Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного имущества и муниципального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Кто и что может приватизировать
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
---|---|
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Регламентирование приватизации закреплено на правительственном уровне. Юридические вопросы находят свое отражение в Жилищном, Гражданском, Земельном, Налоговом и иных кодексах. Приватизация описывается в постановлениях и актах Правительства России, а также в Указах Президента РФ.
Чем регулируется приватизация:
- Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
- Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
- Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
- Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
- Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.
Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.
Что входит в это понятие?
Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.
В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.
Формы и методы в современной России
Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:
- Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
- Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
- Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
- Конкурсная продажа.
- Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
- Продажа через публичное предложение.
- Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
- Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
- Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.
Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:
- Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
- Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
- Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.
Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.
В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:
1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природные ресурсы;
3) государственный и муниципальный жилищный фонд;
4) государственный резерв;
5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.
1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:
• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
• способ приватизации имущества;
• нормативная цена;
• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.
Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.
Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.
Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.
Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.
При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до минимальной цены предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество, которая составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.
Заявка на приобретение государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения подается заявителем по месту, указанному в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Прием заявок на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении.
После регистрации первой заявки прием заявок прекращается.
Прием заявок завершается регистрацией первой заявки в журнале приема заявок с указанием времени ее поступления (число, месяц, часы и минуты).
Зарегистрированная заявка является принятием предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по цене предложения. Договор купли-продажи указанного имущества заключается в день регистрации заявки.
В течение десяти дней после регистрации заявки покупатель должен произвести оплату посредством внесения на счет, указанный в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, денежных средств в размере цены предложения.
Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем через тридцать дней после полной оплаты имущества.
При уклонении или отказе покупателя от оплаты государственного или муниципального имущества на него налагаются пени в размере 5 процентов суммы платежа за каждый день просрочки (ст. 23 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)…
Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
При этом нормативная цена имущества не определяется.
Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении о приватизации данного имущества.
Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц (ст. 24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Порядок проведения приватизации государственного имущества
В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов.
В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.
4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.
Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 16 Закона. К ним относятся:
- 1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
- 2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
- 3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- 4) продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
- 5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
- 6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
- 7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
В некоторых случаях способ приватизации определен непосредственно Законом. Так, продажа предприятия как имущественного комплекса существляется на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.
Приватизация как способ разгосударствления собственности в Российской Федерации существует в этом качестве уже более десяти лет. Являясь инструментом формирования рыночных отношений, усиления социальной ориентации экономики страны, развития конкуренции и частного предпринимательства, приватизация и сейчас имеет большой потенциал. Основной ее результат состоит в том, что в России путем формирования слоя частных собственников произошла демонополизация народного хозяйства, созданы конкурентная среда и благоприятные условия для развития социально ориентированной рыночной экономики.
Однако задача по созданию экономически эффективной и социально справедливой системы разгосударствления собственности, а также управления оставшимся в собственности государства имуществом до настоящего времени не решена.
Как показал анализ, формальное изменение форм собственности не влечет реального изменения отношений собственности. Хозяйская мотивация, предпринимательская инициатива, экономические интересы не возникают одновременно с изменением формы собственности. Это долгосрочный процесс, нуждающийся в первую очередь в государственной поддержке и соответствующем правовом регулировании на федеральном и региональном уровнях. Хотя 58,9 процента предприятий в Российской Федерации стали частными, ряд поставленных приватизацией целей не был достигнут. В частности, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка не привела к желаемому улучшению деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для их производственного, технологического и социального развития; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение на отечественном и мировом рынках и др.
Серьезную озабоченность вызывает управление государственной собственностью.
В процессе реформирования российской экономики сложились следующие организационно-хозяйственные конструкции функционирования государственной формы собственности:
- — два вида государственных унитарных предприятий, основанные на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления;
- — три вида акционерных обществ с участием государства: а) капитал на 100 процентов принадлежит государству; б) государству принадлежит контрольный пакет акций либо «золотая акция»; в) акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.
Прогнозный план или как его еще называют, программа приватизации, представляет собой перечень государственных объектов, подлежащих передаче в частные руки.
Способы приватизации муниципального и госимущества:
- преобразование УП в АО;
- продажа муниципального и госимущества на аукционе, при помощи публичного предложения, без объявления стоимости или на конкурсе;
- реализация акций ОА на аукционе, рынке ценных бумаг, по итогам доверительного управления;
- внесение муниципальной или госсобственности в форме вклада в уставной капитал АО;
- продажа за пределами РФ государственных акций ОАО.
До государственного переворота в 1991 году личного имущества фактически не существовало. Но в то же время особого труда не составляло получить в личную собственность недвижимость от государства в полностью бесплатное пользование.
После распада СССР соответствующие соглашения между частными лицами и самим государством продолжили действовать.
Недвижимость, полученная полностью законным способом от государства во временное пользование, можно сделать частной.
Процесс таковой обозначается специальным термином — «приватизация». Алгоритм выполнения процесса приватизации имеет свои тонкости, нюансы. Со всеми таковыми необходимо разобраться предварительно, до того как будет начат процесс.
В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.
Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:
- Этап планирования будущих мероприятий.
- Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
- Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
- Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.
Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.
Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.
Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.
Приватизация подразделяется на два типа:
- Безвозмездная.
- Возмездная.
Безвозмездная приватизация происходит на уровне муниципалитета, получить в собственность государственное жилье невозможно, если закон определяет, что владельцем имущества выступает только государства. Как правило, это дома в военных городках или здания культурной или исторической значимости. Несмотря на то, что процедура бесплатна, за услугу взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей для жилого помещения, 350 рублей для земельного участка.
Приобретение в собственность нежилых помещений происходит возмездно. Для этого заявитель обращается с заявлением в администрацию города. После месячного срока рассмотрения документации, заявитель оплачивает полную стоимость имущества. Через двухмесячный срок собственность переходит в руки заявителя.
Основные способы приватизации муниципального имущества:
- Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
- Продажа имущества/пакета акций на аукционе.
- Продажа собственности на специализированных аукционах.
- Выкуп собственности.
- Продажа акций за пределы РФ/на рынке ценных бумаг.
- Продажа посредством публичного предложения.
- Вклад собственности в уставные капиталы ОАО.
Этапы переоформления собственности:
- Разработка программы, где указывается описание имущества и предполагаемый срок перехода в частную собственность.
- Вынесение решения, где указывается наименование имущества, способ перехода, цена.
- Приватизация.
- Предоставление отчета о выполнении плана.
Приватизация муниципального предприятия
Сейчас условия приватизации муниципального имущества довольно просты. Весь состав имущества, подлежащего этому процессу, указывается в передаточном акте. В его основе лежат данные документов, среди которых аудиторское заключение, данные о земельных участках, а также праве на них.
Акт включает расчеты, касающиеся балансовой цене активов, в нем указывается размер уставного капитала, создаваемого благодаря преобразованию предприятия
Баланс рассчитывается в соответствии с ценностью активов, во внимание берутся данные действительных бухгалтерских расчетов, которые подготавливаются с учетом выполненных ранее инвентаризаций. Цена земельного участка равняется кадастровой стоимости, если общество создают при преобразовании предприятия
В прочих случаях цену земельного участка приравнивают к рыночной.
Автор статьи:
Петр Романовский, юрист
Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.
Способы осуществления приватизации
Предусмотрены такие способы передачи прав собственности к гражданам РФ:
Реализация имущества, акций компании | через аукцион в капитале обществ, что принадлежат государству либо муниципальному органу |
Реализация акций компаний | что принадлежат муниципальным либо государственным структурам, посредством объявления конкурса |
Преобразование | государственного либо муниципального учреждения в акционерное общество |
Преобразование компании в ООО | (общество с ограниченной ответственностью) без дальнейшего акционирования |
Продажа | посредством биржевых торгов |
Продажа акций | после управления организацией доверенным лицом |
Имущественный вклад | в АО (акционерные общества) |
Реализация | без объявления стоимости |