Международная миграция России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная миграция России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По оценкам Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 августа 2022 года составила 145,1 млн человек. С начала года численность населения сократилась на 475,5 тысячи человек, или на 0,32%. При этом за аналогичный период 2021 года этот показатель уменьшился на 351,5 тысячи человек, или на 0,24%.

В январе — июле 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в России отмечалось снижение числа родившихся (в 81 субъекте РФ) и числа умерших (в 78 субъектах). В целом по стране в январе — июле 2022 года число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза (в январе — июле 2021 года — в 1,6 раза), в 59 субъектах РФ это превышение составило 1,5–2,9 раза. Естественный прирост населения в январе — июле 2022 года зафиксирован в 12 субъектах РФ (в январе — июле 2021 года — в 11 субъектах), — говорится в докладе.

Естественная убыль населения в РФ за первые семь месяцев этого года составила 401,6 тысячи человек, при этом за аналогичный период 2021-го этот показатель был выше — 512,5 тысячи, следует из данных Росстата.

Уменьшение естественной убыли населения связано только с тем, что «омикрон» гораздо мягче «дельты», из-за чего в этом году не было такой страшной волны коронавируса, как в октябре 2021 года, когда наблюдалась катастрофическая смертность. С апреля по середину августа 2022 года уровень смертности был низким, а в июле — рекордно низким. При этом число родившихся снизилось на 6–7%, а это достаточно ощутимо, это означает снижение рождаемости на 1 женщину на 3–4% до 1,44–1,45. А если при этом естественная убыль снизилась, то значит, число умерших снизилось ещё сильнее, чем родившихся, — объяснил демограф Алексей Ракша.

Таблица 6. Страны с самыми высокими абсолютными темпами роста населения

№№о Государство Рост численности, % в год Рост численности, человек в год
1 Бурунди 3.69 314351
2 Объединённые Арабские Эмираты 3.69 173688
3 Нигер 3.68 584789
4 Кувейт 3.55 108311
5 Конго, Демократическая республика 3.21 2177247
6 Эфиопия 3.21 2708919
7 Оман 3.14 91217
8 Буркина Фасо 3.10 504897
9 Сан-Томе и Принсипи 3.09 5099
10 Бенин 2.98 274518
11 Сомали 2.82 263924
12 Йемен 2.79 676742
13 Коморы 2.77 19141
14 Руанда 2.76 283645
15 Конго, республика 2.75 103373
16 Малави 2.75 431530
17 Того 2.75 186450
18 Сенегал 2.71 348533
19 Кения 2.69 1066558
20 Уганда 2.69 909112
21 Либерия 2.67 97856
22 Мадагаскар 2.66 535884
23 Гамбия 2.59 45351
24 Мали 2.59 385781
25 Афганистан 2.58 751219
26 Эритрея 2.58 134779
27 Гвинея 2.57 265327
28 Ирак 2.51 789822
29 Мавритания 2.40 80784
30 Соломоновы Острова 2.39 12810

Абсолютный прирост населения – это численное изменение населения в том или ином году по сравнению с предыдущим. Высчитывается как разница двух значений – от данного периода отнимают предыдущий год. Полученная сумма и будет показателем абсолютного прироста населения.

Эта страна считается дешёвым местом отдыха, но в последнее время многие русские стали всерьёз задумываться о Таиланде как о стране, в которую вполне реально эмигрировать на ПМЖ. Местный климат, культура и недорогие условия проживания манят желающих убежать от проблем на родине. Однако, по отзывам русских, решившихся на переезд, все сталкиваются с проблемой трудоустройства. Здесь практически невозможно найти работу, исключение составляют высококвалифицированные специалисты, в которых нуждается страна. Остальные уехавшие продолжают работать в России удалённо.

Является самой дешёвой и комфортной страной для переезда русских, желающих жить в Европе. Для больших заработков Болгария не подходит, но обладает другими преимуществами: отличная экология, низкие цены на аренду и покупку жилья, продукты питания. Налоговые сборы для предпринимателей в Болгарии ниже, чем в остальных европейских странах. Менталитет населения и язык близки русским. При получении ВНЖ

Если русский твёрдо поставил перед собой задачу „Хочу иммигрировать“, он должен знать об основных вариантах реализации этого действия. Именно они рассмотрены в отдельности.

Трудовая эмиграция – самый распространённый вариант среди тех, у кого нет средств для бизнес-инвестиций и семейных отношений с иностранцем. Работу приходится искать в интернете, самостоятельно связываться с потенциальным работодателем. Многие из них выдвигают обязательные критерии: наличие диплома о высшем образовании, опыт работы в родной стране, определённые возрастные границы и т.д. Если работодатель соглашается принять иностранца на работу, он подготавливает пакет документов и относит в местный МВД. После проверок работник получит сообщение о том, что может начинать оформлять рабочую визу.

Брак с иностранцем – самый простой и быстрый вариант получения ВНЖ. Но новоиспеченных молодожёнов ожидают многочисленные проверки и тесты, которые докажут прозрачность намерений. Эти меры обязаны предотвратить фиктивные браки. Уровень проверок в каждой стране отличается – в некоторых случаях сотрудники МВД приходят домой, опрашивают близких и соседей пары, в других – необходимо проходить специальные тесты, которые определяют, насколько тесно связаны между собой супруги.

Мировые державы хотят собрать соотечественников, разбросанных по всему миру, поэтому предоставляют особые условия и программы для переезда тех, кто сумеет доказать свою национальную принадлежность. Таким образом, если лицо имеет национальные корни, отъезд пройдёт довольно легко и на выгодных условиях.

Каждое государство охотно принимает людей, желающих совершить вклад в их экономику. Бизнес-иммиграция получила отличное развитие во всем мире. Для этого нужны немалые средства. Некоторые страны вообще предлагают через покупку недвижимости на определённую сумму национальное гражданство.

Переезд – дело хлопотное. Перед тем как приступить к решительным действиям – подаче документов на визу, нужно грамотно подготовиться к переезду по простому алгоритму.

  1. Взвесив „за“ и „против“, выбрать наиболее подходящее государство для проживания за границей.
  2. Ознакомиться с вариантами и особенностями программ миграции из России, возможно, найдётся подходящая.
  3. Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

    Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

    Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

    Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

    Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

    Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность от��ельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.

Вопрос №1

Определение миграции.

Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос №2

Основные виды миграции.

Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.

Основные виды миграции:

  • Трудовая;
  • Сезонная;
  • Временная миграция.

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

МП затрагивает широкий перечень вопросов:

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства — защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.
Читайте также:  Можно ли вернуть игрушку в детский мир без чека

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.

Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:

  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Поуехавших сделают понаехавшими

6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек.

7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита национального рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

к) научная обоснованность принимаемых решений.

23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

ж) противодействие незаконной миграции.

С 2022 года в Москве подорожает патент для трудовых мигрантов

27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;

б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;

в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;

г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;

д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;

е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;

ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;

з) развитие научных исследований в сфере миграции.

28. Первый этап (2012 — 2015 годы):

а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;

е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

29. Второй этап (2016 — 2020 годы):

а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

31. Третий этап (2021 — 2025 годы):

а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.

32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Читайте также:  Красный диплом в Казахстане требования в 2023 году

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

Кремль опубликовал текст концепции миграционной политики России

31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.

Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма.

На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается.

Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией.

Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России.

А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».

Глава государства также заявил, что Россия будет решительно защищать права и интересы соотечественников за рубежом в условиях роста напряженности в мире. «Ситуация в мире не простая: увеличивается напряженность и непредсказуемость, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами, в ход идут и русофобия, к сожалению, и другие формы крайнего, агрессивного национализма», — отметил президент.

«Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы, продолжим оказывать содействие Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», — заверил Путин.

Путин напомнил о том, в каких регионах и каким образом нарушаются права соотечественников. «На Украине, что греха таить, мы знаем об этом, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком, — сказал он. — Людей запугивают и просто терроризируют, естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом, право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается». «Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жесткого давления многие ощущают на себе», — добавил он.

Глава государства не оставил без внимания роль Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. По его данным, при участии организации в двадцати странах создано 26 центров правовой помощи, оказана грантовая поддержка 200 проектов, проведено более 50 мероприятий, включая курсы по подготовке молодых правозащитников. Квалифицированную юридическую помощь получили более 70 тыс. человек, в том числе и в таких горячих как Сирия, Йемен, Ливия.

Президент также отметил, что в числе приоритетов остается сохранение и популяризация русского языка и меры поддержки его преподавателей. Российский лидер рассказал о поставках методической, учебной и художественной литературы в общеобразовательные учреждения других стран, а также о поддержке победителей олимпиад по русскому языку.

  1. Общие положения
  2. Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
  3. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.
  4. Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
  5. Условия формирования и реализации миграционной политики
  6. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств -участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.
  7. В 2012 – 2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.
  8. На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.
  9. В 2012 – 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3 – 4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.
  10. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.
  11. В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.
  12. За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014 – 2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.
  13. В 2012 – 2017 годах усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции:

Несмотря на позитивные аспекты, существуют проблемы миграционной политики России, требующие детального изучения и практического решения. При увеличении спроса на высококвалифицированные кадры в составе трудовых мигрантов по факту преобладают лица с низким уровнем квалификации. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции.

Недостаточна помощь вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Наличие незаконных мигрантов порождает осуществление трудовой деятельности без официального разрешения и рост преступности. По этой причине миграционная политика РФ в 2020 году требует жесткого контроля уполномоченных ведомств.

Ряд серьезных угроз национальной безопасности вызывают неконтролируемые потоки мигрантов.

Будет ли вторая волна мобилизации

О проведении второй волны мобилизации говорят постоянно. Россияне не уверены в том, что мобилизационные мероприятия завершились насовсем.

Между тем, в Кремле опровергают то, что скоро призыв на военную службу возобновится. Официальный представитель Президента РФ Дмитрий Песков неоднократно говорил о том, что вопрос о повторе мобилизации не обсуждается.

Мнения о том, что мобилизационных мероприятий пока не планируется придерживаются и эксперты. Они считают, что сегодня в этом нет необходимости, но вполне допускают возобновление призыва в будущем, например, если российская армия понесет колоссальные потери.

Таким образом, в настоящий момент россиянам не стоит опасаться возобновления мобилизации. Если она и повторится, то уже в будущем году.

В Госдуме предложили освободить от частичной мобилизации людей с ученой степенью

Депутаты от трех фракций «Новые люди», КПРФ и ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, который предлагает освободить от призыва в рамках частичной мобилизации обладателей ученых степеней.

По словам авторов проекта отсрочка от призыва в армию для ученых будет актуальна только в рамах частичной мобилизации, но документ никак не регулирует и не представляет отсрочку при всеобщей мобилизации. Об этом пишет издание «Право. Ру».

«Законопроект предлагает снять указанное противоречие между федеральными законами и закрепить право граждан, имеющих ученые степени, на освобождение от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации», — сказано в пояснительной записке.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков ранее уже упоминал о том, что все преподаватели с учеными степенями, работающие в университетах, получили отсрочку от призыва в рамках частичной мобилизации. По его словам, университеты заранее воспользовались «институтом бронирования».

Миграционное положение в России

Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.

Читайте также:  Если был код льготы 2010257 то с 2023 года обсуждение

Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.

Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.

Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.

В 2020 году почти 225 000 иностранных граждан получили свой первый вид на жительство в России – это на 40 000 больше, чем в прошлом году. Рост произошел, в основном, за счет центральноазиатов, в частности граждан Таджикистана, которые, в этом году, вышли на первое место – почти 50 000 из этих документов были им выданы. Украинцам досталось менее 37 000, а за ними идут Казахстан и Узбекистан – по примерно 25 000.

По количеству тех, кто к концу года проживали с действительным видом на жительство, Таджикистан и Узбекистан замыкают тройку после Украины. К новому году у менее 125 тысяч украинцев были ВнЖ в России (это на 30 000 меньше, чем в прошлом году), а цифры по республикам ЦА смотрите ниже. Пятерку замыкают азербайджанцы (60 000) и армяне (56 000). Казахстанцев с ВнЖ в России больше, чем белорусов (35 000). Туркмен с ВнЖ в России проживает вдвое меньше, чем вьетнамцев (11 000).

С конца 2019 года вид на жительство в России начали выдавать бессрочно, хотя раньше этот документ нужно было продлевать каждые пять лет. Если нет сильной нужды, то теперь обладателям этого документа не обязательно тратить силы, нервы и время на получение гражданства, на что, наверное, и было рассчитано новое правило.

Выдача ВнЖ в РФ, 2020

Страна Выдано ВнЖ Общее количество проживающих с ВнЖ на конец года
Таджикистан 48 691 94 502
Казахстан 25 278 42 104
Узбекистан 24 055 86 191
Кыргызстан 9 087 14 812
Туркменистан 2 271 5 115

Литература[править / править код]

  • Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
  • Этнология и политика. Научная публицистика
  • Демоскоп. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее
  • Демоскоп. Внутренняя миграция и рынок труда
  • Демоскоп. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета
  • Демоскоп. И. А. Алешковский. Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика
  • Демоскоп. Независимая газета. Безлюдные пространства
  • Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее (Опубликовано в: Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008 / -М.: UNDP, 2009. с. 80-96. Автор главы Н. В. Мкртчян)

Сколько в мире мигрантов

По определению Международной организации по миграции, мигрантом является лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства, независимо от юридического статуса лица, добровольного или недобровольного характера перемещения, причин перемещения или продолжительности пребывания.

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН с определенной периодичностью проводит исследование числа и структуры международных мигрантов. По методологии ООН при определении числа таких мигрантов используются данные переписей населения и национальные репрезентативные исследования.

В ООН отметили, что к международным мигрантам в некоторых странах относятся те граждане, которые никогда не жили за границей, а получили иностранное гражданство из-за гражданства родителей. В других странах, наоборот, родившись за границей, вернувшись и получив гражданство на родине, человек не включается в список международных мигрантов. Несмотря на все эти различия в разных странах, за основу определения статуса мигранта в своих исследованиях ООН берет страну гражданства. При отсутствии информации о стране рождения для идентификации мигрантов используется гражданство, отличающееся от страны постоянного проживания. Более подробно с методологией ООН можно познакомиться на ее сайте.

Число мигрантов в мире в середине 2021 года, по данным ООН, заметно выросло – до 272 млн с 153 млн человек в 1990 году. Доля международных мигрантов в этом году составила 3,5% от всего населения земли.

Женщин в общем числе мигрантов по всему миру немного меньше мужчин. В этом году «женская» доля составила 47,9%.

Какие страны интересны для мигрирующих

Другие 20 стран мира принимают более 65% всех международных мигрантов. Лидер по числу принятых мигрантов – США. В стране в середине 2021 года проживало 50,7 млн человек из разных регионов мира. Доля мигрантов в общем числе населения составляла около 15,4%.

Второй по привлекательности для мигрантов страной стала Германия – 13,13 млн человек, что равно 15,7% от общей численности населения страны.

Значительный интерес у переселенцев вызывает Саудовская Аравия. Туда переселилось 13,12 млн мигрантов, они составляли 38,3% всего населения.

Четвертое место у ближайшего соседа Казахстана – Российской Федерации, где проживало 11,6 млн мигрантов (8% от общей численности населения). На пятой строчке рейтинга по числу мигрантов Великобритания. Она приютила 9,6 млн человек (14,1% от всех жителей).

Вторую пятерку открывают Объединенные Арабские Эмираты, которые приняли 8,6 млн мигрантов. Доля мигрантов в ОАЭ составляла 87,9% всего населения этой страны.

На седьмой и восьмой строчках Франция и Канада, в которых проживало 8,3 млн (12,8% от всего населения) и около 8 млн иммигрантов (21,3%) соответственно.

Австралия и Италия закрыли первую десятку стран, интересных с точки зрения миграции. Число мигрантов в этих странах достигло 7,6 млн и 6,3 млн человек. Доля мигрантов в общей численности населения стран – 30 и 10,4% соответственно.

Во вторую десятку стран, привлекательных для переселенцев, по данным ООН, вошли: Испания – 6,1 млн мигрантов, Турция – 5,9 млн, Индия – 5,2 млн, Украина – почти 5 млн, Южная Африка – 4,2 млн, Таиланд – 3,6 млн, Малайзия – 3,4 млн, Иордания – 3,3 млн и Пакистан – 3,3 млн.

Размеры социальной поддержки

Все легальные и нелегальные мигранты в Европе получают социальные пособия до присвоения статуса беженца. Например, пока решается вопрос по конкретному человеку, он должен жить в специальном центре или лагере для беженцев, получать предметы гигиены, одежду, обувь (один раз), деньги на личные расходы, пользоваться бесплатной медпомощью.

В европейских странах уровень социальных выплат в 2021 году следующий (евро/месяц):

  • Австрия — от 50 до 200 евро (все зависит от места проживания и кол-ва человек в семье).
  • Бельгия — 220 евро.
  • Британия — 180–250 на взрослого, и 20–30 — на ребенка (значение имеет возраст).
  • Венгрия — 22,76 евро. Мигранты, которые подписали контракт по «интеграции», получают субсидии на жилье и дополнительную финансовую поддержку.
  • Германия — 340 евро.
  • Ирландия — оплачивается государством проживание в центрах с полным пансионом и изучение языка.
  • Испания — 51,6 евро + 18 на каждого ребенка до 18 лет. Выдается проездной на месяц и 363 евро в год на одежду.
  • Италия — 35 евро в день и 2,5 евро на карманные расходы.
  • Латвия — 2,15 евро при проживании в центре; после оформления убежища — 256 евро или 76 евро для детей до 18 лет.
  • Литва — 10 евро при проживании в центре, где разрешено находиться 18 месяцев.
  • Люксембург — 225.
  • Мальта — 130 евро на питание.
  • Нидерланды — 20–45 евро на питание в неделю и 13 евро на другие расходы.
  • Польша — 16 евро.
  • Румыния — 136 долларов. Выплаты продолжаются только девять месяцев.
  • Словакия — одноразовое пособие в 300 евро и 40 центов на день.
  • Финляндия — 316 евро.
  • Франция — 200 на главу семьи и по 100 евро на каждого взрослого.
  • Чехия — 13,29 евро при размещении в объектах, принадлежащих государству.
  • Швейцария — 1049 евро.
  • Швеция — 2,57 евро в день.
  • Эстония — 90 евро в месяц.

Миграционная ситуация в РФ

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Отличительные черты миграционного процесса

Многолетний опыт изучения переселений показывает, что основные интеграционные и миграционные процессы в мире имеют общие признаки:

  • территориальный – перемещение из пункта А в пункт Б;
  • функциональный – причины поездки (для работы или отдыха, культурно-бытовые);
  • временной – надолго ли осуществляется переезд (навсегда или временно, например, для сезонной работы).

Можем выделить основные черты, которыми отличаются миграционные процессы в России:

  • превалирование внутренних перемещений;
  • повышение мобильности населения (благодаря развитию транспорта);
  • отток за рубеж ;
  • прибытие в РФ большого количества рабочих из стран СНГ и Средней Азии (наша страна остается в пятерке лидеров по количеству уже несколько лет);
  • ужесточение законодательной базы для приезжающих.

Подтверждением того, что Россия в мировых миграционных потоках является активным игроком, служит статистика. По данным МВД РФ, 10,2 млн граждан других стран и лиц, не имеющих гражданства, проживали на нашей территории в 2021 году, 2017-м ведомством было озвучено и предполагаемое количество – 2,3 млн.

Европа, экзотика и экстрим

Среди государств Евросоюза популярным направлением остаются Венгрия (в 1 кв. 2022 г. туда отправилось 36422 гражданина РФ, за весь 2021 г. – 73247 человек) и Германия (в 1 кв. 2022 г. – 60928 лиц, за 2021 г. – 309212). А вот Греция просела: если за 2021 г. её посетили 235 тыс. россиян, то за 1 кв. 2022 г. – только 16768. После головокружительного 2021 года лёг Кипр: всего 19241 посетитель в 1 квартале против 560 тысяч годом ранее.

Но одной из самых посещаемых стран остаётся Финляндия. За 3 месяца текущего года туда отправились 157 тыс. россиян, в 2021 г. – почти полмиллиона. В Бахрейн в 1 кв. 2022 г. отправилось 2974 россиян, в Венесуэлу – 7222 человека (из них 5237 – туристы), в Гонконг – 658. Во Вьетнам смог вылететь 5031 гражданин, в Кабо-Верде – 19 человек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *