Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проезд в отпуск районах приравненных к крайнему северу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распоряжения и нормы, используемые при определении размера и порядка оплаты денег на транспортные траты для работающих на предприятиях и организациях Крайнего Севера РФ, должны быть отражены в документах внутреннего распорядка организации и на законодательном уровне.
Как оформить компенсацию оплаты проезда в отпуск
Для того, чтобы рассчитывать на возмещение денег за оплату проезда в отпуск, уходящему в него работнику северных предприятий следует написать своему руководству заявление. Он все равно будет писать его в обязательном порядке для ухода в отпуск. Нужно только, помимо обычных обязательных моментов, дополнительно включить туда некоторые данные:
- место, куда человек собирается ехать в отпуск;
- вид транспорта, на котором он будет туда следовать;
- стоимость проезда по самой короткой траектории;
- ссылки на законодательные акты, согласно которым ему положена эта выплата.
Нужно обязательно приложить копии билетов или посадочные талоны до места отпуска (на самолет, поезд, водный транспорт), а также чеки на оплату перевозки багажа.
Если человек едет на собственном авто, к заявлению нужно будет приложить:
- справку о том, что он действительно побывал в заявленном месте отдыха;
- копию прав и техпаспорта на автомобиль;
- чеки за бензин, полученные на АЗС в пути.
По получении данного заявления руководитель организации издает специальный приказ, который является основой для отдела кадров и бухгалтерии при начислении и выплате отпускных средств.
Подтверждение расходов нужно подать минимум за три дня до отъезда. После возвращения может быть произведен перерасчет.
Особенности предоставления компенсаций на расходы на отпуск в 2020 году
В связи с пандемией коронавируса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии со ст. 325 ТК РФ на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (далее – компенсация расходов), в 2020 году практически не смогли воспользоваться своим правом.
В связи с этим принято Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»,которое вступило в силу 23.06.2020 и действует по 31.12.2020 включительно. Документ регулирует сложившуюся непростую ситуацию.
Комментарий к ст. 313 TК РФ
1. Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются не только ТК, но и иными федеральными законами, среди которых следует назвать прежде всего Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ВВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551).
2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.
3. В части, не противоречащей ТК, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. Среди таких актов можно назвать, в частности:
— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1960. N 7. Ст. 45);
— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1967. N 39. Ст. 519);
— Постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254).
4. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден еще в 1967 г., действует в ред. Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21).
Уточненный Перечень таких районов с учетом внесенных в него позднее актами РФ дополнений и изменений содержится в письме Минтруда России, Пенсионного фонда РФ от 28 мая 1998 г. N 1707-14/06-28/4114 (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. N 7).
Размер компенсации и порядок ее выплаты
Как мы уже указали выше, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно коммерческие организации устанавливают самостоятельно в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре (ст. 325 ТК РФ).
Размер компенсации следует устанавливать такой, чтобы работник мог выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. При этом недопустимо занижать ее размер или отказываться от ее выплаты, оправдывая это реальными экономическими возможностями работодателя (п. 5, 6 постановления Конституционного суда РФ от 09.02.2012 № 2-П).
При установлении порядка выплаты компенсации, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться правилами, установленными ст. 325 ТК РФ для выплаты компенсаций работникам бюджетной сферы. Согласно им по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск выплачивается компенсация исходя из примерной стоимости проезда. А окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.
НДФЛ и страховые взносы
Согласно положениям п. 1 ст. 217 и подп. 7 п. 1 ст. 421 НК РФ освобождаются от НДФЛ и обложения страховыми взносами стоимость проезда работника в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы РФ участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
О том, как рассчитать стоимость проезда или перелета от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, Минфин России рассказал в письме от 29.04.2022 № 03‑04‑06/39938. Специалисты финансового ведомства указали, что в случае покупки единого авиабилета на весь маршрут в отпуск за пределы РФ при отсутствии информации о стоимости перелета отдельно по участкам маршрута, то есть до пункта пропуска через Государственную границу РФ и после, часть стоимости перелета, компенсация которой не облагается НДФЛ и страховыми взносами, может определяться пропорционально исходя из расстояния между городом отправления и городом, в аэропорту которого был пройден пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в общем расстоянии всего маршрута. Отметим, что ранее финансисты придерживались иного мнения. В письме от 29.10.2021 № 03‑04‑05/87900 они указывали, что в случае невозможности организации самостоятельно или с использованием данных транспортной компании выделить из общей стоимости авиабилета стоимость перелета работника от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ и обратно оснований для освобождения стоимости перелета от НДФЛ и страховых взносов нет.
Обратите внимание: поскольку речь в п. 1 ст. 217 и подп. 7 п. 1 ст. 421 НК РФ идет о стоимости проезда, оплачиваемого в соответствии с законодательством РФ, не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами только компенсация, выплачиваемая один раз в два года. А суммы дополнительной ежегодной компенсации указанных расходов работников, предусмотренной локальным нормативным актом, облагаются НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке (письмо Минфина России от 17.02.2022 № 03‑01‑10/11268).
В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, для иных организаций.
В связи с этим Минфин России в письме от 17.02.2022 № 03‑01‑10/11268 разъяснил, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере, суммы компенсаций стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, могут учитывать в составе расходов на оплату труда на основании п. 7 ст. 255 НК РФ в случае, если такая обязанность установлена коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
Отметим, что в п. 7 ст. 255 НК РФ речь идет только о расходах на проезд к месту отпуска на территории РФ. Соответственно, учесть по этой норме расходы на проезд к месту отпуска за пределами РФ нельзя. Возникает вопрос: можно ли их учесть на основании п. 25 ст. 255 ТК РФ, который позволяет включать в состав расходов на оплату труда другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором? В постановлении от 07.03.2019 № Ф03-730/2019 по делу № А59-4241/2018 АС Дальневосточного округа указал, что применять п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на проезд к месту отпуска за пределами РФ нельзя, поскольку расходы на оплату стоимости проезда работника к месту использования отпуска и обратно прямо указаны в п. 7 ст. 255 НК РФ. А в силу этой нормы включение затрат по оплате проезда к месту использования отпуска за пределами территории РФ в расходы не предусмотрено. Определением Верховного суда РФ от 17.05.2019 № 303-ЭС19-7016 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Федеральные бюджетники
Отказавшись от использования неудачной формулировки «организации, финансируемые из федерального бюджета», законодатель избрал более корректный описательный подход: теперь в ч. 2 ст. 325 ТК РФ речь идет о: 1) федеральных государственных органах; 2) государственных внебюджетных фондах Российской Федерации; 3) федеральных государственных учреждениях.
Правила назначения и выплаты компенсации указанными категориями работников остались прежними. Оплачиваются:
- стоимость проезда любым видом транспорта (кроме такси);
- провоз багажа весом до 30 кг;
- стоимость проезда и провоза багажа неработающих членов семьи (ч. 2 ст. 325 ТК РФ).
Оплата проезда в отпуск Крайний Север
В обязанности работодателей, которые работают на территории Крайнего Севера, входит и предоставление своим подчиненным дополнительных денежных сумм для компенсации оплаты проезда. Такое обязательство возникает у работодателя в том случае, если сотрудник подал соответствующее заявление на отпуск. В данной ситуации директор будет обязан компенсировать не только дорогу до непосредственного места отдыха, но и обратный путь.
Отдельно следует упомянуть и о том, что работодатель сможет выполнить вышеуказанное обязательство только в том случае, если со стороны сотрудника будут представлены все необходимые подтверждающие документы. В частности, такими документами могут являться, например, заранее приобретенные билеты до пункта назначения и иные фактические подтверждения.
В том случае, если сотрудник по каким-либо причинам не представил никаких документов, работодатель будет обладать законным правом на выдачу отрицательного решения относительно исполнения его требований о предоставлении компенсации.
Компенсация отпуска в районах Крайнего Севера
В соответствии с действующими правилами законодательства основной отпуск ни при каких обстоятельствах не может быть компенсирован сотруднику. То есть подчиненный всегда должен использовать данный период именно по его прямому назначению — для отдыха и восстановления сил организма. Однако данное правило содержит и определенные исключения. В частности, дополнительные отпуска, которые могут быть предоставлены отдельным категориям сотрудникам, подлежат денежной компенсации. Сюда можно отнести и дополнительное время отдыха, которое может быть оформлено работниками северных регионов.
То есть дополнительный период отпуска может быть не использован сотрудником по прямому назначению. Это в свою очередь дает работнику законное право на последующее получение денежной компенсации. Точный размер данной выплаты будет зависеть от средней суммы заработка сотрудника за определенный расчетный период, а также от точного количества дополнительных дней отдыха.
В том случае, если сотрудник просит предоставить ему компенсацию именно за основной отпуск, работодатель обязательно должен вынести отрицательное решение. В противном случае само согласие руководителя будет означать серьезное нарушение действующих норм закона. При этом тот факт, что сотрудник сам желал получить компенсацию, здесь никакого значения иметь не будет.
О порядке компенсации стоимости проезда сотрудника, работающего в районах крайнего севера, к месту проведения отпуска
29.01.2019
Ответ
На основании статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации (абзац 1).
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (абзац 6).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (абзац 8).
В соответствии со статьей 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
В пункте 6 Обзора Верховного суда РФ от 26.02.14 сделан следующий вывод:
- «Разрешая споры о компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, суды исходят из того, что действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок указанной компенсации работникам организаций, финансируемых не из федерального бюджета, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в отношении работодателей, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно), а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
- В случае отсутствия нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих размеры, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда к месту отдыха для лиц, работающих в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, суды руководствовались положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения, то есть положениями статьи 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455 (по материалам обобщения судебной практики Тюменского областного суда, Верховного Суда Республики Бурятия)».
- Соответственно, в случае, если размер, условия и порядок компенсации работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно локальными актами работодателя не установлены, то при возникновении спорных ситуаций с работниками суды будут руководствоваться Постановлением № 455.
- Согласно пункту 4 Постановления № 455 право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
Продолжительность отпуска работающих в районах Крайнего Севера
Трудящиеся граждане нашей страны по закону имеют право на ежегодный отпуск в течение как минимум 28 дней. Однако в некоторых случаях отдых может продлиться дольше. Например, если человек работает в северных регионах. Существует несколько способов, с помощью которых можно продлить отпуск в районах Крайнего Севера.
Определенная категория трудящихся государственных структур может рассчитывать на продление отпуска. К примеру, не менее 45 рабочих дней отдыхают сотрудники судейского корпуса и не менее 45 календарных дней — работники следственных органов, полиции, прокуратуры.
Также жители холодных областей, кроме отпуска, на общих условиях могут получить дополнительные дни отдыха:
- 24 календарных дня, если человек работает на Крайнем Севере;
- 16 календарных дней, когда гражданин проживает в области, приравненной к Крайнему Северу;
- 8 календарных дней, если район не относится к вышеуказанным категориям, однако по закону в нем действуют северные надбавки к заработной плате.
Кроме того, можно получить дополнительные дни отдыха по иным причинам. К примеру, если человек трудится во вредных условиях производства. Отпуск в районах Крайнего Севера можно увеличить, если к основным прибавить льготные дни.
Расчет стажа для дополнительного отпуска в районах Крайнего Севера
Чтобы определить длительность отпуска в районах Крайнего Севера 2020, следует придерживаться тех же принципов, как при расчете стандартного отпуска. Необходимо учитывать:
- период работы, причем не важно, сколько длится рабочая неделя или рабочая смена;
- временной промежуток, когда трудящийся был по закону освобожден от работы, как без, так и с сохранением зарплаты. Сюда относятся выходные, праздничные дни, отпуск;
- длительность прогула по вынужденным причинам: человека незаконно уволили, не допустили к работе или если он не смог пройти медицинский осмотр по вине третьих лиц;
- время отдыха без сохранения заработка, которое было предоставлено по требованию работника (не дольше 14 дней в год);
- выход в декрет, роды;
- длительность простоя по вине работодателя.
Чтобы определить стаж, необходимо учесть все календарные дни с момента оформления человека на должность до последнего дня рабочего года.
В стаж для дополнительного отпуска в районах Крайнего Севера не входят:
- дни, когда трудящийся не явился на работу без уважительной причины (находился под действием алкоголя, не прошел инструктаж или медицинский осмотр по своей вине);
- отпуск по уходу за ребенком до полутора и трех лет.
О применении Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455
Федеральное казначейство в связи с обращениями управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации по вопросу применения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455 (далее — Правила), и в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.
По пунктам 2 и 4 Правил. Может ли работник реализовать свое право на компенсацию два календарных года подряд? Может ли работник реализовать свое право на компенсацию два раза в одном календарном году?
В соответствии с пунктом 4 Правил право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
В дальнейшем у работника возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы работы — начиная с пятого года работы и т.д.
В стаж работы, дающий право работнику на компенсацию расходов, включается время работы в данной организации, которое учитывается в соответствии со статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации в целях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.
По мнению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, работник, имеющий право на компенсацию расходов в текущем году, может его использовать до конца календарного года в соответствии с утвержденным графиком отпусков.
Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.
Учитывая изложенное, если работник использовал свое право на оплату стоимости проезда за два рабочих года — 2008—2009 годы в 2009 году, ему может быть предоставлена компенсация за следующие два рабочих года непрерывной работы, начиная с 2010 года, в соответствии с графиком отпусков, установленным в Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
При этом компенсация более одного раза в текущем календарном году не допускается.
По пункту 12 Правил.Как правильно выполнить требования пункта 12 Правил в части предоставления отчета работниками органов Федерального казначейства о произведенных расходах, подтверждающих расходы членов семьи работника, которые будут возвращаться отдельно от работника и за пределами даты окончания его отпуска?
Во исполнение решения Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2009 года № ГКПИ09-92 принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 года № 659 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 года № 659, в абзаце втором пункта 3 Правил, слова «в период нахождения работника в отпуске» исключены.
Учитывая изложенное, организации, финансируемые из федерального бюджета, с даты вступления в законную силу вышеназванного решения Верховного Суда Российской Федерации (с 28 марта 2009 года) могут производить компенсацию расходов на проезд к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи, имеющим право на эту компенсацию, независимо от условия нахождения работника в отпуске.
Действующими нормативными правовыми актами вопрос о порядке предоставления работником документов по проезду членов его семьи в случае их возвращения после окончания отпуска работника не урегулирован.
По мнению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации работник должен предоставить документы в течение 3 рабочих дней с даты возвращения членов его семьи к месту постоянного жительства из места проведения отпуска.
По пункту 10 Правил.Допустимо ли работникам в подтверждение стоимости перевозки по территории Российской Федерации в случае проведения отпуска за пределами Российской Федерации представлять справку о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, выданную туристическими агентствами, поскольку туристическая путевка, в которую включена стоимость п��релета, приобретается работниками в туристических агентствах?
Абзацем третьим пункта 10 Правил установлено, что в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации предоставляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
Учитывая изложенное, Правилами не предусмотрено предоставление для подтверждения стоимости перевозки справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, выданной туристическим агентством.
Льготный отпуск – кому положен и особенности оформления
Ранее предоставление гарантий и компенсаций работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регламентировалось в централизованном порядке. Однако в настоящее время ряд вопросов не разрешен в законодательстве РФ.
Поэтому на основании ст. 423 ТК РФ применяются нормативные акты законодательства СССР в части, не противоречащей законодательству РФ.
- 30 суток работающим инвалидам.
- 42 дней для сотрудников различных образовательных учреждений.
- 56 календарных дней для педагогов.
- 36 — кандидатам наук.
- 48 – докторам наук.
- 30 – государственным служащим и судьям.
- Дополнительные ежегодные периоды варьируются в зависимости от сложности выполняемой работы.
Оплата проезда в отпуск для работников Крайнего Севера
Регионы Крайнего Севера характеризуются сложными условиями проживания, связанными с местными природно-климатическими особенностями. Поэтому социальное обеспечение занятых в указанной местности граждан предусматривает многочисленные привилегии и льготы, в числе которых оплачиваемая предприятием поездка в отпуск в пределах Российской Федерации.
В дополнение к оплачиваемым дням отдыха, предоставляемым гражданам на общих основаниях, установлен дополнительный оплачиваемый период для тех, кто трудится на территории Крайнего Севера (24 календарных дня) и в приравненных к ним регионах (16 календарных дней). Размещенные в этих районах организации должны возмещать сотрудникам траты на поездку в отпуск и на обратную дорогу за счет собственных ресурсов.
Закон о льготных отпусках для северян
В силу ч. 2 ст. 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации северянам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.
Для северян действуют те же правила предоставления отпуска, что и для граждан, трудоустроенных в других регионах: они могут уходить на отдых по истечении полугода работы в организации, но если они относятся к любой из категорий, перечисленных в ст. 122 ТК РФ, то такое правило для них не действует и они могут воспользоваться правом на отпуск в любой момент. Работники северных регионов всегда могли воспользоваться удлиненным отпуском. Произошли ли изменения в 2019 году – сегодня актуальный вопрос.
Текст статьи 325 ТК РФ в новой редакции.
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
- Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
- Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
- Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
- Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
- N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.