Все имена Бога в Библии и их значение — полный список

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все имена Бога в Библии и их значение — полный список». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отцы Церкви первых веков во многом основывались на древней, восходящей к Ветхому Завету традиции, согласно которой именование отражает суть обозначаемой им вещи, или человека. Применительно к именованию Бога многие богословы также говорили о священности, сакральности Его имен, но при этом – различали именование, которое дает Творцу человек (а все имена, которые содержит Писание – есть, по свт. Григорию Богослову, человеческие слова), и собственно сущность Господа.

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Имя Иегова в религиозных практиках

В оккультном течении каббала Иегова — лишь одно из десяти личных имен Бога. Это — имя Того, кто создает все сущее. Существует и теория о том, что в момент грехопадения одна из букв имени Бога отделилась. Существует достаточно много теорий, подтверждающих — имя Иегова не использовалась нигде, кроме древнееврейского языка.

Именно на основе одного из прочтений имени Бога построили всю свою религиозную практику представители секты протестантского толка «Свидетели Иеговы». В чем же ошибка представителей секты?

Профессор университета Гарвард Томас О. Ламбдин пишет об имени Бога следующее: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты , перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом — йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”».

Имена Бога, встречающиеся в Библии

Особенно часто в Библии Бог называется Элохим (что в переводе с иврита означает Эль (бог) с окончанием множественного числа, по-гречески Теос). Также Бог именуется Господом (производное от господин, на иврите Адонай, по-гречески Кюриос)

Сейчас мы перечислим имена Бога, встречающиеся в Библии:

Бог как минимум показывает Свои 5 имен, прямо говоря, что это Его ИМЕНА:

Ревнитель: «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34.14).

Саваоф (в переводе Сила¸ Воинство): «Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему» (Ис. 47:4).

Святой: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его» (Ис. 57:15).

Искупитель: «Только Ты — Отец наш; … Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (Ис. 63:16).

Тетраграматон – (Иегова, Яхве): «Господь муж брани, Иегова (тетраграмматон) имя Ему» (Исх. 15:3).

Как видно из текста Священного Писания, у Бога ни одно единственное имя. Более того, простого анализа достаточно, чтобы увидеть, что имена Бога несут информацию о Нем, характеризуют Его: Ревнитель, Сила, Святой, Искупить …

Показателен в этом ключе и анализ еще одного текста Библии — 33 и 34 главы книги Исход. В 33 главе мы читаем:

«(Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я ПРОВЕДУ пред тобою ВСЮ СЛАВУ Мою и провозглашу ИМЯ Иеговы пред тобою…» (Исх. 33:18,19).

А далее в 34 главе мы видим исполнение этого обещания – Бог прошел перед Моисеем и провозгласил ИМЯ тетраграмматона:

«И сошел Господь (тетраграмматон) в облаке … и провозгласил ИМЯ Иеговы (тетраграмматона). И прошел Господь (тетраграмматон) пред лицем его и возгласил: Господь (тетраграмматон) , Господь (тетраграмматон), Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, … прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания … Моисей тотчас пал на землю и поклонился» (Исх. 34:5-8).

Как следует из текста, Моисей просил показать ему СЛАВУ Творца. На что Господь славу тут же связал с провозглашением Его ИМЕНИ. Но, ведь очевидно, что Создатель здесь не открывал Моисею имя тетрамматон, так как Он сделал это гораздо раньше, что мы разберем в следующем разделе статьи. Но Бог возвестил имя тетраграмматонА! Посмотрите – эта фраза повторяется неоднократно! Но если тетраграмматон – это имя, то как может быть у имени еще имя? Логическое и подтвержденное самой Библией объяснение существует только одно – имя указывает на характер. Поэтому Господь возвестил Свое имя, которое состоит не только из тетраграмматона, но и из других характеристик – человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый, многомилостивый, истинный, прощающий, но справедливый… Это и есть ВСЯ слава Бога, которую Он, как и обещал, провел перед Моисеем!

В целом, любой человек, знакомый с Библией и историей знает, что имена в древние времена были не просто именами собственными, а носителями информации о том, кому принадлежали. Поэтому практиковалась смена имен при изменении определенных условий. Например, Иаков (проныра), был назван Израилем (победителем), Аврама (великого по отцу) Господь переименовал в Авраама (отца народов), Сару (княгиню) в Сарру (княгиню народов), Симона (Бог услышал) Христос назвал Петром (скалой)… Каждое имя имело смысл. Например, Иисус в переводе означает – Господь Спасет.

Читайте также:  Отработка при увольнении как быть если работник переезжает в другой город

И имя Бога не является исключением из этого правила. Если с именами Ревнитель, Сила, Святой, Искупить все более менее понятно, то что обозначает имя Бога тетраграмматон (Иегова, Яхве)?

Как зовут Бога в Ветхом Завете

Яхве (Иегова) – переводится как «Сущий», то есть «Существующий». Именно это имя обозначается тетраграмматоном. Оно указывает на самобытность Бога, на высшую реальность Его вечного и неизменного Бытия. Данное Божественное имя в Библии встречается наиболее часто. Впервые оно упоминается в Книге Бытия. Особенность этого имени в том, что оно было дано еврейскому народу самим Богом через пророка Моисея на горе Синай (Исх. 3:14). «Иегова» – это изменённый вариант произношения имени «Яхве». Он появился вследствие благоговейного воздержания иудеев от упоминания настоящего имени Бога.

Саваоф – означает «воинство». Это имя-титул, которое образно выражает всемогущество Бога. Упоминается и в Ветхом Завете (1 Цар. 1:3), и в Новом – в посланиях святых апостолов (Иак. 5:4), (Рим. 9:29). Данное имя не подразумевает, что Всевышний – «Бог войны». Напротив, обращение «Саваоф» в Библии часто употребляется в контексте периода мирного развития еврейского народа. Это имя открывает нам Бога как Всемогущего Повелителя неба и земли.

Адонай – переводится как «Наш Господь» и подразумевает «Божье милосердие». Это имя использовалось иудеями в публичных чтениях Торы и книг пророков вместо непроизносимого «Яхве».

Элохим – именование Бога в форме множественного числа. Оно упоминается, например, в повествовании о сотворении мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт.1:26). Возможно, в этом месте содержится указание на триединство Бога. Также «Элохим» переводится как «Судья» и подразумевает справедливость Бога.

Яхве (YHWH), Адонай и Адон — в чем разница между этими именами?

Насчет имен Бога, я думаю, многие люди предполагают больше того, что поддержано Писанием. С другой стороны, через различные имена, используемые для Бога, проявляется богатство теологии, особенно в Ветхом Завете.

Имя Яхве (YHWH) не было использовано Богом, прежде чем оно было произнесено Им в пустыне Моисею. До этого времени использовались такие имена, как Элоим, Адонай, Эл, Эль Элион и Эль Шаддай. Если я правильно понимаю, Адонай более чем описание имени Бога, так как это просто означает Господь. Это как Иисус Христос. Христос — это описание, в то время как Иисус — это имя.

Можно утверждать, что Иегова является «именем» Бога, в то время как Адонай является Его описанием. По аналогии, прежде чем Моисею было произнесено «имя» Яхве, можно утверждать, что «именем» для Бога было Эль или Эль Шаддай. В самом деле, даже в «имени» Эль Шаддай, можно утверждать, что слово Эль это «имя», а Шаддай (Всемогущий) является описанием.

Есть ли имя у Святого Духа?

В Библии, в Евангелии от Матфея 28 главе, Иисус заповедует Своим ученикам крестить во имя Отца, Сына и Духа Святого. Возможно, что мой вопрос покажется странным, но какое имя может быть у Святого Духа?

И подошёл Иисус и заговорил с ними: «Мне отдана вся власть на небе и на земле. А потому идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учите их соблюдать всё, что Я заповедал вам, и буду Я с вами всегда, до скончания века» (От Матфея 28:18-20).

Это не странный вопрос. Для людей, живших в те времена, делать что-то «во имя кого-то» означало наличие власти и авторитета. Люди говорили: «Именем короля, остановись!» Это не имело ничего общего с реальным именем короля. Говоря таким образом, люди подразумевали, что им дана власть и авторитет говорить и делать что-то от имени короля.

Так что, когда мы крестились в имени Отца, Сына и Духа Святого, мы крестились под властью и авторитетом Бога, выраженным в Троице: Отце, Сыне и Духе Святом.

Сначала послышался собачий лай. Это был дружеский лай. Пес подошел, радостно виляя хвостом. Садовая калитка со скрипом раскрылась, и человек устрашающего вида вошел мелкими, усталыми шагами. Одежда была испачканной, волосы сбиты от пыли и пота; он поднял глаза вверх — взгляд просил о помощи. Слезы катились по щекам пришельца. Лицо выражало мучительный вопрос: как его примут? Глаза отца, который вышел навстречу, были полны сострадания, добра, понимания. Не произнося ни единого слова, пришелец припал к отцовской груди. Дошел, наконец-то, домой. Дорогой друг, к кому ты идешь во время нужды, когда беспокойство, страх, неуверенность преследуют тебя, а испытания и зло ищут власти над тобой, когда силы оставили, когда слабость давит и чувствуешь, что не можешь нести бремя жизни? У кого ищешь помощи? Думал ли ты бежать к своему Защитнику, к Тому, Кто с раскрытыми объятиями терпеливо ждет, что ты придешь к Нему, доверишь все свои тревоги? «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притчи 18:10). В последующие сорок два дня ты познакомишься с именами Бога, чтобы узнать, к кому бежать за помощью в тяжелые времена. Желание Отца Небесного — раскрыться перед тобой, чтобы ты познал Его. «Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Исайя 50:10). Такой же была и молитва Иисуса Христа перед дорогой к кресту: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Это же было горячим желанием апостола Павла: «Чтобы познать Его» (Филиппийцам 3:10). Я хочу, чтобы это прекрасное познание стало целью твоей жизни. Позволь спросить: если кто-то попросил бы тебя рассказать, каков Господь, что бы ты ответил? Напиши, пожалуйста, ниже, как бы ты описал Бога человеку, не знающему Его?

С сознанием всемогущества Бога легче выполнять Его заповеди, данные в Новом Завете, которые призывают радоваться в любой жизненной ситуации. Господь Иисус говорит пером апостола Павла: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:18,20). Не правда ли, легче благодарить за все Отца Небесного, когда знаешь, что Он есть ЭЛ ЭЛИОН, Всемогущий Бог, и что ничто не происходит без Его ведения и согласия? Поэтому мы можем благодарить Бога даже в то время, когда люди причиняют нам зло. Мы думаем, что человек творит зло и сатана в состоянии играть его волей, но все-таки Священное Писание учит, что превыше человека, дьявола и житейских обстоятельств — Бог Всесильный. Слава Всевышнему, что люди, обстоятельства и сатана не держат в своих руках ни жизнь, ни смерть. Все в руках Божьих, и Он господствует со славой во всей Вселенной. Так как Он Всемогущ, ты можешь быть уверенным, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28) Именно потому ты можешь благодарить Бога, «что такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессалоникийцам 5:18). Известна ли тебе история жизни Иосифа и его братьев? Помнишь, как братья, договорившись между собой, продали Иосифа в рабство чужестранцам, в страну Египетскую? Они это сделали из чувства зависти. В доме Потифара, начальника стражи фараона, несчастный Иосиф был оклеветан и брошен в тюрьму, где провел два года. Чисто по-человечески Иосиф мог бы обидеться на Бога, ведь он сохранил сыновство, остался верен Богу, и все-таки ему пришлось страдать. Но Иосиф продолжает неустанно чествовать Его в словах и поступках (Бытие 39:9; 4:25 и 28). Он знал, что Всесильный следит и управляет всеми событиями. Библия не говорит о том, понимал ли Иосиф причину случившихся неприятностей. Скорее, все-таки понимал. Почему мы так думаем? Встретившись со своими братьями, облеченный высокой властью фараона, он им поведал: «Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог Послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою всей земле Египетской… Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 45:5,7,8 и 50:20). Друг мой, в следующий раз, когда испытания заставят тебя страдать и вызовут стон, пойди к Тому, кто есть ЭЛ ЭЛИОН, доверься имени Его и поблагодари за все.

Читайте также:  Шаблон договора купли продажи гаража в 2023 году

В Евангелиях Иисус (мир ему) многократно называется Сыном Божьим, и христиане считают это веским доказа­тельством Божественности Иисуса. Действительно ли это так? Обоснованы ли их утверждения? Иисус — Сын Божий… Что это означает? Называл ли Иисус (мир ему) себя Сыном Бога?

Многие исследователи обратили внимание на то, что в Евангелиях Иисус называет себя Сыном Божьим только один (!) раз, а именно — в Евангелии от Иоанна (10:36): «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы гово­рите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Бо­жий?».

Во всех остальных местах Сыном Божьим называют Иисуса современники и ученики.

Поэтому исследователи сомневаются в том, что эти слова действительно принадлежат Иисусу и его ученикам. Сенджер говорит в своей книге «Канон Евангелия»: «Не доказано, что сам Иисус употреблял это словосочетание».

Шарль Жаннибер говорит: «Исследователи пришли к неоспоримому выводу о том, что Иисус никогда не гово­рил, что он и есть ожидаемый Мессия, и не называл себя Сыном Божьим. Такие выражения начали применять хри­стиане под влиянием греческой культуры»[1].

Известный ученый Кальман сказал об этом словосоче­тании: «Апостолы, о которых говорится в «Деяниях святых апостолов», следовали примеру своего учителя, который не называл себя этим прозвищем и не одобрял его, и они следовали его обычаю».

Жаннибер считает, что это ошибочное понятие попало В Евангелие из-за неточного понимания новообращенных христиан — бывших язычников. Он говорит: «Понятие «сын Бога» происходит из мира греческого мышления и пред­ставлений о мире».

Бывший священник Сулейман Муфассир и Шарль Жаннибер считают, что первым использовал словосочета­ние «сын Божий» Павел. Изначально было «раб Божий». Он заменил слово «раб» словом, которое переводится как «ребенок» или «слуга», чтобы приблизить учение Иисуса к пониманию новообращенных христиан из числа бывших язычников[2].

Иисус (мир ему) назван также «сыном чело­веческим»

В противоположность текстам, в которых Иисус назван сыном Бога, в Библии есть 83 текста, в которых Иисус на­зван «сыном человеческим». И если первые тексты указывают на Божественность Иисуса, то вторые свидетельст­вуют о том, что он — человек, и дают нам веские основания считать, что «сыном Божьим» он назван не в буквальном смысле, а в качестве очередной метафоры, которых так много в Священной Книге.

Например, читаем: «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человече­ский не имеет, где приклонить голову» (От Матфея, 8:20).

В следующем Евангелии читаем: «Впрочем Сын Чело­веческий идет, как писано о Нем» (От Марка, 14:21).

А в Ветхом Завете говорится: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Чис­ла, 23:19).

Иисус — не Бог…

У Бога много сынов… Являются ли все они богами?

Не только Иисус назван в Библии сыном Бога. Подоб­ные фразы применяются и к другим, однако никто не ут­верждает об их Божественности, поскольку очевидно, что это метафора: подразумеваются верующие и праведные люди.

Например, если верить Ветхому Завету, праотец чело­вечества Адам также является «сыном Божиим»: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как ду­мали, Сын Иосифов, Илиев,…, Еносов, Сифов, Адамов, Бо­жий» (От Луки, 3:38).

Сиф был сыном Адама, а Адам, как следует из родо­словия, был сыном Бога… Очевидно, что это метафора.

А Давиду Господь сказал: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Псалтырь, 2:7).

Соломон также назван сыном Бога: «Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, — и милости Моей не отниму от не­го» (1-я Паралипоменон, 17-12-13).

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Бог, Господь, Саваоф, Творец, Создатель и так далее — это всё титулы, которые дают лишь качественную характеристику Бога, показывая его положение и способности.

Читайте также:  Алименты на ребенка в 2022 году

Например, многие из титулов, которые применяют к Богу, применяются и к другим личностям.

Титулы «бог», «отец» применяются не только к Богу, но и к Сатане, как видно в этих стихах:

  • Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы… (2Кор.4:4)
  • Ваш отец дьявол… он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44)

Этим и отличается личное имя от титула. Личное имя идентифицирует конкретную личность. Имя Иегова не применяется ни к кому, кроме истинного Бога.

Так же хорошим доводом является одна из десяти заповедей:

  • Не произноси имени Иеговы, Бога твоего, напрасно; ибо Иегова не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7) Перевод Архимандрита Макария

Обратите внимание, что здесь говорится «не произноси имени» в единственном числе, а не «имена». И конкретно указано личное имя Бога «Иегова», к которому нужно относиться с уважением.

Ещё одним доводом является тот факт, что личное имя Божье встречается в Библии около 7000 раз, что больше, чем количество всех остальных титулов вместе взятых.

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.

О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.

Как Бог может одновременно быть святым Судьей, осудившим людей на смерть в аду, и в то же время любить их, желая им только добра?

Если Бог любит людей, то Он должен простить их и не осуждать. Но если Он просто простит их, то Он перестанет быть справедливым Судьей. Потому что согласно справедливости грех, зло должно быть наказано. Если же Бог как святой непредвзятый судья все-таки осудит людей, то как же тогда проявится Его любовь, ведь все люди тогда погибнут.

Что делать? Как разрешить это противоречие?

Существует история о том, как в одном городе жил судья, которого все уважали за его непредвзятость и справедливость, с которой он выносил свои судебные приговоры в течение многих лет. И вот однажды случилось то, что к нему на суд привели его собственного сына. Он совершил какое-то преступление, за которое по закону полагалось наказание в виде лишения свободы сроком от 1 года либо уплата огромной суммы штрафа. Все присутствующие с трепетом ожидали, как поступит судья. С одной стороны это был его собственный сын, которого он любит, и никак не хотел бы, чтобы он оказался в тюрьме. Но с другой стороны перед ним был закон, по которому он должен был судить. Иначе он перестал бы быть непредвзятым судьей, каким его знали окружающие до этого времени. Это был нелегкий выбор между любовью и справедливостью. Но он должен был его сделать.

И вот закончилось слушание дела, и подошел момент вынесения приговора. В зале воцарилась тишина. После некоторой паузы судья ровным, но слегка дрожащим голосом произнес: Осуждается на лишение свободы сроком на 1 год, либо уплаты штрафа в таком-то размере. Все знали, что у сына, конечно, таких денег не было, поэтому ему неминуемо грозила тюрьма. Но после того как судья зачитал приговор, он встал, снял с себя судейскую мантию и подошел к месту, где стоял осужденный. Затем он достал свой бумажник и выписал чек на сумму, покрывающую объявленный им штраф. Таким образом, он взял на себя то осуждение, которое он вынес сыну. Как судья он остался непредвзятым и справедливым, и как отец он остался любящим и милующим своего сына. Однако это стоило ему очень большой жертвы.

Но намного дороже это стоило Богу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *