Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все родительские субботы 2023 года и их смысл». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Родительские субботы – это дни всеобщего поминания усопших, когда в храмах проходят специальные службы, во время которых совершается молитва об упокоении христианских душ. Эти службы совершаются в особые дни, которые год от года смещаются в зависимости от дат Пасхи и Великого поста.
Что такое родительская суббота — Откуда пошло название
Существует две точки зрения происхождения названия. С одной стороны, «родительскими» они называются, потому что в первую очередь среди всех усопших человек чаще всего выбирает для поминовения самых близких – почивших отца и мать. С другой стороны, в языке в свое время происходило частичное смешение смыслов слов «отец», «праотцы», «родители», «прародитель». Таким образом, «родителями» назывались все предки, отошедшие в мир иной.
1 января воскресенье |
День памяти святого мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца, Печерского. Рождественский пост. |
2 января понедельник |
День памяти святого Иоанна Кронштадтского. Рождественский пост строгий. |
3 января вторник |
День памяти Святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. Рождественский пост строгий. |
4 января среда |
День памяти святой Анастасии. Рождественский пост строгий. |
5 января четверг |
Рождественский пост строгий. |
6 января пятница |
Рождественский сочельник. Рождественский пост строгий. |
7 января суббота |
Рождество Христово. |
8 января воскресенье |
Собор Пресвятой Богородицы. |
10 января вторник |
День памяти 20000 мучеников. |
14 января суббота |
Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого. |
15 января воскресенье |
День памяти святого Серафима Саровского. |
18 января среда |
Крещенский сочельник. |
19 января четверг |
Богоявление, или Крещение Господне. |
20 января пятница |
Празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. |
23 января понедельник |
День памяти святителя Григория, епископа Нисского. |
25 января среда |
День памяти святой мученицы Татианы. |
27 января пятница |
День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. |
29 января воскресенье |
День поклонения честным веригам апостола Петра. |
31 января вторник |
День памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, а также преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. |
1 февраля среда |
День памяти преподобного Макария Великого, Египетского и преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского. |
3 февраля пятница |
День памяти преподобного Максима Грека и преподобного Максима Исповедника. |
4 февраля суббота |
День памяти святого апостола Тимофея и преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца. |
5 февраля воскресенье |
Неделя мытаря и фарисея. |
6 февраля понедельник |
День памяти блаженной Ксении Петербургской. Неделя мытаря и фарисея. |
7 февраля вторник |
День памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Неделя мытаря и фарисея. |
8 февраля среда |
Неделя мытаря и фарисея. |
9 февраля четверг |
Неделя мытаря и фарисея. |
10 февраля пятница |
День памяти преподобного Ефрема Сирина. Неделя мытаря и фарисея. |
11 февраля суббота |
Неделя мытаря и фарисея. |
13 февраля понедельник |
День памяти мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дочерей её Феодотии, Феоктисты и Евдоксии. |
14 февраля вторник |
День памяти святого мученика Трифона. |
15 февраля среда |
Сретение Господне. |
18 февраля суббота |
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. |
20 февраля понедельник |
День памяти святителя Парфения, епископа Лампсакийского. Сырная неделя (Масленица). |
21 февраля вторник |
Сырная неделя (Масленица). |
22 февраля среда |
День обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, день памяти священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Сырная неделя (Масленица). |
23 февраля четверг |
Сырная неделя (Масленица). |
24 февраля пятница |
Сырная неделя (Масленица). |
25 февраля суббота |
Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Сырная неделя (Масленица). |
26 февраля воскресенье |
Прощеное воскресенье. Сырная неделя (Масленица). |
27 февраля понедельник |
День памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Начало Великого поста. |
28 февраля вторник |
Празднование в честь Виленской иконы Божией Матери. Великий пост. |
2 мая вторник |
День памяти Блаженной Матроны Московской. |
6 мая суббота |
День святого Георгия Победоносца. |
9 мая вторник |
День поминовения усопших воинов. |
12 мая пятница |
День памяти девяти мучеников Кизических. |
13 мая суббота |
День памяти святителя Игнатия Брянчанинова. |
16 мая вторник |
День памяти преподобного Феодосия Печерского. |
21 мая воскресенье |
День памяти Иоанна Богослова. |
22 мая понедельник |
Празднование в честь перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. |
24 мая среда |
День памяти учителей Словенских — равноапостольных Мефодия и Кирилла. |
25 мая четверг |
Вознесение Господне. |
28 мая воскресенье |
День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского. |
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастье�� пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
История и смысл праздника Радоница
Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название — Радуница, а смысл её можно понять, лишь имея представления об архаичных верованиях славян.
Как и большинство народов древности, племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых.
Однако, в отличие от развитых религий Ближнего Востока и Средиземноморья, восточнославянское язычество не наделяло потустороннюю жизнь какими-либо нравственными чертами и не знало таких понятий, как «ад» и «рай».
Все, кто умер ненасильственной смертью, уходили в иной мир, улетали в Ирий, на юг, в далекий край, который из живых могли посещать только птицы. Там жизнь, безусловно, была иной, но принципиально почти не отличалась от того, чем покойник занимался до своей кончины.
Из царства мертвых обратной дороги не было, однако существовали определенные дни в году, когда между двумя мирами устанавливалась живая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах.
Обычно такие особые периоды приходились на дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того поминальный цикл был также связан с аграрным календарем, поэтому часто мертвых особо почитали либо накануне, либо после окончания тех или иных полевых работ.
В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста — задобрить души умерших, снискать их благосклонность.
Радуница была одним из таких поминальных дней. Точнее, это был даже не день, а целый цикл, который длился примерно неделю и приурочивался к приходу весны. Всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов.
При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.
В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней — и сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но сами они остались, и, наверное, будут жить всегда, пока существуют народы, возникшие на основе праславянской культуры.
Вселенская мясопустная суббота: что нельзя делать в этот день
Традиционно родительская суббота сопровождается поминальными обедами, основными атрибутами которых являются стоящие на столе блины, пироги, кутья, кисель, а также банка с зерном и в ней – зажженная свеча. Кроме того, в родительскую субботу принято навещать могилы родных и близких.
Однако есть определенные вещи, которые во время Вселенской родительской субботы делать нельзя. Запрещается, например, поднимать с земли оброненную вещь, если это произошло на кладбище. Поверья говорят, что раз вещь упала, лучше ее оставить мертвым.
Также нельзя класть на могилу алкоголь и сигареты, говорить усопшему «Пока» или «До свиданья». Только «Прощай», иначе, по народной примете, живой в ближайшее время сам может отправиться к покойнику.
Кроме того, в мясопустную, как и во все остальные родительские субботы, запрещено злоупотреблять алкоголем и отказывать в милостыне нуждающимся.
Есть определенные народные правила, устоявшиеся за все время, которые, не рекомендуют ряд действий в этот день:
- не принято много грустить во время поминального дня. Поминать нужно с мыслью о том, что покойный находится в лучшем мире. Печаль может только потревожить его душу;
- мясопустная родительская суббота — не время для домашних дел, разрешается только готовить.
- молиться о живых в день 6 марта 2021 на территории церквей не рекомендуется, так как празднество посвящено именно душам покойных людей;
- запрещено ссориться и громко кричать на протяжении всей Вселенской родительской субботы.
Православные обычаи на Радоницу
Верующие должны на Радоницу явиться в храм до начала службы, написать имена усопших на записках, подать их для поминовения на алтаре. Желательно, чтобы это было поминовение на проскомидии: священник вынимает частичку специальной просфоры и опускает ее в Чашу со Святыми дарами, как знак избавления усопшего от грехов. После богослужения или Литургии совершается полная панихида с пасхальными песнопениями. Рекомендуется, чтобы поминающие люди сами причащались Тела и Крови Христовой, это сделает их молитвы действеннее.
После церкви верующие идут на кладбище, где похоронены их родственники, для чтения молитв.
После прихода на кладбище верующие:
- Зажигают свечку.
- Совершают литию. Для этого приглашается священник, хотя краткий вариант чина литии может совершить любой верующий.
- Читают акафист об упокоении покойного, если возникает такое желание.
После этого родственникам нужно посидеть молча, вспомнить умершего. Затем люди посещают могилы всех покойных родственников и знакомых.
По мнению священнослужителей, не нужно есть, пить, а обычай лить на могилу водку вообще недопустим – это оскорбляет память покойного.
Есть христианский обычай, согласно которому верующие приносят на кладбище отварные яйца. Одно яйцо принято зарывать в землю возле креста, еще одно измельчают и рассыпают на могиле. Считается что птички, поклевав яйцо, выступят заступниками усопшего перед Богом. Такие обычаи не приветствуются церковью, это считается язычеством. Лучше отдать продукты нищим или нуждающимся людям. Обычай оставить на могилке еду начал появляться после революции 1917 года, когда было невозможно открыто отмечать религиозные праздники.
Родительская суббота – что делать?
Верующим в Родительскую субботу надлежит прийти в одну из Церквей Санкт-Петербурга, поучаствовать в поминальной литургии, поставить свечку перед иконами. Накануне или прямо перед службой подаются записки за упокой скончавшихся членов семьи, в первую очередь – родителей. Часто в Родительские субботы люди посещают кладбища, благоустраивают места захоронений. После затяжной зимы участок на погосте следует очистить от жухлой травы, мусора, прополоть почву и высадить цветы.
Поминают усопших в кругу семьи и близких. Трапеза не должна быть обильной или с возлияниями. Лучше этот день провести в молитвах, за скромными блюдами. Священнослужители не одобряют проведение поминок близ могил. Лучше кагор (вино) или угощения принести в храм и раздать обездоленным, дабы они помянули добрым словом ваших умерших родных.
День поминовения усопших в июне
Перед праздником Троицы, накануне, отмечают июньскую Троицкую субботу. В 2022 году это 11 июня. В храмах проводят заупокойную службу о «… от века усопших православных христиан». Люди также посещают могилы, ставят свечи за упокой, поминают близких. В начале июня природа просыпается, все цветет, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать молодой зеленью и весенними цветами.
Во Вселенскую субботу поминают не только своих родных, но и всех христиан, живших на земле. Истинно верующие прибирают могилы не только своих родных, но и незнакомых, украшают их цветами. Вселенскую Троицкую субботу церковь считает главным поминальным днем.
Существуют запреты и ограничения: нельзя ссориться, ругаться, шумно веселиться, сплетничать, особенно во время поминального ужина. В ходе его не рекомендуется принимать спиртное.
Дни поминовения усопших по православному календарю
Божественная литургия в главном храме Вооруженных сил Российской Федерации
Даты особых дней поминовения усопших ежегодно изменяются так же, как и дата Пасхи, которая не закреплена за определенным днем. В 2022 году они приходятся на следующие числа:
Название | Дата |
---|---|
Мясопустная родительская суббота | 26 февраля |
суббота 2-й седмицы святой Четыредесятницы | 19 марта |
суббота 3-й седмицы святой Четыредесятницы | 26 марта |
суббота 4-й седмицы святой Четыредесятницы | 2 апреля |
Радоница | 3 мая |
день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны | 9 мая |
Троицкая родительская суббота | 11 июня |
день поминовения православных воинов, за веру, царя и Отечество на поле брани убиенных | 11 сентября |
Димитриевская родительская суббота | 5 ноября |
Что можно есть в пост: список продуктов
Соблюдение поста — великое православное дело, которое предназначено для того, чтобы человек смог осознать все свои грехи и покаяться. Суть его таиться в строгих ограничениях, как в пище, так и в действиях.
Именно по этому стоит знать, какой список продуктов можно спокойно употреблять, не «осквернив» свое верование, а какой нет. В зависимости от поста, существуют очень строгие и крайне строгие ограничения. К примеру, некоторые посты позволяют питаться рыбой, а Великий — строго запрещает принимать в пищу что-либо еще, кроме растительной пищи.
Знать список разрешенных продуктов необходимо для того, чтобы в дни поста составить для себя максимально питательный и полезный рацион, который даст силы телу для работы и повседневных дел.
Главное условие, которого следует придерживаться православному верующему, это отказаться от любого вида мяса: свинины и говядины, птицы и кролика, а так же от всех продуктов животного происхождения: молока, яиц, сыра и так далее. Так же нельзя употреблять в пищу белый хлеб, так как он замешивается на яйцах.
Очень внимательно следует относиться к сладким продуктам, ведь конфеты и сладости есть запрещено и все, что можно — это натуральный мед и варенье.
Чем можно питаться в пост:
- Разрешено питаться крупами. Кушать можно овсянку, гречку, рис, булгур, перловку, кукурузную кашу, пшеничную кашу и ячневую
- Можно есть все овощи и фрукты: свекла, картофель, морковь, лук, кабачок, баклажан, яблоки, тыкву, груши, бананы и так далее
- Грибы разрешается есть в любом виде (шампиньоны, вешенку, лесные, лисички и так далее). Это могут быть свежие грибы, а могут быть маринованные
- Можно есть бобовые: горох, нут, фасоль, спаржевую фасоль, маш
- Растительные масла (любое растительное масло: подсолнечное, льняное, кунжутное, оливковое, кукурузное и другие)
- Разрешено употреблять в пищу любые соленья, законсервированные на зиму: квашенная капуста, помидоры и огурцы, грибы, оливки ,салаты из кабачков и баклажанов
- Можно кушать зелень: базилик, петрушку, укроп, мяту, лук зеленый и многое другое
- Можно есть сухофрукты: изюм, курагу и чернослив, инжир и любые цукаты
- Разрешено питаться любыми орехами: грецкими, арахисом, лесными, фундуком, кешью, кедровыми и другими
- Из сладких блюд разрешено есть козинаки из семечек и орехов, варенья и джемы, мед и халву
- Можно пить различные компоты из сухофруктов и свежих фруктов, кисели, фруктовое желе из агар-агара
- Хлеб солодовый, хлеб ржаной, хлеб отрубной
- Разрешено пить любой чай: зеленый, черный, травяной, каркаде, белый
- Можно пить какао, но только заваренный на воде
- Разрешено питаться любыми соевыми продуктами: молоко, сыр тофу и другие изделия из сои
Троицкая суббота в 2021 году — 19 июня
Родительская (Троицкая, вселенская, духовская) суббота – это день особого поминовения усопших, несущий в себе духовный и очень глубокий смысл. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению.
Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.
Троицкую субботу отличает от других родительских суббот то, что в этот день нужно молиться за всех людей, даже за тех, кто попал в ад. Соборная заупокойная молитва для них – это большая помощь.
В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века), а священнослужители в эту субботу поминают все записки, поданные прихожанами.
Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.
Храм обязательно следует посетить, но надо учесть, что в храме не совершаются панихиды после вечерни. Вместе со всеми, во время церковной службы следует попросить у Господа вечного упокоения и прощения для душ умерших родных.
Если христианам не удалось посетить храм, то можно молиться за усопших дома, так как молитва – это то, что доступно нам для проявления жалости, благодарности и любви к ушедшим в мир иной родным.
Молитва – это огромная благодать и спасение для души умершего, поэтому, не скупитесь на молитвы, а преумножайте их.
В этот день православным христианам можно поехать на кладбище на могилы родственников. Это делается после того, как родственников помянули в церкви.
Принято считать, что ушедшие в мир иной молятся за нас именно в то время, когда мы молимся за них.
Радоницу еще называют Радуницей – это первый поминальный день после Пасхи. Это праздник радостного поминовения мертвых, радость по поводу воскрешения Сына Божьего, победы над смертью и грядущего всеобщего воскрешения ранее умерших крещеных.
В 2021 году выпадает на 11 мая. На этот день поминовения ходят в храм, чтобы читать молитвы во славу ныне покойных. Важно подать записку с именем почившего для поминовения на первой части литургии – проскомидии. Можно принести освятить куличи, крашенки, конфеты и вино. Потом часть еды надо раздать нищим и детям, а остальное съесть самим.
Люди ходят на кладбище, чтобы поделиться радостью с умершими предками. Церковь не рекомендует оставлять на могилах пищу, алкоголь или поминать усопших на кладбище. Лучше организовывать поминальный ужин дома.