Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок заключения договора аренды лесного участка в сфере охотничьего хозяйства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер. В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре. Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.
Особенности подписания соглашения об аренде участка в лесу
В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.
Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).
На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.
Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.
Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.
В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.
Порядок аренды лесного участка
Порядок аренды подразумевает совокупность действий, которые надлежит совершить для получения участка в пользование на законных основаниях. Особо охраняемые территории нельзя просто приобрести в собственность. Более того, для их использования нужно, чтобы цели соответствовали критериям выделяемым законом.
Получить участок леса в аренду можно путем:
- проведения аукциона — если вы еще не пользуетесь участком, и он не предоставлялся вам ни на одном из прав;
- подачи заявления в орган являющийся собственником леса — в случае если это участок предоставлялся вам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и на нем имеются здания или сооружения находящиеся в собственности.
Самый распространенный путь проведение аукциона, так как на праве хозяйственного ведения и оперативного управления земли предоставлялись достаточно давно и большинство пользователей уже переоформили их в аренду.
- Чтобы принять участие в торгах нужно подать заявку, внести залог и явиться в день проведения на площадку где проводятся торги. Аукцион, проводят путем повышения минимальной ставки фиксированными шагами. Минимальная ставка рассчитывается путем определения ставки за гектар земли и за единицу ресурса. Стоимость ставок определяется Правительством. Договор заключается в течение десяти дней, с лицом, предложившим максимальную ставку. После победы на торгах заключается договор, который представляется в Росреестр с пакетом документов для осуществления регистрации перехода права.
- Если вы хотите получить землю без торгов, необходимо подать заявление собственнику участка и приложить к нему документы организации (выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП), документы подтверждающие необходимость получения участка, разрешительные документы на осуществление отдельных видов деятельности (например, лицензию на разработку недр, если цель получения земли состоит в этом) В заявлении нужно указать:
- сведения о заявителе;
- местоположение участка;
- цель аренды, обоснование предоставления без торгов (должно предусматриваться законом);
Нюансы при аренде лесного участка
- Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому для получения в аренду нужно обращаться в органы федеральной власти. Муниципалитет правом на лес не обладает.
- Получить для использования участок из заповедной зоны не получится.
- Внимательно отнеситесь к обоснованию необходимости аренды, если в вашем заявлении будет недостаточная мотивировка, в аренде откажут.
- Найти участок для получения в аренду, можно используя кадастровую публичную карту.
- Запросить подробные сведения о земельном участке можно в Росреестре.
- Чтобы избежать проблем после заключения аренды, рекомендуется проконсультироваться с юристом по поводу режима использования объекта и порядка проведения мероприятий по поддержанию благоприятной экологической обстановки.
- При подаче документов придется оплатить государственную пошлину.
- Обговорите возможность продления аренды на этапе подачи документов.
- Участок нужно использовать в оговоренных целях, в ином случае арендатору грозит штраф, а в некоторых случаях уголовная ответственность.
Аренда лесного участка в 2020 — под вырубку, для геологического изучения недр, для рекреационных целей
Цели использования лесного участка обязательно должны совпадать с целями, предложенными в российском законодательстве – Лесном Кодексе Российской Федерации (далее – ЛК РФ). Гражданам страны, предприятию, либо бизнесмену, намеревающемуся взять в аренду такой участок, нужно обратить внимание на Главу 6 ЛК РФ.
В ней раскрыта вся система, в каком порядке следует оформлять такие сделки, на каких основаниях и по каким правилам это делается. Перед заключением договора понадобиться пройти аукционные торги, собрать определенный пакет документов, затем получить согласие от государственного учреждения.
Лесной участок – это земельный надел, расположенный на территории лесничества, принадлежащего государственному природоохранному фонду. К таким участкам относится не только лес, но также и любая лесозона – лесопарки, лесничество, питомники лесного хозяйства (ст.7 ЛК РФ).
По закону все такие наделы обязательно будут принадлежать только государству и состоят в лесном фонде, прикрепленном территориально к соответствующему региону (ст.8 ЛК России).
Узнать, какому именно фонду принадлежит выбранный участок можно, если обратиться кадастровый Реестр. Для этого просто нужно подать заявку в учреждение ЕГРН, в котором ведется также и учет лесных участков.
Другой комментарий к статье 36 Лесного Кодекса РФ
1. Выделение в ЛК двух статей об охоте — 36-й и 37-й — представляется излишним. Обе они, а также статья 11 (часть 7) ЛК, к которой отсылает статья 37 (часть 1) ЛК, предписывают руководствоваться ФЗ «О животном мире». Охота в лесах может быть ограничена в соответствии со статьей 27 ЛК (см. комментарий к ней).
Статья 36 ЛК применяется, если лес используется «для ведения охотничьего хозяйства», то есть оказания услуг охотникам. С этой целью допускается возведение временных (некапитальных) построек и благоустройство лесных участков для охоты (часть 4 статьи 36 ЛК). Такая деятельность является предпринимательской и требует заключения договора аренды лесного участка, признаваемого охотничьим угодьем (части 2 и 5 статьи 36 ЛК). Непосредственно охота должна вестись только в пределах охотничьих угодий, то есть с разрешения лица, осуществляющего ведение охотничьего хозяйства и которому предоставлен лесной участок.
Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства должны быть установлены законами субъектов РФ (часть 6 статьи 36 ЛК). Такие правила устанавливались, в частности, Законом Московской области от 12 июля 2000 года «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области» (в редакции от 19 июля 2006 года).
2. Положения, связанные с охотой, содержатся также в ФЗ «О животном мире». ФЗ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ в него внесены значительные изменения, которые предполагается ввести в действие с 1 января 2008 года. В соответствии с ними РФ передает ОГВ субъектов РФ осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира со средствами на их осуществление из федерального бюджета.
Предоставление животного мира в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим ФЗ «О животном мире», а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ:
ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;
собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются:
сведения о заявителе;
вид пользования животным миром;
перечень объектов животного мира;
границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;
предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки подаются в высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством ФОИВ условия предоставления этой территории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Предоставление в пользование животного мира и территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения. Территории, которые используются для ведения сельского или лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством РФ, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Пользователи животным миром обязаны:
осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
применять при пользовании животным миром гуманные способы.
Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством.
Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира, установленный главой 25.1 НК.
Изменения в законодательстве
Земельные участки из лесного фонда нельзя приватизировать, их можно взять только в арендное пользование. И эксплуатировать их можно в следующих целях:
- Ведение лесного или сельского хозяйства. Разрешено строительство временных и капитальных строений, согласно установленным нормативам законодательства.
- Рекреация. В лесном массиве можно оборудовать место для отдыха. Обрести земельный участок для этих целей будет не трудно. Но между тем необходимо помнить, на этой территории под полным запретом капитальные постройки. Вырубать деревья нельзя, но если всё же это нужно сделать, тогда стоит заручиться поддержкой в решении этого вопроса у местного административного органа.
- Вырубка. На территории Российской Федерации есть лесные массивы для вырубки. Чтобы получить участок, потребуется реализация инвестиционного плана для государства.
- Геологическое исследование недр. Всё, что можно делать на этой территории — заниматься раскопками. Никакой вырубки древесины. Чтобы доказать цель реализации лесного участка, понадобится предъявить доказательства в виде оформленного разрешения от геологической организации.
- Аренда земельного участка для заготовки древесины. В этом случае понадобится лесосечная карта. Арендный договор заключается с индивидуальными предпринимателями и организациями. После окончания вырубки деревьев, договорные отношения расторгаются. Обратите внимание, что необходимо работы закончить точно в указанный срок. Можно и раньше временного периода.
Аренда земли гражданами, имеющими право на первоочередное и внеочередное получение земельных участков.
Льготное приобретение земли для многих является интересным способом арендовать землю.
Однако оно же очень часто становится причиной разочарований.
Случаи, когда льготные категории граждан, то есть тех людей, кто имеет право на первоочередное и внеочередное получение участка, устанавливаются федеральными и региональными законами.
Пока обнаружил только один закон, дающий возможность льготникам арендовать земельный участок без торгов.
Это закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 443-84 «О некоторых вопросах предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».
По данному закону граждане РФ, которые проживают в Санкт-Петербурге, и являются:
- инвалидами I и II групп,
- детьми-инвалидами, имеющими ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов в виде кресел-колясок в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида),
имеют право на первоочередное получение в аренду для хранения личного автотранспорта (без права возведения объектов недвижимости) земельных участков.
Как видите, на земельном участке, арендованном по данному закону, дом не построишь.
Кто участвует в аукционе
Законодатель нигде конкретно не определяет объём мероприятий по уходу за лесонасаждениями, необходимый для естественного восстановления «зеленых легких» страны, обязательный для каждого арендатора. Без своевременного и профессионального подхода результаты лесовосстановления оказываются нулевыми. Использование лесного фонда страны регламентируется определенным алгоритмом действий. Он определяет заключение договора аренды между государством и арендатором для определенной цели. Причем возможно не только отдельное назначение, но и совокупность нескольких вариантов использования лесного хозяйства.
Можно ли и как взять в аренду лесной участок без участия в аукционе (ст.39.6 Земельного Кодекса РФ)? Таким правом обладает льготная категория граждан:
- многодетные семьи, кому необходим земельный участок для покоса сена и выпаса собственного домашнего скота;
- ветераны труда;
- другие.
Оформление договора аренды лесного участка без проведения лесного аукциона
Без проведения лесного аукциона лесные участки предоставляются в аренду для следующих видов использования лесов:
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- выполнение работ по геологическому изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
- реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
- заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 и 46 Лесного кодекса.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Закрепление охотугодий
Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 г., устанавливало, что за предоставленные в долгосрочное пользование угодья для ведения охотничьего хозяйства взимается плата или заменяющие ее вложения по охотничьему строительству (т.е. системе мероприятий, имеющих целью правильную эксплуатацию государственного охотничьего фонда, увеличение и улучшение ценных охотничьих зверей и птиц путем охоты, звероводства и дичеразведения) . В Положении об охотничьих хозяйствах и порядке приписки охотугодий прямо указывалось, что «взамен арендной платы за пользование охотничьими угодьями арендатор обязан производить ежегодные вложения на проведение биотехнических и воспроизводственных мероприятий в хозяйстве в следующих размерах:
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 1930. N 9. Ст. 109.
а) в спортивно-охотничьих хозяйствах — не менее 15% от суммы всех ассигнований, предусмотренных расходной сметой хозяйства на данный год;
б) в промысловых охотничьих хозяйствах — не менее 10% от суммы годового плана заготовок охотничьей продукции в хозяйстве».
«Штат охотсторожей в спортивных охотхозяйствах должен комплектоваться из расчета не более чем 5 тыс. га охотугодий на 1 сторожа и 15 тыс. га на 1 объездчика. В промысловых охотхозяйствах норма на 1 охотсторожа и объездчика может быть увеличена» .
Требования федерального законодательства, касающиеся порядка предоставления объектов животного мира в долгосрочное пользование, конкретизированы в региональных законах об охоте и охотничьем хозяйстве или в специальных актах субъектов РФ. Так, администрацией Красноярского края принято Постановление от 4 апреля 2000 г. N 241-П «О порядке предоставления в пользование объектов животного мира». Этим Постановлением утверждены формы Договора о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, а также Договора о предоставлении в пользование акватории, необходимой для осуществления пользования водными биоресурсами . В Московской области издано Постановление губернатора от 22 мая 2000 г. N 203-ПГ «О порядке предоставления в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования». Постановлением утверждены Порядок предоставления в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, Положение о порядке проведения конкурсов на предоставление в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, Типовой договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира . В Республике Бурятия принято Постановление Правительства от 14 июня 2002 г. N 169 «О порядке предоставления юридическим лицам на территории Республики Бурятия права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», которым утверждены Положение о республиканской комиссии по рассмотрению заявок юридических лиц на предоставление права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, Порядок рассмотрения заявок юридических лиц на предоставление права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, Положение о порядке проведения конкурса на долгосрочное пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, для ведения охотничьего хозяйства .
Красноярский рабочий. 2000. N 69. 14 апреля.
Информационный вестник Правительства Московской области. 2000. N 7.
Бурятия. 2002. N 109. 20 июня; Собрание законодательства Республики Бурятия. 2002. N 7.
В указанных документах более детально, в сравнении с федеральным законодательством, урегулирован порядок действий при принятии заявок, сбора других документов, рассмотрения заявок, подготовки и принятия соответствующих решений. Наиболее подробно и корректно эта процедура прописана в актах Московской области. Например, конкретизировано, что заявка по утвержденной форме с приложением необходимых документов, в том числе подтверждающих приоритетное право пользования, а также карты-схемы территории, акватории подается не в администрацию области, а в Министерство экологии и природопользования Московской области (Минэкологии), которое уполномочено принимать решения и заключать договоры. Минэкологии регистрирует поступившую заявку и направляет:
- оригинал заявки с приложением необходимых документов на заключение в Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Московской области (Мособлохотуправление);
- запрос о предоставлении сведений о собственниках земель и землевладельцах на указанной территории в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Московской области;
- копии заявки на согласование условий предоставления в пользование территорий, акваторий собственникам земель, землевладельцам на указанной территории в Московское управление лесами, территориальный комитет по водному хозяйству Московской области и в соответствующий орган местного самоуправления.
После получения заключения и согласований и при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию Минэкологии направляет оригиналы заявок с приложением необходимых документов в конкурсную комиссию для проведения конкурса.
Минэкологии на основании заключения Мособлохотуправления и результатов согласования в двухмесячный срок со дня подачи заявки принимает распоряжение о предоставлении в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий или направляет заявителю мотивированный отказ.
В случае проведения конкурса Минэкологии принимает распоряжение о предоставлении в пользование объектов животного мира и территорий, акваторий на основании результатов конкурса в трехмесячный срок со дня подачи заявок.
Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке
Целевое назначение лесов |
Виды мероприятий |
Единица измерения |
Среднегодовой объем |
Срок исполнения |
Обеспечение пожарной безопасности в лесах |
||||
Обеспечение санитарной безопасности в лесах |
||||
Лесовосстановительные мероприятия |
||||
Уход за лесами |
||||
Лесоразведение |
||||
По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. В зависимости от цели предоставления объекта указанный срок может быть другим:
- при ведении охотничьего хозяйства аренда не должна превышать период действия охотхозяйственного соглашения;
- если участок необходим для геологических изысканий, возведения (реконструкции, эксплуатации) линейных объектов, заготовки древесины, то минимальный срок никак не ограничивается, а максимальный не может превышать 49 лет;
- когда лесной участок арендуется с целью строительства (эксплуатации) водных объектов, гидротехнических сооружений или с целью переработки древесины, период пользования не может быть менее 1 года и более 49 лет.
Средние таксационные показатели насаждений лесного участка
Целевое назначение лесов |
Преобладающая порода |
Состав |
Возраст |
Бонитет |
Полнота |
Средний запас древесины (куб. м/га) |
||
средневозрастные |
приспевающие |
спелые и перестойные |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |