Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Пеня не начисляется, когда налогоплательщик вовремя и в полном объеме выполнил свои обязательства перед бюджетом. Иногда даже в случае, если есть недоимка, законодательством разрешается не начислять и не платить пеню:
- по решению ИФНС или суда заблокировали счет или арестовали имущество;
- у компании или ИП имеется переплата по налогам или взносам, и ее величина не меньше просроченного платежа — ИФНС сама зачтет переплату в счет недоимки;
- недоимка образовалась из-за того, что в расчетах налогоплательщик следовал письменным разъяснениям госорганов;
- недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 6 ст. 105.3 НК самостоятельной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков) — не начисляется со дня, когда возникла недоимка, до регламентированного срока уплаты налога на прибыль компании за соответствующий налоговый период;
- недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 12 ст. 105.18 НК обратной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков).
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Поставщик начислил пеню за несвоевременную оплату электроэнергии: что делать
Если нарушение сроков оплаты услуг возникло из-за несвоевременного утверждения бюджетных паспортов, трудно найти виновных, кроме главных распорядителей средств госбюджета и Кабмина. Но в любом случае, начисленную пеню нужно уплатить. В противном случае это приведет к ее увеличению или даже к тому, что поставщик электроэнергии обратится в суд с иском о взыскании самой пени и судебных расходов.
Обязательно ли платить К сожалению, ваша ситуация достаточно типична в этом году. Бюджетные паспорта по многим программам, финансируемым из госбюджета, были утверждены лишь в конце марта. Соответственно, органы Казначейства не регистрировали обязательства бюджетных учреждений и не оплачивали их счета. Это привело к нарушениям сроков оплаты за потребленные энергоносители и коммунальные услуги и, как следствие, начислению поставщиками пени согласно условиям договоров.
Задолжало учреждение — заплатит бюджет
Так что руководителю частной компании, которая заключает, к примеру, договор аренды с органом власти, выступающим от имени государства, нужно проявлять осмотрительность. Ведь исходя из позиции ВАС РФ договоры, заключенные собственником имущества, которое числится на балансе какого-либо учреждения, считаются недействительными как противоречащие закону.
Если учреждение не имеет денег или имущества, на которое можно обратить взыскание, кредиторам не стоит опускать руки. В этом случае собственник (государство или муниципальное образование), который это учреждение финансирует, будет отвечать по его долгам в субсидиарном порядке. Тогда от имени государства будет выступать то министерство или ведомство, которое выделяет учреждению бюджетные средства.
Проводки по неустойке в бюджетном учреждении
Сумма неустойки (штрафа, пеней) при нарушении условий государственного контракта относится к неналоговым доходам бюджета и зачисляется в размере 100 процентов в доход соответствующего бюджета (абз. 5 п. 3 ст. 41,подп. 6 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому поставщик (исполнитель, подрядчик) должен перечислить неустойку (штраф, пени) сразу в доход бюджета без отражения на лицевом счете заказчика – получателя бюджетных средств.
Условие контракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) является обязательным. В случае нарушения (неисполнения) контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан потребовать уплату неустойки (ч. 4 ст. 34 Закона от 5 апреля 2022 г. № 44-ФЗ). Размер пени не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день ее уплаты. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в виде фиксированной суммы. Такие правила установлены частями 6–8 статьи 34 Закона от 5 апреля 2022 г. № 44-ФЗ.
Ветераны войны и участники боевых действий
Государство компенсирует участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий 50 процентов оплаты услуг ЖКХ (ст. 3, пп. 4 п. 1 ст. 13, пп. 5 п. 1 ст. 15, пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ). Точно такой же льготой обладают инвалиды боевых действий и ВОВ.
Кроме того, 50 процентную компенсацию получают нетрудоспособные члены семьи погибшего (или умершего) участника или инвалида Великой Отечественной войны, ветерана или инвалида боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (п. 1 ст.21 закона № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Такую же компенсацию (50 процентов) получают россияне, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» или знаком «Житель осажденного Севастополя». А также граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Что входит в состав единого налогового платежа и как его внести.
Пополнять налоговый счет плательщик будет одним платежом, без указания конкретного налога. То есть единым налоговым платежом. Кроме средств, переведенных компанией на единый счет, ЕНП будут признаваться и иные суммы:
- взысканные с налогоплательщика;
- поступившие в связи с принятием решения о возмещении (предоставлении вычета);
- поступившие в результате зачета от иного лица;
- отозванные по заявлению или из-за отсутствия на ЕНС средств текущие платежи, которые ранее были зачтены в счет исполнения обязанности;
- проценты, начисленные за излишне взысканные суммы и в других предусмотренных случаях;
- возвращенные излишне уплаченные суммы НДФЛ с доходов патентных иностранцев, НПД, ряда сборов.
