Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Комментарии к ст. 217 НК РФ

Статьей 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Следовательно, не указанные в данной статье доходы физических лиц являются объектом обложения НДФЛ.

Экономическая необоснованность выплат, производимых организацией, не приведена в главе 23 НК РФ в качестве основания для исключения их из налоговой базы налогоплательщиков НДФЛ. Условие об экономической обоснованности приведено в пункте 1 статьи 252 НК РФ в качестве условия для отнесения затрат налогоплательщика в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Однако поскольку в статье 217 НК РФ не установлено, что положения главы 25 НК РФ применяются при определении освобождаемых от налогообложения НДФЛ доходов, их распространение на исчисление НДФЛ неправомерно.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.10.2007 N 09АП-7691/2007-АК указал, что налоговое законодательство не ставит в зависимость освобождение от налогообложения НДФЛ компенсационных выплат, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, от экономической обоснованности этих расходов у работодателя.

Как указало Управление ФНС России по г. Москве в письме от 10.07.2009 N 20-15/3/070938, любые доходы, не указанные в данной статье в качестве не подлежащих налогообложению НДФЛ, включаются в налоговую базу физических лиц.

Например, доход в виде неустойки в вышеуказанном перечне не поименован (см., например, письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-04-05/10-57).

Суммы заработной платы, выплаченные по решению суда, также не включены в указанный перечень и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Таким образом, если сумма заработной платы выплачена по решению суда, это не освобождает физическое лицо от обязанности налогоплательщика. При этом обязанность по удержанию суммы налога на доходы физических лиц и перечислению ее в бюджетную систему Российской Федерации возложена НК РФ на налогового агента, в данном случае — на работодателя.

Следует обратить внимание, что аналогичную позицию занимает и Минфин России (см., например, письмо от 25.07.2008 N 03-04-05-01/273).

В то же время следует учитывать, что, если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с работника, организация — налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, если она не производит какие-либо иные выплаты налогоплательщику. В этом случае налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. На это указал Минфин России в письме от 19.06.2009 N 03-04-06-01/141.

В статье 217 НК РФ не указаны доходы в форме задатка. На это указал и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2007 N 17АП-2069/07-АК.

С учетом изложенного суммы задатка, полученные в налоговом периоде в счет причитающихся с покупателей сумм оплаты товаров, поставляемых, например, индивидуальным предпринимателем, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Суммы среднего заработка за время вынужденного прогула также не включены в указанный в статье 217 НК РФ перечень и, соответственно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Данный вывод подтверждается официальной позицией Минфина России (см. письма от 24.12.2007 N 03-04-05-01/425, от 19.11.2007 N 03-04-06-01/386, от 10.04.2006 N 03-05-01-05/53, от 27.10.2005 N 03-05-01-04/340, от 22.06.2005 N 03-05-01-05/97, от 11.04.2005 N 03-05-01-04/95).

Так, в письме от 25.07.2008 N 03-04-06-01/233 финансовое ведомство указывает: то, что сумма заработной платы за время вынужденного прогула взыскана в судебном порядке, не освобождает физическое лицо от обязанности налогоплательщика. При этом обязанность по удержанию сумм налога и перечислению их в бюджетную систему Российской Федерации возложена НК РФ на налогового агента, в данном случае на работодателя.

Данную позицию поддерживает также ФНС России (письма от 04.04.2006 N 04-1-04/190, от 17.03.2006 N 04-1-04/163).

Часть арбитражных судов также приходит к выводу, что рассматриваемые выплаты не являются компенсационными, поэтому облагаются НДФЛ (см. Постановления ФАС Московского округа от 26.04.2007, 04.05.2007 N КА-А40/3164-07, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2006 N А56-53997/2005).

Однако существует и противоположное мнение.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 08.12.2008 N КА-А40/11341-08 указал, что выплата работнику среднего заработка за время вынужденного прогула в силу статьи 394 Трудового кодекса РФ относится к компенсациям, установленным законодательством Российской Федерации, и связана с незаконным увольнением работника. Поэтому она освобождена от НДФЛ (пункт 3 статьи 217 НК РФ).

Данная позиция нашла свое отражение также в письме УМНС России по г. Москве от 27.02.2004 N 28-11/12809 «О необложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц компенсаций, выплачиваемых работнику за время вынужденного прогула по причине незаконного увольнения».

Также следует учитывать, что из буквального толкования пункта 1 статьи 217 НК РФ следует, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Доплата до фактического заработка, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, производится организацией за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие. Соответственно, суммы вышеназванной доплаты подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Согласно официальной позиции Минфина России доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования Российской Федерации максимальный размер пособия по беременности и родам, в соответствии с трудовым договором работника не может рассматриваться в качестве государственного пособия и, следовательно, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (письма от 12.02.2009 N 03-03-06/1/60, от 08.08.2007 N 03-04-05-01/287, от 29.03.2007 N 03-04-06-02/47, от 16.02.2005 N 03-05-02-04/26).

Позицию относительно того, что данные доплаты не являются государственным пособием, также разделяют ВАС РФ (Постановление Президиума от 03.07.2007 N 1441/07) и нижестоящие арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2008 N А26-2542/2007).

В соответствии с письмом Минфина России от 22.05.2006 N 03-05-01-04/130 под понятие «единовременная материальная помощь» подпадает только та помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному из оснований, предусмотренных законодательством. Если же материальная помощь выплачивается несколько раз в течение налогового периода (календарного года), она не будет признаваться единовременной.

Аналогичная позиция содержится в письме УФНС России по г. Москве от 09.12.2006 N 28-11/109445.

Если материальная помощь соответствует вышеназванным критериям, то ее не надо облагать НДФЛ.

Минфин России в письме от 04.04.2007 N 03-04-06-01/109 указал, что в случае получения налогоплательщиками доходов, полностью освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 217 НК РФ, в том числе в виде единовременной материальной благотворительной помощи, эти доходы при заполнении налоговой отчетности по формам N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ не учитываются.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 27.07.2005 N Ф03-А73/05-2/2095 указал, что не подлежат налогообложению НДФЛ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой зарегистрированной в установленном законом порядке благотворительной организацией в виде благотворительной помощи физическим лицам.

Читайте также:  Сокращение инвалида 3 группы РБ

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Комментарий к ст. 358 НК РФ

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями — автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 этого Закона, изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 года.

В то же время, общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Читайте также:  Как получить ветеран труда в Башкортостане

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей ил�� иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Сестра внесла в 2022 году за своего сводного брата оплату за дневное обучение в школе английского язык …?

Сестра внесла в 2022 году за своего сводного брата оплату за дневное обучение в школе английского языка. Возникает ли у налогоплательщика – сестры право на получение социального налогового вычета за обучение своего брата при условии, что она официально не работает (блоггер) и не является плательщиком НДФЛ?

  • возникает вне зависимости от того имеется ли у налогоплательщика официальное место работы с наличием официального дохода
  • сестра не может воспользоваться социальным налоговым вычетом, поскольку в данном случае отсутствует прямая родственная связь между ней и ее сводным братом
  • возникает, так как социальный налоговый вычет не имеет отношение к уплачиваемому налогу, а зависит от произведенных расходов
  • в указанном случае сестра не может воспользоваться социальным налоговым вычетом, поскольку не имеет официального дохода и не является плательщиком НДФЛ

Налогоплательщик в отчетном году представил в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ в связи …?

Налогоплательщик в отчетном году представил в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ в связи с приобретением в собственность жилого дома. Однако до завершения камеральной налоговой проверки налогоплательщик сменил место жительства (переехал из города Саратова в Москву). Вопрос: Какой налоговый орган должен осуществить возврат НДФЛ?

  • налоговый орган по прежнему месту жительства налогоплательщика
  • в данном случае процедура возврата НДФЛ прерывается и возврат не может быть получен в данном налоговом периоде
  • налоговый орган по новому месту жительства, но только в том случае если налогоплательщик повторно представит декларацию в налоговый орган по новому месту жительства
  • налоговый орган по новому месту жительства налогоплательщика

Для сделок с 2021 года действуют новые условия декларирования доходов. Теперь не нужно подавать декларацию даже при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) и иного имущества (транспорта, гаражей и т.д.) даже раньше минимального срока владения.

С 2022 года можно не по всем сделкам с недвижимостью указывать доход в декларации 3-НДФЛ, в частности, если гражданин имеет право на налоговый вычет, который равен или больше суммы дохода от соответствующей реализации. То есть, если при продаже в 2021 году, например, квартиры за 1 млн. руб. (по иной недвижимости — 250 тыс. руб.) в 2022 году декларацию подавать не нужно, поскольку размер вычета, установленный пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, равен размеру дохода от реализации.

Очевидно, что и ранее при продаже имущества дешевле 1 млн или 250 тысяч рублей налога не возникало независимо от подтверждения расходов.

При этом нужно учитывать кадастровую стоимость недвижимости. Если доход от продажи меньше, доходом считается не сумма продажи, а 70% от кадастровой стоимости. То есть, нельзя продать квартиру за 900 тысяч по документам, если кадастровая стоимость составляет 2,5 млн рублей. Доходом все равно посчитают 1,75 млн — и придется подавать декларацию и платить НДФЛ.

Федеральным законом от 05.04.2021 N 88-ФЗ добавили еще один вид социального вычета — на физкультурно-оздоровительные услуги. Комментируемым ФЗ скорректировали порядок вступления в силу новых правил о социальном вычете на физкультурно-оздоровительные услуги: нормы начнут действовать с 1 августа 2021 года, а вот применять их можно будет к доходам, которые физлица получат начиная с 1 января 2022 года.

С 2022 года затраты на фитнес можно заявить в уменьшение налоговой базы по НДФЛ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ. Вычет можно заявить как на себя, так и на расходы на детей и подопечных до 18 лет.

Предельный размер социального вычета в целом по всем видам остался неизменным и по — прежнему составляет 120 тыс. руб.

К физкультурно-оздоровительной услуге относится деятельность, направленная на удовлетворение потребности граждан в сохранении здоровья, физподготовке и физразвитии. Она включает также проведение спортивных мероприятий. Причем спортивные организации или ИП должны быть включены в соответствующий перечень, утвержденный Минспортом.

Новый социальный вычет заявляется путем подачи налоговой декларации 3-НДФЛ с приложением подтверждающих документов.

Уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при получении материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и производных финансовых инструментов в ряде случаев. Речь идет о материальной выгоде, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 212 НК РФ.

Комментируемый федеральный закон пунктом 88 статьи 2 устанавливает правило, когда страховые взносы не нужно восстанавливать и доплачивать, а также не начисляются пени по данному платежу, правило действует для участников инновационного проекта «Сколково», когда таковые утратили статус участника по истечении 10 лет резидентства. В случае несоблюдения условий участника проекта взносы надлежит восстановить и уплатить пени.

Статья 427 НК РФ дополнена пунктом 13.1, устанавливающим пониженные ставки по страховым взносам для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых заявлен 56 ОКВЭД «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков». Причем данные преференции предусмотрены именно для компаний, пользующихся освобождением НДС, даже в случае превышения среднесписочной численности более 250 человек по данным реестра МСП. Отметим, что преференции распространяются только на представителей малого и среднего предпринимательства.

При этом важно, чтобы общепит был заявлен в качестве основного вида деятельности по ОКВЭД или ЕГРИП.

Заработают эти правила с начала 2022 года, как и освобождение по НДС, в соответствии со ст. 10 закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.

При несоответствии установленным критериям страховые взносы надлежит восстановить с начала расчетного периода и доплатить.

Причем сниженный тариф страховых взносов может применяться до значения 1500 сотрудников среднесписочной численности.

Татьяна Исайкина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Что делать Консалт»

Подробнее об изменениях в налоговом законодательстве вы сможете узнать на нашем семинаре.

НДФЛ: долевка и облигации

Принятый закон устанавливает, что минимальный срок владения квартирой, купленной по договору долевого участия (ДДУ), после которого можно не уплачивать НДФЛ, считается не с момента оформления собственности, а с момента покупки «долевки». Сейчас от уплаты НДФЛ (в размере 13%) при продаже жилья освобождены физические лица, владевшие им минимальный срок. При наследовании, дарении, приватизации, договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья минимальный срок составляет три года, для всех остальных случаев — пять лет. В итоге минимальный срок владения для квартир, купленных по ДДУ, начинал отсчитываться с момента оформления их в собственность (сдачи дома), а не с момента оплаты по договору ДДУ.

Функции налогового агента по НДФЛ при покупке любых облигаций, совершенных с использованием инвестиционных платформ, возлагаются на депозитарии. Гражданам — потребителям финансовых услуг не нужно будет в этом случае подавать декларацию в налоговые органы.

Законопроект уточняет перечень компенсационных и социальных выплат, освобождаемых от НДФЛ.

Налог на прибыль: РИПы И НИОКРы

Участники региональных инвестиционных проектов (РИП) в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут лишиться права на предоставление льгот, основная из которых — льгота по налогу на прибыль.

«Коллеги, мы об этом говорили, что у нас должны быть льготы, связанные с инвестициями. Если инвестиций не делается, то надо снимать. Не выполнил обязательства по инвестициям — не может получать льготы», — пояснял ранее суть поправки глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Как сообщалось, депутаты также намерены добиться возврата компаниями недоплаченных налогов по итогам прошедших налоговых периодов в случае нарушения инвестиционных соглашений по РИП.

Читайте также:  Служба занятости обучение безработных граждан

Одновременно принятый закон позволяет компаниям получить инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и включить туда до 90% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом регионы вправе снизить предельный размер вычета, определить виды разработок, по которым могут быть предоставлены льготы.

Увеличивается пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании с физических лиц, которые при этом не являются индивидуальными предпринимателями.

С 1 июля меняются правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении признанной непредставленной налоговой декларации. Определен закрытый перечень ситуаций, когда декларация будет считаться непредставленной.

Из другого законопроекта в этот «переехала» норма о том, что не является разглашением налоговой тайны представление от ФНС оператору системы «Одно окно» в сфере ВЭД сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%.

В декларации по налогу на имущество будет необходимо указывать среднегодовую стоимость движимого имущества, при том, что сейчас данное имущество не является объектом налогообложения.

Для большинства норм срок вступления в силу — через месяц после официального опубликования.

Какие вопросы по командировкам остаются актуальными?

Льготируются имеющие отношение к служебным поездкам (п. 1 ст. 217 НК РФ):

  • Затраты на билет, в том числе электронный (письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-06/6-49), и другие оправданные расходы на проезд и провоз багажа (письмо Минфина России от 29.11.2010 № 03-03-06/1/742).
  • Суточные, не превышающие 700 руб. по РФ и 2 500 руб. за границей (письмо Минфина России от 10.02.2011 № 03-04-06/6-22). Эти же пределы применяют для сумм, выплачиваемых при однодневных поездках (письма Минфина России от 02.09.2015 № 03-04-06/50607, ФНС России от 26.03.2013 № ЕД-4-3/5200@).
  • Затраты на жилье, подтвержденные документами (письмо Минфина России от 08.08.2005 № 03-05-01-04/261, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2009 № Ф04-1948/2009).
  • Проезд в вагонах повышенного комфорта (письма Минфина России от 07.08.2017 № 03-04-06/50386, от 02.07.2015 № 03-04-06/38183) и пользование ВИП-залами (письмо Минфина России от 15.08.2013 № 03-04-06/33238).
  • Зарплата в валюте, уплачиваемая сотруднику госучреждения при работе за границей, с учетом ограничений по нормам (п. 12 ст. 217 НК РФ).
  • Суточные сверх установленных пределов (письма Минфина России от 27.03.2015 № 03-04-07/17023, от 26.12.2012 № 03-04-06/6-368).
  • Затраты на проезд, если дата убытия в командировку или возвращения из нее значительно отличается от даты, зафиксированной в приказе (письма Минфина России от 13.06.2017 № 03-03-РЗ/36418, от 21.03.2017 № 03-04-06/16282, от 07.12.2016 № 03-04-06/72892). При этом возможен вариант отъезда в полностью оплачиваемую поездку по служебным целям из места нахождения на отдыхе (письмо Минфина России от 08.12.2010 № 03-03-06/1/762).
  • Затраты, осуществленные в командировке, но не относящиеся к выполнению трудовых функций (письмо Минфина России от 22.11.2010 № 03-04-06/6-272).

О дате, на которую будут пересчитываться валютные суточные, читайте в материале «На какую дату пересчитывать валютные суточные для целей НДФЛ?».

Спорными будут ситуации:

  • Выплаты валюты вместо суточных экипажам судов загранплавания. Есть 2 рекомендации: их надо облагать, потому что это не командировка (письмо Минфина России от 20.12.2004 № 03-05-01-04/114), и не надо, потому что это компенсация, связанная с исполнением трудовых функций (постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 № Ф03-А80/06-2/1729).
  • Оплаты вознаграждения военнослужащим, участвующим в операциях за границей. С одной стороны, они резиденты, получающие выплаты в РФ, которые должны облагаться на общих основаниях, а с другой — возможно применение п. 12 ст. 217 НК РФ об освобождении (письмо ФНС России от 17.07.2009 № 3-5-03/1045@).

Что именно признается объектом

Доходом, по сути, является выплата физическому лицу, независимо от ее формы – натуральной или денежной. Например, объектом налогообложения по НДФЛ является, в частности, следующий начисленный и выплаченный физлицу доход:

  • вознаграждение за трудовую деятельность – заработная плата со всеми надбавками, премиями и прочими поощрительными выплатами, а также вознаграждения за оказанные услуги, выполненные работы по договорам ГПХ;

  • вознаграждения членам экипажей судов, плавающих под флагом РФ;

  • дивиденды от участия в деятельности российских организаций, а также выплачиваемые проценты от ИП или иностранной компании, имеющей подразделение в РФ;

  • выплаты по договорам страхования;

  • выплаты, полученные от использования авторских и смежных прав;

  • арендные платежи за переданное во временное пользование имущество;

  • от продажи имущества, в том числе недвижимого;

  • по операциям с ценными бумагами;

  • матвыгода от экономии на процентах.

Цель статьи 54.1 НК РФ и ее соотношение с иными предписаниями налогового законодательства

Письмо 2017 года указывало, что статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. В новом письме эта достаточно размытая формулировка была конкретизирована, и целью статьи стало противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счет причинения ущерба бюджетам публично-правовых образований. Таким образом ФНС выделяет основную опасность «агрессивной» налоговой оптимизации.

Также отличительной чертой нового письма является большое количество отсылок к судебной практике. Так, со ссылкой на позицию Конституционного Суда РФ, указано, что положения статьи 54.1 НК РФ направлены на конкретизацию механизмов налогового контроля для поддержания баланса частных и публичных интересов при выявлении незаконного уменьшения налоговой базы. Восприятие судебных позиций ФНС представляется логичным, поскольку почти за 3,5 года с момента введения статьи 54.1 в НК РФ сформировался достаточный объем судебной практики, а также является хорошей новостью для налогоплательщиков, поскольку реакция и действия налоговых органов становятся более предсказуемыми.

Налогообложение ЦФА и УЦП для целей налога на прибыль также различается в зависимости от того, ЦФА и УЦП являются самостоятельным объектом или средством платежа.

Если ЦФА и УЦП используются в качестве средства платежа, то для целей налога на прибыль применяются общие правила, предусмотренные НК РФ.

В случае, когда ЦФА и УЦП являются самостоятельным объектом операций, налоговая база рассчитывается как доходы от реализации ЦФА и УЦП, уменьшенные на стоимость их приобретения и суммы расходов на их реализацию. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 282.2 НК РФ налоговая база по операциям с ЦФА и УЦП определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами. Таким образом, полученный от операции по реализации ЦФА и УЦП убыток может уменьшать прибыль от операций с необращающимися ценными бумагами и деривативами и наоборот.

Еще одним важным моментом является то, что если решение о выпуске ЦФА предусматривает выплату дохода держателям ЦФА и УЦП, то такая выплата приравнивается к дивидендам. В соответствии с п. 4.5 ст. 284 НК РФ получаемый российским налоговым резидентом доход в виде выплаты по ЦФА и УЦП облагается по ставке 13%, иностранным налоговым резидентом – 15%.

Таким образом, для целей налога на прибыль к ЦФА и УЦП фактически применяются правила налогообложения с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами.

С 1 января 2019 года предприниматели, в т.ч. и бывшие, с продажи определенного имущества, которое использовали в бизнесе, могут воспользоваться освобождением и не платить НДФЛ с дохода от продажи при соблюдении определенных условий.

Изменения, имеющие налоговые последствия, внесены в п. 17.1 ст. 217 НК РФ и в другие законодательные акты о налогах и сборах Федеральными законами от 27.11.2018 года № 424-ФЗ и № 425-ФЗ.

К объектам имущества, о которых идет речь в новых законах, относятся:

— жилые дома, квартиры, комнаты, вкл. приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или доли в них;

— транспортные средства.

До 2019 года ИП могли воспользоваться льготой по НДФЛ при условии, если продали имущество, которое не использовали в предпринимательской деятельности


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *