Выездная налоговая проверка 2023 порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка 2023 порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

  • Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

  • Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

  • Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

  • Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

  • Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Читайте также:  Сколько надо непрерывного стажа для начисления пенсии

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Кто рискует попасть под ВНП?

В план проведения выездной проверки попадают ИП и организации, отвечающие определенным признакам. Перечень критериев, по которым ИФНС может включить организацию (ИП) в план проверок, установлен Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Всего в нем 12 пунктов:

  1. Налоговая нагрузка — ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности)

Узнать среднеотраслевые значения, на который ориентируется ИФНС, можно из Приложения № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@.

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких лет

Отсутствие прибыли или, хуже того, убытки, отраженные в отчетности в течение двух и более лет, однозначно привлечет внимание ИФНС. Если это произошло, руководителя организации (ИП) вначале пригласят на «убыточную комиссию» (комиссию по легализации налоговой базы). Если объяснения руководителя членов комиссии не устроят, с большей долей вероятности организацию включат в план проведения ВНП.

  1. Отражение в декларации по НДС значительных сумм налоговых вычетов

Если отношение НДС, подлежащего вычету, к сумме налога, подлежащему уплате, составит более 89%, вас вначале пригласят на комиссию по легализации налоговой базы. Затем, если ваши аргументы не устроят налоговиков, в отношении фирмы может быть назначена ВНП.

  1. Опережающий тем роста расходов над доходами

Если расходы (по сравнению с предыдущим периодом) в 2 и более раза превысили доходы от реализации.

  1. Слишком низкая зарплата у сотрудников или директора

Если заработная плата, выплачиваемая сотрудникам, ниже средней по отрасли.

  1. Показатели деятельности, позволяющие применять спецрежим, периодически приближаются к предельным значениям

Рискованным будет приближение к предельному значению (менее 5%) 2 и более раза за год. Например, ИП на ЕНВД в течение года открыл два магазина с площадью торгового зала более 142,5 кв. м. Или численность сотрудников организации на УСН несколько раз за год превышала 95 человек.

  1. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенного к сумме дохода

По данному критерию оцениваются ИП на ОСНО, уплачивающие НДФЛ. Для них риск включения в план ВНП возникает, если доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов превышает 83%.

Если ИП заявляет вычет в размере более 95% от суммы полученного за год дохода, его могут пригласить на «убыточную» комиссию для дачи пояснений (Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

  1. Заключение большого количества договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками

Чем больше посредников будет в сделке (контрагентов 3-4-5 звена), тем больше вопросов это вызовет у сотрудников налогового органа. Эти сделки ИФНС признает экономически нецелесообразными.

  1. Игнорирование требований ИФНС о предоставлении необходимых документов (пояснений)

Если в ходе камералки проверяющий обнаружит расхождение в данных, указанных в декларации, с данными ИФНС, он может запросить у вас пояснения. Если пояснений не будет — есть риск попасть под ВНП.

  1. Неоднократная смена юридического адреса, сопровождаемая переходом в другую ИФНС («миграция» налогоплательщика)

Организация рискует попасть в план ВНП, если с момента регистрации сменила юридический адрес два и более раза. Основное значение имеет факт перехода в другую ИФНС. Если компания меняет адрес в пределах одной инспекции — риска назначения ВНП нет.

  1. Существенное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения для данного вида деятельности

Значительным является отклонение на 10% и более.

Расчет рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и активов организация по видам деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.

  1. Ведение деятельности с высоким налоговым риском
Читайте также:  Налог при продаже квартиры в 2023 году для физических лиц в собственности менее 3

К ведению деятельности с высоким налоговым риском относится, например, применение схем минимизации налогообложения. Основные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском приведены в Приложении № 5 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.

Перечисленный выше список критериев — не закрытый. Один из основных рисков — это заключение сделок с сомнительными контрагентами («фирмами-однодневками»). О том, как сегодня ФНС распознает фирмы-однодневки, она рассказала в Письме от 15.04.2022 № 03-01-11/26624.

1. Новации НК о проведении мероприятий налогового контроля в 2021 году: новые возможности налоговых органов. Перспективы налоговой политики РФ на 2021 г.– 2023 г. в части мероприятий налогового контроля.

2. Как налоговая нагрузка влияет на ВНП.

  • Регламент проведения ВНП (важные нюансы).
  • Права и обязанности сторон проверки.
  • Основные мероприятия ВНП: требование, осмотры, выемка, экспертиза, допросы, доп. контроль и др.
  • Что могут узнать о налогоплательщике по встречной проверке.
  • Приостановление и продление ВНП: как часто и на какой срок.

3. Возражения на акт проверки: важные аргументы налогоплательщика для снятия доначислений.

  • Уточненные декларации во время ВНП.
  • Апелляционная жалоба.
  • Затягивание проверки налоговыми органами – нарушение прав налогоплательщика: как бороться. Смягчающие обстоятельства и умышленные действия налогоплательщика.

4. Как проходят выездные проверки по НДС в 2021 году.

  • Когда камеральная проверка по НДС переходит в тематическую выездную. Новые возможности контроля за НДС по программам АСК НДС-2 и СУР АСК, «Дерево связей».
  • Как налоговые органы разоблачают схемы необоснованного возмещения НДС.
  • Когда стоит добровольно уточнить свои обязательства по НДС.
  • Как защититься от обвинений в неуплате налога.
  • Важные судебные решения по НДС (КС РФ, ВС. РФ), которыми должны руководствоваться налоговые инспекторы и налогоплательщики.

5. Методические рекомендации ФНС по ст. 54.1 НК. Новый подход ВС. РФ и ФНС к проявлению должной осмотрительности и доказательствам деловой цели сделки. Как защититься в 2021 г. если контрагента признали техническим.

6. Виды ответственности организаций и должностных лиц. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вынесение решения о применении финансовых санкций. Уголовная ответственность должностных лиц за налоговые преступления.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Налоговики имеют право не уведомлять ИП или компанию о будущей проверке. Однако обычно предприятие предупреждают заранее по телефону или электронной почте.

Чтобы пройти мероприятие без особых проблем, рекомендуем:

  • проинструктировать персонал не распространяться о внутренних делах компании при проверяющих;
  • предупредить контрагентов о возможной проверке;
  • подготовить для инспекторов рабочее помещение и оставить в нем только документы, относящиеся к предмету проверки;
  • привести в порядок учетные документы (проверить, все ли на месте, есть ли на них подписи, нет ли лишних пометок). Отметим, что с 17.03.2021 срок хранения сведений по налоговому и бухучету вырос до пяти лет;
  • завести журнал проверок и попросить проверяющего отметить в нем число, время и цель инспекции.

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.

Результаты процедуры, итоговые акты

По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.

Читайте также:  Договор на поклейку обоев между физическими лицами

После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Сроки проведения проверки

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ общий срок проведения таких контрольных мероприятий не должен превышать двух месяцев. В ряде случаев он может быть продлен еще на 4 или 6 месяцев. При каких обстоятельствах это может произойти (приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/628@):

  • проверка проводится в отношении компании, попадающей в группу крупных налогоплательщиков;
  • появилась информация о нарушениях налогового права;
  • у компании, в отношении которой проводятся контрольные мероприятия, есть несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщик препятствовал проведению проверки и т. д.

Чем поможет сопровождение выездных проверок?

Облегчить для себя процедуру прохождения такой проверки и заодно ускорить её можно, если своевременно (то есть сразу же, как только Вам пришло уведомление) обратиться к налоговому адвокату. Наши специалисты немедленно начнут готовить Вас к предстоящему мероприятию. В первую очередь – это выработка позиции по потенциальным рискам, сбор необходимых данных у контрагентов, изучение текущего положения дел.

Также налоговый адвокат может в деталях расписать, что именно будет происходить, причём как в ситуации проведения проверки исключительно силами ФНС РФ, так и в тех случаях, когда к ней привлекают сотрудников ОЭБиПК. Последнее означает, что к самой проверке подойдут более жёстко: гарантированно будет обследование помещения, допросы, выемка документов, психологическое давление на сотрудников и прочее. Понимание ситуации и того, чего можно ожидать, позволяет лучше справиться с происходящим.

Что будет при нарушении правил пользования кассой

Итоги проверки налогов ФНС записываются в протокол. При выявлении нарушений кассира попросят объяснить причину в письменном виде. Он может письменно отказаться от дачи каких-либо пояснений.

Штрафные санкции за неправильное использование онлайн-кассы не такие строгие, как в случае с полным игнорированием закона 54-ФЗ. Сотрудники могут ограничиться предупреждением или штрафом от 1500 до 3000 рублей для ИП и от 5000 до 10 000 рублей для ООО.

Если вы видите, что ККТ использовалась неправильно, можно сообщить о нарушении в налоговую. Если руководитель заявляет о нарушении до его выявления, никаких санкций со стороны не будет: контролирующие органы просто фиксируют нарушение и дают время на исправление проблемы. Если нарушение привело к недоплате налогов, вы покрываете сумму задолженности в нужном размере.

А вы уже пользуетесь онлайн-кассой? Заказывайте ККТ на сайте «ККТ Астрал». Мы дадим подробную консультацию и научим правильно пользоваться оборудованием, чтобы свести риск проблем с налоговой к минимуму. Звоните прямо сейчас!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *