Во сколько выходят на пенсию в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Во сколько выходят на пенсию в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Повышение пенсионного возраста

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Кто не имеет права на трудовую пенсию?

Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.

Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.

Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.

Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.

Вот главные составляющие такого расчета:

  • текущий средний заработок по стране;
  • коэффициент конкретного пенсионера;
  • минимально необходимый страховой стаж;
  • общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
  • продолжает пенсионер работать или нет;
  • особые условия расчета для отдельных категорий работников.

Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.

Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.

1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.

Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.

Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:

  • 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
  • 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
  • 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.

Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.

Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:

  • 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.

При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:

  • 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.

Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту

Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.

Читайте также:  Возврат обуви в течении 14 дней без объяснения

Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:

  • стаж работы;
  • величина заработка;
  • доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.

Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.

О стаже

Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:

  • страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
  • общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.

Минимально необходимый для начисления пенсии на общих основаниях трудовой стаж: 25 лет для мужчин, 20 лет – для женщин. Максимальный стаж, который учитывается для расчета пенсий – 45 лет для мужчин, 40 лет для женщин.

Требования к страховому стажу другие, в 2022 году нужно не менее 18,5 лет и для мужчин, и для женщин. Этот минимум растет каждые полгода, в 2025 году будет уже 20 лет, дальнейший рост не предусмотрен.

Перераспределение взносов, отмена «уравниловки», покупка стажа. Какие ещё есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Читайте также:  Куда обратиться если нет горячей воды в Самаре

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Что нужно знать о досрочном выходе на пенсию в Беларуси

Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.

Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).

Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.

Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

Кто не имеет права на трудовую пенсию?

Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.

Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.

Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.

Так как прогресс не стоит на месте, то механизация труда позволила сохранять людям здоровье в хорошем состоянии на более долгие годы. И теперь продолжительность жизни значительно увеличилась, а значит, денег для выплат необходимо больше. К тому же темпы производства значительно сократились, по сравнению с прошлым веком. А этот показатель влияет на наполнение Пенсионного фонда.

Также на такое непопулярное решение мог оказать влияние демографический кризис. Еще в начале прошлого века практически все семьи были многодетными. По историческим данным воспитывалось более шести детей. Сейчас рожают в основном только одного ребенка, а многодетной считается мама, у которой трое детей. Это сокращает количество трудоспособного населения, которые должны трудиться, чтобы наполнять Пенсионный фонд. Согласно расчетам, необходимое число работающих для обеспечения выплат на одного пенсионера сократить нельзя, а, наоборот, оно на данный момент даже увеличено. Как следствие, поступления для выплаты таких средств уже недостаточно. Другого решения этой проблемы пока не нашли.

Читайте также:  Как получить гражданство РФ гражданину туркменистана в 2023 году студенту

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2021 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.

Пенсионный возраст в белоруссии для мужчин и женщин

Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно. Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

Когда можно выйти на пенсию

С 2021 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.

Следовательно, с 2021 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Специалисты допускают, что власти могут в дальнейшем вновь поднять пенсионный возраст. Причем в первую очередь это касается женского населения, поскольку все чаще выдвигаются предложения уравнять пенсионный возраст, сделав его единым для всех.

В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.

Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.

Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.

Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.

В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.

Важно знать! Транспортный налог для пенсионеров

С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.

Различные виды пенсионных калькуляторов весьма распространены в Интернете, что объясняется повышенным интересом граждан к вопросам начисления пенсий. Однако следует помнить, что не существует калькулятора, который хотя бы приблизительно достоверно мог рассчитать размер ваших будущих пенсионных выплат. Это связано с множеством причин, основной из которых является крайняя непрозрачность системы расчета пенсионных накоплений, практикуемой ПФР.

Законодательно к факторам, непосредственно влияющим на размер начисления страховой пенсии, относятся:

  1. Заработная плата будущего пенсионера либо задекларированный доход при самозанятости.
  2. Длительность стажа.
  3. Социально значимые периоды жизни, к которым относятся служба в рядах ВС, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.
  4. Избранный будущим пенсионером способ пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
  5. Продолжение трудовой деятельности после наступления возраста пенсионирования.

Все эти факторы постоянно претерпевают изменения, а коренная ломка пенсионной системы РФ привносит изменения практически ежедневно.

Поэтому единственные достоверные расчеты калькулятора могут быть предоставлены лишь в части:

  1. прогнозируемого для выхода на пенсию года;
  2. возраста выхода на пенсию;
  3. минимального объема стажа, необходимого для выхода на пенсию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *