Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД самоходные машины в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получить водительское удостоверение на самоходную технику потребуется только в случае, если объем двигателя самодвижущейся машины в соответствии с паспортом составляет более 50 кубов (для двигателя внутреннего сгорания) или более 4 кВт (если машина оборудована электродвигателем).
Какая нужна категория водительских прав
Правомочие на управление техникой с вышеуказанными характеристиками подтверждается одним из 2-х документов (п. 3 Регламента):
- либо удостоверением тракториста-машиниста;
- либо временным удостоверением.
В соответствии с п. 4 Регламента, существует 6 основных категорий:
Категория, указанная в удостоверении тракториста-машиниста | Подкатегория | Какой самодвижущейся техникой можно управлять с данной категорией после прохождения обучения и сдачи экзаменов |
A | A1 | Мотовнедорожники |
A2 | Автовнедорожники с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг | |
A3 | Автовнедорожники, имеющие массу свыше 3500 кг | |
A4 | Автовнедорожники, имеющие свыше 8 сидячих мест и специально предназначенные для транспортировки пассажиров | |
B | Самодвижущаяся техника на колесном или гусеничном ходу с мощностью не более 25,7 кВт | |
C | Самодвижущаяся колесная техника с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт | |
D | Колесная от 110,3 кВт и более | |
E | Гусеничная от 25,7 кВт и более | |
F | Самодвижущаяся, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных работ |
Скоростные режимы, которые обязаны соблюдать водители на российских дорогах, регламентируются Разделом 10 Правил и зависят от вида ТС и типа дороги.
На основании п. 10.2. Правил, в населенных пунктах действует единое правило для всех – двигаться нужно со скоростью не свыше 60 км/ч. Иное ограничение скорости может быть установлено знаком 3.24.
Максимально разрешенная скорость вне границ населенного пункта будет зависеть от массы самоходной техники и вида дороги, по которой она движется:
Не более 90 км/ч | Если масса менее 3500 кг (аб. 2 п. 10.3. Правил) |
Не более 70 км/ч | Если масса более 3500 кг (аб. 4 п. 10.3. Правил) |
Если самоходная техника транспортирует крупногабаритный, опасный или тяжелый груз, вне зависимости от того, где она движется – в городе или за его пределами, нельзя двигаться со скоростью выше той, которая установлена при согласовании условий перевозки (аб. 2 п. 10.4. Правил).
Правильная эксплуатация
Эксплуатация самоходных машин разрешается в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением правительства №796 от 1999 г. Оно требует наличия у водителя прав тракториста-машиниста. Там должна стоять категория ТС, которой он учился управлять, значки в поле «Особые отметки». Например, «водитель погрузчика» или «экскаваторщик».
Какие практические навыки должен иметь владелец прав:
- двигаться с места по участку, идущему вверх;
- разворачиваться на узком пространстве при одноразовом использовании передачи;
- заводить СМ в бокс, двигаясь задом;
- то же самое, но с прицепом (кроме категорий A и F);
- выполнить агрегатирование самоходного ТС с прицепным устройством с запуском двигателя и подъездом задним ходом;
- то же самое, но с навесной техникой (не для типов СМ A и F);
- торможение на разных скоростях, включая экстренный маневр.
Расшифровка понятия приводится в пункте 2 Общих положений Постановления правительства РФ №796 от г.:
Под самоходными машинами … понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические ТС с независимым приводом, имеющие ДВС объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
Как подать документы на регистрацию в Гостехнадзор?
7. Заявление владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем техники или его представителем лично в орган гостехнадзора.
Указанные заявление и документы могут быть поданы владельцем техники или его представителем в орган гостехнадзора с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее — Единый портал) и подписаны с использованием ключа простой электронной подписи без необходимости подачи такого заявления в иной форме. Орган гостехнадзора информирует заявителя о ходе оказания услуги посредством уведомлений в личном кабинете на Едином портале.
Правила предлагают 2 варианта для подачи заявления в Гостехнадзор:
- при личном обращении;
- в электронном виде через Госуслуги.
Можно ли получить тракторные права, если лишен водительских прав?
Этот вопрос очень распространен не только среди начинающих, но и среди опытных фермеров. Как уже было сказано выше, лишение водительских прав на использование автомобиля автоматически запрещает водителю управлять и имеющемся в его распоряжении трактором. Но можно ли получить отдельные права для вождения исключительно трактора. Ответ довольно прост – Законодательство не запрещает этого делать.
Для этого потребуется подготовить перечень следующих документов:
- заявление, заполненное от руки в соответствии с образцом;
- справка, подтверждающая отсутствие проблем со здоровьем;
- паспорт или его копию;
- фотографии необходимых размеров;
- если необходимо – водительское удостоверение для получения категорий AII, AIII и AIV;
- документ, подтверждающий то, что человек знает правила дорожного движения на трактор.
Следует сразу отметить, что ПДД на трактор не сильно отличается от правил дорожного движения на автомобиле. Во время обучения курсанта его учат особенностям эксплуатации трактора, которые немного отличаются вождения автомобиля. При этом расшифровка дорожных знаков, дорожной разметки и других правил остается без изменений. Чтобы сдать тракторное ПДД, будущему трактористу следует обращаться в ближайший отдел Гостехнадзора, имея при себе справку о прохождении курса и заранее подготовленное заявление. Выдачей тракторных прав также занимается Гостехнадзор.
Получив необходимые документы, многие лишенные прав на вождение автомобиля люди спешат пересесть на трактор. Однако делать это категорически нельзя, ведь, как уже было сказано выше, в результате лишения водительских прав человек автоматически лишается права управлять трактором, даже если он получил для этого отдельные тракторные права.
Важные моменты по самоходным машинам
Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.
Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.
Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.
При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.
Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь
Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:
- 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
- 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
- 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
- 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
- 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.
Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.
Техосмотр с 1 сентября 2022
1 сентября 2022 года вступает в силу Постановление Правительства № 306 от 9 марта 2022 года. Согласно данному документу, в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.
Так, с сентября при техосмотре исключаются следующие виды проверок:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки госномеров;
- уровень шума выхлопной системы;
- подтеки масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- исправность штатного противоугонного устройства.
При этом перечень пополнится новыми проверками. В частности, при диагностике двигателя будут определять подсос воздуха или утечку отработавших газов в обход системы выпуска.
С предложением упростить техосмотр ещё в 2021 году выступало МВД. Помимо перечисленных, ведомство предлагало также исключить проверку токсичности выхлопа и наличия трещин ветрового стекла. Однако, эти проверки в итоговом списке все-таки остались. Также появились и новые проверки — например, проверка подсоса воздуха в системе впуска и выхлоп отработавших газов, минуя систему выпуска.
Напомним, 30 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 494-ФЗ, согласно которому обязательный техосмотр для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями или мотоциклами, отменён. Тем не менее, процедура остаётся обязательной для такси, автобусов, грузовиков, а также легковушек и мотоциклов, принадлежащих юрлицам.
Кроме того, частники, владеющие легковыми авто и мотоциклами, обязаны проходить техосмотр в случае регистрационных действий в ГИБДД:
- постановка на учет или смена владельца ТС старше 4 лет;
- изменение конструкции или замена основного компонента ТС.
Неоригинальные запчасти по ОСАГО с 11 сентября 2022
Банк России 13 апреля 2022 года опубликовал проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 марта 2021 года № 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Как говорилось в пояснительной записке, проект был разработан в связи с возникающими затруднениями поставок оригинальных запасных частей для транспортных средств, используемых в РФ, в целях корректировки порядка определения их стоимости в случае отсутствия предложения оригинальных запасных частей, а также в случае, когда имеют место затруднения в организации поставок запасных частей для конкретных транспортных средств.
Такое решение предлагалось в качестве временной меры (до 31 декабря 2022 года) — из-за высокой неопределенности цен оригинальных запасных частей и проблем с их доступностью. Выплаты по ОСАГО таким методом предлагалось рассчитывать в отношении транспортных средств производителей из недружественных государств.
«Часть автопроизводителей на сегодняшний день ушли с российского рынка, что сделало оригинальные детали для произведенных ими автомобилей или вообще не доступными в России, или неоправданно дорогими. Между тем, существует большой рынок неоригинальных запчастей, которые по качеству ни в чем не уступают оригинальным: они производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тысяч рублей, а без отметки — 10 тысяч рублей. А после введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз», — пояснил данную инициативу Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
31 августа 2022 года, на сайте Банка России было опубликовано подписанное указание, которым вводятся указанные изменения (указание ЦБ РФ № 6144-У) — оно вступает в силу с 11 сентября 2022 года.
«С 11 сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта по ОСАГО станут учитываться цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Такой подход будет применяться ко всем маркам автомобилей, независимо от страны их производства, чтобы обеспечить равные условия для всех автовладельцев. Сейчас, если оригинальная запчасть отсутствует на рынке, информация о ее стоимости не попадает в справочник. Из-за этого могут возникать трудности при урегулировании убытков по ОСАГО. Новый подход позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти», — говорится в официальном комментарии Банка России.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.
Какие существуют разряды трактористов
Работнику недостаточно получить права на трактор определенной категории, предприятие обязует регулярно проходить аттестацию. Повышение квалификации расширяет список возможностей водителя и обычно напрямую влияет на его заработную плату. Для получения разряда необходимо сдать экзамен, в ходе которого инспектор проводит проверку навыков лица, его знания и умения. После этого присваивается одна из следующих категорий:
- 2 разряд. Он позволяет водителю управлять техникой под контролем тракториста с опытом, осуществлять при необходимости ее ремонт. Это касается не только внутренних агрегатов транспорта, но и всех его механизмов, в частности погрузочных и самозахватывающих.
- 3 разряд. Машинисту разрешено водить технику без сопровождения и контроля более опытных лиц, осуществлять захват груза при помощи специальных приспособлений и производить разгрузочные работы. При необходимости проводится ремонт оборудования или замена расходных материалов самостоятельно.
- 4 разряд. Водители, открывая его, получают доступ к эксплуатации машин, мощность двигательной системы которых составляет меньше 100 лошадиных сил. Они могут самостоятельно проводить разгрузочные работы, выполнять складирование или перенос груза на любые расстояния.
- 5 разряд. Самоходная техника, оснащенная моторной системой мощностью выше 100 л.с. Обычно это операторы экскаваторов и бульдозеров на гусеницах.
- 6 разряд. Без его получения, водитель любой категории машиниста тракториста не допускается к эксплуатации мощной крупногабаритной техникой, задействованной в ремонтных или строительных целях. Это касается бульдозеров, тракторов и экскаваторов с моторами больше 200 л.с.
Чтобы получить определенный разряд, надо тщательно подготовиться к прохождению экзамена, который включает теоретическую часть и практику. Сначала необходимо пройти тест, фиксирующий уровень подготовки в теории, после чего проверяются навыки вождения.
Для кого предназначены права на управление трактором?
Водительское удостоверение на право управления тех категорий ТС, к которым относятся тракторы, необходимо работникам сельскохозяйственных сфер. Специфичность использования обрабатывающих автомобилей предполагает и нюансы в получении подобных прав. Документ называют удостоверением тракториста-машиниста. Подобные права пригодятся и лицам, которые предпочитают экстремальные развлечения, такие как катание на квадроциклах и снегоходах. Необходимый возраст для приобретения водительских прав на самоходные машины зависит от вида используемого транспорта:
- С 16 лет доступно удостоверение на право вождения самоходных машин категории «А 1» ― внедорожников, управление которыми допускается вне территории магистралей и автомобильных дорог. Это квадроциклы, снегоходы, мотосани;
- В 17 лет доступны к получению права категорий «В», «С», «E» и «F» на колесные и гусеничные агрегаты, самоходные машины, использующиеся в сельском хозяйстве;
- С 18 лет разрешено наличие удостоверений категории «D» на колесные агрегаты, мощность двигателей которых составляет свыше 110,4 кВт;
- В 19 лет можно получить права категорий «AII» и «AIII», то есть на внедорожники с пассажирскими местами до 8 мест;
- В 22 года выдается удостоверение категории «AIV», используемое для перевозки более 8 пассажиров.
Сдача соответствующих квалификационных экзаменов ― необходимое условие для получения водительского удостоверения тракториста-машиниста. Курсы обучения проводятся в специализированных учебных заведениях с обязательным наличием государственной лицензии.
Какие соответствуют знаки
Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.
Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.
Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.
Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:
- распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
- не распространяются на самодвижущуюся технику;
- или распространяют свое действие именно на самоходные машины.