Как ЕНС отразится на сервисах ФНС
Введение института единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС России. А именно:
- сделают для плательщиков доступной онлайн детализацию начислений и уплаты налогов в рамках ЕНС;
- дальнейшая интеграция с IT-платформами плательщиков в этой части.
Таким образом, налогоплательщик будет видеть, сколько именно налогов и взносов он должен заплатить с точки зрения ФНС России.
При необходимости всегда можно будет получить детализацию:
- как сформировался баланс;
- на что и как были распределены платежи.
При этом изменение ЕНС задним числом невозможно: все коррективы будут учитываться текущей датой.
Данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП будут доступны в онлайн режиме:
- в личном кабинете налогоплательщика;
- через ТКС;
- в учетной системе налогоплательщика (ERP-система).
Это позволит получить информацию для ее отражения в бухгалтерском учете.
Обратная связь с налоговым органом будет обеспечена посредством этих же инструментов.
Тарифы, штрафы, льготы: что изменится в оплате ЖКУ в 2021 году
Пеня – санкция, которую поставщик услуг накладывает на должника. Неустойка начисляется в виде процентов по отношению к сумме и сроку задолженности.
Понятие штрафа за просрочку регламентируется ГК Российской Федерации. Существует несколько статей, в которых фигурирует начисление процентов за неуплату долга:
- Статья 137.1 ГК указывает на возможность удержания дополнительной суммы по процентам в случае невыполнения физическим лицом денежных обязательств.
- Статья 330 Гражданского Кодекса классифицирует денежные санкции, как гарант исполнения долговых обязательств.
- Статья 155 ЖК России определяет проценты по долговым обязательствам в случае просроченной оплаты за ЖКУ.
В Жилищном Кодексе РФ указывается, что лица, не оплатившие своевременно ЖКУ, могут быть подвержены денежным санкциям. Расчет неустойки изложен в нормативных актах, однако управляющая компания вправе вносить изменения в порядок начисления процентной неустойки.
До 2021 г размер штрафов определялся только ст.155 ЖК РФ. Но с 2020 года вступили в силу изменения в жилищном законодательстве, которые описаны в законе №307-ФЗ. В нем были упорядочены размеры пени в зависимости от статуса потребителя. Основным инструментом для формирования пени является ставка рефинансирования Центробанка (СРЦ).
Начисление штрафов в большинстве случае выполняется автоматически. Если причиной появления долга являются объективные обстоятельства, можно попытаться снизить дополнительную финансовую нагрузку. Но для подтверждения ухудшения положения нужно предоставить документы, справки и выписки.
Для физического лица – то есть для большинства потребителей коммунальных услуг – размер пени будет зависеть от того, сколько именно дней не производилась оплата. Раньше было так: пени начисляли, если вы не заплатили до 10 числа месяца, следующего за месяцем начисления. Теперь же действует следующая схема:
- с 31 по 90 день платежа размер пени будет таким же, как и ранее – 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки;
- с 91 дня пени вырастут до 1/130 от ставки рефинансирования.
Как уже писалось выше, пени за просрочку коммунальных платежей меняется в зависимости от правового статуса потребителя ЖКУ. Для управляющих компаний, физлиц, юрлиц, ТСЖ и строительных кооперативов они будут разными.
Например, для организаций теплоснабжения, предприятий водоснабжения и водоотведения, управляющих компаний штрафы будут такими:
- с 1 по 60 день просрочки платежа – 1/300 ставки рефинансирования (ключевой);
- с 61 по 90 день – 1/170 ставки;
- с 91 дня и далее – 1/130 ставки рефинансирования Банка России.
Для юридических лиц, не связанных с вышеназванными отраслями, ТСЖ, жилищно-строительных кооперативов, пеня будет единой – 1/130 ставки рефинансирования, начиная с первого дня.
Плюсы новой системы уплаты налога
Главное достоинство ЕНП — это отсутствие необходимости отплачивать разные налоги в разные периоды по разным реквизитам. Теперь можно будет сделать один платеж или настроить регулярные платежи, а также оперативно управлять своей переплатой или задолженностью. В новой системе платеж может осуществить за вас и третье лицо (но такую переплату нельзя будет вернуть). В целом для оплаты ЕНП будет достаточно ИНН и суммы, что является главным плюсом.
Обещают, что актуальная сумма обязательств и детализация по платежам всегда будет доступна налогоплательщику онлайн (сейчас с этим часто возникают сложности). Налоговая служба самостоятельно распределяет платежи между недоимками, налогами и взносами, чтобы исключить ошибки со стороны налогоплательщиков.
Также обещают сократить время на возврат переплаты по ЕНП и отменят ограничительные 3 года для возврата или зачета налога.
Федеральному государственному бюджетному учреждению по договору на поставку электроэнергии энергоснабжающая организация выставила пени за просрочку оплаты, в условиях договора пени предусмотрены
Уплата пени не связана с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Уплата пени также не повлечет взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате пени не применяются элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400.
При отнесении расходов на определенные коды видов расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н (далее — Указания N 65н).