В каких случаях забастовка может быть признана незаконной ТК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях забастовка может быть признана незаконной ТК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.

Комментарии к ст. 413 ТК РФ

1. Комментируемой статьей устанавливаются условия, при которых забастовка признается судом незаконной: нарушение сроков, порядка объявления забастовки, процедур и требований, определенных ТК. Решение суда по данному вопросу вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. С этого момента работники обязаны прекратить забастовку и приступить к исполнению трудовых обязанностей не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда органу, возглавляющему забастовку.

2. Статья 413 ТК перечисляет случаи, когда забастовка не может быть проведена. Решение по коллективному трудовому спору в подобных случаях в 10-дневный срок принимает Правительство РФ.

В комментируемой статье рассматриваются случаи, когда неначавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и определяются органы государственной власти, в компетенцию которых входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).

3. См. также п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Законное обоснование права на забастовку

Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:

  • Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
  • Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
  • Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
  • Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.

Комментарий к статье 413 ТК РФ

1. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В то же время Конституция РФ в ст. 17, признавая право на забастовку, закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ ТК перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.

3. Не допускается проведение забастовок работниками любых организаций в периоды введения военного или чрезвычайного положения.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 11 предусматривает, что на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть введено запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Если в этой ситуации возникает коллективный трудовой спор (или продолжается спор, возникший ранее введения чрезвычайного положения), то его разрешение должно быть отложено либо спор должен быть разрешен на любой стадии, кроме забастовки.

4. Запрет на проведение забастовок распространяется также на работников ряда организаций, к которым относятся:

органы и организации Вооруженных Сил РФ;

другие военные, военизированные и иные формирования и организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно ведающие вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

правоохранительные органы;

организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно обслуживающие особо опасные виды производств или оборудования;

станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Широкий перечень условий, названных в комментируемой статье, означает, что сам факт включения указанных организаций в данный перечень уже является однозначным запретом для работников этих организаций на проведение забастовок при любых условиях.

5. В комментируемой статье перечислены также организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), работникам которых проведение забастовок запрещено не категорически, а в случаях, если оно создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Это означает, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о проведении забастовки в такого рода организациях следует выяснять весь комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, сопутствующих этой стадии коллективного трудового спора. При этом необходимо совпадение двух условий: организации должны входить в указанный перечень и проведение забастовки создает угрозу обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью людей.

6. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Ряд федеральных законов вводит определенные ограничения на проведение забастовок для граждан (работников), труд которых является предметом регулирования данными законами. Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих; муниципальных служащих; авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудников федеральной фельдъегерской связи; работников ядерных установок и пунктов хранения; сотрудников милиции; военнослужащих; сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации; работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

7. Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.

8. Комментируемая статья определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.

Как констатируется в п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из положений ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также из ч. 3 ст. 413 ТК забастовка, право на которую гарантировано ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом.

Такого рода нарушения могут иметь место в случаях, когда, например, забастовка проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда она не допускается, либо она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, если не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 — 404); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 3 ст. 410); либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 5 ст. 410); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 — 8 ст. 412); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленный срок (о начале предстоящей забастовки) не позднее чем за 10 календарных дней (ч. 8 ст. 410).

Читайте также:  Сколько действительна квота на эко по ОМС в 2023 году

9. Также ТК определяет уровень судов, которые вправе признавать забастовку незаконной; перечень лиц, по заявлению которых судами рассматриваются такие дела; порядок доведения решения суда до работников; обязанности, возникающие в данном случае у органа, возглавляющего забастовку; порядок исполнения решения суда о признании забастовки незаконной.

Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

10. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Это решение доводится до работников через орган, возглавляющий забастовку. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда их представительному органу, возглавляющему забастовку.

11. В случае признания судом забастовки незаконной в связи с нарушением работниками и их представителями процедуры ее проведения последние не лишаются возможности использовать свое право на забастовку, устранив допущенные нарушения.

12. Решение суда о признании забастовки незаконной может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ГПК.

Другой комментарий к статье 413 ТК РФ

1. Положения комментируемой статьи направлены на определение случаев признания забастовок незаконными. Признание их таковыми обусловлено действием определенных обстоятельств, предусмотренных Конституцией РФ, — введение военного или чрезвычайного положения либо особых мер.

В то же время проведение забастовок недопустимо в рамках отдельных организаций и предприятий, например, в медицинских организациях, призванных оказывать экстренную помощь и обеспечивать поддержание здоровья и сохранение жизни человека. Проведение забастовок в таких организациях способно повлечь за собой значительный ущерб. В связи с этим закон определяет перечень организаций, для которых забастовка недопустима и априори незаконна в силу особого характера их деятельности. К таким субъектам относятся организации, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (т.е. осуществляющие деятельность в сфере энергообеспечения, отопления и теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, авиационного, железнодорожного и водного транспорта, связи, здравоохранения), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Ограничение проведения забастовок может быть связано с иными условиями, но в качестве обязательного требования закон предусматривает необходимость обязательного нормативного закрепления такого ограничения, причем реализовано оно может быть исключительно в федеральном законе. При наличии специального законодательного предписания забастовка признается незаконной, и ее проведение не допускается в рамках субъектов, относящихся к соответствующей категории. Аналогичным правом наделено и Правительство РФ в целях обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий. Реализация такого права осуществляется в рамках специального подзаконного нормативного акта.

Препятствием для проведения забастовки могут выступать и угрозы жизни и здоровью людей, т.е. высшей ценности в российском государстве, в связи с чем такая забастовка должна быть приостановлена либо отложена, если она была объявлена, но не начата.

2. Относительная незаконность забастовки может быть обусловлена действием определенных обстоятельств или совершением определенных действий ее организаторами. В частности, положения комментируемой статьи отражают частный случай относительно незаконной забастовки — нарушение сроков, процедур и требований объявления забастовки, установленных ТК РФ.

Относительный характер проявляется в том, что при условии соблюдения сроков и иных требований такая забастовка является законной, факт их несоблюдения превращает ее в незаконную, т.е. статус данной формы урегулирования спора напрямую зависит от порядка осуществления деятельности ее участниками, и в первую очередь, организаторами.

3. Единственным органом, к компетенции которого отнесено признание забастовки незаконной, является суд общей юрисдикции. Значимость принимаемого судом решения свидетельствует о том, что данная категория дел не может быть рассмотрена мировым судьей. Причем закон предусматривает специальную подсудность дел — судам субъекта РФ, минуя районные (городские) суды. При этом суд субъекта РФ по такому делу выступает в качестве первой инстанции.

Порядок производства в первой инстанции устанавливается ГПК РФ. В большинстве своем положения комментируемой статьи трансформируют отдельные процессуальные положения в ее нормы, например, обязанность уведомления работников о принятом судом решении. ГПК РФ рассматривает информационную обязанность в более широком смысле, указывая не только на необходимость уведомления, но и привлечения к участию в деле. В связи с этим нормы комментируемой статьи носят частный характер, и в рамках судебного разбирательства следует непосредственно руководствоваться нормами ГПК РФ.

Истцом в таком процессе выступает работодатель или прокурор в порядке осуществления надзора за соблюдением норм трудового законодательства. Следует особо обратить внимание, что решение суда подлежит немедленному исполнению, т.е. изменен общий порядок вступления в силу судебного акта — через 30 дней с момента его вынесения судом, что одновременно предполагает ряд особенностей и в процедуре обжалования такого акта.

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Комментарий к ст. 413 TК РФ

1. Право на забастовку, гарантированное ст. 37 Конституции РФ (см. комментарий к ст. 398 ТК), может быть ограничено только законом.

2. Статья 413 ТК, определяя, какие забастовки считаются незаконными, исходит из положений ст. 55 Конституции РФ о той мере, в какой возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина.

3. Полный запрет на проведение забастовок работниками, работающими у любого работодателя, может устанавливаться на основании ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277).

4. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375) на территории, на которой на основании указа Президента РФ введено военное положение.

5. Являются незаконными и не допускаются забастовки в органах и организациях, перечисленных в п. п. «а» и «б» ч. 1 ст. 413 ТК РФ, поскольку проведение в них забастовок может создавать угрозу безопасности и здоровью людей.

6. Право на забастовку некоторых категорий работников (государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников милиции, работников профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, ядерных установок или пунктов хранения и др.) может быть ограничено федеральным законом.

7. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).

Читайте также:  Взаимозачет при продаже и покупке квартиры в один

8. Забастовка признается незаконной по заявлению работодателя или прокурора на основании решения суда, подлежащего немедленному исполнению, которое доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку.

9. На условиях и в порядке, которые установлены в заключительной части ст. 413 ТК, забастовка может быть отложена либо приостановлена судом.

10. В особых случаях решение о приостановлении забастовки может быть принято Правительством РФ.

Незаконные забастовки

О незаконных забастовках и о причинах признания их таковыми говорится в 413-й статье Трудового кодекса.

Основанием признания забастовки незаконной является ее организация без учета:

  • требований закона;
  • установленной процедуры;
  • срока проведения акции.

Признание забастовки незаконной неизбежно, если она проводится:

  • в условиях военного положения / чрезвычайной ситуации;
  • сотрудниками организаций, отвечающими за жизнеобеспечение населения (например, работниками коммунальных служб).

В данной статье ТК перечислены и представители иных профессий, которым не разрешается бастовать. В частности, на вопрос, имеют ли право военнослужащие участвовать в забастовках, она отвечает отрицательно. Также его лишены сотрудники:

  • МЧС;
  • правоохранительных органов;
  • станций неотложной и скорой помощи;
  • опасных производств.

Понятие забастовки рассматривается с двух позиций. Первая признает забастовкой прекращение регламентированной производственной деятельности по причине внешних или внутренних конфликтов интересов. Второй подход склоняется к тому, что не все формы массового протеста можно считать забастовкой. На практике имеют место быть иные скрытые формы сопротивления против действий или бездействий руководящего состава.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора определяется следующими характеристиками:

  • Массовое приостановление производственной деятельности на неопределенный срок;
  • Временное прекращение работы, по истечение срока которого сотрудники возвращаются на рабочие места;
  • Коллективная сплоченность, общность интересов и практические шаги по их защите;
  • Стремление повлиять на принятие важных решений.

Процедура объявления временного отказа от работы

На основании ст. 410 ТК РФ объявление забастовки производится не одномоментно, а в целой процедуре:

  1. Уполномоченный на разрешение коллективных трудовых споров представительный орган трудящихся созывает собрание (конференцию) сотрудников и вносит на рассмотрение предложение о проведении забастовки. Обязанность предоставить помещение и обеспечить иные нужды трудящихся возлагается на нанимателя.
    В определении СКГД ВС от 23.03.2012 № 33-Г12-3 поясняется, что из данной нормы следует правило, согласно которому представительный орган не вправе принимать решение об объявлении забастовки, а управомочен только предложить собранию или конференции сотрудников рассмотреть данный вопрос.
    Существует единственное исключение: когда невозможно созвать конференцию или собрание, представительный орган и утверждает свое решение, собрав подписи большей половины работников.
  2. Перед началом обсуждения число присутствующих работников должно достигнуть кворума:
    • 50% + 1 работник от числа всех сотрудников при созыве собрания;
    • 2/3 делегатов при конференции.
      При этом, как указано в определении СКГД ВС РФ от 09.04.2009 № 59-Г09-6, ТК имеет в виду общее, а не поэтапное присутствие сотрудников.
  3. Проводится обсуждение выдвинутого вопроса. Порог для одобрения — голоса половины присутствующих трудящихся. После этого обсуждение решения об объявлении забастовки оформляется по предусмотренным ТК правилам.
  4. Работодатель письменно извещается о предстоящем отказе от работы за 5 рабочих дней до его начала. Предоставлять наряду с извещением протокол собрания работников не требуется (решение Ленинградского облсуда от 13.02.2007 № 3-41/2007).
    Срок извещения увеличен в ситуации, когда отказ объявляет профсоюз. В этом случае уведомление направляется за 7 рабочих дней.
    ИНТЕРЕСНО! В определении СКГД Верховного суда от 18.04.2008 № 45-Г08-9 указано, что информация о начале предстоящей забастовки предоставляется организации, и именно ее исполнительному органу. Если требования работников вручены непосредственному руководителю, к примеру директору филиала, он обязан передать полученные сведения органам управления юридического лица.
  5. Наниматель извещает о предстоящей забастовке госорган, занимающийся урегулированием коллективных трудовых споров.

Забастовки — противоречия

На сегодняшний день право на забастовку во всех демократических странах приобрело статус основного права. В разных странах варианты закрепления этого права различны. Оно прописано в национальных конституциях, иных законодательных актах либо основано на международных актах или общих принципах права. Вместе с тем, вопросы «забастовки» в разных странах решаются по-разному. Хотелось бы отметить тот факт, что законодательство целого ряда стран допускает как право работников на забастовку, так и право работодателей на ответные действия – локауты.

Указанный подход основан на признании равноправия сторон (работников и работодателей) и характерен для многих развитых стран (например, США, Канады, Германии, Скандинавских стран и др.). В странах южной Европы таких как, Италия, Португалия и Греция, ситуация обратная.

Идея равноправия сторон в трудовых отношениях отвергается, признается, что работники менее влиятельны и экономически слабее работодателей. Следовательно, работники имеют право на забастовку, а работодатели права на локаут не имеют.

Вместе с тем, право на забастовку не является безграничным и может осуществляться только в определенных пределах. Таким образом, проводится деление забастовок на законные и незаконные, на официальные (санкционированные соответствующим профсоюзом) и неофициальные. Работодатель пытаясь обезопасить себя зачастую включает в коллективный договор обязательство сторон воздерживаться от забастовки или локаута на время его действия. Так называемый пункт об отказе от забастовки либо пункт о сохранении общественного спокойствия.

Статья 413. Незаконные забастовки

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 61] [Статья 413]

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу.

Забастовка как средство решения трудовых конфликтов

Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.

Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.

Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.

В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.

Читайте также:  Регистрация авто в ГАИ в 2023 году

Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:

  1. Определение забастовки как законные действия работников;
  2. Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
  3. Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
  4. Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.

При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.

Это тоже важно знать:
Какова продолжительность сверхурочной работы для работников

Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.

Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.

При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.

Право проведения забастовки гарантирует следующие юридические возможности:

  1. Свободное обсуждение вопроса о проведении забастовки и возможность независимого принятия решения об участии в ней;
  2. Предоставление возможности свободно решать вопрос о форме и длительности проведения забастовки, а также о свободе обсуждения о выдвигаемых работодателю требованиях и осуществлении минимального выполнения обязательных работ;
  3. Беспрепятственное проведение забастовки и обеспечение общественного порядка без нарушения прав гражданских лиц, не участвующих в забастовке;
  4. Остановить проведение забастовке, если так было решено органом, который ее возглавил;
  5. Пользоваться гарантиями со стороны государства, среди которых: сохранение рабочих мест за теми, кто участвует в забастовке, запрет на локаут, запрет на привлечение к дисциплинарное ответственности тех, кто принял решение участвовать в забастовке.

Работающие граждане, как их представители, могут начать организацию забастовки в следующих случаях:

  1. Примирительные действия не привели к разрешению трудового конфликта;
  2. Работодатель не принимает участие в примирительных действий;
  3. Работодатель не следует договору, который был достигнут после разрешения коллективного трудового спора;
  4. Стороны коллективного трудового конфликта не пришли к соглашению о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

Стоит отметить, что представители со стороны работодателя не имеют право на организацию и участие в забастовке.

Возможность осуществления прав на проведение забастовки закон связывает с наличием оснований, которые подтверждают невозможность урегулирования спора другими средствами.

Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (согласно статьям 410-412 ТК России), и при соблюдении некоторых условий. Одним из самых важных условий, в этом случае, является необходимость проведения предварительных примирительных действий. Позиция российского законодателя, который установил необходимость принимать примирительные меры до объявления забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность собственности работодателя, совпадает с представлениями МОТ о правильной реализации права на забастовку. Комитет по свободе ��бъединения МОТ считает обоснованными следующие условия для подготовки и осуществления забастовки:

  1. Установление необходимости в предварительном предупреждении о проведении забастовки;
  2. Обязанность предварительного осуществления примирительных мер;
  3. Наличие кворума и подтверждение решения о проведении забастовки большинством компетентных работников;
  4. Обязанность принять решение о проведении забастовки через проведение анонимного голосования;
  5. Принимать меры, которые предупреждают несчастные случаи и гарантируют безопасность проведения акции;
  6. Обеспечение выполнения минимального объема работ во время проведении забастовки в жизненно-важных отраслях;
  7. Обеспечении свободы принятия решения для работников, которые не хотят участвовать в забастовке.

В силу того, что забастовки в РФ являются большой редкостью, дела о них до ВС РФ тоже доходят не часто. В качестве примера можно указать на определение по делу № 43 Г04-21, которое рассматривалось СК ВС ещё 2 июля 2004 года. В роли кассатора выступала первичная профсоюзной организации работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России государственного предприятия «Ижавиа». Предупредительную забастовку, организованную этой организации, признал незаконной ВС Удмуртской Республики. Это решение пыталась опротестовать профсоюзная организация, но своего не добилась. Коллегия ВС РФ признала решение ВС Удмуртской Республики правильным, а в качестве причины указывались нарушения, допущенные организаторами.

В ВС РФ отметили, что нормы по поводу процедуры объявления и проведения забастовки определены в ТК РФ и ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Они являются императивными и не полежат расширительному толкованию, в связи с чем ссылка кассатора на Положение ППО ПРИАС ГП «Ижавиа», согласно которому профсоюзному комитету первичной профсоюзной организации предоставлено право на организацию и объявление забастовок, не может быть признана состоятельной и, следовательно, не является основанием к отмене решения суда.

Смысл же определения сводится к тому, что сложная процедура организации забастовки, предписанная ТК РФ, должна быть соблюдена полностью. Если какое-то из положений не выполнено или выполнено с нарушениями, то и объявлять забастовку на законных основаниях нельзя.

Регулирование проведения забастовок

Право на забастовку, которое гарантируется Конституцией, может быть лимитировано только со стороны федерального законодательства. Согласно третьей части статьи 55 Конституции России, права и свободы человека и гражданского лица могут быть ограничены федеральным законодательством только в рамках защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, а также обеспечения безопасности страны и ее обороны.

Замечание 7

На данный момент в России нет судебной практики, которая касалась бы запрета забастовок на основании угрозы конституционному строю страны; другими словами – политических забастовок. Это положение активно воспринимается и поддерживается работающими лицами как принятие законодателем идеи о забастовке в виде мирного способа разрешать споры.

Забастовки, которые представляют угрозу жизни и здоровью третьих лиц, являются незаконными. Например, незаконной была признана забастовка водителей автомобилей «Скорой помощи» в Свердловской области, потому что, по решению областного суда, создалась реальная угроза жизням жителей в случае неисполнения водителями своих должностных обязанностей.

Чем гарантировано право на забастовку? – Предприятие Инфо

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

  • а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  • б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *