доходов бюджетов РФ; если код — 430, 630, то кассовые поступления отражают по кодам источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов). Здесь важно отметить, что иных критериев распределения видов кассовых поступлений от реализации имущества по кодам бюджетной классификации в бюджетном законодательстве нет. Так, в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса кассовые поступления от продажи ГМИ относят к доходам общего покрытия, в то время как согласно ст. ст. 94, 95, 96 Кодекса кассовые поступления от продажи ГМИ относят к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Читайте также:  Вор в законе что это значит простыми

Продажа земельных участков

Следующим моментом, особо значимым для исполнения бюджетов, является вопрос об определении администратора поступлений от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется (п. 10 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ):

  • органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
  • в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, — органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

В то же время Законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в федеральный бюджет зачисляются средства от продажи:

  • земельных участков до разграничения государственной собственности на землю (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства), на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности, по нормативу 100 процентов;
  • земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, не предназначенных для жилищного строительства и на которых не расположены объекты недвижимого имущества, по нормативу 15 процентов.

Согласно универсальному определению администратора таковым должен быть орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта РФ), имеющий право распоряжаться указанными земельными участками вне зависимости от того, в какой бюджет зачисляются средства. Однако на основании Приказа Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н администратором поступлений в федеральный бюджет от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю являлось Росимущество. Такое решение было принято в связи с тем, что средства федерального бюджета закрепляются только за федеральными органами государственной власти, так как ответственность за достоверность отчетов об исполнении федерального бюджета, по мнению законодателя, должна быть возложена на федеральные органы исполнительной власти. Но с юридической точки зрения вывод о разграничении ответственности в части составления и представления отчетности не подтверждается прямыми нормами бюджетного законодательства, следовательно, при определении администратора указанных средств следует руководствоваться правилом, вытекающим из положения ст. 20 Бюджетного кодекса: «тот, кто начисляет (заключает договор о продаже), тот и администратор».

Три особенности государственной формы собственности

Государственная собственность может быть представлена в трех формах:

  • Государственные управленцы принимают участие в оборотном процессе обмена имуществом, опираясь на собственную компетенцию, конкретное государственное образование.
  • Субъект государственных владений – соответствующее публичное, правовое, государственное образование Российской Федерации, или входящие в их состав элементы.
  • Объект владений государства, имеющий особый статус. Сюда относится оборонная отрасль, континентальный шельф, бюджет страны.

Особенность государственного права владения заключается в возможности России, как субъекта, самостоятельно устанавливать собственные принципы регулирования отношений собственника на имущество и других лиц. Из оборота изымаются следующие виды собственности:

  1. Транспортные предприятия.
  2. Здания, где проходят заседания властей.
  3. Угледобывающие концерны.
  4. Нефтедобывающие предприятия.
  5. Газодобывающие заводы.
  6. Связные концерны.
  7. Промышленные организации.

  1. Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Монография / Под ред. Е.В. Блинковой. М.: Юрист, 2005.
  2. Авилов Г.Е., Безбах В.В., Брагинский М.И. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 3-е изд., испр., перераб. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2005. С. 258.
  3. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 160.
  4. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юрист, 2003. Ч. 1. С. 165.
  5. Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. N 6.
  6. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988. С. 51.
  7. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С. 1.
  8. Андрощук В.В., Борноволоков П.А., Еремина Е.В. и др. Правовое регулирование экономических отношений: Альманах / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1. С. 153.
  9. Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 15 — 17.
  10. Ремчуков Н.К. Правовой статус государственных корпораций как юридических лиц публичного права // Банковское право. 2011. N 2.
  11. Рыбаков В.А. О системе собственности (цивилистический очерк). М., 2008. С. 50 — 63.

Перечень имущества, относящегося к государственной собственности

Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.

Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:

  • федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
  • имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *