Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 20 ПДД РФ. Буксировка механических транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
ПДД 20.1 — Буксировка с водителем
Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
ПДД 20.2 — Перевозка людей при буксировке |
При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
Какая максимальная скорость буксировки?
50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.
Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:
- в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
- такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
- если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
- на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.
Отдельные моменты существуют и при буксировке машин с автоматической коробкой передач. Так, автомобилистам необходимо учитывать:
- Буксировка авто, являющихся полноприводными, выполняется только при помощи полной погрузки. То есть фактически их буксировать не разрешается;
- При необходимости перевозки неисправных авто на длительные расстояния лучшим вариантом будет воспользоваться услугами эвакуатора, поскольку в процессе буксировки можно из-за перегрева механизмов авто впоследствии потратить достаточно большую сумму на ремонт;
- При буксировке таких машин обязательно нужно следить за температурой трансмиссии – в том случае, если она будет перегреваться, потребуется делать остановки для охлаждения;
- Рекомендуемая скорость движения в таком случае не должна превышать 40 км/ч – такой режим является наиболее оптимальным и не будет способствовать перегреву узлов и их поломке
Запрещено применять повышенные передачи, при этом начинают движение с положения «2», а уже при повышении оборотов впоследствии переключаются на «L», при этом соблюдая плавность хода и не совершая резких рывков.
В каких случаях прибегают к буксировке
Ситуации, в которых приходится тянуть чужое авто, можно разделить на три группы:
- Последствия аварий. Отбуксировывают автотранспорт с поврежденными дверями, бампером или багажником. Строго на эвакуаторе перевозят аварийные авто, у которых заклинило колеса, а также те, из которых льется жидкость, и ряд моделей с АКПП.
- Последствия поломок. Так проще всего доставить в автосервис транспортное средство с неработающим двигателем, отказом систем зажигания, охлаждения и других узлов, необходимых для самостоятельного передвижения даже на минимальной скорости.
- Применение некачественного и неподходящего топлива. Такую автомашину буксируют на станцию, чтобы слить горючее и промыть систему впрыска.
Согласно п. 20.2 ПДД, буксировка доверяется только водителю, имеющему, как минимум, двухлетний стаж. Это логично – новичок даже на малой скорости может создать аварийную ситуацию. Троллейбусы, автобусы другие средства для перевозки пассажиров отбуксировывают без людей (п. 20.2).
Согласно пункту 10.4 транспорт при автобуксировке не должен разгоняться до скорости свыше 50 км/ч. Нужно следить за знаками – там, где запрещено движение с прицепом, запрещается тянуть транспорт на буксире.
На неисправной автомашине п. 7.1 Правил предписывает включить аварийку. Если этого не позволяет техническое состояние ТС – прикрепить знак аварийной остановки на его задней части. В тумане, вечером и ночью, согласно п. 19.1, нужно включить еще и габаритные огни.
Особенности транспортировки автомобилей с АКПП
Автомашину с АКПП возить на любых сцепках рискованно. В отличие от МКПП, в которой на нейтралке функционирует только шестеренка, в АКПП задействуется весь механизм. Возникают перегрев и поломка маслонасоса, обслуживающего коробку. Если заглушить двигатель, прекратится маслоподача на трансмиссионные элементы и АКПП выйдет из строя.
Поэтому многие производители разрешают транспортировать машины-автоматы только на эвакуаторе. Например, такой запрет дают производители полноприводных внедорожников и кроссоверов на АКПП, у которых при буксировке ломаются еще и муфты привода.
Некоторые модели-автоматы автопроизводители разрешают перевозить на сцепке, правда, с ограничениями. Дальность перевозки для них не должна превышать 30 км, а скорость – 30 км/ч. Коробка переводится в положение N и на протяжении пути ей нужно давать «остыть».
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Правила буксировки легкового автомобиля
Каждый водитель может оказаться в ситуации, когда ему потребуется сторонняя помощь на дороге. Например, необходимо доставить неисправный автомобиль на СТО. Его можно довезти до нужного адреса несколькими способами, и эвакуатор – не единственный из них. В этом случае может помочь буксировка – один из самых эффективных и недорогих способов перемещения машины. Однако большинство автовладельцев, воспользовавшись этим методом транспортировки, не соблюдают правила и не задумываются о своей безопасности.
Буксировка – вовсе не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы расскажем об основных методах транспортировки автомобиля, а также о нормативных документах, регламентирующих эти способы. Кроме того, мы дадим несколько практичных советов, которые помогут сделать буксировку более эффективной и безопасной.
Какие автомобили категорически нельзя буксировать?
По Правилам невозможно буксировать:
- Автомобили с поврежденным внешним освещением или без источника питания для освещения (поврежденный аккумулятор/генератор);
- Автомобили с любым типом АКПП (гидравлическая, вариатор, DSG). Как уже упоминалось ранее, есть некоторые исключения, информация о которых должна быть включена в руководство по эксплуатации автомобиля. Однако на наш взгляд – лучше не рисковать;
- Автомобили с гибридным и электрическим приводом. Ситуация как в предыдущем пункте. Лучше не рисковать;
- Машины больше и тяжелее ваших;
- Автомобили с гидравлической и пневмоподвеской. В этом случае просто не получится. Чтобы подвеска достигла необходимого дорожного просвета, двигатель автомобиля должен работать (например, чтобы приводить в действие компрессор, нагнетая воздух в сильфоны);
- Полноприводные автомобили.
Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.
Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:
Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.
Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.
В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:
При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.
Автомобиль с АКПП в роли тягача
Исходя из того, что такого рода ТС нередко используют для перевозки прицепов, ответ на вопрос относительно того, можно ли на машине с автоматом буксировать другую, будет положительным.
Однако при этом КПП испытывает колоссальные нагрузки, поэтому, во избежание преждевременного выхода ее из строя, следует придерживаться определенных правил:
- буксировать машину на автомате другой, оснащенной автоматической трансмиссией, только с применением специальных сцепок;
- не буксировать ТС, масса которого превышает тягач;
- ехать максимально плавно;
- не выжимать до упора педаль газа;
- регулярно останавливаться.
Существующие запреты и ограничения
Запрет на буксировку всеми методами может налагаться в результате воздействия погодных условий или специфики поломки транспортного средства. Случаи, когда подобная транспортировка запрещена:
- При наличии неисправностей в рулевой системе запрещено использование троса. В этом случае, допускается только метод частичной погрузки.
- Запрещена перевозка автомобилей с автоматической коробкой передач в зимний период с использованием троса. Допускается жёсткая сцепка или, предпочтительный вариант, частичная погрузка.
- Один буксир может перевозить только одно транспортное средство. Масса и габариты при этом не имеют значения.
- При наличии поломок в тормозной системе возможен только один вариант транспортировки – автопогрузчик или частичная погрузка.
- Мотоциклы без бокового прицепа перевозятся только на эвакуаторе. Все виды сцепки в этом случае недоступны.
- При неблагоприятных погодных условиях не используется гибкая сцепка. К таким условиям относится гололедица, сильный дождь или туман.
ПДД 20.4 — В каких случаях запрещена буксировка
- Транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (не позволяет водителю осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью) — допускается буксировка методом частичной погрузки;
- Двух и более транспортных средств;
- Транспортных средств с недействующей тормозной системой (не позволяет водителю остановить транспортное средство при движении даже с минимальной скоростью), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
- Двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
- В гололедицу на гибкой сцепке.
Какой размер штрафа за неправильную буксировку в 2021 году?
За любые нарушения правил буксировки, кроме ПДД касательно пользования световыми приборами и превышения скорости при этом процессе применяется единая норма наказания, и ответственность в этом случае довольно мягкая.
За нарушения ПДД при буксировке выписывается штраф 500 рублей или выносится предупреждение по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.
Такое наказание, в частности, налагается в следующих случаях:
- штраф положен, если стаж водителя буксирующего автомобиля меньше 2 лет,
- за нарушения условий буксировки на гибкой или жёсткой сцепке,
- при недостаточной или излишней длине троса,
- за невыставленный сзади машины знак аварийной остановки в установленных ПДД случаях,
- если вы взяли на трос транспортные средства, которые запрещается буксировать: велосипеды или мотоциклы без коляски.
Какие правила жёсткой сцепки?
- Если конструкция жёсткой сцепки позволяет буксируемому двигаться жёстко по траектории тянущего его автомобиля, то в буксируемом может не быть водителя,
- если же сцепка этого не обеспечивает, то в обеих машинах обязательно должны находиться водители,
- при неисправности тормозов у буксируемого его можно тянуть только в том случае, если его масса меньше половины массы буксирующей машины (а на гибкой сцепке вообще запрещается),
- сцепное устройство должно быть не более 4 метров – точнее, расстояние между автомобилями не более этого значения,
- сама сцепка должна выполнять условия ГОСТ 25907-89 (пункт 10 Основных положений),
- и здесь также есть требование по минимальному сроку водительских прав у буксирующего – от 2 лет.