Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление в суд на налоговую инспекцию физическим лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.
Куда подавать иск и сколько составляет госпошлина?
Например, гражданин Петров Василий имеет спор по налогам с ИФНС Советского района г. Челябинска — значит, ему нужно идти в Советский районный суд г. Челябинска. А вот если бы Вася имел статус предпринимателя, то пошел бы в Челябинский арбитраж.
Перед подачей иска в суд не забудьте направить его в налоговую инспекцию. Лучше всего посылать исковое заявление с обратным уведомлением и описью вложения. Копию чека об отправке приложите к документам для суда.
Если вы хотите подавать иск как гражданин или предприниматель, то за оспаривание решения налоговой вам нужно заплатить 300 рублей. В случае отправки такого заявления организацией госпошлина выше — 2 тысячи рублей.
Подготавливая иск в суд на налоговую инспекцию, не пропустите срок давности. Он составляет 1 год с момента вынесения оспариваемого решения.
В статье мы рассказали общие условия подачи иска в ИФНС. Но в каждом деле бывают свои нюансы. Если вы хотите выиграть суд, советуем нанять опытного юриста. А заказать такие юридические услуги у проверенной компании вы можете на нашем портале.
Как подать в суд на налоговую инспекцию?
Для начала компании следует выяснить в ФНС причину блокировки счета путем получения копии соответствующего решения. Если решение было вынесено справедливо, фирме следует исполнить требования налоговой – уплатить налог, предоставить декларацию и т.д. После получения доказательств исполнения обязанности налогоплательщиком ФНС снимает блокировку в течение 2 дней.
Если в течение указанного срока налоговая не разблокировала счет (сделала это с опозданием), либо решение о «заморозке» было принято незаконно, компания вправе взыскать неустойку за каждый день ограничения операций по счету.
А вот с возмещением убытков сложнее: даже если решение ФНС о блокировке было отменено, фирма самостоятельно должна обратиться в суд и представить доказательства того, что именно действия налоговой привлекли к возникновению убытков. Чтобы суд встал на сторону компании, ей необходимо доказать:
- существование убытков и их величину;
- противозаконный характер действий сотрудников налоговых органов;
- причинно-следственную связь между наступившими убытками и действиями налоговиков.
Кто может быть инициатором?
Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:
- налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
- налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.
Почему сама Налоговая Служба подает иски на компании?
В основе исков ФНС в адрес юридических лиц лежит неисполнение требований органа. К примеру, в ходе налоговой проверки инспекторы ведомства обнаружили существенные разночтения в отчетности и первичной документации компании, что нашло отражение в уменьшенной налоговой базе. В качестве «смягченного» предупреждения сотрудники ФНС наложили на компанию штраф в размере 50000 рублей за нарушения в области сдачи отчетности. Руководство организации решило проигнорировать требования Фискального органа и продолжило работу в штатном режиме. Есть такая поговорка: «Налоговая никогда не забывает тех, к кому пришла один раз»… Второй визит «налоговиков» не заставил себя долго ждать, после чего был наложен больший штраф за неисполнение административных обязательств. В конечном итоге стороны вопроса встречаются в суде, т.к. ФНС подала иск на компанию в связи с целым комплексом нарушений. В этом деле фирму ожидает практически 100%-ный провал, т.к. правомочность действий инспекторов очевидна и доказательству не подлежит.
Есть еще один способ списать долги. Допустим, человек оказался «по уши» в долгах перед государством. Это происходит тогда, когда он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, его бизнес прогорел, оставив о себе одни лишь воспоминания в виде долгов по налогам.
После чего человек решает прекратить статус индивидуального предпринимателя и отвечать по налогам как физическое лицо.
Если вы задаетесь вопросом: «зачем нужен такой «финт»?», отвечаем — для того, чтобы после процедуры банкротства заново начать свой бизнес с чистого листа и не ждать пока пройдет 5-ти летний срок запрета на повторную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Итак, если налоговая инспекция законно и обоснованно начислила вам непомерные налоги, и срок взыскания по которым, еще не истек, у вас остается два выхода.
Подведомственность и подсудность налоговых споров
Правильный выбор судебного органа, компетентного рассматривать возникший между налогоплательщиком и налоговым органом спор, является важной предпосылкой оперативности и эффективности судебной защиты прав налогоплательщика.
В настоящее время, после принятия и вступления в действие НК РФ, новых АПК РФ и ГПК РФ, в вопросах разграничения подведомственности налоговых споров произошли существенные изменения.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного, а также в предусмотренном федеральным законодательством порядке нормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты либо действия или бездействие нарушают их права.
При этом ст. 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
В пункте 21 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции — в порядке, предусмотренном ГПК РФ и Законом РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Таким образом, дела с участием организаций и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от вида обжалуемого акта налогового органа подведомственны арбитражным судам, а дела с участием физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Наибольшие сложности на практике вызывает вопрос об оспаривании нормативных правовых актов различных государственных, региональных и местных органов, ущемляющих права и интересы налогоплательщиков. В этой связи обратите внимание на следующее. По общему правилу, установленному ст. 29 АПК РФ и ст. 22 ГШС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов государственных и иных органов отнесены к компетенции (подведомственности) судов общей юрисдикции.
Арбитражным судам дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны только в том случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции арбитражных судов (часть 1 ст. 29 АПК РФ)
В настоящее время применительно к налоговым спорам это всего лишь одна разновидность нормативных правовых актов ~ нормативные правовые акты налоговых органов (ст. 138 НК РФ).
Нормативные правовые акты иных органов (федерального, регионального и местного уровня), хотя они и касаются вопросов налогообложения, в арбитражных судах на сегодняшний день оспариваться не могут.
В отличие от дел по оспариванию нормативных правовых актов все дела об оспаривании организациями — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ненормативных правовых актов любых государственных, региональных и местных органов (а не только налоговых), решений и действий (бездействия) их должностных лиц подведомственны арбитражным судам.
Судам общей юрисдикции эти дела вообще не подведомственны (часть 3 ст. 22 ГПК РФ).
Довольно часто на практике возникает вопрос о подведомственности арбитражным судам дел с участием индивидуальных предпринимателей в тех случаях, если спор, связанный с исчислением подоходного налога, не связан с предпринимательской деятельностью гражданина.
Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 1 информационного письма № 42 от 21.06.99 г. «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора».
По общему правилу подсудности (ст. 35 АПК РФ) заявление (иск) по налоговому спору предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, с которым у налогоплательщика возник спор.
Однако у этого правила есть исключение: дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов МНС России (ныне — Федеральной службы по налогам и сборам) подсудны исключительно Высшему Арбитражному Суду РФ (часть 1 ст. 34 АПК РФ).
Кроме того, действующий АПК РФ содержит ряд правил, позволяющих налогоплательщику законным образом перенести рассмотрение налогового спора в тот арбитражный суд, правоприменительные подходы и практика разрешения аналогичных споров которого более предпочтительны.
Это обусловлено тем, что складывающаяся в настоящее время практика разрешения сходных налоговых споров (особенно по вопросам права) различными арбитражными судами, в первую очередь федеральными арбитражными судами округов, существенно различается.
Данная задача может быть решена либо на основе упоминавшейся выше части 2 ст. 34 АПК РФ, либо на основе части 2 ст. 36 АПК РФ, в соответствии с которой иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков.
О видах споров в суде и особенностях подачи иска
Согласно действующему законодательству, в РФ различают три типа гражданского судопроизводства.
- По делам, возникающим на основе административно-правовых отношений — процесс инициируется подачей жалобы.
- Исковое судопроизводство — процесс инициируется подачей иска в суд.
- Особое судопроизводство — процесс инициируется подачей заявления.
Если права и свободы гражданина ущемлены, он становится участником искового производства, подавая исковое заявление в суд. Судебные разбирательства могут инициироваться по множеству поводов и причин, инициатором процесса может быть как рядовой гражданин, так и государство, в лице налоговой службы и других госучреждений.
Так что судебные споры в Российской Федерации бывают таких видов:
- нарушение разного рода договоров и соглашений;
- признание прав собственника или же напротив, их оспаривание;
- нанесение ущерба;
- возвращение имущества, которым незаконно владеет ответчик;
- защита собственных владений;
- кондикционные иски — основанные на обогащении без законных на то оснований;
- превентивные иски.
Но виды судебных споров и процесс их рассмотрения можно распределить и по другим группам, в зависимости от причины подачи иска и состава участников разбирательства:
- семейные;
- налоговые;
- земельные;
- жилищные;
- экономические;
- корпоративные;
- наследственные.
Подобные судебные разбирательства могут возникать на основе защиты прав потребителей, а также трудовых, семейных или жилищных правовых отношений. Но стоит помнить: если вы намерены оспорить действия или бездействие чиновников либо признать недействительным нормативный или ненормативный акт, то ваш судебный спор уже не относится к категории гражданских судебных споров, со всеми вытекающими.
Вступление судебного решения в силу
Но не стоит думать, что судебное решение вступает в силу с ударом молотка. У сторон разбирательства есть время на его обжалование. Этот срок насчитывает 10 дней, в течение которых необходимо подать апелляционную/кассационную жалобы. Если все будет сделано правильно, и ее примут, дело переходит в суд второй инстанции, в котором будет проверяться, была ли соблюдена законность при вынесении вердикта, и были ли рассмотрены все обстоятельства дела.
Но что именно происходит, когда решение суда официально вступает в силу? Как только решение приобретает характер непререкаемости, ему обязаны следовать все участники процесса, и суд, огласивший вердикт, уже не сможет изменить его. Другими словами, проигравшая сторона должна выполнить требования, предъявленные судом, иначе ее ждут проблемы с законом.
Главным рычагом влияния в подобной ситуации являются действия судебных приставов. Именно исполнительная служба обязана вынудить проигравшую сторону реализовать свои обязательства перед истцом, причем приставы вправе пользоваться решительными методами:
- отправка сигнала на рабочее место (если речь идет о выплате задолженности);
- опись движимого и недвижимого имущества, чтобы впоследствии продать его и погасить задолженность.
Я не согласен с определением суда, поскольку положение пункта 2 статьи 254 ГПК РФ, позволяют подавать подобные заявления как по месту нахождения государственного органа, решение которого оспаривается, так и по месту проживания гражданина, права которого нарушены.
В вашем случае судья немного ошибся. Намеренно или по незнанию, не важно. Общие правила, о которых он написал в определении, в данном случае значения не имеют. По статье 254 (пункт 2) Гражданского процессуального кодекса иск об оспаривании решения налоговой инспекции (как органа государственной власти) может быть подан как по месту проживания истца (то есть вас), так и по месту нахождения ответчика (то есть налоговой инспекции). Право выбора суда принадлежит истцу (то есть вам). Чтобы не быть голословными приведем цитату из этой статьи:
Какими документами дополнить судебный иск?
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом ().
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 .
Заключение от 35 000 р. Подготовка возражений на акт налоговой проверки Документ от 25 000 р. 2 000 р. за каждый эпизод, начиная со второго 10% за сложность 5% за срочность Помощь при рассмотрении материалов налоговой проверки в налоговом органе Выезд сотрудника от 10 000 р. (3 часа) 2 000 р.
за каждый дополнительный час (по Москве) Анализ нарушений Решения налогового органа по результатам ВНП, прогноз Консультация устно от 5 000 р. в час Заключение от 25 000 р. 2 000 р. за каждый эпизод, начиная со второго 10% за сложность, но не более 55 000 руб. Подготовка апелляционной жалобы на Решение налогового органа по результатам ВНП Документ от 25 000 р.
2 000 р. за каждый эпизод, начиная со второго 10% за сложность 5% за срочность Анализ материалов внеплановой налоговой проверки и подготовка заключения Документ от 35 000 р. 2 000 р.
Какие это документы?
- Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу иска;
- Любые документы, которые подтверждают законность требований истца;
- Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП;
- Доверенность, заверенная у нотариуса (при подаче заявления через представителя);
- Копии предыдущих судебных решений;
- Документы, подтверждающие попытки досудебного урегулирования конфликта (жалоба в налоговую инспекцию);
- Выписка из ЕГРП или ЕГРИП для юридических лиц и предпринимателей.
Заявление о выдаче справки об отсутствии задолженностей
Если вы собираетесь оформить ипотеку, то с вас попросят справку об отсутствии долгов перед госбюджетом. Её выдаёт именно территориальный налоговый орган. Чтобы вам выдали такой документ, понадобится написание соответствующего заполнения. Или уже заполнение готового образца, который вы без труда найдете на просторах глобальной паутины.
Если вы собираетесь написать такое заявление от руки, то в его теле следует указать: «Прошу выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на текущую дату». Само собой, вместо «текущей даты» нужно подставить число, месяц и год, в которые пишется заявление. Также обязательно укажите способ получения желанной справки — её могут либо выдать в отделе ФНС, либо прислать почтой. Ну а в нижней части заявления желательно написать о том, для чего вам необходима справка.
Как составить исковое заявление в суд на налоговую?
Заявление-иск должно содержать следующую информацию:
- шапка заявления которая включает в себя: имя суда, куда посылают иск; ФИО истца, его адрес по почте и телефонный номер; ФИО ответчика, его адрес по почте и телефонный номер
- описательная часть заявление. Здесь Вы раскрываете обстоятельства вашего дела, а также указываете нормативное обоснование законности ваших требований
- описание исковых требований – то есть предмет вашего заявления
- список приложенных документов и прочего с включением в него документа об оплате судебного сбора, если таковой предусмотрен
- в заявлении обязательно должна присутствовать дата написания и подпись истца
Суд может вернуть заявление, если не были соблюдены порядки, если спор неподсуден данному суду, если истец не дееспособен в судебных процессах и на других законных основаниях или оставить его без действий. Чтобы иск успешно приняли, необходимо устранить то, из-за чего его не приняли в первый раз. Обязательно прислушайтесь к нашим рекомендациям, чтобы не столкнуться с данными проблемами.
Как подать в суд на налоговую инспекцию
Если налоговый орган принял неверное решение или допустил ошибку в своей работе, что сразу же сказалось на вас как на налогоплательщике, то не стоит бояться обращения с жалобой в суд или иную контролирующую организацию.
Судебная практика по налоговым спорам вносит существенные поправки в работу ФНС и позволяет ей корректировать свою деятельность в точном соответствии с текущими требованиями закона.
Обычно необходимость подачи судебного иска на налоговую возникает в случае, когда решение вышестоящего налогового органа полностью или частично не удовлетворило налогоплательщика. И в этой ситуации крайне важно знать о сроках рассмотрения иска, основных этапах этой процедуры и ее правильном документальном сопровождении.
Как бороться с налоговой?
Существует достаточно много способов добиться справедливости, и метод защиты ваших интересов целиком зависит от того, какая именно ситуация произошла. В любом случае жаловаться вы можете как в различные уровни самой налоговой, так и в суд.
Самый простой способ подать жалобу — сделать это прямо в отделении. Для этого нужно обратиться к руководителю отделения с устной или письменной просьбой. Устное обращение хорошо тем, что не требует ничего составлять или подписывать, однако такую жалобу следует подавать только в том случае, если нарушение незначительно и не требует проверок. Если же произошло более значимое событие, то можно составить жалобу в свободной форме. Однако поступить так можно только в том случае, если были затронуты права гражданина — в случае проблем в работе самой налоговой такое обращение не подойдет.
Если вы столкнулись именно с нарушением работы, неправильными подсчетами или бездействием, то вам стоит отправить письменное обращение в УФНС — главный отдел налоговой службы, который уполномочен рассматривать обращения граждан, связанные с различными проблемами. Передать обращение туда можно как по почте, так и лично. Однако подготовить его достаточно сложно. Вам обязательно потребуется указать номер операции, с которой возникли проблемы, уполномоченных лиц, которых вы считаете виновными, а так же очень четко обосновать вашу позицию. В целом, обращения в УФНС достаточно для того, чтобы решить любую спорную ситуацию, однако жалоба не дает вас 100% гарантии. Так что если вам не смогли ничем помочь, то обращаться следует в суд.
Когда можно подать на налоговую в суд?
Вообще, есть масса оснований, чтобы подать на налоговую инспекцию в суд. Это могут быть как ненормативные акты, изданные ИФНС, так и действия/бездействия инспекторов. В том числе, выраженные в:
- отказе в возврате излишне уплаченного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога;
- принятии решения об остановке операций по счетам;
- направлении требования о доплате налога, уплате пеней и штрафов;
- принятии решения о взыскании налога без должных на то оснований;
- отказе в регистрации юр. лица или ИП, предъявлении непредусмотренных законом требований;
- действиях по истребованию у налогоплательщика документов;
- действий по осмотру помещений налогоплательщика;
- отказе в предоставлении налогового вычета и в иных случаях.
Порядок и сроки рассмотрения заявления
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.
Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):
- осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
- устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.