Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство и ликвидация государственных муниципальных предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.
Зависит ли от вида организации
Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (ст. 65 ГК). Их ликвидация производится в ином порядке.
Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.
Сделать это могут несколько категорий лиц (ст.7 Закона):
- сам должник;
- его кредиторы;
- работники должника;
- государственные органы.
После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.
Их цель — как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.
Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.
К таким исключениям из общего правила, согласно ст. 168 Закона относятся:
- градообразующие предприятия;
- сельхозпроизводители;
- финансовые организации;
- стратегические предприятия;
- субъекты естественных монополий;
- застройщики.
А вот ГУП и МУП в эти исключения из общего правила не вошли. Но, тем не менее, особенности банкротства этих предприятий существуют. Они связаны с правами собственника этих юридических лиц.
Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.
Выявление признаков банкротства МУП осуществляется, как правило, инициаторами процедуры.
Руководитель МУП и собственник его имущества обязаны, выявив потенциальные проблемы, сами подать иск о банкротстве в таких случаях:
- выполнения кредиторских требований приведет к невозможности оплаты обязательных или иных платежей;
- управляющим, уполномоченным органом, в том числе и собственником, решено обратиться с иском о банкротстве;
- процедура выплаты долгов путем реализации имущества усложнит или заблокирует деятельность потенциального банкрота;
- обнаружены признаки неплатежеспособности, нехватки имущества для покрытия долгов или нормальной работы.
Какие виды банкротства существуют
«Банкротство» — термин многозначный различают несколько видов финансовой настоятельности юридического лица:
- Временное или условное банкротство. Это ситуация, когда банковские счета юридического лица пусты, но общий денежный эквивалент имеющихся материальных активов, имущества, произведенной продукции, дебиторских задолженностей превышает размер просроченных долговых обязательств. В таких случаях могут быть предприняты установленные законом меры, чтобы «спасти» компанию, столкнувшуюся с финансовыми трудностями. После определенных процедур она возобновляет работу в нормальном режиме.
- Реальное банкротство. Название говорит само за себя. У предприятия или организации нет не только денег на счетах, но и имущества, продажа которого позволила бы погасить долги. Нормальное функционирование компании попросту невозможно. В таких случаях все имеющиеся активы реализуются в пользу кредиторов, а юридическое лицо ликвидируется.
- Ложное банкротство. Обман кредиторов и предоставление им ложных сведений о тяжелом финансовом положении компании. Таким способом руководство юридического лица пытается убедить кредиторов в том, что нуждается в предоставлении «кредитных каникул», снижении процента по займам или получении иных льгот. Это уголовно наказуемое деяние.
- Умышленное банкротство. В этом случае собственники и руководители юридического лица осознано доводят его до банкротства, чтобы получить личную выгоду. Например, завладеть активами или денежными средствами (выведя их в оффшоры). Подобные действия также подпадают под статью УК РФ.
Кто может подать заявление на банкротство юрлица
Иск о банкротстве подается в арбитражный суд, который расположен на территории, где зарегистрировано юридическое лицо. Подать заявление о несостоятельности имеют право:
- Представители юрлица, столкнувшегося с финансовыми трудностями. Это может быть собственник, генеральный директор, либо временная администрация, введенная на предприятие при возникновении у него проблем
- Кредиторы. Причем, как кредитные организации, так и частные лица. Они вправе не только подать иск, но и ввести в дело «своего» финуправляющего
- Уполномоченные государственные органы. В частности, налоговая служба, ПФР, Минфин, Прокуратура. Причиной для иска с этой стороны обычно является крупная задолженность по налогам и другим, установленным законом, выплатам в бюджет государства.
Условия для банкротства
Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.
НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.
Если указанное выше условие соблюдено, то некоммерческая организация может заявить о своей финансовой несостоятельности.
Обычно с необходимостью подать заявление о банкротстве НКО сталкивается в процессе ликвидации. НКО ликвидируется в стандартном порядке по нормам ГК. Здесь сказано, что при невозможности погасить задолженность НКО за счет принадлежащего ей имущества организация обязана пройти процедуру банкротства. В этом случае положения Гражданского кодекса перестают действовать, а к организации применяются положения 127-ФЗ от 2002 года «О несостоятельности».
Если НКО соответствует признакам банкротства, а руководство не подало соответствующее заявление в арбитражный суд в течение месяца, то его можно привлечь к субсидиарной ответственности за бездействие в размере причиненного ущерба.
Понятие банкротства НКО
Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих фирм не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у НКО имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юрлиц, но существуют определённые ограничения.
Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся:
- политические партии;
- религиозные организации;
- учреждения, контролируемые государством.
Зависит ли от вида организации
Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (). Их ликвидация производится в ином порядке.
Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.
Сделать это могут несколько категорий лиц ():
- сам должник;
- его кредиторы;
- работники должника;
- государственные органы.
После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.
Их цель — как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.
Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.
К таким исключениям из общего правила, согласно относятся:
- градообразующие предприятия;
- сельхозпроизводители;
- финансовые организации;
- стратегические предприятия;
- субъекты естественных монополий;
- застройщики.
Положения законодательства
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства
В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.
Основания для принудительной ликвидации
- Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.
При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.
- Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
- кредиторами — по денежным обязательствам;
- работниками, в том числе бывшими — по выплате заработной платы и выходным пособиям;
- государством — по обязательным платежам (налогам и сборам).
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.
Принципиальные отличия
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.
Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.
Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.
Особенности МУП:
- Учредители не являются участниками.
- Предприятие не владеет имуществом, оно находится в его хозяйственном ведении. Муниципальные органы – его собственники.
- Управляет предприятием единолично руководитель, назначаемый собственником.
- Руководство отчитывается перед учредителем, но все вопросы в отношении имущества, кроме отчуждения недвижимости, решает самостоятельно.
- МУП отвечает своим имуществом, а собственник подлежит субсидиарной с ним ответственности только тогда, когда имущества будет недостаточно для погашения долгов. Это и является основной особенностью банкротства МУП.
Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.
Принципиальные отличия банкротства МУП
Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.
Есть еще несколько отличий:
- учредители фирмы не могут быть его участниками;
- организация управляется одним руководителем единолично;
- МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
- в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.
МУП с долгами по решению учредителя
В муниципальном унитарном предприятии имущество не является собственностью организации и не подлежит разделу на доли между участниками.
Процедура ликвидации МУП с долгами выглядит следующим образом:
- орган местного самоуправления издает соответствующий приказ о ликвидации. Далее назначается ликвидационная комиссия, в которую в обязательном порядке должен входить учредитель;
- уведомляются государственные органы о проводимой процедуре по форме . В установленном порядке оповещаются сотрудники МУПа не менее, чем за 2 месяца до закрытия. Подготавливается соответствующая документация в центр занятости;
- размещается объявление в “Вестнике государственной регистрации”, далее выявляются кредиторы и начинается процесс удовлетворения их требований. Все сведения заносятся в промежуточный ликвидационный баланс. При необходимости осуществляется реализация имущества с публичных торгов;
- после составления окончательного баланса в налоговую подается заявление по форме и сопутствующий пакет документации. Все бумаги сдаются в архив, а печати и штампы уничтожаются.
Ликвидацию предприятия с долгами возможно осуществить как официальным методом, так и путем присоединения к другой фирме.
Банкротство автономного учреждения
Автономные учреждения, исходя из всего вышеперечисленного, не должны подвергаться процедуре банкротства. Это происходит, не смотря на то, что автономное учреждение несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и чисто теоретически, конечно же, может оказаться банкротом.
В связи с этим возникает спорная ситуация, потому что возможность признания организации
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо).
Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.
Банкротство бюджетных учреждений
Данная норма защищает права кредиторов бюджетного учреждения.Однако, как уже было сказано выше, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Таким образом, законодательством не предусмотрено никаких гарантий прав кредиторов автономных учреждений при его ликвидации.Учитывая изложенное, автономное учреждение не может быть признано банкротом, при этом в случае недостаточности имущества при его ликвидации его обязанности перед кредиторами в силу п. 1 ст. 61 ГК РФ считаются прекращенными.Ю.М.ЛермонтовМинфин России15.03.2010 Вопрос: Поскольку, по мнению ООО, генеральный директор ненадлежаще исполнял возложенные на него обязанности, вследствие чего у общества возникла задолженность перед налоговым органом по налоговым платежам, данное общество, руководствуясь ст.