Право ребенка жить и воспитываться в семье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право ребенка жить и воспитываться в семье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Комментарии к ст. 54 СК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию «ребенок», закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.

Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Следует отметить, что понятие «ребенок» неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 — 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация — ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: «несовершеннолетний» и «ребенок», — не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе — указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве .

———————————

См.: Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 18.

Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя .

———————————

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 154.

Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

— право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

— право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

— право на защиту (ст. 56 СК РФ);

— право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

— право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.

Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).

Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

  • право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

  • право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

  • права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

  • право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

  • право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

  • право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

  • право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст. 12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

  • право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Читайте также:  Налог на дивиденды 2023 ООО

Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию “ребенок”, закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка. Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи. Следует отметить, что понятие “ребенок” неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 – 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак – п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация – ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: “несовершеннолетний” и “ребенок”, – не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе – указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве . ——————————– См.: Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 18. Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

  • – право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
  • – право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
  • – право на защиту (ст. 56 СК РФ);
  • – право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
  • – право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Комментарии к статье 54 СК РФ, судебная практика применения:

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» содержатся следующие разъяснения:

Учет возраста ребенка по делам об ограничении или о лишении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав…

…Решая вопрос о принятии к производству суда искового заявления по этим делам, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Если ребенок достиг возраста восемнадцати лет либо приобрел полную дееспособность до достижения названного возраста в результате эмансипации или вступления в брак (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 27 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ), судья с учетом положений пункта 2 статьи 61 СК РФ отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, а если производство по делу возбуждено, суд прекращает производство по делу в соответствии с абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ.

Права несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет и не вступивших в брак

Несовершеннолетний родитель, не достигший возраста 16 лет, вправе проживать совместно со своим ребенком и участвовать в его воспитании. Остальные родительские права в отношении ребенка несовершеннолетний родитель осуществляет совместно с опекуном ребенка.

Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение месяца с момента, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки над ребенком. Опекуном может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо.

При назначении лица опекуном должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей и отношения между ним и его подопечным.

Лица не могут стать опекунами, если они:

  • лишены родительских прав;
  • на момент установления опеки имеют судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья другого лица.

Опекуном обычно является ближайший родственник несовершеннолетнего родителя, который сможет контролировать процесс воспитания ребенка, и в случае необходимости помогать ему физически, психологически или финансово.

Однако все важные решения, которые касаются воспитания ребенка, не могут быть приняты без согласия несовершеннолетнего родителя. Например, без учета мнения несовершеннолетнего родителя ребенка не могут отдать в детское образовательное учреждение.

Важно знать: чаще всего родитель, не достигший возраста 16 лет, не имеет постоянного дохода в силу своего возраста. Поэтому при отсутствии постоянного дохода у несовершеннолетнего родителя содержать ребенка или платить алименты будет родитель несовершеннолетнего, то есть его бабушка или дедушка, совершеннолетние братья и сестры родителя, не достигшего возраста 16 лет.

Если у несовершеннолетнего родителя и опекуна его ребенка возникает спор насчет порядка воспитания ребенка, то возникший спор разрешает орган опеки и попечительства.

При разрешении спора орган опеки и попечительства должен учитывать:

  • степень привязанности ребенка к несовершеннолетнему родителю;
  • интересы ребенка;
  • отношение несовершеннолетнего родителя к своему ребенку;
  • намерения несовершеннолетнего родителя.

Данные, полученные в школе №142

НАИМЕНОВАНИЕ 2002 – 2003 УЧЕБНЫЙ ГОД 2003 – 2004 УЧЕБНЫЙ ГОД 2004 –2005 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество обучающихся 1798 1619 1391
Количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях 30 22 23+1
Ведущие аморальный, асоциальный образ жизни 13 10 12
С нарушением взаимоотношений 30 22 23
Допускающие безнадзорность детей 9 19 19
С жестоким обращением 1 На начало уч. года не выявлено, в течение года 2 семьи 2семьи (другие)
Нуждаются в социальной защите 477 562 476
С низкой материальной обеспеченностью 108 118 97
Семьи опекунов 25 30 30
Многодетные 71 80

Семей: 41

Детей: 69

Дети-инвалиды 24 22 17
Неполные семьи 249 312 269

Право на защиту (ст. 56 СК)

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями. Это означает, что они несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, принимая для этого все необходимые законные меры. Родители в силу закона (ст. 64 СК) являются законными представителями своих детей и вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Читайте также:  Какая минимальная пенсия в Ростовской обл в 2023 году

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось 14 лет. Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т. д.), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по местонахождению ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.

Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК)

Порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии определен в СК. В ст. 58 СК установлено, что имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если они носят разные фамилии – по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) разрешаются органами опеки и попечительства.

Сведения об имени, отчестве и фамилии заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается родителям на руки) при государственной регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС. Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество – по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия – по фамилии матери.

Имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены до достижения ребенком 14 лет по совместной просьбе родителей органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения и другими причинами. После достижения ребенком возраста 10 лет на это необходимо его согласие.

При раздельном проживании родителей (независимо от причин такого проживания) тот из них, с которым ребенок постоянно проживает, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Вопрос решается органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и обязательно с его согласия, если он достиг возраста 10 лет. Мнение другого родителя выявляется и обязательно учитывается, но не является решающим для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенка. Изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.

Статья 55 СК РФ. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

  1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
    В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
  2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 19 Конвенции о правах ребенка гласит:

«Государства-участники принимают все необходимые… меры с целью защиты ребенка от всех форм… насилия… со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.»

Насилию в семье ежегодно подвергается около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают, 60% сирот, достигших трех лет попадают в спец интернаты, диагноз «дебильность» только в 1994 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. 2

Невольно напрашивается вопрос: а что же действительно делают государства-участники для предотвращения проблемы насилия в семье?

В Федеральном законе об основных гарантиях прав ребенка в РФ (24 июля 1998 года) сказано:

«…В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в

2. Из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации РФ Конвенции по правам ребенка в 1993 – 1997»

нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного

детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей. »(статья 15 п.2)

Однако, цифры, приведенные выше, показывают неспособность государства защитить детей от опасности.

Уже в течение ряда лет насилие в семье вызывает всеобщее беспокойство. Термин «насилие в семье» означает определенные виды действия, бездействия, которые имеют место в рамках различных отношений.

Ребенок, живущий в среде, наполненной угрозами, страхом, побоями, живет в условиях , препятствующих развитию его физических и духовных потребностей. Сужаются возможности для полноценного умственного развития. Все детские силы направлены на борьбу за выживание. Взрослый, более сильный, подавляет ребенка, осуществляя акты прямого насилия, при этом часто декларируя идею о действенном воспитании, ребенок же реально оказывается без любви, без доверия, во враждебном мире. Он оказывается объектом оскорбления и грубого обращения, которого сам взрослый никогда не потерпел бы. Средств и способов себя защитить у ребенка либо нет, либо они ограничены. Зачастую насилие становится причиной безнадзорности несовершеннолетних.

Различают три вида насилия: физическое, сексуальное и психическое. Любой вид жестокого обращения с детьми приводит к разным последствиям, но всех их объединяет одно – вред для физического и психического здоровья ребенка, а нередко и опасность для жизни.

Психическое насилие, впрочем как и другие виды жестокого обращения, может иметь место не только в семье, но и в институциональных учреждениях – школах, дет­ских садах или интернатах. Не случайно в Законе об образовании есть статья 56, п. 3 :

«…основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации до истечения срока действия контракта являются… применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психи­чес­ким насилием над личностью обучающегося, воспитанника.»

Мысль о том, что ребенок – личность самостоятельная, является не до конца признанной. Много ведется разговоров о несчастных детях, о бедных, брошенных, об отбывающих наказание. Однако почти все моральные нормы, правовые уложения ориентированы на взрослых, и социальные вопросы детства решаются эпизодически.

В практике работы детского психолога нашей школы (СОШ №142) встречи с жестоким обращением с детьми являются нередкими. На сегодняшний день количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях составляет 24 человека. Из них Ведущие аморальный, асоциальный образ жизни – 12 человек, С нарушением взаимоотношений – 23 ребенка, семьи, допускающие безнадзорность детей – 19, с жестоким обращением – 2 семьи. Нуждаются в социальной защите 476 детей, из них 269 неполных семьей,97- с низкой материальной обеспеченностью, 17 – дети-инвалиды, 30 воспитываются в приемных семьях. (см. приложение 1)

Сделав сравнительный анализ данных (см. приложение 2), убедимся в том, что количество неполных семей, семей, нуждающихся в социальной защите, семей, допускающих безнадзорность детей увеличилось. Выявлено несколько семей с жестоким обращением (как минимум одна семья каждый год). Наблюдается тенденция уменьшения общего числа обучающихся. Увеличилось число семей, воспитывающих приемных детей.

Для выявления одной из причин данных изменений предлагаем изучить характеристику микро социума школы №142.(см приложение 3).

От наименования объектов, расположенных на территории микрорайона, зависит распределение досуга молодежи. Сравнив перечень баров, кафе, ресторанов и магазинов (в том числе с наличием вино — водочных отделов), а так же перечень культурно рекреационных возможностей, напрашивается вывод о том, что кафе и бары занимают ведущую роль в распределении досуга ребенка, что приводит к серьезным последствиям. Увеличилось число подростков, страдающих от алкоголизма, табакокурения и наркомании. Участились случаи нападений с целью избиения. Снизился общий уровень занятости молодежи. Увеличилось число детей-беспризорников, а также семей, допускающих безнадзорность детей. Для предотвращения данной проблемы необходимо обогатить территорию микрорайона полезными для досуга детей учреждениями: такими, как спортивные комплексы, дома культуры, кинотеатры, музеи и т. д. Необходимо обезопасить детей от влияния некоторых объектов, пагубно сказывающихся на становление их, как личностей.

Жестокое обращение с детьми имеет тенденцию к передаче из поколения в поколение, поскольку дети , выросшие в таких условиях , становясь родителями, стремятся следовать образцу воспитания, который был у их собственных родителей. Таким образом происходит трагическое воспроизводство насилия и пренебрежения к детям.

Причины такого поведения как жестокое обращение с детьми, многообразны. Общепринятым является мнение, что оно чаще всего встречается в так называемых «дисфункциональных» семьях – алкоголиков, наркоманов, игнорирующих моральные ценности, в семьях с психическими заболеваниями. Действительно , большинство поступающих в приюты детей жили в таких семьях, где подвергались разного рода насилию и пренебрежению. Но жестокое обращение с детьми имеет место и в семьях, где тяжелое физическое наказание используется, как дисциплинарное воздействие, где применение насилия является отчаянной мерой родителей, не умеющих справляться с детьми. Сексуальное насилие в «нормальных» семьях встречается с той же частотой, что и в дисфункциональных.

Как правило, жертвы любого вида насилия требуют длительной психотерапии, медицинской, педагогической и социальной реабилитации. Социальные последствия жестокого обращения также чрезвычайно важны, потому что они касаются не только самого пострадавшего, но и затрагивают интересы общества: как правило из таких детей вырастают малообразованные люди, не имеющие достаточных навыков для того, чтобы создать собственную полноценную семью, стать производительными членами общества. Многие подростки, убежавшие от домашнего или институционального насилия, уже находятся на учете в милиции, большинство из них употребляют алкоголь, часто им свойственно агрессивное поведение.

Читайте также:  Как вернуть смартфон надлежащего качества в магазин в 2023 году

Дети, пережившие насилие или живущие в обстановке пренебреже­ния их нуждами или пережившие насилие отстают в физическом и, особенно, в психическом развитии. У них развивается комплекс нервно-психических и поведенческих отклонений, нарушений в эмоциональной сфере, что затрудняет их адаптацию в социальной среде, с одной стороны, и делает их «трудными», неприятными, нередко опасными для окружающих, с другой стороны.

Право на выражение собственного мнения

Следуя ратифицированным международным правовым документам: дети вправе выражать свое мнение, оформив его в любой желаемый ими вид по проблемам, относящимся лично к ним в независимости от возрастных характеристик.

Правовые акты, регулирующие правоотношения семьи постановляют, что малыш должен быть выслушан, а его желания учтены при вынесении судебного определения. В особенности это относиться к процессам, в которых решается судьба ребенка.

С 10-ти лет позиция малолетнего является решающей при вынесении судебного постановления по делам касающимся:

  • усыновления или его отмены;
  • смены имени, отчества, фамилии;
  • заявления усыновителей о перемене личных данных малыша в свидетельстве о рождении;
  • восстановлении родителей в правах;
  • назначении опекунства.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Посягнувшие на законные права малолетних подвергаются дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Родителей, лиц их заменяющих привлекают к наказанию в случае:

  1. Отказа воспитывать и содержать ребенка.
  2. Применения жестоких наказаний.
  3. Систематических нарушений прав малолетнего.
  4. Не желания забрать малыша из родильного дома, больницы.
  5. Пристрастия к алкоголю и психотропным средствам.
  6. Совершения противоправного деяния направленного против жизни и здоровья детей или супруга.

Для нарушений, указанных в п. 1, 3, 4 в начале предназначается административное пресечение в виде денежного взыскания в размере от 100 до 500 рублей. В отсутствии изменений органы опеки и попечительства возбуждают процесс о лишении родителей прав на их детей или прекращении усыновления.

Если мать с отцом, или кто-то из них умышленно мешают реализации ребенком правоспособности на взаимообщение с членами семьи, скрывают прерывание малолетнего, противятся судебному определению о месте проживания малыша, виновные подвергаются пене в размере от 2000 до 3000 рублей. При повторном деянии наказание увеличивается с 4000 до 5000 рублей или заменяется на арест, длительностью в 5 суток.

К ответу по нормам уголовного закона мать с отцом призываются при:

  1. Применении к ребенку мер физического воздействия. Карается:
    • взысканием до 100000 рублей, или суммой заработка в течение года;
    • дисциплинарной повинностью до 400 часов;
    • принудительными работами в течение 2-х лет.
  2. Втягивании малыша в зависимость от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ:
    • ограничение свободы от 2 до 4 лет;
    • арест на 4-6 месяцев.
  3. Ввязывании детей в совершение противоправных действий:
    • тюремное заключение на срок до 6 лет, с ограничиванием свободы до 2-х лет или без оного;
    • сопровождаемое насилием и угрозами – лишением свободы от 2-х до 7 лет, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового;
    • в преступление, совершаемое несколькими лицами, или носящее тяжкий, или особо тяжкий характер – тюремное заключение от 5 до 8 лет.

При совершении вышеперечисленных поступков возбуждается процесс о лишении родительских прав.

Всякий малыш – самостоятельная личность, основа будущего современного правового общества. Определить какие права имеются у ребенка в семье, защищать их реализацию от любого посягательства – первостепенная задача не только родителей, но государства в целом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному источнику права, органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

Должны ли быть у ребенка обязанности?

Обязанности должны быть даже у детей. В целом они нужны для гармоничного развития личности, адекватного поведения, формирования определенных моральных ценностей и т.д. Дети, имеющие домашние обязанности лучше учатся в школе, легче находят общий язык с людьми.

Но не стоит путать их с обязанностями взрослых. В случае с детьми они не звучать так буквально и более подходят под определения таких слов, как помощь, необходимость. Вообще, под этим словом часто понимают исполнение каких-либо домашних дел, например, мытье посуды, приборка и прочих. Это, конечно, тоже верно, но все обязанности должны соответствовать возрасту ребенка, его умениям, причастности к тому или иному действию. Нельзя обязывать его к чему-то невыполнимому, слишком сложному или к тому, что явно должен делать кто-то другой.

Иначе это может привести к обидам, непониманию, замкнутости либо, наоборот, открытой агрессии.

Однако не все считают, что дети должны что-то выполнять по дому. Оберегая от всевозможных дел, родители растят человека, не приспособленного к взрослой жизни. «Сам всему научится», говорят они. Но разве так должно быть?! Родители – это первые учителя своих детей!

Именно они должны внести самый большой вклад в нравственное развитие и воспитание, рассказать, что можно и нельзя, научить самому важному.

Как приучить ребенка к труду

С самого раннего детства, как только малыш начинает хорошо ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, он с интересом наблюдает за взрослыми, начинает им подражать. Ребенок с радостью справляется (как умеет) с домашними делами, стараясь не уступать родителям. Это время самое удачное для того, чтобы приучать чадо к труду. По мере взросления обязанности ребенка становятся ответственнее.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут приучить детей к помощи родителям и выполнению обязательств.

  • В семье должно быть взаимное уважение. Никогда не оскорбляйте ребенка. Даже если он не захотел что-то сделать, то не злитесь. Лучше еще раз объясните, чего вы от него хотите, зачем это нужно и кому.
  • В просьбах и поручениях недопустимо использование таких фраз, как «сделай сейчас же», «иначе ты останешься без…», «я кому сказала» и т.п. Лучше говорить «как будет свободная минутка», «пожалуйста, помоги мне», «мне без тебя не справиться». Благодаря таким словам ребенок почувствует свою значимость.
  • Любое задание должно выполняться по совместной договоренности, при обоюдном согласии.
  • Хвалите детей за каждое выполненное поручение. Даже если его не удалось сделать хорошо. Дети ждут ласкового слова, одобрения своих действий и стремятся к этому.
  • Изредка и по большим заслугам можно поощрять материально, например, сладостями, игрушками. Деньги в этом случае не подходят, наоборот, они могут сыграть против родителей. Дети просто-напросто начнут пользоваться этим и зарабатывать таким образом, не отдавая себе отчет, что это неправильно. Помощь должна быть бескорыстна.
  • При повторных просьбах не раздражайтесь, избегайте ругани и шантажа. Попытайтесь донести до сознания чада смысл ваших слов, убедить его в необходимости определенных действий.
  • Давайте ребенку те поручения, которые ему будет приятно выполнять. Кто-то любит поливать цветы, другой не откажется пылесосить, а третий будет рад выгуливать или кормить домашнего питомца.
  • Для выполнения малышом каких-либо несложных обязанностей можно превратить их в увлекательную игру. Благодаря родительской фантазии чадо с великим удовольствием приберет свои игрушки, поможет маме накрыть на стол и т.д.
  • Прибавляя обязанности, давайте и некоторые привилегии, права. Например, немного позже ложиться спать или сидеть за компьютером.
  • Вот примерный список того, что может входить в семейные обязанности ребенка от элементарного до сложного:

    • самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, кушать;
    • прибирать за собой игрушки, уносить пустые тарелки с обеденного стола;
    • мыть посуду, подметать пол;
    • поливать цветы;
    • заботиться о домашних питомцах, кормить их;
    • следить за безопасностью в доме, например, выключать свет, когда в нем нет необходимости.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *