Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по делам о банкротстве и незаконном предпринимательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так. Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом. От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.
Как ФНС находит незарегистрированных предпринимателей?
Вот что может помочь налоговой выявить незаконного предпринимателя.
-
денежные переводы на банковские карты (от клиентов и покупателей);
-
показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;
-
наличие расписок в получении денег;
-
реклама товаров и услуг (в том числе в соцсетях);
-
выставление или демонстрация товарных образцов;
-
оптовые закупки;
-
налаженные связи с контрагентами;
-
заключение договоров аренды коммерческих площадей;
-
учет хозяйственных операций по сделкам.
Комментарии к статье 171 УК РФ
Судебное толкование признаков состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».
В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст. 49 и 51 ГК РФ).
Комментарий к Ст. 171 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется двумя формами преступной деятельности.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Не требует государственной регистрации: а) занятие запрещенной законом экономической деятельностью (например, незаконный оборот наркотических средств); б) заключение разовых сделок гражданско-правового характера (например, производство от случая к случаю мелких работ по договору подряда). Не является предпринимательством выполнение обязанностей по трудовому договору (репетиторы, домашняя прислуга и т.п.), деятельность членов коллегии адвокатов, частнопрактикующих нотариусов.
3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, конкретизирует, какие из них лицензируются на федеральном уровне, какие органами исполнительной власти субъектов федерации, а также перечисляет виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с другими законами и нормативными правовыми актами.
Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Если лицо по истечении срока действия лицензии или ее приостановления продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, такую деятельность следует рассматривать как осуществляемую без специального разрешения (лицензии).
4. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо то, что совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 170.2 УК).
Если крупный ущерб от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации образуется за счет неуплаты налогов, то ответственность за такую деятельность наступает только по ст. 171 УК и дополнительной квалификации по ст. 198, 199 УК не требуется.
Причинение вреда здоровью любой тяжести при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности не охватывается ст. 171 УК и требует квалификации по совокупности преступлений.
5. Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.
Комментарии к ст. 14.1 КОАП РФ
1. Цель данной статьи — обеспечить создание нормальных условий для развития предпринимательской деятельности, функционирования товарных рынков и защиты прав как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей товаров, работ и услуг.
2. Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп.) государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 возложена на налоговые органы. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).
Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.
Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.).
4. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.). Кроме того, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
5. Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 — в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.
Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ (см. также примечание к ст. 169 УК РФ).
7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. ч. 2 и 3 — наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (с изм. и доп.) подчеркнута необходимость применительно к составу ч. 1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 2 ГК РФ. В п. 14 указанного Постановления рассмотрены вопросы, связанные с определением субъектов правонарушений по главе 14 КоАП РФ. См. также п. п. 15 — 18 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
9. Рассматривают дела этой категории судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 1 — органов, осуществляющих государственную ��егистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3); по ч. ч. 2, 3 и 4 — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3) и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3). По ч. ч. 3 и 4 данной статьи протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.3).
Наказание физических лиц за незаконную предпринимательскую деятельность в 2020
Нелегальный бизнес логично подразделить на:
- бизнес, который является нелегальным в связи с тем, что он не зарегистрирован должным образом (а значит, не попадает в выборку субъектов налогообложения);
- бизнес, который работает с нарушением действующих правил и ограничений (условно – деятельность без необходимых лицензий).
Так вот, в соответствии со статьями Налогового, Уголовного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях физические лица несут все виды предусмотренной данными документами ответственности. Налоговые органы через суд добиваются выплаты штрафов, а также компенсации недоплаченных налогов. На первый взгляд, это справедливо, однако, выше была подробно указана дорожная карта, как именно это обычно происходит.
С физических лиц за ведение незаконного бизнеса взимается НДФЛ на сумму доказанного дохода, а также пени за просрочку внесения недоплаченного дохода. Это, что касается компенсации «выпавших» доходов государства.
А теперь штрафы:
- Штраф для фактического собственника бизнеса, не подавшего в ИФНС заявления на его регистрацию, составляет 10% от величины доказанного дохода (прибыли) от незаконной предпринимательской деятельности, проводимой в течение периода до 89 суток (но не меньше 20 тысяч рублей). Прибыль – это показатель, зависящий как от выручки, так и от издержек. Так что если обвиняемый желает продемонстрировать свои затраты, уменьшить величину прибыли, а также подтвердить, тем самым, позиции атакующих налоговиков, то он может попытаться это сделать. А сотрудники ИФНС в данном случае обычно ограничиваются «выставлением счета» на сумму полученной выручки.
- Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, проводимую без регистрации в течение более 90 суток, составит уже 20% от величины извлеченной прибыли, но не менее 40 тыс. рублей.
- Дополнительные штрафные санкции в размере 5 тыс. рублей накладываются на тех предпринимателей, которые начинают получать выручку от своего бизнеса до момента регистрации юридической оболочки. Грань законности здесь тонка: требуется наличие доказательств изначально добропорядочного умысла. То есть, речь может идти о начале бизнеса при задержке в регистрации юридического лица или ИП (при условии того, что документы предпринимателем уже поданы). Если же регистрация затягивается на срок, свыше 90 суток, то штраф возрастает вдвое – до 10 тыс. рублей.
Отдельно КоАП РФ предусматривает наложение дополнительных штрафных санкций за незаконное ведение бизнеса:
- Если хозяйственная деятельность ведется без регистрации юридического лица, то размер штрафа в 2020 году составляет от 500 рублей до 20 тыс. рублей (по усмотрению сотрудника полиции, который его накладывает).
- Если же физическое лицо нарушает требования закона и ведет торговлю, к примеру, лицензируемыми видами деятельности без соответствующих документов, то штраф составляет всего от 2 до 2,5 тыс. рублей. Однако предмет торговли, а также средства производства (ценность которых уже может измеряться сотнями тысяч и даже миллионами рублей) конфискуются.
Понятие незаконного ведения бизнеса
Примерно 20 млн граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, не являются официально трудоустроенными, а также не подают самостоятельно сведения о своем заработке в ФНС. Они либо являются безработными, либо получают зарплату в конверте, либо получают доходы незаконным образом, занимаясь предпринимательской деятельностью.
Такая ситуация обусловлена не только намеренными действиями со стороны предпринимателей, не желающих уплачивать налоги, но и тем, что многие люди просто не могут разобраться в правилах регистрации ИП или фирмы. Основные сведения о правилах ведения бизнеса прописываются в гл. 2 ГК. К особенностям работы бизнесмена относится:
- предпринимательство заключается в том, что гражданин регулярно получает определенный доход от какой-либо работы;
- получаемые денежные средства не зависят от трудовых обязанностей, а от того, какой точно объем работы выполняется;
- предприниматели менее защищены законодательством по сравнению с наемными специалистами;
- бизнесмен должен самостоятельно позаботиться о своей регистрации;
- он обязан ежемесячно перечислять налоги в ФНС и разные социальные взносы в государственные учреждения;
- занятие незаконной предпринимательской деятельностью непременно приводит к уплате штрафа и прекращению работы.
Выявляется такое нарушение разными государственными органами, которые периодически проводят соответствующие проверки.
Налоговая ответственность за нелегальное предпринимательство
Санкции за незаконное предпринимательство определены в Налоговом кодексе РФ статьей 116 и выражены в форме взыскания недополученных государством налогов и штрафов за уклонение от их выплат:
- предприниматель, не зарегистрировавшийся в налоговых органах, с целью ведения деятельности, наказывается штрафом в размере – 10% от суммы полученных доходов, но не менее 40 000 рублей (данный вид санкций применяется, если на момент налоговой проверки заявление на оформление деятельности не подавалось в органы);
- нарушение налогоплательщиком установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
Помимо применения санкций за отсутствие или просрочку государственной регистрации для ведения предпринимательской деятельности, налоговые органы имеют право произвести доначисление налогов, которые не были выплачены гражданином во время ведения деятельности. Нелегального предпринимателя обязывают выплатить налог на доход физического лица на всю сумму дохода, полученного в результате ведения незаконной коммерческой деятельности. Кроме начисленного налога прибавляются пени на весь срок просроченных налоговых платежей и штраф за их неуплату в размере 20% от общей суммы доначисления.
Налоговые санкции налагаются на нарушителя только при наличии решения суда.
Поскольку выступать в качестве истца или ответчика в арбитражном суде могут лишь юрлица или ИП, лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшее ее, может участвовать лишь в заседаниях судов общей юрисдикции. Вопрос подсудности затронут в следующем примере.
Пример 1. Гражданин К. обратился Верховный суд с надзорной жалобой, поскольку считал, что при вынесении в его адрес решения по делу об административной ответственности по статье 14.1 КоАП были нарушены правила подсудности, а значит, и само решение подлежит отмене.
Суть дела заключалась в следующем. Гражданка Ш. сообщила, что К. осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность, а именно, устанавливает стеклопакеты. Суду были представлены доказательства: сведения о приобретении К. 91 стеклопакета, накладные, копии счетов об оплате услуг, рекламные листовки и т.д. На основании представленных материалов мировой судья признал К. виновным. Подсудимый не согласился с приговором и обратился районный суд, а затем областной.
Пример 2. Административные дела рассматриваются районными судами, но по правилам производства проводятся в суде первой инстанции. Так в случае с К. и произошло: дело было рассмотрено районным судьей, а после проведения административного расследования материалы были переданы мировому судье, который и вынес постановление о виновности К. по статье 14.1. Таким образом, оснований для признания решения незаконным ВС не обнаружил.
Пример 3. Когда доход от незаконного предпринимательства превышает 1,5 млн. рублей, применяют УК. Приведем пример:
В Солнечногорском районе был обнаружен незаконно созданный карьер по добыче песчано-гравийной смеси, которая в дальнейшем подлежала реализации. Доход от этого предприятия оказался особо крупный, а во главе стояла организованная группа. В итоге судом была применена часть 2 статьи 171 УК.
Незаконное предпринимательство: статья, штраф, состав преступления, наказание
Законодательство в этом вопросе постоянно меняется, то одобряя подобные методы, то запрещая их. Еще в начале прошлого века один известный правовед отметил, что чем менее развита розыскная система, чем она слабее, тем чаще ее сотрудники прибегают к методам провокации, в том числе и в случаях дачи взяток.
Запрет на использование подобного способа впервые был заложен в Уголовном кодексе, принятом в 1922 году уже в советском праве. Несмотря на то что периоду нэпа был характерен высокий уровень взяточничества, где фигурировали достаточно высокие суммы, статья, предусматривающая ответственность за провокацию дачи взятки, была все-таки заложена.
Отчаявшись заработать крупную сумму денег на государственном предприятии, некоторые смельчаки решают завести собственный бизнес. Дело это рискованное, но в случае положительно исхода приносит хороший доход.
Однако одним риском ситуация не ограничивается: заводя собственное дело, следует предварительно выяснить, какие обязательства накладывает государство на предпринимателей такого рода, и в каком случае Ваша деятельность будет законной.
Каждый из нас периодически сталкивается с необходимостью оказания какой-либо услуги другим людям. Например, девушки нередко делают друг другу прически за символическую оплату, однако расценивать такую деятельность как предпринимательство нельзя, ведь постоянного дохода единичный случай продажи товара (скажем, привезенного из-за рубежа платья) или оказанная услуга (к примеру, починка сантехники) не образуют.
Согласно 2 статье ГК, под предпринимательством следует понимать деятельность, осуществляемую самостоятельно и на свой риск. Цель данной деятельности – получение систематического дохода.
Рекомендации Верховного Суда
Изучив статистику вынесения приговоров на пленуме, Верховный Суд подготовил детальный обзор рассмотренных дел и издал рекомендации о судебной практике по делам о взяточничестве (вымогательстве, получении) по применению норм, содержащихся в статье 290 УК РФ. Несмотря на широкое распространение этого явления, суды первой инстанции до сих пор испытывают затруднения при классификации преступлений такого рода. В разъяснениях пленума указаны основные действия, которые могут совершаться должностными лицами за взятку:
- Осуществление покровительства, попустительства или продвижения по службе, сюда же часто относят преступления, подпадающие под статью 201 УК РФ;
- Бездействие при выполнении своих прямых должностных обязанностей, например, выдача пожарным инспектором разрешения на работу ресторана, хотя помещение, где он размещен, не соответствует противопожарным нормам.
- Совершение любых действий, нарушающих закон, в пользу лица, дающего взятку.
- Принуждение одного лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, другим должностным лицом совершать или, напротив, не совершать действий согласно должностным обязанностям (выделение мат.помощи, места в детском саду или выселение из общежития с целью освободить место другому лицу, многое другое).
Согласно разъяснениям пленума провокацией взятки следует считать действия оперативников, которые совершались с целью добывания искусственно созданных доказательств для получения оснований на привлечение лица к уголовной ответственности или его дальнейшего шантажа, вымогательства. Кроме того, эти действия должны проводиться вопреки желанию должностного лица получать взятку или при его неведении.
Провокацию дачи взятки принято считать оконченной с того момента, как услуги или имущество были переданы особе против его желания или неосведомленности. Если принятие взятки произошло осознанно, то провокация, как преступление, считается не образованной. Взяткополучатель подлежит полному освобождению от ответственности, если факт провокации был доказан.
Кто и как может уличить в незаконной предпринимательской деятельности?
Правом предъявить претензии к предпринимателю в том, что он ведет нелегальный бизнес в России, и обратиться с соответствующим иском в суд закон наделяет полицию, налоговую инспекцию, антимонопольную службу, органы надзора за потребительским рынком, о чем говорится в статье 28.3 КоАП РФ. Это может сделать и прокурор, согласно статье 28.4 КоАП.
Чтобы начать проверку, достаточно письменного обращения от любого гражданина. К примеру, если кто-то заказал у портнихи костюм, но результатом остался недоволен, он может пожаловаться в налоговую инспекцию.
После того, как будут собраны доказательства ведения нелегального бизнеса, дело передается в суд, который может принять решение взыскать с виновника определенную денежную сумму – в размере неуплаченного НДФЛ плюс пени за просроченные платежи. Также полагается штраф. А при определенных условиях незаконный предприниматель может даже получить уголовный срок.
Привлечение к ответственности возможно в период до двух месяцев с того момента, как сотрудники уполномоченного ведомства составили протокол, например, по результатам проведения контрольной закупки у предпринимателя.
Всегда ли нужно регистрировать ИП или ООО?
Планируя получить доход от продажи каких-то товаров или услуг, в некоторых ситуациях можно сделать это законно, не регистрируя ИП или ООО и не получая лицензию.
- При сдаче жилья в аренду деловые отношения между арендодателем и нанимателем могут оформляться в виде договора аренды. При этом важно вовремя сдавать налоговую декларацию и платить НДФЛ пропорционально сумме полученной арендной платы.
- Второй распространенный вариант – разовая сделка по продаже товара или услуги. Если продавец своевременно сообщит об этом налоговой службе, подав декларацию, и заплатит налог с дохода, санкции не последуют.
- Еще один способ обойтись без регистрации ООО или ИП доступен в сфере услуг. Можно оказывать их, подписывая с клиентом договор гражданско-правового характера. В этом случае о незаконном предпринимательстве речи не будет. Но свои услуги нельзя будет рекламировать. Кроме того, фискальная служба может квалифицировать подобные отношения, как трудовые, – и заказчик услуг может столкнуться с определенными проблемами. Еще один недостаток такой юридической формы оформления сотрудничества – уменьшение числа потенциальных клиентов, поскольку во многих случаях заказчику выгоднее работать с предприятием или ИП, чем с физическим лицом. Можно получать возврат налогов и так далее.
Незаконное предпринимательство состав преступления
Любое преступное деяние – прежде всего действие, направленное против чего либо или кого либо.
Незаконное предпринимательство состав и виды этого преступления::
- Субъект деяния, то есть человека или группу лиц, к нему причастных.
- Объект. Им может быть, как отдельный гражданин, так и имущество человека, организаций, государства, правоотношения.
- Место действия, время его, продолжительность (завершенность или нет).
- Умысел на совершение. Есть ряд деяний, которые могут быть признаны преступными без наличия умысла. Но рассматриваемое нами к ним не относится. Важно помнить, что именно умысел, а равно и обращенный в личную собственность доход, являются в данном случае определяющим.
Незаконное предпринимательство в РФ может быть признано преступлением, если:
- получен и обращен в собственность доход от противоправного действия;
- нарушено действующее законодательство в части создания образования, регистрации юридического или физического лица, получения лицензии, предоставление в регистрирующий орган ложных сведений.
Надо помнить, что признать деяние лжепредпринимательством можно тогда, когда в едином реестре, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, отсутствует запись о создании организации или о предпринимателе.
Роль налоговой инспекции
Статьи 116 и 117 Налогового кодекса Российской Федерации определяют ответственность за совершение правонарушений в сфере незаконного предпринимательства. Они являются актуальными даже в том случае, если ущерб от таких действий минимален.
Это распространяется даже на те случаи, когда молодые девушки, стремясь лишь немного подзаработать, предлагают в интернете свои услуги по созданию мелких безделушек, по рисованию или по проведению сеанса маникюра. Располагая свои контакты и реквизиты банковской карты с текстом рекламного характера в социальных сетях, они тем самым нарушают нормы законодательной системы страны, так как их работа должна пройти процедуру государственной регистрации, а прибыль должна учитываться в органах налоговой инспекции.
Рассмотренные примеры незаконного предпринимательства распространены в практике подобных дел, то есть можно сделать вывод, что юридическая образованность населения не охватывает те аспекты, которые необходимы для ведения бизнеса даже на начальных этапах.
В случае выявления компетентными органами несоответствия установленным требованиям, физическое лицо могут привлечь к уплате штрафа суммой в 10% от совокупного дохода (при этом минимальный размер не может быть менее 20 тысячи рублей).
Если же бизнесмен получает прибыль уже на протяжении 3 месяцев, то его обязывают уплатить уже 20% от полученного дохода (минимальный размер – 40 тысяч рублей).
НК РФ содержит также отдельный пункт, определяющий ответственность за просроченную регистрацию или за несвоевременное начало коммерческой деятельности – сроки указаны в свидетельстве о регистрации ИП или организации.
Если с момента приобретения первого дохода до регистрации в соответствующих структурах прошло менее 3 месяцев, то сумма штрафа составляется 5 тысяч рублей, если больше, то 10 тысяч рублей. Кроме того, виновное лицо обязано уплатить все налоги и пени на период незаконной реализации работ.
Штраф за незаконное предпринимательство физических лиц и организаций может приобрести достаточно крупный размер. Кроме того, после судебного решения репутация виновного будет неизбежно испорчена, что практически полностью перечеркивает дальнейшие планы на успешное развитие коммерческой деятельности.
Как избежать ответственности
В ряде случаев для ведения предпринимательской деятельности не обязательно иметь статус ИП. Достаточно подать декларацию и заплатить НДФЛ. Об этом говорит пункт 70 статьи 217 НК РФ. Например, если планируется репетиторство или уборка квартир, то можно работать, как простое физическое лицо.
В некоторых регионах можно работать как самозанятый гражданин (статья 1 Федерального закона № 422-ФЗ от 27 ноября 2021 г.). В таком случае расходы сокращаются. Однако такая возможность доступна не всегда.
Самозанятые граждане могут делать отчисления в ПФР добровольно, что увеличит размер пенсии в будущем.
Если лицо уже привлекается к ответственности, то нужно доказать, что полученная прибыль минимальна, как и возможный ущерб третьим лицам. Также стоит указать, что уже планируется регистрация предпринимательского статуса. Таким образом, можно минимизировать ответственность перед государством.
Прочтите: Порядок прекращения деятельности ИП в 2021 году
Административные наказания
Самая «легкая» степень ответственности перед законом устанавливается КОАП. Налагается взыскание в виде штрафа, минимальная сумма которого в 2021 году составляет 500 руб., а максимальная может доходить до 2 тыс. руб. Выбор суммы штрафа обусловлен разными факторами: впервые ли уличен нарушитель, в течение какого времени он обманывал государство, мог ли нанести или уже нанес реальный ущерб. Штрафом по приговору суда наказываются такие отступления от закона:
- коммерческая деятельность без государственной регистрации;
- работа без соответствующей лицензии;
- истечение срока действия разрешения;
- ошибки при оформлении лицензирования.
Кто может «поймать» административного нарушителя? Подобные нарушения выявляются в ходе плановых или внеплановых проверок, рейдов, контрольных закупок со стороны таких государственных органов:
- налоговая инспекция;
- прокуратура;
- органы охраны правопорядка;
- антимонопольный комитет;
- охрана прав потребителей;
- инспекторы по различным сферам (торговой, природоохранной, пожарной и т.п.).
Нередко проверки инициируются сообщениями пострадавших от незаконного предпринимательства граждан или недовольных контрагентов.