Судебная практика по НДС в пользу налогоплательщика в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по НДС в пользу налогоплательщика в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В п. 7 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ ФНС признала, что само по себе совершение налогоплательщиками сделок с фирмами-однодневками и так называемыми «техническими» компаниями не является достаточным основанием для отказа в применении ими вычетов по НДС. Когда реальность приобретения (поставки) товаров доказана, компания имеет право заявить вычет по НДС, даже если она проводила спорную сделку через фирмы-однодневки, не осуществляющие никакой реальной деятельности.

Документы могут быть изъяты ИФНС даже без проведения налоговой проверки

ФНС в п. 3 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ признала законными действия налоговиков по выемке у организаций документов и предметов в рамках выездных налоговых проверок других налогоплательщиков. Налоговое ведомство отметило, что документы могут быть изъяты у любого третьего лица даже без проведения в отношении него выездной налоговой проверки. Но изъятые документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика (другой организации или ИП, в отношении которых проводится проверка).

При этом ФНС сослалась на определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 № 500-О. Здесь КС РФ рассмотрел жалобу на неконституционность ст. 94 НК РФ, которая, по сути, допускает выемку документов у контрагентов проверяемых налогоплательщиков.

КС РФ пояснил, что, согласно оспариваемой норме, выемка документов проводится с соблюдением четкой процедуры, максимально защищающей права и законные интересы того лица, у которого изымаются документы и иные доказательства. Выемку проводят только при наличии у налоговых инспекторов достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Выемка предполагает фиксацию соответствующих процессуальных действий, изъятых документов и предметов. Потому само по себе проведение выемки у иного лица, чем проверяемый налогоплательщик, не служит основанием считать права этого лица нарушенными.

Налоговики могут не указывать реквизиты договоров, по которым истребуют документы вне рамок проверки

К такому выводу пришел КС РФ в определении от 07.04.2022 № 821-О. Здесь суд признал обоснованной и конституционной норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, позволяющую налоговикам истребовать у компаний документы и сведения об их деятельности за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок и без указания конкретных сделок. Судьи пояснили, что данная норма не нарушает права плательщиков, поскольку позволяет им в случае необходимости самим уточнять, какие именно документы необходимы налоговикам для проведения контрольных мероприятий.

В свою очередь ФНС в п. 2 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ указала, что у организации нет оснований отказать в предоставлении истребованных документов лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения и иные реквизиты соответствующих договоров. В требовании достаточно указать любой четкий признак (наименование товара, времени поставки, наименование поставщика и т.д.), указывающий на конкретную сделку, по которой истребуются документы.

При этом налоговый орган вправе истребовать как отдельный первичный документ, составленный в рамках сделки, так и всю серию первичных документов, если они связаны со сделкой, которую обращенное к налогоплательщику требование позволяет определить. Количество же запросов (требований) оспариваемая норма не устанавливает, что оставляет за ИФНС право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам.

В то же время ФНС указала налоговикам на то, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов и снижению репутации ФНС. В связи с этим налоговое ведомство призвало налоговиков исключать ситуации, когда вне рамок налоговых проверок у компаний истребуются сотни и тысячи документов сразу за несколько лет хозяйственной деятельности.

Должно быть доказано, что покупатель знал о неуплате налогов продавцом

Третий важный вывод ВС РФ касается возможности не принимать к вычету НДС, если его не перечислил в бюджет продавец.

Судьи решили, что в данном случае ФНС необходимо доказать, что налогоплательщик не мог не знать о том, что его контрагент не собирается исчислять и уплачивать НДС в бюджет.

Основаниями для таких предположений и доказывания может быть аффилированность между продавцом и покупателем либо подобная взаимозависимость. Если же подобных фактов нет, налоговикам следует руководствоваться общими требованиями законодательства по принятию в вычет НДС с учетом рекомендаций, данных ВС РФ в части проверки добросовестности контрагента и его способности исполнить договор.

ВЫВОД ВС РФ № 3: ФНС не может не принять к вычету НДС по контрагенту, не уплатившему налог в бюджет, если не докажет, что проверяемый налогоплательщик знал или должен был знать о данном факте. Если доказательств нет – снимать вычет нельзя.

Срок давности взысканий по налогу

В решении спорных вопросов по НДС срок исковой давности определяет окончание предъявления требований. Период взыскания по финансовой задолженности составляет 3 года. Срок определяет право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога. Переплата возникает при ошибочном определении налогооблагаемой базы, наличии арифметической ошибки бухгалтера, удлинении срока возврата налога при судебных разбирательствах. Подборка решений судов в отношении срока давности:

Предмет разбирательства Реквизиты постановления Решения
Восстановление срока при подаче уточненной декларации Постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010 Сроком начала отсчета исковой давности установлена дата подачи декларации
Восстановление срока при возврате взысканного налога Постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11 Срок, пропущенный за период проверки, восстановлен
Апелляция при отказе в вычете. Предмет: пропуск срока применения вычета при подаче уточненной декларации по истечении 3 лет Постановление апелляционного суда от 30.11.2015 № 13АП-24061/2015 Отказ в вычете, решение суда первой инстанции оставлено без изменения

Срок исчисляется от даты, когда событие осуществлено, возникла информация о нем либо налогоплательщик должен узнать о нарушении прав. Особо важным условием для возврата излишне взысканного налога является восстановление срока давности, утраченного по решениям выездных проверок.

Последствия нарушения срока подачи заявления об отказе от льгот

Льготные операции, по которым плательщик не исчисляет НДС, предусмотрены ст. 149 НК РФ. Причем от льгот, обозначенных в п. 1 и в п. 2 ст. 149 НК РФ, плательщик отказаться не вправе. Пример — операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

«Необязательные» льготы приведены в п. 3 ст. 149 НК РФ, например, услуги санаторно-курортных, оздоровительных компаний, оформленных путевками либо курсовками, являющимися БСО (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ). От «необязательных» льгот плательщик может отказаться целиком, вне зависимости от того, кто является потребителем льготных услуг (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Для того чтобы отказаться от «необязательных» льгот, плательщик должен представить в свою налоговую инспекцию заявление в срок не позднее первого числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения. Невозможно отказаться от льготы на срок менее одного года.

Читайте также:  Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей

Никаких санкций за неподачу заявления НК РФ не предусмотрено.

Порядок отказа от освобождения не требует расширительного толкования, он четко прописан в НК РФ (письма ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@, Минфина России от 12.11.2015 № 03-07-14/65155).

Но не всегда льготы являются благом для налогоплательщика.

Так, использование льгот означает невозможность применения налоговых вычетов в части приобретенных товаров, работ, услуг для осуществления льготных операций (за исключением случаев, когда совокупный размер расходов не превышает пятипроцентного барьера).

Некоторые компании фактически отказываются от применения льгот (то есть выставляет счета-фактуры покупателям с учетом НДС), но не извещают об этом налоговую инспекцию. Можно ли в такой ситуации принять «входной» НДС к вычету?

Контролирующие органы со ссылкой на п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 отмечают, что обязанность по уплате налога должна корреспондировать с правом компании и на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, с которых исчислен и предъявлен покупателю НДС. Поэтому вывод высших судей применим и к ситуации, когда компания несвоевременно уведомила инспекцию об отказе от освобождения НДС, но фактически эту льготу не использует (письмо Минфина России от 10.12.2015 № 03-07-14/72142).

Напомним, что ранее позиция финансистов была однозначной: при выставлении счета-фактуры с выделенным НДС всю сумму налога необходимо перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), а принять к вычету «входной» НДС в этом случае нельзя (письма Минфина России от 19.09.2013 № 03-07-07/38909, ФНС России от 26.08.2010 № ШC-37-3/10064).

Некоторые окружные суды придерживались аналогичной позиции (и даже находили поддержку в надзорной инстанции), аргументируя это тем, что выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что компания отказалась от освобождения таких операций, так как п. 5 ст. 149 НК РФ предусмотрен порядок отказа путем подачи заявления (постановления АС Московского округа от 23.03.2016 № А40-185069/2014, от 28.05.2014 № А40-139691/20141, Западно-Сибирского округа от 09.12.2015 № А81-6942/2014).

Уже в этом году спор в части отказа в возмещении НДС по причине несоблюдения налогоплательщиком уведомительного характера стал предметом рассмотрения в ВС РФ. Суд кассационной инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что компанией нарушен уведомительный характер отказа от освобождения от налогообложения, пришел к выводу об отсутствии у нее права на возмещение сумм НДС. Однако в ВС РФ отметили, что срок отказа от льгот пресекательным не является, законом не определены негативные последствия его пропуска.

В качестве письменного заявления (либо заявления составленного в электронной форме) о налоговых льготах может рассматриваться налоговая декларация (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Как отмечено в связи с этим в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе, путем подачи уточненной налоговой декларации.

В данном случае льготным режимом налогообложения для компании является именно возможность начислять НДС при реализации работ (услуг), предусмотренных определенными подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ, получая в связи с этим право на возмещение из бюджета соответствующей части «входного» НДС. И это право могло быть реализовано компанией в течение трехлетнего срока (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Таким образом, ВС РФ расставил все точки над «i»: если компания пропустила срок для отказа от освобождения, она вправе применять вычет «входного» НДС за три предыдущих года при подаче уточненных деклараций (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941).

Техническая ошибка в книге покупок

Причиной одного из споров стала техническая ошибка бухгалтера. В результате при формировании книги покупок в электронном виде номера счетов-фактур сторонних контрагентов с указанием стоимости приобретенных товаров и суммы НДС, приходящейся на экспортные операции, ставка 0% по которым подтверждена, были указаны неверно. И налоговики отказали компании в праве на возмещение НДС.

Несмотря на то что такая ошибка не повлияла на величину налогового вычета, инспекторы отметили (и судьи двух инстанций их поддержали), что вычеты по НДС формируются на основании сведений о счетах-фактурах, отраженных в книге покупок. А раз в книге покупок были допущены ошибки, то и вычет невозможен.

Напомним, что по общему правилу, право на налоговые вычеты по НДС возникает у компании при соблюдении им условий, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ.

Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются:

— приобретение товаров (работ, услуг) для облагаемых НДС операций;

— принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование);

— наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.

Из норм главы 21 НК РФ усматривается, что право на вычет не связано с правильностью заполнения книги покупок, поскольку она не указана в п. 1 ст. 172 НК РФ в качестве оснований принятия налога к вычету.

Кассационная инстанция посчитала, что ИФНС не доказала факт нарушения компанией порядка ведения книги покупок, что привело к необоснованному предъявлению к вычету и возмещению из бюджета суммы НДС. Суд решил, что компания соблюла все необходимые условия для правомерного предъявления НДС к вычету (постановление АС Северо-Западного округа от 01.09.2017 № А13-14539/2016).

Обратимся к Правилам заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Согласно им отражение в книге покупок только даты счета-фактуры не свидетельствует о том, что компания не составляла книги покупок, и не является грубым нарушением, поскольку спорный счет-фактуру можно идентифицировать по иным признакам (наименование, ИНН и КПП продавца, сумма переданных прав). Для обоснованности применения вычета по НДС требуются правильно оформленный счет-фактура, документы, подтверждающие принятие на учет основных средств. Иных требований, невыполнение которых лишает налогоплательщика права на вычет НДС, законодательством не установлено. В главе 21 НК РФ не говорится об обязательной регистрации счета-фактуры в книге покупок.

Иными словами, нарушение порядка ведения книг покупок или продаж не может служить единственным основанием для отказа в вычете.

В другом споре судьи отметили, что в книге покупок должны регистрироваться конкретные документы, имеющие обязательные реквизиты, на основании которых и составляются налоговые декларации. Поэтому у компании отсутствовали законные основания регистрировать счета-фактуры в книге покупок (оформленные и представленные к проверке) под другими номерами (или без номера), поскольку это препятствует целям налогового контроля.

При обнаружении каких-либо несоответствий при расчете налоговой декларации компания обязана внести необходимые изменения путем составления дополнительных листов к книгам покупок, осуществив сторнировочные записи по ошибочным счетам-фактурам, и указав достоверные сведения (постановление Девятого арбитражного суда от 25.09.2017 № А40-8486/2017).

Также не могут служить основанием для отказа НДС в вычете непредставление компанией расшифровки объемов и стоимости материалов подрядчика.

Что такое экономический источник возмещения НДС в бюджете?

Когда поставщик продаёт товар покупателю, а покупатель этот товар оплачивает, поставщик вместе с оплатой выставляет счет-фактуру. С реализации поставщик должен заплатить НДС в бюджет. Поступивший в бюджет налог — это и есть экономический источник возмещения НДС из бюджета. И возместить его, по мнению инспекции, можно только в пределах этого уже уплаченного НДС.

А что, если поставщик ничего в бюджет не заплатил? Тогда и возместить ничего не выйдет. Как сказал Конституционный суд в Определении № 324-О от 4 ноября 2004 года:

праву на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.

Читайте также:  Сдавая квартиру на длительный срок, вы идете на определенные риски

Поэтому инспекция отказывает в возмещении, если решит, что компания купила товар у технички, которая налог в бюджет не заплатила.

Верховный Суд сказал, когда можно возместить НДС

Бывает такая ситуация: компания покупает товар (допустим, трактор) за рубежом, он ввозится в Россию через таможню. На таможне НДС сразу перечисляется в бюджет. Допустим, трактор стоит 1 млн руб, НДС — 166 666 руб.

Далее трактор уже в России перепродается по цепочке и в конце концов оказывается у фермера за 2,5 млн руб.

Допустим, цепочка перепродавцов состоит из техничек, которые с реализации на территории РФ НДС в бюджет не заплатили, и на этом основании инспекция отказывает фермеру в вычете НДС с 2,5 млн руб.

Но в этом случае инспекция поступает несправедливо. У неё есть основания отказать в вычете НДС с добавленной стоимости, то есть с 1,5 млн руб из 2,5 млн руб, т.к. уплата НДС с 1 млн руб на таможне подтверждена. Верховный Суд считает так же. Он рассматривал подобную ситуацию и изложил своё мнение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-КГ17-4111 по делу № А40-189344/2014.

В данном деле суд высказал следующий принцип:

юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщиком — покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета (возмещения) налога у покупателя.

Таким образом, если вы сможете доказать, что ваш поставщик уплатил все налоги со сделки, в том числе НДС, то нужно обосновать инспекции что в бюджете был сформирован экономический источник для возмещения НДС и отказ в возмещении (в праве на вычет) необоснован и приводит к двойному налогообложению. Такие действия инспекции не согласуется с принципом экономического основания налога, изложенного в пункте 3 статьи 3 НК РФ, в результате чего нарушается принцип однократности налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ).

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 12 декабря 2019 года N ЕД-4-2/25672@

О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 07.11.2019 N 44, сообщает следующее.

В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:

1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением N 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:

2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну».

Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Налогоплательщик правомерно принял НДС, уплаченный поставщику в составе цены приобретенных за счет инвестиционных средств товаров, к вычету, так как инвестиции не являются возвратными средствами .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.11.2006 по делу N А29-2907/2006а.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку налогоплательщика.

В ходе проверки, в частности, установлено, что налогоплательщик необоснованно предъявил к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе стоимости приобретенных техники и оборудования, поскольку оплата основных средств хотя и произведена с расчетного счета налогоплательщика, но за счет инвестиционных денежных средств, безвозмездно полученных по платежному поручению от учредителя поставщика.

Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и предложил ему уплатить в бюджет НДС и пени.

Осуществление расчета за приобретенный товар векселем не лишает налогоплательщика права на применение налогового вычета по НДС .

Постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2006 N Ф09-10108/06-С2.

В ходе камеральной проверки налоговой декларации налоговый орган установил, что налогоплательщиком в проверяемый период были приобретены векселя банка, использованные в дальнейшем для оплаты подрядных работ.

Полагая, что в данном случае имеет место реализация ценных бумаг, не подлежащая в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ обложению НДС, налоговый орган пришел к выводу о нарушении налогоплательщиком п. 4 ст. 170 Кодекса, выразившемся в отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций как облагаемых налогом, так и не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения). Данный вывод послужил основанием для доначисления НДС.

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и обратился в суд.

Позиция суда.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

По своей природе вексель является и ценной бумагой, и средством платежа.

Возмещение НДС и ответственность по НК РФ

Выше мы говорили об угрозах для руководителя или иных лиц, контролирующих фирму. Теперь перейдем к ответственности самой компании. Ведь именно предприятию отказано в возмещении НДС из бюджета.

Отказывают по одной из двух причин. Первая и наиболее частая – завышение налоговых вычетов. Вторая – занижение НДС, начисленного с доходов и с иных поступлений. Любое из этих обстоятельств может привести к тому, что вместо возмещаемого налога появится НДС, который нужно перечислить в бюджет. От этой задолженности определяют штраф и пени (см. таблицу 3).

Таблица 3. Порядок расчета пени для организаций

Просрочка с уплатой НДС Ставка пени
До 30 календарных дней (вкл.) 1/300 ставки ЦБ РФ (за каждый день просрочки). Сейчас она равна 7,5 процента.
Свыше 30 календарных дней Берут пени, указанные строчкой выше. С 31-го дня ставку удваивают (1/150 ставки ЦБ РФ). Итоговая сумма не может превышать налог, от которого взимают пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Если НДС был возмещен ошибочно

Ошибки, безусловно, случаются у всех, в том числе и у налоговиков. Бывает, что они возмещают НДС, а позднее, на выездной проверке, выясняется, что возмещение было необоснованным. В подобных ситуациях проверяющим ничего не остается, как требовать от компаний уплатить в бюджет ранее возмещенный НДС.

Заметим, что спорить с таким требованием налоговиков будет довольно сложно. Дело в том, что если при проведении выездной проверки суммы возмещения не подтверждены, то налоговые органы имеют полное право требовать возврата ранее возмещенной суммы налога (постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11).

Читайте также:  С какой суммы дохода нужно платить налог физическому лицу в 2023 году

Более того, имейте в виду, что налоговики могут потребовать уплатить пени за период, прошедший после возмещения налога. Такое разъяснение недавно было изложено в письме ФНС России от 21.02.2013 № АС-4-2/2940.

Взаимозависимость компаний

Если сделка, по которой компания желает возместить НДС, совершена между взаимозависимыми лицами, то отстоять вычет будет крайне сложно. По мнению налоговиков, в этом случае фирма получит необоснованную налоговую выгоду.

В одном из недавних споров в обоснование своих доводов контролеры привели следующие аргументы:

  • по данным ЕГРЮЛ обе организации изначально были зарегистрированы по одному юридическому адресу;
  • учредители компании ранее осуществляли совместную деятельность в одних и тех же организациях;
  • движение средств по расчетному банковскому счету было фиктивным.

Приведенные аргументы компания, претендующая на возврат НДС, опровергнуть не смогла. В связи с этим судьи посчитали, что представленные обществом счета-фактуры и другие документы содержат недостоверные сведения, не подтверждают совершения реальных хозяйственных операций, а потому не могут являться основанием для применения вычетов по НДС (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 по делу № А74-834/2012).

Но не всегда доказать взаимозависимость так просто. Недавно инспекция отказала в возмещении НДС, поскольку организация заказывала работы у дружественной компании-партнера. Налоговики посчитали, что это обстоятельство свидетельствует о взаимозависимости. Их смутило еще и то, что фирма заплатила за выполненные работы займом, полученным от самого подрядчика. Однако судьи защитили компанию. Они признали, что есть факт взаимозависимости. Вместе с этим:

  • работы были выполнены;
  • расчеты займом никак не повлияли на результаты сделки;
  • цены не были завышены.

Как прописать условия о возмещении ущерба в договоре

Чтобы иметь возможность взыскать с контрагента налоговые потери покупателя, условие о возмещении необходимо прописать в договоре. Причем, в зависимости от формулировки, получить средства можно даже в случае добросовестности поставщика первого звена. Так, он вправе возместить убытки партнера, если налоговый разрыв возник по вине продавцов последующих звеньев.

Налоговые оговорки по возмещению ущерба, связанного с неуплатой НДС, бывают двух видов:

  • Заверение об обстоятельствах (регулируется статьей 431.2 ГК РФ). Этот пункт в договоре является письменным подтверждением соблюдения поставщиком налогового законодательства. Партнер гарантирует, что на момент подписания соглашения и на протяжении всего срока его действия он своевременно и в полном объеме исполняет свои фискальные обязательства: платит налоги, подает декларации, ведет бухгалтерский учет;

  • Возмещение в случае наступления определенных обстоятельств. К ним непосредственно относятся доначисления налогов и штрафы, возникшие из-за недобросовестности поставщиков любых звеньев. Это положение регламентируется статьей ГК РФ 406.1 «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств».

Согласно статье 406.1, нужно доказать:

  • факт наступления событий, которые являются основанием для компенсации финансовых убытков;

  • наличие связи между данными обстоятельствами и нанесенным ущербом;

  • точную сумму потерь, которые пришлось понести компании.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *