Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за наемничество в международном уголовном праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Суть понятия «наёмник»
Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:
- специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
- фактически сражается в боевых операциях;
- получает материальное вознаграждение;
- не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
- не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.
В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.
Преступления против мира и безопасности человечества: понятие и виды. Уголовно-правовой анализ состава наемничества
Понятие преступлений против мира, безопасности человечества
Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.
Источниками норм об ответственности за преступления указанной группы являются многочисленные международно-правовые акты. Среди них можно выделить Устав Токийского международного военного трибунал, Устав Нюрнбергского трибунала, Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг. и другие.
В российском уголовном праве ответственность за преступления против мира и безопасности человечества установлены Главой 34 УК РФ: Преступления против мира и безопасности человечества.
Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств и др.). Поскольку раздел XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой объекты рассматриваемых преступлений совпадают.
Одним из обязательных признаков некоторых преступлений против мира и безопасности человечества является предмет преступления (например, в ст. 355 УК — химическое, биологическое, токсинное и другие виды оружия массового поражения).
Все преступления против мира и безопасности человечества совершаются действиями. В число обязательных признаков объективной стороны некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны — ст. 356 УК) входит особая обстановка совершения преступления – обстановка вооруженного конфликта или военных действий.
Большинство составов преступлений анализируемой главы являются формальными.
Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление последствий лежит за рамками состава.
Только характеризуя объективную сторону экоцида, законодатель указал, что это деяние наказуемо при условии, что оно способно вызвать определенные общественно опасные последствия – экологическую катастрофу.
Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных Главы 34 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. В некоторых составах преступлений против мира и безопасности человечества одним из обязательных субъективных признаков является цель их совершения (например, в геноциде – цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы).
Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта (например, лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, — ст. 353 УК, участник вооруженного конфликта – ст. 356 УК).
Классифицировать преступления рассматриваемой группы в зависимости от их непосредственных объектов можно следующим образом:
1. Преступления против мира (ст. ст. 353 — 355 УК);
2. Военные преступления (ст. 356 УК);
3. Преступления против человечности (ст. ст. 357, 358 УК);
4. Преступления против стабильности международных отношений (ст.ст. 359, 360 УК).
- Статья 359. Наемничество
- Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются правоотношения, обеспечивающие общепринятые правила и обычаи ведения войны и вооруженных конфликтов.
- Объективная сторона преступления включает ряд общественно опасных действий:
- 1) вербовка наемника;
- 2) обучение наемника;
- 3) финансирование наемника;
- 4) иное материальное обеспечение наемника;
- 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
- Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения, которое: а) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; б) не проживает постоянно на его территории; в) не является лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Вербовка наемника выражается в действиях, направленных на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она включает поиск кандидатов в наемники, психическое воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания), заключение соглашения.
Обучение наемника предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.
- Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.
- Иное материальное обеспечение наемника предполагает предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией.
- Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает его непосредственное привлечение к боевым операциям.
- В качестве обязательного признака законодатель указал на обстановку совершения преступления: вооруженный конфликт или военные действия.
Уголовное законодательство стран СНГ об ответственности занаемничество
В контексте данного исследования огромное значение имеет анализ национального уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за наемничество или его различные проявления. Постановка подобной задачи имеет своей целью, прежде всего, уяснение вопроса об адекватности законодательной реакции ряда стран на факт существования наемничества как преступного явления и наемников как уголовных преступников, на расширение наемнической деятельности и причин неэффективности борьбы с ней.
В первую очередь, считаем необходимым проанализировать нормы о наемничестве УК стран СНГ в связи с наблюдаемой в последние годы тенденцией увеличения числа наемников из государств — его членов. Вся мировая история человечества подтверждает, что любой политический или экономический кризис является первопричиной распространения наемничества.
Не стало исключением из этого правила и такое грандиозное по своему масштабу событие как распад одной из величайших мировых держав XX века -Советского Союза. В немалой мере способствовали росту числа наемников -бывших советских граждан и вооруженные конфликты на территории бывшего СССР, в частности локальные конфликты в начале 90-х гг. в Абхазии, Приднестровье, Фергане, Карабахе1. Но специфика наемничества этого периода выражалась в том, что оно не имело массового распространения и преимущественно могло рассматриваться как «идейное», что, нисколько не исключало случаев участия лиц в этих конфликтах, руководствуясь только меркантильными интересами.
Но в целом примерно с этого времени можно говорить о том, что наемники — советские граждане вышли на мировой рынок «услуг военного назначения». По неофициальным данным, первыми для военной службы в ЮАР в 1991 г. уехали несколько молодых сотрудников КГБ СССР, вслед за ними — высокопоставленные офицеры КГБ и Министерства обороны СССР на предложенных условиях — около 2 тыс. долларов в месяц и жилье .
В качестве одной из причин распространенности наемничества среди граждан СНГ выступает последовавшее за распадом Советского Союза массовое увольнение кадровых военнослужащих из Вооруженных сил России и других государств из числа бывших республик Советского Союза. И потому в этом случае можно говорить о влияющей роли такой проблемы постсовесткого пространства как безработица, которая побудила в основном молодых людей вступать в ряды «наемников». Так, в России в 1993 г. (по данным ИКСИ) 3 % работающих молодых людей считали приемлемым для себя такую «сферу деятельности», как «рэкет, наемничество, преступления», а в случае безработицы и резкого ухудшения своего материального положения уже 7 % из них допускали свое существование за счет такого рода деятельности. В 1995 г. число это, по данным ряда конфиденциальных опросов, увеличилось минимум, чем вдвое2. История человечества, в том числе и современная, свидетельствует том, что безработица — резерв для наемничества .
Также довольно поздно, на наш взгляд, появились в странах СНГ нормы, закрепляющие преступность наемничества и позволяющие привлечь виновных лиц к ответственности за него. Хотя подобное закрепление, как показывают реалии, не всегда способствует уменьшению числа наемников, вместе с тем, оно, все-таки, выступает в определенной мере сдерживающим фактором. Так, в в действовавшем на момент появления «первых русских наемников» УК РСФСР 1960 г. не предусматривалась ответственность за наемничество, а значит, действия этих лиц нельзя было рассматривать в качестве преступных. Вместе с тем в подавляющем большинстве вышеприведенных случаев эти лица могли признаваться наемниками по международному законодательству, но только при обязательном участии в конкретном вооруженном конфликте: как подтверждают материалы и рассказы подобных лиц, фактически их военная служба в этом и заключалась.
В настоящее время распространены случаи участия граждан России в качестве наемников в вооруженных конфликтах на африканском континенте, например, между Зимбабве и Демократической Республикой Конго1. Особую остроту проблема наемничества приобрела в связи трагическими событиями в Чечне, которая стала местом скопления наемников из различных государств.
При идентификации воюющих на территории Чеченской Республики иностранных лиц возможны два варианта: либо это единоверцы, действующие с целью «защищать ислам» (у них отсутствует корыстная мотивация), которых нельзя признать наемниками, либо это наемники, участвующие в конфликте с целью получения материального вознаграждения. Конечно, и последние могут руководствоваться в той или иной мере какими-либо религиозными или идеологическими, равно как и политическими мотивами, а нередко и «прикрываться» ими, но, главное, что они, в отличие от первых, допускают и корыстную цель. В обоих случаях не исключается ответственность по другим статьям УК РФ, например, по ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем».
Проблема наемничества в России активно обсуждалась и в связи с фактами участия граждан России в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии. В большинстве этих случаев, на наш взгляд, можно вести речь о добровольцах в международно-правовом понимании этого слова (к примеру, их включали в личный состав регулярной армии бывшей Югославии), следовательно, нельзя говорить о наемничестве, ибо эти понятия, взаимоисключающие. Но в то же время в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии участвовали и россияне, действовавшие исключительно или, главным образом, с корыстно�� целью, являясь наемниками в соответствии с нормами международного права.
Другой комментарий к статье 359 УК РФ
Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.
Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.
В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.
Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.
Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.
Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.
Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.
Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).
Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества
УК РФ 1996 г. впервые в отечественной истории содержит самостоятельные Раздел (XII) и Главу (34) о преступлениях против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353–361). Это обусловлено все большей интеграцией России в международное сообщество, развитием международно-правовых основ борьбы с такого рода посягательствами, повышением значимости соответствующих объектов уголовно-правовой и международно-правовой охраны. Некоторые сходные составы преступлений имелись и в УК РСФСР 1960 г.
Это ст. 671 («Применение биологического оружия»), ст. 672 («Разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия»), ст. 71 («Пропаганда войны»), ст. 267 («Насилие над населением в районе военных действий») и ст. 268 («Дурное обращение с военнопленными»).
Статья 359 УК РФ. Наемничество
Новая редакция Ст. 359 УК РФ
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Статья 359 УК РФ. Наемничество (действующая редакция)
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Почему ЧВК Вагнер не сажают по статье «Наемничество»
Практически все знают, что наемничество в России запрещено, даже есть специальная статья в Уголовном Кодексе.
Поддержи автора! ✊ Подписывайся на канал и ???? и узнавай первым отборные материалы и инсайды. ????
Пункт 3 Статьи 359 УК РФ «Наемничество»: Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Но как мы знаем из свободных источников в сети Интернет, большое количество российских граждан без статуса военнослужащих принимают участие в том числе в боевых действиях в различных странах, например той же Сирии или Африке, хотя список стран гораздо больше.
Другой комментарий к статье 359 УК РФ
1. Понятие наемника дано в примечании к комментируемой статье. Кроме того, о его характеристике см. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) .
———————————
См.: Действующее международное право. М., 1997. С. 812 — 819.
2. Вербовка может выражаться в возбуждении у лица решимости стать наемником (специальный случай подстрекательства к участию в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях) или являться самостоятельной формой преступной деятельности: человеку, уже выбравшему ремесло «солдата удачи», делают соответствующие предложения, помогают реализовать принятое решение. Рассматриваемое преступление считается оконченным, когда лицо согласилось вступить в ряды наемников и предприняло действия для осуществления этого намерения.
Обучение предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его наиболее эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях, приемах выживания. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.
Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.
Материальное обеспечение состоит в передаче наемнику иного, кроме денег, имущества: оружия, обмундирования, продуктов питания, медикаментов и др.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает распоряжение посредством приказов силами наемника в указанных обстоятельствах в военных целях.
Обучение, финансирование, материальное обеспечение и использование наемника окончены с начала совершения соответствующих действий.
3. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.
4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.
5. Квалифицирующими признаками преступления выступают его совершение лицом с использованием служебного положения и в отношении несовершеннолетнего.
6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает наказание за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Данное преступление считается оконченным с начала активного поведения наемника, принимающего участие в конфликте.
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА НАЕМНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ
Одним из необходимых элементов состава преступления является объект уголовно-правовой охраны. Применительно к интересующей нас проблеме правильное определение объекта уголовно-правовой охраны при наемничестве позволяет точно определить его место в системе составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.
Законодателем статья 359 УК РФ (наемничество) помещена в раздел XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», в главу 34 с одноименным названием «Преступления против мира и безопасности человечества». Если следовать сложившейся в современной науке позиции, что общественные отношения, закрепленные в разделе XII УК РФ, являются родовым объектом, а отношения, закрепленные в главе 34 УК РФ — видовым объектом, то нетрудно заметить, что законодатель ставит знак равенства между родовым и видовым объектами уголовно-правовой охраны.
Это интересно: Умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога: статья УК РФ, методика расследования
Международно-правовые акты не раскрывают такое понятие, как «мир и безопасность человечества», в то время как именно эти общественные блага и интересы являются объектом охраны в названной главе. Большинство отечественных ученых также не раскрывают в своих работах указанное понятие, просто констатируя факт, что объектом преступлений, содержащихся в главе 34 УК РФ, является «мир и безопасность человечества».
В уголовно-правовой литературе выделяют еще также и «военные преступления», которые посягают на мир и безопасность человечества. Основным критерием для выделения их в отдельную группу авторы считают непосредственный объект военных преступлений — «…охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным гуманитарным правом интересы соблюдения правил ведения вооружены конфликтов международного и немеждународного характера» Кибальник А.Г.,Соломоненко И.Г. Указ соч. С. 27. В соответствии с предложенным определением они считают, что к этим преступлениям следует отнести применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356) и наемничество (ст. 359).Если мы обратимся к Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., то увидим, что частью 2 статьи 1 Конвенции установлено, что наемнические действия направлены на свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом или на подрыв территориальной целостности государства. Таким образом, Конвенция очерчивает объекты, на которые посягает наемник. Исходя из смысла статьи, можно заключить, что в результате наемнических действий вред причиняется конкретному государству, но не всему человечеству, как это можно было бы предложить, буквально толкуя понятие «мира и безопасности человечества». Поэтому объекту наемничества можно дать следующее определение: объектом уголовно-правовой охраны в ст. 359 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие территориальную неприкосновенность государства и безопасность его конституционного строя.
Вместе с тем, особенности наемничества заключаются и в специфике его объективной стороны. В ч.1 ст. 359 УК РФ под наемничеством понимаются такие деяния как вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемников, использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях. В ч.3 этой же статьи устанавливается ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Очевидно, что в данном случае речь идет о двух самостоятельных составах преступлений.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 359 УК РФ, необходимо считать формальным составом преступления. Преступление считается оконченным при совершении виновным хотя бы одного из действий, носящих альтернативный характер (вербовка, обучение, иное материальное финансирование, использование в вооруженном конфликте или военных действиях) в отношении хотя бы одного наемника, признаки которого определены в международном праве и в примечании к ст. 359 УК РФ.
Объективную сторону состава преступления, входящего в наемничество, и предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, образует действие, характеризуемое законом как участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Участие наемника означает принятие им непосредственного участия в вооруженном столкновении на стороне любого участника конфликта. При этом наемник, будучи вооруженным лицом, должен в таком столкновении использовать оружие оп его функциональному назначению.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ, характеризуется тем, что виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить все, несколько или одно из перечисленных действий.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Как правило, виновные осознают не просто общественную опасность своего участия в качестве наемника, но и понимают противоправность такого участия. Обязательным признаком субъективной стороны этого состава преступления является цель получения материального вознаграждения за участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Корыстная цель нередко у наемника сопровождается другими мотивами и целями религиозного, идеологического, политического, этнического и социального характера. Сочетание корыстной цели с другими не исключает уголовной ответственности за участие наемника в вооруженном конфликте. При этом на квалификацию не влияет то обстоятельство, что лидирующей целью и мотивом были не цель и не мотив получения материального вознаграждения, а иные.
Говоря о субъекте наемничества, следует отметить, что понятие «субъект наемничества» и «наемник» отнюдь не совпадающие. И лицо, подпадающее под признаки наемника, но не достигшее 16-ти летнего возраста, не будет нести ответственность по ст. 359 УК РФ, но наемником быть от этого не перестанет. Поэтому, по ч.2 ст. 359 УК РФ, подлежат оценке действия виновных, совершенные не только в отношении несовершеннолетних, которые могут нести ответственность за наемничество (т.е. в возрасте от 16 до 18 лет), но и тех несовершеннолетних, которые не являются субъектами этого преступления.
За какие преступления в России отменена уголовная ответственность? / Площадка Михаила Мороза
В последнее время в России происходят непонятные разуму законопослушного россиянина вещи…. Людей, совершенно непричастных ни к каким терактам, запугивают уголовной ответственностью по законам Яровой, угрожают уголовной ответственностью за недоносительство, при этом почему то некоторые статьи уголовного кодекса РФ совершенно не работают!
Например существует статья 359 УК РФ «Наёмничество»
Наемничество заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.
Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения .
Объект преступления– международный мир.
С объективной стороны наемничество может выражаться в одном из следующих действий, указанных в ч. 1 ст.
359 УК: в вербовке наемника; его обучении; финансировании или ином материальном обеспечении; использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Запрет на использование наемников в вооруженных конфликтах содержится в Конвенции 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.
Вербовка, использование, финансирование и обучение наемников названы преступлениями также и в ст. 23 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества .
В этой статье дается определение субъекта вербовки: лицо, «которое как агент или представитель государства совершает или отдает приказ о совершении вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников для деятельности, направленной против другого государства или для цели противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом» .
Уголовная ответственность за наемничество
3.2. Отграничение наемничества
от смежных составов
преступления.
Отграничение наемничества от терроризма (ст. 205 УК РФ) происходит по субъекту, объективной стороне, квалифицирующему признаку субъективной стороны и объекту.
Терроризм происходит путем8: а) совершения взрыва (действия, приводящие к молниеносному разрушению сооружений вследствие мгновенного химического разложения вещества, которое сопровождается образованием сильно нагретых газов, а также мощным звуком), поджога (действия, вызывающие пожар, т.е.
неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, общественным и государственным интересам) или иных действий, способных причинить массовый вред неограниченному кругу лиц и интересам общества и государства; б) создания опасности гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; в) возникновения причинной связи между указанными действиями и созданием опасности; г) угрозы совершения перечисленных действий. Цель терроризма – воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Основным объектом являются общественная безопасность и общественный порядок, дополнительным – жизнь и здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность организаций, предприятий и др. Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Отграничение наемничества от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) происходит по объективной стороне и объекту.
Под формированием в рамках данной статьи следует понимать воинскую часть или близкую к ней по основным данным (количеству, вооруженности, структуре, организации обучения, дисциплине и т.п.
) вооруженную организацию. Примеры – объединение, отряд, дружина или иная группа.
Обязательными признаками являются: 1) наличие двух или более
лиц; 2) незаконность и 3) вооруженность. Под вооруженностью признается наличие
у участников формирования любого огнестрельного, холодного, метательного, газового, пневматического оружия либо боеприпасов, взрывчатых устройств и взрывчатых веществ.
Под созданием понимаются любые действия (подбор участников, изыскание оружия, решение вопросов материально-техническкого обеспечения и т.п.), результатом которых стало образование указанного формирования.
Часть 2 ст. 208 УК РФ установлена
ответственность за участие в
незаконном вооруженном формировании. К участию относится вступление в него и выполнение любых действий в соответствии с планами и задачами данного формирования.
Согласно примечанию к ст. 208 УК, возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
Основное отличие
наемничества – наличие хотя бы одного признака, описанного в ст. 359 УК, необязательность создания вооруженного формирования, а также вооруженный конфликт, с которым связана объективная сторона данной статьи.
Отграничение наемничества от бандитизма (ст. 209 УК РФ) происходит по объективной стороне, квалифицирующему признаку субъективной стороны (цели) и объекту. Объективная сторона бандитизма заключается в создании устойчивой вооруженной группы (банды), руководство такой группой и участие в ней. Признаки банды: 1) наличие двух и более лиц; 2) устойчивость; 3) вооруженность.
Цель создания банды – нападения на граждан и организации.
Как и в случае с предыдущим примером, для наемничества необходим вооруженный конфликт, с которым связаны действия, описанные
в диспозиции ст. 359 УК, и необязательность создания преступной группы.
Отграничение наемничества от организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) происходит по критериям отграничения от бандитизма. Объективная сторона заключается в организации преступного сообщества, руководства им и участии в нем. Понятие преступного сообщества дано в ч. 4 ст. 35 УК.
Результатом организаторской деятельности является появление формирований в виде: 1) преступного сообщества (преступной организации); 2) структурного подразделения преступного сообщества (преступной организации); 3) объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Цель – совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Согласно примечанию к ст. 210 УК, возможно освобождение лица от уголовной ответственности.
Как и в случае с предыдущим примером, для наемничества необходим вооруженный конфликт, с которым связаны действия, описанные в диспозиции ст. 359 УК, и необязательность создания преступного сообщества.
Отграничение наемничества от незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) происходит по квалифицирующему признаку субъективной стороны.
Если субъект преступления не мог знать о том, что своими действиями он участвует в снабжении наемника, то ответственность наступает по соответствующей части настоящей статьи. Кроме того, возможно освобождение от уголовной ответственности при сдаче предметов, указанных в настоящей статье.
4. Заключение.
Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.
Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно — хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения.
Глава 34 УК «Преступления
против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России.
Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые — например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д.
— ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Данная тема остается актуальной, и останется такой ещё долгое время. Ее жизнестойкость обеспечивается многими причинами, такими как9:
1. Развал двуполярного
мира, наличие так называемых
«зон разлома».
2. Активизация исламского
фундаментализма.
3. Положение на
стыке международного и национальных законодательств.
Также существуют военные
подразделения (Французский Иностранный
Легион, Испанский Иностранный Легион, Швейцарская гвардия), основанные как
наемные армии, и чей статус до сих пор ясно не определен.
Наиболее отличным мне видится следующее решение проблемы: отмена уголовной ответственности за наемничество в государственных кодексах и передача всех полномочий Международному уголовному трибуналу, т.к.
сроки наказаний разнятся, а в некоторых странах ответственность за данное преступление не предусмотрена. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: отменен срок давности, введено определение наемника, отмена статуса военнопленного.
Только объединенными усилиями можно побороть наемничество как явление.
5. Список литературы.
Законодательство:
1. Уголовный кодекс Российской
Федерации 1996г.
2. Модельный закон СНГ “О противодействии наемничеству” 2006г.
Часть 3 ст. 359ук содержит самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством.
Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями, состоящими в личном участии лица в вооруженном конфликте или военных действиях. В число обязательных объективных признаков также включается обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359УК, является формальным. Оно окончено с того момента, как лицо, завербованное в качестве наемника, совершает действия, состоящие в его непосредственном участии в планировании или проведении боевых действий и военных операций.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает действовать таким образом. Обязательным субъективным признаком в данном случае является цель — получение лицом материального вознаграждения за свое участие в вооруженном конфликте или военных действиях. 17
Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359УК, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника. Понятие наемника, законодательно определенное впримечании к ст. 359УК, практически совпадает с рассмотренным ранее международно-правовым определением.