Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда без тахографа и карты водителя в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Типы нарушений за управление ТС без тахографа
Законодательство касается не только вопросов использования аппарата, но и режимов работы и перерывов. Согласно правилам автомобиль не должен находиться в пути более 10 часов. А каждые 5 часов необходимо производить отдых, длительностью не менее 45 минут.
Все периоды езды и остановок фиксируются прибором. Причем подделать данные невозможно – они записываются в зашифрованном виде. По результатам записи контролирующий орган может определить, как шофер соблюдал установленные правила. При их нарушении выписываются штрафы.
Важным является следующий вопрос – какой штраф за езду без тахографа назначают при его поломке. Ведь разобраться в принципе работы устройства может только мастер.
В подобных случаях не стоит нарушать маршрут следования. Необходимо выполнить задание, а только потом направиться в пункт ремонта или замены. Но если не предпринять таковых действий, то это будет считаться нарушением закона. И тогда водитель или владелец авто облагается штрафом, размер которого зависит от отягчающих обстоятельств и от того, физическим или юридическим лицом совершено нарушение.
Из вышеизложенного следует, что управляющему транспортным средством необходимо тщательно следить за состоянием аппарата во избежание непредвиденных денежных расходов.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Какой предусмотрен штраф за езду без тахографа?
С момента введения закона до 2021 год езда на коммерческом транспорте без тахографического контроля считалась административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Но также если более детально разобраться, то за езду без тахографа несет ответственность не только лицо, управляющее грузовым ТС, но и непосредственно работодатель. Это объясняется тем, что каждое коммерческое ТС и водитель должны быть проверены на соблюдение обязательных регламентов транспортировки грузов и пассажиров.
На нашем сайте доступна юридическая консультация бесплатно онлайн и круглосуточно:
Помимо этого, нарушение установленного графика лицом, которое управляет ТС, также влечет ответственность. То есть согласно ПДД человек может беспрерывно управлять автомобилем не более девяти часов, что собственно и контролирует тахограф. Именно поэтому если отсутствует прибор или не соблюдаются установленные правила, будут применены следующие меры ответственности:
- За отсутствие прибора будет возлагаться денежный штраф на следующих лиц:
- На лицо, которое управляет ТС от 1 до 3 тысяч рублей;
- Руководителя поездками от 5 до 10 тысяч рублей;
- Юридическое лицо от 15 до 30 тысяч рублей.
- При несоблюдении установленного режима штраф от 1 до 3 тысяч рублей.
Также ответственность возлагается, если он находится в выключенном или неисправном состоянии. Инспектором дорожного регулирования также может быть выписан штраф за отсутствие карты тахографа.
Помимо этого, каждое устройство контроля должно соответствовать установленным регламентам, согласно действующему законодательству. К данным требованиям относятся следующие:
- К прибору обязательно должна прилагаться специальная карточка с чипом, а также датчик движения.
- В устройстве должны быть интегрированы GPRS и GPS модуль, работающие на прием и отправку сигналов (в отечественных устройствах может быть интегрирован ГЛОНАСС).
- Пломба на корпусе не должна быть поврежденной.
- На шурупах, которые скрепляют корпус прибора не должно присутствовать каких-либо повреждений (даже мельчайшей царапинки).
- Звук, а также индикаторы тахометра должны функционировать без каких-либо дефектов.
Все вышеперечисленные нормы регламентированы на законодательном уровне.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Таким образом, при ответе на вопрос, нужен ли этот прибор на личный грузовик, основные рекомендации заключаются в следующем: установка данных устройств обязательна, за редкими исключениями, которые перечислены выше.
На сегодняшний день Министерство перевозок и транспорта уже занимается подготовкой федерального законодательства, основные положения которого будут регулировать деятельность физических и юридических лиц, которые занимаются перевозками, а также частных владельцев грузовых автотранспортных средств. К подобному положению автомобилисты относятся по-разному, тем не менее, основное предназначение такого закона о тахографах способно благосклонно отразиться на общей транспортной ситуации в стране. Приборы такого плана довольно эффективно контролируют скорость передвижения, оптимизируют время отдыха и работы, маршрут и рассчитывает заработную плату. Автолюбителям рекомендуется узнать, нужна ли установка тахографа на личный транспорт и позаботиться о наличии подобного приспособления.
Первоначальные данные
По принципу работы тахографы можно сравнить с черным ящиком, устанавливаемым в самолетах, ведь он тоже хранит информацию о движении транспорта и особенностях этого процесса.
Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.
Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.
Кроме того, водитель должен знать о том, что если у него в кабине не будет такого прибора, он будет неисправен или использоваться не так, как требуется законом, то ему назначат наказание.
Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.
Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2021 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2021 |
Тахограф — профессиональное техническое оборудование, разработанное для диагностики и фиксирования основных показателей: времени, скорости и расстояния, пройденного конкретным ТС. К тому же оно контролирует и такие параметры, как время осуществления трудовой деятельности и отдыха человека, находящегося за рулем авто. Изначально данный прибор разрабатывался для снижения процента ДТП на территории Европы по причине человеческого фактора. И результаты оказались вполне приемлемы. За счет нормирования рабочего времени и ограничения скорости движения самого транспортного средства удалось сократить число аварий. Единственным недостатком соблюдения такого режима труда и отдыха водителей приводит к снижению эффективности эксплуатации транспортного средства, что экономически невыгодно, однако, это позволяет существенно снизить степень риска и аварийность на дороге.
Штраф за тахограф 2022 — 2022
В связи с шумихой, поднятой вокруг тахографа и планируемых нововведений, у многих возникают вопросы:
какие штрафы планируются за тахограф в 2022 году? Есть ли новые штрафы?
Актуальна и тема про штраф в 50 тысяч рублей с 1 ноября 2022 года. Давайте вместе разберемся. Разложим по полочкам. Как вы помните, режим труда и отдыха водителей собираются перевести в разряд правил дорожного движения, таким образом, кардинально меняя общую картину поездок на автотранспорте. Смотрите: я обычное физлицо, должна поставить тахограф на свой грузовик. Это значит, я должна буду соблюдать режим труда и отдыха: ведь суть тахографа в том и состоит, иначе нафига он нужен?
Но смотрите, какая фишка. Минтранспорта конечно внесло поправки в ПДД, касающиеся установки тахографа для физических лиц. Но эти поправки так и не были приняты. То есть, 1 ноября наступило, тахографа у меня нет, штрафовать меня не за что.
С 1-го ноября 2022-го года тахографами должны быть оснащены и грузовые автомобили массой от 3,5 тонн, принадлежащие физическим лицам.
По факту, с сегодняшнего дня тахограф обязателен для всех ТС:
- разрешенная максимальная масса которых более 3,5 тонн,
- зарегистрированных в РФ.
- осуществляющих поездки любого характера на территории России.
Первоначальные данные
По принципу работы тахографы можно сравнить с черным ящиком, устанавливаемым в самолетах, ведь он тоже хранит информацию о движении транспорта и особенностях этого процесса.
Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.
Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.
Кроме того, водитель должен знать о том, что если у него в кабине не будет такого прибора, он будет неисправен или использоваться не так, как требуется законом, то ему назначат наказание.
Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.
Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.
На какие автомобили нужен тахограф?
Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:
- Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
- Грузовики тяжелее 3,5 тонн.
Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.
Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:
- Автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
- Троллейбусы;
- Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
- Военных транспортных средств;
- Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
- Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
- Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
- Автомобили, оснащенные тахографами старого образца (до 8 ноября 2013 года).