Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компании с государственным участием на российском фондовом рынке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году Россия запускает новую программу приватизации, которая позволит приватизировать крупнейшие государственные компании и предприятия. Основная идея программы заключается в передаче части прав на управление и собственность государства на частных инвесторов.
Какие компании попадут под приватизацию
Планируется, что новая волна приватизации в России в 2023 году затронет не только крупные государственные предприятия, но и некоторые компании регионального масштаба.
Первым в списке кандидатов на приватизацию является РЖД, крупнейший в России оператор железнодорожного транспорта. Также в числе претендентов на приватизацию находятся Ростелеком, Сбербанк, Роснефть и Газпром нефть.
Дополнительно к основным кандидатам, в перечень находятся компании сферы телекоммуникаций, атомной энергетики, а также сектора энергетики в целом. Однако, с планами по приватизации некоторых компаний возникли небольшие задержки, что может привести к изменению списка кандидатов на приватизацию в будущем.
- РЖД – крупнейший оператор железнодорожного транспорта в России;
- Ростелеком – крупнейший телекоммуникационный оператор России;
- Сбербанк – самый крупный банк в России, по активам и капитализации среди государственных банков;
- Роснефть – крупнейший нефтегазодобывающий концерн России, владеющий 36 % всех добычных активов страны;
- Газпром нефть – важнейший игрок на рынке нефтегазовой отрасли в России, специализирующийся на добыче и производстве нефтепродуктов.
Хотя государство остаётся основным акционером всех этих компаний, планируется продать доли, что позволит привлечь дополнительные средства для развития экономики страны.
Какие компании будут приватизироваться в первую очередь?
В 2023 году планируется новая волна приватизации в России, которая может охватить несколько крупнейших компаний государственного сектора.
Среди наиболее вероятных кандидатов на приватизацию можно выделить «Аэрофлот» – крупнейшую российскую авиакомпанию, «Роснефть» – государственную нефтяную компанию с крупнейшими запасами на Континенте, а также «Аэрофлот-Грузовая компания» – лидера российского грузового авиаперевозочного рынка.
Кроме того, в перспективе могут быть приватизированы «Сбербанк» и ВТБ – два крупнейших банка в России, которые находятся под контролем государства.
Приватизация этих компаний может привести к увеличению их эффективности и привлечению новых инвестиций, что положительно скажется на развитии экономики страны. Однако, для успешной реализации данного проекта, необходимы адекватные условия для инвесторов и четкий план действий со стороны государства.
- «Аэрофлот»
- «Роснефть»
- «Аэрофлот-Грузовая компания»
- «Сбербанк»
- ВТБ
Список компаний с госучастием
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) имеет эффективный процент контроля государства на уровне 92,3%. Государство владеет компанией через Росимущество.
Таттелеком — это универсальный оператор связи в республике Татарстан. 87,2% акций компании принадлежат холдингу Связьинвестнефтехим, единственным акционером которого является Татарстан.
ИРКУТ занимается авиастроением, поэтому 87% акций принадлежат ОАК, а еще 8,7% принадлежат компании Сухой, доли которой также распределены между ОАК и госструктурами. Таким образом, доля владения РФ в ИРКУТ составляет примерно 85%.
Совкомфлот — на сайте компании указано, что 82,8% акций принадлежат Российской Федерации, но конкретные владельцы не раскрываются. Вероятно, это также Росимущество.
НМТП, или Новороссийский морской торговый порт, на 50,1% принадлежит компании Транснефть. Еще 10,5% акций принадлежат дочерней структуре Транснефти — ООО «Транснефть-сервис», а еще 20% НМТП находится в руках Росимущества. Таким образом, эффективный процент контроля государства составляет 80%.
Транснефть — 100% обыкновенных акций с правом голоса принадлежат Росимуществу. Однако с учетом привилегированных бумаг эффективная доля владения РФ снижается до 78,5%.
ФСК Россети — крупнейший в России оператор электрических сетей. 75% холдинга принадлежит государству в лице Росимущества. Из-за того, что ФСК Россети владеет контрольными пакетами акций почти во всех МРСК, торгующихся на бирже, в них также присутствует существенная доля владения государства: от 44 до 81%.
Аэрофлот — 73,77% акций компании принадлежат Российской Федерации. Конкретные структуры не уточняются.
РусГидро — в этой компании РФ в лице Росимущества владеет 62,73% акций. Также 13% компании принадлежат банку ВТБ, 60,9% которого находятся в собственности государства. В результате эффективная доля РФ в капитале РусГидро составляет 70,6%.
АЛРОСА — 33% компании принадлежат Росимуществу, 25% — Республике Саха (Якутия) и еще 8% — администрации районов Республики Саха (Якутия). Всего в собственности государства находятся 66% акций компании.
ВТБ — на данный момент 60,9% обыкновенных акций банка принадлежат Российской Федерации через Росимущество.
Ростелеком — компания не раскрывает текущий состав акционеров, но по данным 2020 года 38,2% акций принадлежали Росимуществу, 21% — банку ВТБ и 3,4% — ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля РФ на тот момент составлял 56,3%.
Башнефть — 57,6% акций принадлежат компании Роснефть, 25% — Республике Башкортостан и еще 9,1% — Национальному расчетному депозитарию, который входит в группу Московской биржи. Таким образом, учитывая долю государства во всех перечисленных компаниях, эффективный процент контроля РФ в капитале Башнефти составляет 56%.
Мосэнерго — 53,8% принадлежат дочерней структуре Газпрома — Газпром Энергохолдингу, а 26,4% находятся в собственности Москвы. Таким образом, эффективная доля РФ составляет 53,3%.
КамАЗ — 47,1% акций принадлежат госкорпорации Ростех.
Сбербанк — в 2020 году Банк России продал свою долю в Сбербанке правительству РФ в лице Министерства финансов. Таким образом, теперь 50% + 1 акция принадлежат государству через Минфин.
Газпром — Российская Федерация владеет контрольным пакетом акций через следующие структуры: Росимущество (38,4%), Роснефтегаз (10,97%) и Росгазификация (0,89%). Доля РФ в капитале Газпрома составляет 50,2%.
Газпром нефть на 95,7% принадлежит Газпрому, а значит, доля государства в компании составляет 47,9%.
ОГК-2 на 77% принадлежит Газпрому через дочерние компании. Еще 3,9% принадлежат Мосэнерго. Эффективная доля государства в ОГК-2 составляет примерно 40,5%.
Роснефть — до 2020 года государственная компания Роснефтегаз владела чуть более 50% акций Роснефти, однако позже 9,6% были переданы дочерней компании Роснефти «РН-НефтьКапиталИнвест». Теперь доля государства в нефтяной компании составляет 40,4%.
Татнефть — 34% голосующих акций компании принадлежат Республике Татарстан.
Интер РАО — 8,5% акций принадлежат компании ФСК Россети, которая на 88% государственная. Еще 26,3% находятся в руках Роснефтегаза. Таким образом, эффективная доля РФ в компании составляет 33,8%.
ТГК-1 на 51,8% принадлежит Газпром энергохолдингу, а значит, на 25,9% — государству.
Московская биржа — 11,7% акций группы принадлежат Банку России, 10% находятся в руках Сбербанка, а 8,4% — в руках ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля государства в компании составляет 25,1%.
ВСМПО-АВИСМА — 25% крупнейшего в мире производителя титана принадлежат государству в лице Ростеха.
VK Group — 57,3% голосующих акций VK контролирует компания «МФ Технологии», 10% которой принадлежат Ростеху. Эффективная доля государства в компании, таким образом, составляет 5,7%.
НОВАТЭК — как уже было сказано в начале, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома, а значит, государство занимает в капитале НОВАТЭК примерно 5%.
Все неиспользуемые объекты госсобственности необходимо эффективно вовлечь в хозоборот – Румас
Всего в 2023 году органами госуправления работа по вовлечению в оборот проводилась на 2 870 объектах. Проведено свыше 3 тыс. аукционов по реализации имущества, на торги выставлялось более 1,5 тыс. объектов с последующим понижением начальной цены. «Реально продано 658 объектов. При этом 440 объектов не заинтересовали покупателя даже начальной ценой в одну базовую величину. В рамках запланированных мероприятий по вовлечению в оборот лучше других сработали Минсвязи и Минобороны, серьезную работу провели Минэнерго и МЧС. Среди регионов лучшие результаты в Минске, Брестской и Гомельской областях. В Витебской области реализовано менее половины мероприятий. План по вовлечению в экономический оборот неиспользуемых объектов в 2023 году выполнен на 62%. Это немного лучше, чем в 2023 году, там было 60%. Причин неполного выполнения плана много — начиная от низкого спроса на объекты, выставляемые на аукцион, заканчивая сложной процедурой подготовки объектов к продаже. Работа проделана большая, но общий результат, к сожалению, далек от желаемого», — отметил Сергей Румас.
Работа по вовлечению в оборот неиспользуемого имущества строится в соответствии с Указом №294. Ежегодно по согласованию с Президиумом Совета Министров утверждается перечень объектов для вовлечения их в экономический оборот. «Главой государства неоднократно указывалось на необходимость эффективного задействования всех имущественных объектов, превращения их балансодержателем в высокодоходный актив или вовлечения в хозяйственный оборот иным образом, в том числе через продажу либо передачу иному собственнику для открытия нового бизнеса и создания новых рабочих мест. Это является основной целью органов госуправления в работе с имуществом и соответствует приоритетам и задачам, предусмотренным Программой социально-экономического развития Беларуси на 2023-2023 годы», — сказал Сергей Румас.
Плюсы и минусы участия государства в бизнесе
Государственные компании, в том числе компании, подконтрольные государству, имеют большое значение в использовании природных ресурсов страны. Деятельность таких компаний напрямую влияет на благосостояние РФ и ее население. Поэтому государство прямо или косвенно регулирует деятельность предприятий системно значимых отраслей экономики. В социально-экономическом аспекте это обосновано. Полностью частная коммерческая компания преследует только свои интересы и цели бизнеса. Организация с госучастием так или иначе должна в своих намерениях считаться и с государственными интересами.
В тесном взаимодействии государства и бизнеса есть как свои плюсы, так и минусы. Причем нет как таковых чисто положительных и отрицательных черт — у каждого положительного момента есть и обратная «сторона медали». Рассмотрим подробнее.
Государство как поставщик государства
Закупки государственных органов власти считаются одним из институтов развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Этот потенциал ограничен тем, что среди поставщиков значительную роль играют сами госструктуры.
По итогам 2018 года общая сумма контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками в рамках Закона № 44‑ФЗ, составила 6,9 триллиона рублей. Доля поставщиков из числа госкомпаний, по минимальной оценке, составила 25% от этой суммы. Фактическая доля может быть выше.
Наибольший объем закупок по 44‑ФЗ в 2018 году пришелся на сферу строительства и на продукцию обрабатывающих производств. Закупки в этих двух сферах составляют 63% общей суммарной стоимости заключенных контрактов. В этих отраслях наблюдается наименьшая доля госкомпаний среди всех поставщиков. В строительной сфере показатель равняется 13% от общего объема заключенных контрактов (по стоимости), в сфере закупок продукции обрабатывающих производств — 16%.
Наибольший объем контрактов, заключенных с госкомпаниями, по итогам закупок по 44‑ФЗ в 2018 году пришелся на финансовые и страховые услуги (показатель составил 77%), что обусловлено контрактами с группами Сбербанк и ВТБ.
Также большое число контрактов, где поставщиками выступали государственные компании, наблюдается в закупках услуг, связанных с научной и инженерно-технической деятельностью (65% от суммарной стоимости заключенных контрактов в данной сфере в 2018 году), услуг водоснабжения (63%) и услуг в области здравоохранения и социальных услуг (51%).
Эффективность Госсобственности На 2023 Год
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
Повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, в том числе осуществляющих спортивную подготовку, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и определяющими системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
Экономия средств в проекте бюджета на 2023-2025 гг. коснулась ряда экологических инициатив. Уменьшено финансирование мероприятий федпроекта «Оздоровление Волги» – в 2023 году на 765,7 млн руб., в 2024 году на 2,295 млрд руб., в 2025 году на 709,2 млн руб. Речь о сокращении финансирования из федерального бюджета рекультивации реки, а также расходов на подъем и утилизацию затонувших судов.
В правительстве нашли, на чем сэкономить и в проекте «Сохранение озера Байкал» – на мероприятиях по снижению общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро. В 2023 году финансирование данных работ сократится на 9,6 млрд руб., в 2024 году – на 5,8 млрд руб.
Тем не менее, комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды в своём заключении на проект бюджета заявил о неэффективности этих мероприятий, которые должны ликвидировать последствия негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» в Иркутской области. В весеннюю сессию в рамках рассмотрения антисанкционного пакета по просьбе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки подготовки проектной документации по БЦБК были перенесены до конца текущего года. Однако это не предполагает дальнейшую остановку работ по сохранению озера Байкал, отмечает в отзыве профильный комитет. В результате в проект бюджета расходы на реализацию мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК», заложены не были.
Оценка доли госсектора в ВВП
Насколько сильно из-за скупки активов госкомпаниями увеличилась доля государственного сектора в экономике?
Одними из первых этим вопросом задались экономисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), по подсчетам которых с 2005 по 2010 год доля госсектора в ВВП выросла с 30% до 35%. Чуть позже, в 2012 году, эксперты МВФ оценили вклад 26 российских госкомпании в ВВП в 28%, а вклад госсектора в целом – в 68%. В свою очередь, ФАС при подготовке доклада о состоянии конкуренции за 2015 год оценила долю госсектора в 70% ВВП.
Свою оценку привели и эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Согласно их подсчетам, приведенным в докладе «Эффективное управление государственной собственностью в 2018-2024 гг. и до 2035 г.». Доля госсектора в ВВП в 2021 году составила 46%.
Государство как поставщик государства
Закупки государственных органов власти считаются одним из институтов развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Этот потенциал ограничен тем, что среди поставщиков значительную роль играют сами госструктуры.
По итогам 2021 года общая сумма контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками в рамках Закона № 44‑ФЗ, составила 6,9 триллиона рублей. Доля поставщиков из числа госкомпаний, по минимальной оценке, составила 25% от этой суммы. Фактическая доля может быть выше.
Наибольший объем закупок по 44‑ФЗ в 2021 году пришелся на сферу строительства и на продукцию обрабатывающих производств. Закупки в этих двух сферах составляют 63% общей суммарной стоимости заключенных контрактов. В этих отраслях наблюдается наименьшая доля госкомпаний среди всех поставщиков. В строительной сфере показатель равняется 13% от общего объема заключенных контрактов (по стоимости), в сфере закупок продукции обрабатывающих производств — 16%.
Наибольший объем контрактов, заключенных с госкомпаниями, по итогам закупок по 44‑ФЗ в 2021 году пришелся на финансовые и страховые услуги (показатель составил 77%), что обусловлено контрактами с группами Сбербанк и ВТБ.
Также большое число контрактов, где поставщиками выступали государственные компании, наблюдается в закупках услуг, связанных с научной и инженерно-технической деятельностью (65% от суммарной стоимости заключенных контрактов в данной сфере в 2021 году), услуг водоснабжения (63%) и услуг в области здравоохранения и социальных услуг (51%).
Руководителям организаций о проведении актуализации Реестра госсобственности РТ в 2022 году
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.08.2022 № 628 «Об утверждении Положения о Реестре государственной собственности Республики Татарстан» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Минземимущество РТ) проводит ежегодную актуализацию Реестра государственной собственности Республики Татарстан. Юридическим лицам, владеющим на различных правах государственным имуществом Республики Татарстан необходимо до 30 апреля 2022 года представить в Минземимущество РТ сведения о составе имущества в соответствии с п.2.3 вышеуказанного Положения о Реестре государственной собственности РТ в формате соответствующего программного продукта.
Учетные документы можно направить в Минземимущество РТ через Межведомственную систему электронного документооборота (далее – МСЭД) вместе с электронным файлом (в формате xml), содержащим информацию, подготовленную в программном продукте, и сканированными документами, указанными в п.2.3 вышеуказанного Положения.
Бюджет перед принятием в Госдуме в первом чтении был направлен для вынесения заключения в ведущие бизнес-объединения. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в своем заключении посетовал, что значимой проблемой является отсутствие у государства системного подхода к диалогу с бизнес-сообществом при разработке налоговых законопроектов. «Инициативы, имеющие колоссальное значение для предпринимателей и производителей, кулуарно готовятся разработчиками НПА (нормативно-правовых актов — ИФ) и становятся публичными только на этапе внесения в Государственную думу», — говорится в заключении союза. «В частности, в рассматриваемый проект бюджета были заложены нормы по повышению фискальной нагрузки на бизнес, которые не были приняты к моменту рассмотрения проекта бюджета правительством РФ и даже не обсуждены с заинтересованными сторонами», — напоминают в РСПП.
РСПП отмечает, что налоговая нагрузка на бизнес регулярно увеличивается, в том числе и через корректировку налоговой базы, предельных величин, изменения порядка расчета налогов и другие косвенные, полуадминистративные меры. «Полагаем, что увеличение налоговой нагрузки в текущих условиях приведет к прямо противоположному фискальному эффекту, в результате ухудшения положения компаний из-за возросшей на них нагрузки бюджетная система недополучит налоги. Тренд на хаотичное и «ползучее» повышение нагрузки нужно прекратить», — говорится в заключении РСПП.
«Не представляется продуктивным планируемое повышение нагрузки на бизнес, особенно в части роста неналоговых платежей, перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости, роста предельной величины базы для начисления страховых взносов, установления новых акцизов (на сладкие напитки — ИФ), поскольку эти меры затронут бизнес практически всех отраслей экономики», — говорится в заключении «Деловой России».
Бюджет-2021. На чём будут экономить в следующем году
— Все прогнозные показатели по итогам 2020 года провалены, в том числе и инфляция, которая собиралась быть на уровне не более 5,5%. Это один из тех параметров, которые находятся в прямой зависимости от действий Нацбанка. Сократились ВВП, товарооборот, экспорт и импорт товаров. Это происходило как на фоне замедления мировой экономики и кризиса, связанного с пандемией коронавируса, так и по абсолютно субъективным причинам, связанным с политикой.
По поводу нефти было абсолютно очевидно, что у Беларуси нет других вариантов поставки дешевой нефти, кроме как из России. Здесь нужно было пытаться договариваться, а не устраивать торговую войну на ровном месте.
Второй важный момент — это отсутствие локдауна в Беларуси. Белорусские предприятия продолжили выпуск товаров в тот период, когда спрос на товары в мире упал. В результате выросли складские запасы. По сути, живые деньги были превращены в мертвый груз на складах белорусских предприятий. С одной стороны, это повлияло на то, что экономика не заработала денег, с другой — финансовые показатели как банковской сферы, так и предприятий значительно ухудшились.
Дальше на все на это наложились политический кризис и кризис доверия к монетарной политике, которые сопровождались массовым оттоков вкладов из банков и ожиданием девальвации. Это влечет за собой потерю доверия как на международных рынках, так и со стороны западных рынков, а также невозможность рефинансирования госдолга на Западе и усиление зависимости от Российской Федерации. То есть все те действия в экономической сфере, которые были предприняты в 2020 году (если мы говорим о действиях, связанных с высшим должностным лицом в нашей стране), были абсолютно провальные. На этом фоне Нацбанк пытался не допустить резкого финансового обвала банковской системы. Частично это удалось, но ценой снижения ликвидности и эффективности банковской сферы.
Мы наблюдаем архаизацию государства и откат в те самые девяностые, из которых мы вроде как, по мнению политической власти, должны были выйти. Повышение налогов будет сопровождаться тем, что все больше бизнесов будет уходить в тень и платить меньше налогов. Это абсолютно понятно, потому что уровень налогов в Беларуси высокий. Если брать соотношение собираемых налогов к ВВП, он близок к самым высоким показателям в мире — к примеру, как в Швеции.
- Даже Запад не может справиться с эпидемией, а Китай ее практически победил. Система слежки за гражданами сработала? А Россия так может?
- От производства новых ГЛОНАССов отказываются из-за санкций. Вот еще шесть образцов техники, которые не справились с импортозамещением
Покупка российского долга иностранными инвесторами до сих пор была мало подвержена санкциям: США запретили американцам покупать новые выпуски валютных долговых бумаг, но никак не вмешивались в размещение бумаг в рублях, торговлю на вторичном рынке и права инвесторов из других стран. На такие ограничения решиться непросто: это «сильнодействующее средство» затрагивает интересы инвесторов на миллиарды долларов.
Российские власти считают новые санкции против долговых инструментов маловероятными, но, учитывая ситуацию с отравлением Алексея Навального и хакерской атакой на правительство США, совсем исключать их нельзя. Для России это большой риск: санкции могут привести к усилению вывода капитала из страны и, как следствие, новому падению рубля.
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты