Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности парламентской республики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие характеристики, которые следует перечислить:
- исполнительная власть полностью принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр или канцлер;
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатуру выдвигает большинство лидеров сформированной коалиции;
- президент избирается не народом, а парламентом (или специальной коллегией);
- все акты президента действительны только в том случае, если они подписаны президентом совета или компетентным министром.
- любая ответственность за действия правительства лежит на его начальнике;
Характеристика и черты президентской и парламентской республик
Создание смешанных форм объясняется экспериментами в работе над исправлением недостатков той или иной системы. Подобные попытки могут приводить в итоге к усилению роли парламента или президента. Наиболее плодотворно смешанная форма работает в государстве, где президент и парламент относятся к единому политическому спектру.
Очевидным достоинством системы будет то, что подобная форма управления страной позволяет менять ее тип без значительных гражданских потрясений. Причем переход будет легитимным.
К плюсам наличия смешанной формы в государстве относят «жесткое» правовое разделение: исполнительная власть реализуется правительством. Премьер-министр в этом случае обладает разнообразными полномочиями. Одновременно с этим исполнительная и законодательная власти обладают большими полномочиями по отношению друг к другу, потому что между ними выстраивается система «сдержек и противовесов», сохраняющая баланс. Подобные республики дают людям возможность чувствовать себя защищенными с точки зрения права.
К ключевым недостаткам системы, как ни странно, относится наличие «двух правительств»: официального установленного и другого — подчиненного. Если между двумя равными сторонами возникнет противоборство и конфликт, возможен «кризис власти». При балансе полномочий и равных силах противостояние может привести к гибели системы и уничтожению государства. Таким образом, по ряду признаков форма признается неустойчивой, и это главный ее минус.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.
С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.
Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.
Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.
Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.
Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.
Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.
Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).
В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.
Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.
Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).
Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.
Источник
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Современные парламентские республики
Среди стран бывшего СССР к ним относятся Армения (с 2018 года), Кыргызстан, Молдова, Эстония, Латвия и Грузия. Многие страны Европы имеют такой вид государственного устройства: ФРГ, Болгария, Греция, Албания, Италия, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Исландия, Мальта все республики бывшей Югославии и Швейцария. Самой маленькой парламентской республикой Европы является Сан-Марино.
В Азии к парламентским республикам относятся Израиль, Мьянма (с 2010 года и в период с 1948 по 1962), Сингапур, Ливан, Непал, Пакистан, Ирак, Индия. Последняя интересна тем, что является самым населенным государством с данной формой правления, свыше 1 млрд жителей.
Некоторые экзотические страны также стали парламентскими республиками, например, островные Фиджи, Вануату, Науру, Маврикий, Тринидад и Тобаго и континентальные – Сомали и Ботсвана.
Президентская, парламентская и смешанные республики: особенности функционирования
-
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные
черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США)
- внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
- в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
Президентские
республики:
К
президентским республикам относят США,
большинство республик
Латинской
Америки и
Африки.
Классической
президентской республикой являются
Соединённые
Штаты Америки. В основе
Конституции
США лежит
принцип
разделения властей. Согласно данной
конституции,
законодательная
власть
принадлежит
Конгрессу,
исполнительная — президенту, судебная
— Верховному Суду. Президент, избираемый
коллегией
выборщиков, формирует правительство
из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские
республики распространены в странах
Латинской
Америки. Эта форма правления встречается
также в некоторых странах
Азии
и
Африки. Правда,
подчас в этих странах власть главы
государства на деле выходит за
конституционные рамки, и, в частности,
латиноамериканские президентские
республики неоднократно характеризовались
исследователями как
суперпрезидентские.
-
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.
Парламентские республики: список стран
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Африке — Эфиопия;
- в Америке — Доминика;
- в Океании — Вануату.
Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.
Подобные парламентские системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и т. д. Их многолетний опыт демонстрирует и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте. Здесь нет какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской системе хорошо видны пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует винить за неудачи и провалы — всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять свои предвыборные обещания. В тех системах, где власть «распылена», дело обстоит иначе. Так, в США, при существовании нескольких независимых органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности за проводимую политику: президент может сослаться на конгресс, конгресс — указать на Верховный суд и т. д. В-третьих, парламентское правление поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным «судным днем», где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный бюллетень, гражданин понимает, что он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам такой формы правления, которая бы не допустила появления новых диктаторов. Парламентаризм не гарантирует того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность избежать его.
Отличие от парламентской республики
У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:
- Занимает должность главы исполнительной власти и верховного главнокомандующего.
- Может влиять на законодательную власти путем добавления на рассмотрение новых законопроектов.
- Контролирует «от и до» работу правительства.
- Является первым лицом страны во время международного взаимодействия.
На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.
Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров). . Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий
Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ)
Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).
Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.
Список бывших парламентских республик
Страна | Год стал парламентской республикой | Статус года изменен | Изменился на | Статус изменился из-за |
---|---|---|---|---|
Первая Австрийская Республика | 1920 г. | 1929 г. | Полупрезидентская система | Конституционная поправка |
Беларусь | 1990 г. | 1994 г. | Президентская система | Принята новая конституция |
Бразилия | 1961 г. | 1963 г. | Президентская система | Референдум |
Бирма (ныне Мьянма ) | 1948 г. | 1962 г. | Военная диктатура | Бирманский государственный переворот 1962 года |
Чили | 1891 г. | 1924 г. | Военная хунта | 1924 чилийский государственный переворот |
1925 г. | 1925 г. | Президентская система | Конституционная поправка | |
республика Китай | 1947 г. | 1991 г. | Полупрезидентская система | Конституционная поправка |
Первая Чехословацкая Республика | 1920 г. | 1939 г. | Однопартийное государство | Мюнхенское соглашение |
Третья Чехословацкая Республика | 1945 г. | 1948 г. | Однопартийное государство | Государственный переворот |
Пятый ЧСР | 1989 г. | 1992 г. | Парламентские республики | Бархатный Развод |
Французская Третья республика | 1870 г. | 1940 г. | Марионеточное государство | Вторая мировая война немецкая оккупация |
Французская Четвертая Республика | 1946 г. | 1958 г. | Полупрезидентская система | Политическая нестабильность |
Гайана | 1970 г. | 1980 г. | Президентская система | Конституционная поправка |
Венгрия | 1946 г. | 1949 г. | Однопартийное государство | Создание Венгерской Народной Республики |
Индонезия | 1945 г. | 1959 г. | Президентская система | Конституционная поправка |
Израиль | 1948 г. | 1996 г. | Полупарламентская система | Конституционная поправка |
Вторая Республика Южной Кореи | 1960 | 1961 г. | Президентская система | Переворот 16 мая |
1920 г. | 1926 г. | Однопартийное государство | Литовский государственный переворот 1926 г. | |
Нигерия | 1963 г. | 1966 г. | Военная диктатура (которая привела в 1979 году к демократической президентской Второй Нигерийской республике ) | Государственный переворот |
Пакистан | 1956 г. | 1958 г. | Военная диктатура | 1958 пакистанский государственный переворот |
1973 | 1978 г. | 1977 пакистанский государственный переворот | ||
1988 г. | 1999 г. | 1999 пакистанский государственный переворот | ||
Вторая Польская Республика | 1919 г. | 1939 г. | Однопартийное государство | Вторжение в Польшу |
Первая португальская республика | 1911 г. | 1926 г. | Военная диктатура (которая привела в 1933 году к Estado Novo однопартийного государства ) | Переворот 28 мая |
Первая филиппинская Республика ( Malolos Республика ) | 1899 г. | 1901 г. | Военная диктатура (де-факто колония США ) | Захват Эмилио Агинальдо американскими войсками |
Четвертая Филиппинская Республика | 1973 | 1981 г. | Semi-президентская республика (де — факто военная диктатура под военным положением в период между 1972 и 1986) | Конституционная поправка |
Республика Конго | 1960 | 1965 г. | Военная диктатура (де-факто однопартийное государство ) | Конголезский государственный переворот 1965 г. |
Родезия | 1970 г. | 1979 г. | Парламентская система | Создание Зимбабве-Родезии |
Испанская Республика | 1873 г. | 1874 г. | Восстановление монархии | Реставрация |
Испанская Республика | 1931 г. | 1939 г. | Конституционная монархия | Государственный переворот |
Шри-Ланка | 1972 г. | 1978 г. | Полупрезидентская система | Конституционная поправка |
Сирийская Республика | 1930 г. | 1958 г. | Однопартийное государство | Создание ОАР |
Сирийская Арабская Республика | 1961 г. | 1963 г. | Однопартийное государство | 1963 Сирийский государственный переворот |
индейка | 1923 г. | 2018 г. | Президентская система | Референдум |
Уганда | 1963 г. | 1966 г. | Однопартийное государство | Приостановление конституции |
Зимбабве Родезия | 1979 г. | 1979 г. | Парламентская система | Возвращение в Южную Родезию |
Зимбабве | 1980 г. | 1987 г. | Президентская система | Конституционная поправка |