Ответственность работодателя за невыполнение отраслевого соглашения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность работодателя за невыполнение отраслевого соглашения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом данного правонарушения являются так называемые социально-партнерские отношения. Особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Одной из разновидностей таких общественных отношений являются социально-партнерские отношения.

Нормативно-правовое регулирование

В соответствии со ст. 45 ТК РФ отраслевым (межотраслевым) соглашением (далее — отраслевое соглашение) регламентируются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам определенной отрасли (отраслей). Такие соглашения заключаются на различных уровнях социального партнерства : федеральном, межрегиональном (на уровне двух субъектов РФ и более), региональном, территориальном (на уровне соответствующего муниципального образования). В соглашении могут быть определены условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, а также иные вопросы. Как правило, в него включают нормы, усиливающие социальную защищенность работников. Из действующих соглашений в качестве примера можно назвать:

  • Федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009 — 2011 годы, утверждено Минспорттуризмом России, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009. В п. 4.19 данного Соглашения указано, что при наличии финансовых средств работникам организаций отрасли производятся следующие выплаты, не связанные с исполнением работниками трудовых обязанностей: к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд в связи с 50-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т.д. — не менее 15 тыс. руб.; в связи с выходом на пенсию — не менее 50 тыс. руб.; при рождении ребенка — не менее 50 тыс. руб.;
  • Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 — 2010 годы, утвержденное Росстроем 30.11.2007, Российским союзом строителей 03.12.2007, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ 03.12.2007, Рострудом. В частности, п. 3.6 данного Соглашения установлено, что работодатели производят увольнение работников предпенсионного возраста (от 58 до 60 лет — мужчин и от 53 до 55 лет — женщин) только в исключительных случаях с обязательным уведомлением об этом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, и территориальной организации профсоюза не менее чем за 2 месяца. Работникам, уволенным по сокращению численности или штата организации за два года до назначения пенсии, стоящим на учете в органе службы занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника.

Социальное партнерство в сфере труда (социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Нужно учитывать, что принятие соглашения может повлечь издание разъяснений по поводу его применения, которых необходимо придерживаться. В частности, после принятия указанного Соглашения было издано Письмо Росстроя от 04.04.2008 N ВБ-1273/02 «О порядке применения отдельных пунктов Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 — 2010 годы», в котором разъяснен порядок расчета размера месячной тарифной ставки за соответствующий квартал;

  • Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008 — 2010 годы, утвержденное Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Союзом нефтегазопромышленников РФ 31.10.2007. В данном Соглашении определены повышенные по сравнению с установленными федеральным законодательством размеры доплаты за работу в ночное время. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 указано, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Пунктом 3.10 названного Соглашения установлено, что работникам, работающим в многосменном режиме, производится доплата в следующих размерах:
  • 40% часовой тарифной ставки (оклада) — за каждый час работы в ночную смену;
  • 20% часовой тарифной ставки (оклада) — за каждый час работы в вечернюю смену.

Порядок разработки и действия соглашений установлен в ст. ст. 47, 48 ТК РФ. Оформлению соглашения предшествует составление его проекта. Разрабатывается проект в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей. От имени работников право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашения на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на соответствующем уровне имеется несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого для ведения коллективных переговоров с учетом количества представляемых им членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединени�� профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Со стороны работодателей в проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения участвуют соответствующие объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Например, при заключении соглашения для отрасли машиностроения от имени работодателей действует объединение работодателей машиностроения.

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений и разрешении других связанных с этим вопросов являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Комментарий к ст. 5.28 КоАП

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Одной из основных форм социально-партнерских отношений являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ). Собственно, в настоящее время это одна из немногих реально существующих на практике форм социального партнерства. Комментируемая статья направлена на защиту общественных отношений, которые складываются в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора или соглашения.

До недавнего времени правовое регулирование указанных отношений осуществлялось в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях». Однако Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон «О коллективных договорах и соглашениях» был признан утратившим силу. Нужно, однако, отметить, что практически все основные нормы этого Закона были инкорпорированы в Трудовой кодекс РФ.

Коллективный договор определяется трудовым законодательством как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Таким образом, коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации. Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трехсторонние комиссии по регулированию социально-партнерских отношений, а на местном уровне — территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики — отраслевые соглашения.

Субъектами (сторонами) социально-партнерских правоотношений являются работники и работодатели, но не непосредственно, а в лице своих представителей. Органы государственной власти и местного самоуправления также могут быть участниками социально-партнерских правоотношений, но только в тех случаях, когда они являются работодателями либо если это предусмотрено законом (например, органы государственной власти или местного самоуправления могут участвовать в заключении коллективного соглашения, если оно предполагает бюджетное финансирование). Интересы работников в социально-партнерских отношениях представляют, как правило, выборные профсоюзные органы. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовое положение профсоюзов помимо ТК РФ определяется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Нужно сказать, что при проведении коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора (т.е. на уровне конкретной организации) интересы работников могут представлять и иные выборные представители. Так, согласно ст. 31 ТК РФ в тех случаях, когда рабо��ники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения.

Представителями работодателя в социально-партнерских отношениях на уровне отдельной организации (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора) являются руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении коллективных соглашений на уровне муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом или федеральном уровне интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей установлены Федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г.

Объективная сторона данного правонарушения, согласно конструкции комментируемой нормы, может выражаться в:

уклонении от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения;

нарушении установленного законом срока проведения переговоров;

необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

Трудовое законодательство четко регламентирует сроки проведения коллективных переговоров и каждого их этапа. Так, согласно ст. 36 ТК РФ как представители работников, так и представители работодателей имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения.

Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список

С мая 2013 года после внесения ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации» от 07.05.2013 № 95-ФЗ дополнений в текст статьи в ней появилось еще одно право работодателя — на формирование производственных советов. Этот орган, создавать который может любой работодатель, кроме работодателя-физлица, является совещательным (консультационным), формируемым на добровольной основе из представителей наиболее квалифицированных и активных работников.

Цели его создания заключаются в выработке предложений по вопросам:

  • оптимизации процессов основной деятельности работодателя;
  • внедрения новых технологий и оборудования;
  • повышения уровня квалификации персонала и производительности его труда.
Читайте также:  Холодная вода из «горячего крана. В чём причина, и что с этим делать?

Все необходимые моменты, связанные с формированием и процессом работы этого органа, работодатель устанавливает своим внутренним нормативным актом. В него должны войти положения:

  • о полномочиях совета и круге задач, решаемых им;
  • порядке созыва и возможных текущих процедурах деятельности;
  • количестве членов совета и составе представителей работников в нем.

Право на создание производственного совета, установленное ст. 22 ТК РФ, применяется с комментариями в части его компетенции: в нее входят исключительно вопросы совершенствования производственной деятельности, но не функции, относящиеся к процессу управления деятельностью работодателя или представительства интересов работников. Результат рассмотрения и реализации предложений, выработанных советом, работодатель обязан сообщать его участникам.

В числе обязанностей работодателя в ст. 22 ТК РФ указывается необходимость:

  • соблюдения всех норм трудового законодательства, установленных ТК РФ, иными законами, внутренними нормативными актами и трудовыми соглашениями;
  • предоставления работнику именно той работы, которая оговорена с ним при его трудоустройстве;
  • обеспечения максимально безопасных условий труда и их соответствия государственным нормативам в части охраны труда;
  • предоставления работнику необходимых для выполнения его трудовых функций технических средств;
  • исключения дискриминации при оплате за труд одинаковой ценности;
  • своевременной и полной выплаты зарплаты в сроки, установленные работодателем согласно требованиям, содержащимся в ТК РФ;
  • соблюдения порядка представительства при коллективных переговорах с работниками, в т. ч. заключении коллективного договора;
  • полного и своевременного предоставления работникам информации, которой они должны владеть при разработке коллективного договора;
  • ознакомления работников со всеми внутренними нормативными актами, значимыми для их трудовых обязанностей;
  • своевременного выполнения всех предписаний надзорных органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения норм трудового законодательства;
  • адекватного реагирования на информацию органов, представляющих интересы работников, в части нарушения трудовых прав;
  • создания условий для участия работников в управлении юрлицом в оговоренных в законодательстве формах;
  • обеспечения бытовых нужд работников, возникающих во время исполнения ими трудовых функций;
  • выполнения процедур, связанных с обязательным социальным страхованием;
  • возмещения вреда (в т. ч. морального), полученного работником в связи с его трудовыми обязанностями;
  • исполнения обязанностей, связанных со спецоценкой условий труда;
  • выполнения иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и внутренними нормативными актами.

Обязанности работодателя по оплате труда в действительности значительно шире, чем указанные в ст. 22 ТК РФ (недопущение дискриминации при оплате за равнозначный труд, выдерживание сроков, полнота выплаты зарплаты), и требуют соблюдения (ст. 135, 136 ТК РФ):

  • разработанной и утвержденной у работодателя системы оплаты за труд;
  • порядка уведомления работника о формировании итоговой суммы ежемесячной выплаты;
  • удобных для работника форм выдачи денег (наличными по месту работы или безналичным путем в указанный работником банк);
  • периодичности выплат не реже 2 раз в месяц с промежутком в 2 недели между ними;
  • дат, установленных для выдачи зарплаты внутренним нормативным актом.

В отношении сроков выплаты возможны следующие варианты:

  • заранее (в предшествующий рабочий день) выплачивается зарплата, срок для которой, установленный внутренним нормативным актом, приходится на выходной день (ст. 136 ТК РФ);
  • заранее (не менее чем за 3 календарных дня до начала отпуска) выплачиваются отпускные (ст. 136 ТК РФ, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 21.12.2011 № 3707-6-1);
  • больничный оплачивается в ближайшую к произведенному расчету (на него отводят 10 календарных дней) дату выплаты зарплаты (п. 1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ);
  • непосредственно в день увольнения выплачиваются все не полученные до этого дня работником суммы (ст. 140 ТК РФ).

Несоблюдение 2-недельного интервала и установленных сроков может повлечь для работодателя:

  • административный штраф за невыполнение требований трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • выплату работнику денежной компенсации за задержку (ст. 236 ТК РФ);
  • перенос отпуска по требованию работника, вовремя не получившего отпускные (ст. 124 ТК РФ);
  • н��обходимость оплаты работнику времени приостановления работы, ставшего следствием задержки выплаты зарплаты (ст. 142 ТК РФ);
  • уголовную ответственность для руководителя, допустившего задержку из-за личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ).

ТК РФ обязывает работодателя своевременно предоставлять работникам (их представителям) информацию:

  • нужную для разработки коллективного договора;
  • отраженную во внутренних нормативных актах;
  • являющуюся реакцией на обращения по вопросам нарушения трудового законодательства;
  • необходимую для участия работников в управлении организацией.

Поскольку коллективный договор — это результат двустороннего соглашения, представители работников, участвующие в его создании от имени коллектива, должны в полной мере владеть всей необходимой информацией, связанной с этим документом.

Внутренние нормативные акты создаются с целью исполнения работниками их положений, поэтому знакомство с ними является достаточно важным этапом в процессе доведения необходимой информации до сведения работников и происходит под роспись. Неисполнение требований этих документов при условии соблюдения порядка ознакомления влечет за собой дисциплинарную ответственность работников.

Законодательно право контроля за соблюдением законодательства о труде закреплено за профсоюзами (ст. 370 ТК РФ), которые могут действовать в этих целях в различных формах — от уполномоченных лиц до инспекций труда. Достаточно широкий перечень предоставленных им полномочий позволяет оперативно выявлять допущенные нарушения и требовать от работодателя их устранения. Для работодателя установлен срок, равный 1 неделе (ст. 370 ТК РФ), в течение которой он должен:

  • рассмотреть требование;
  • принять меры по устранению нарушения;
  • проинформировать обратившийся к нему орган об итогах рассмотрения обращения и принятых по нему мерах.

Право работников на участие в управлении организацией предусмотрено ст. 52 ТК РФ. Для его реализации необходим взаимный обмен информацией (ст. 53 ТК РФ), при котором стороны получают сведения следующего характера:

  • работодатель — в части учета мнения работников при создании коллективного договора и внутренних нормативных документов, получения предложений по совершенствованию работы организации;
  • работник — в отношении изменений в структуре организации, технологии производства, перспектив развития предприятия.

О нарушениях при индексации зарплаты, установленной колдоговором

Трудовое законодательство не устанавливает конкретные даты выдачи заработной платы, однако в ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) определено следующее:

  • заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. При этом зарплата за текущий месяц не может быть выплачена позднее 15-го числа следующего месяца;
  • работодателем должны быть предусмотрены не просто сроки выплаты заработной платы, а конкретные даты ее выдачи. Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором;
  • при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Нарушением указанных норм ст. 136 ТК РФ будет:

  • отсутствие сроков выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном, трудовом договоре;
  • установление таких сроков в нарушение законодательства (установление срока выплаты заработной платы один раз в месяц, установление сроков выплаты зарплаты периодом (например, не позднее 10-го и 25-го числа)).

ПРИМЕР

Организация «Промагролизинг» прописала в трудовых договорах работников следующие нормы:

«Заработная плата выплачивается два раза в месяц: 10–15 (десятого-пятнадцатого) числа текущего месяца (окончательный расчет) и 20–27 (двадцатого-двадцать седьмого) числа текущего месяца (аванс)».

Установление подобных диапазонов сроков выплаты заработной платы будет нарушением трудового законодательства.

ПРИМЕР

В компании «Восток» для выплаты заработной платы установлены следующие сроки:

  • аванс — 25-го числа текущего месяца;
  • окончательный расчет — 10-го числа следующего месяца.

Чтобы выяснить, есть ли случаи нарушения сроков выплаты заработной платы, сравнили сроки фактические и установленные Положением об оплате труда (табл. 1).

Таблица 1. Случаи нарушения сроков выплаты заработной платы

Период

Дата выплаты согласно Положению об оплате труда

Фактический срок выплаты зарплаты

Число дней задержки выплаты зарплаты

Аванс за апрель 2021 г.

25 апреля

23.04.2021

Окончательный расчет за апрель 2021 г.

10 мая

12.05.2021

2

Аванс за май 2021 г.

25 мая

31.05.2021

6

Окончательный расчет за май 2021 г.

10 июня

10.06.2021

Аванс за июнь 2021 г.

25 июня

25.06.2021

Окончательный расчет за июнь 2021 г.

10 июля

12.07.2021

2

Как видно из табл. 1, в компании постоянно нарушаются сроки выплаты заработной платы.

Зарплату за июнь согласно нормам Положения об оплате труда должны были выплатить 10.07.2021. Поскольку установленный срок выплаты зарплаты — 10-е число месяца — приходится на субботу, зарплату сотрудникам компании обязаны были выплатить накануне выходных дней, то есть в пятницу. Однако в нарушение норм трудового законодательства выплату перенесли на первый рабочий день после выходных.

Понятно, что организация может быть привлечена к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Нарушение условий трудового договора работодателем

Законодательством не установлен точный перечень нарушений работодателем условий трудового договора, поскольку список этих нарушений обширен и может носить любую форму. Работник, для расторжения договора, может использовать любые из них. Самыми распространенными формами данных нарушений являются следующие:

  • наложение дисциплинарных взысканий на работников, которые отказываются выполнять работу, не входящую в условия трудового договора;
  • невыплата заработной платы (более 2 месяцев);
  • ненормированный рабочий день;
  • отказ в предоставлении оплачиваемого отпуска, положенного работнику согласно условиям договора;
  • увольнение работника без объективных причин;
  • нарушение условий труда;
  • несоблюдение обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций.

Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.

В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:

— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.

В зависимости от характера, выделяют:

— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.

Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.

Комментарий к статье 55 ТК РФ

Комментируемая статья носит отсылочный характер.

В КоАП выделены административные правонарушения, связанные с заключением коллективного договора, соглашения, а также с нарушением или невыполнением их обязательств.

Так, согласно ст. 5.30 КоАП необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП).

Представители работодателя за виновное невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по нормам трудового законодательства (ст. ст. 192, 193 ТК). И хотя в нормах о социальном партнерстве нет прямых указаний на дисциплинарную ответственность, возможность ее применения к собственникам, руководителям и иным должностным лицам за дисциплинарный проступок допускается на основании ст. 419 ТК, согласно которой лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК, иными федеральными законами.

В поддержку своих требований, выдвигаемых в процессе коллективных переговоров по заключению соглашения или коллективного договора, профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий.

Забастовка как крайняя мера воздействия на работодателя применяется в тех случаях, когда были использованы все предусмотренные процедуры переговоров и примирительные меры урегулирования разногласий.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

В тени отраслевого соглашения

Каков порядок присоединения к отраслевому соглашению, которое заключено на федеральном уровне (Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2015 — 2017 годы (Москва, 19 декабря 2014 г.))? Откуда узнать о предложении присоединиться к соглашению? Является ли это обязательным? Как узнать, присоединена ли организация к соглашению? В какие сроки, а также на каких основаниях можно отказаться от присоединения к соглашению?

В соответствии с частью первой ст. 45 ТК РФ соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (части четвертая и восьмая ст. 45 ТК РФ).

Статья 48 ТК РФ устанавливает правила действия соглашения. Так, согласно части третьей этой статьи соглашение действует в отношении:

— всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;

— работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

Читайте также:  Действие льготы на электрички для пенсионеров в 2023 году

— органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Компенсация в соответствии с отраслевым соглашением и НДФЛ

2.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 1998 года, действует до заключения нового соглашения, но не более 3-х лет, и распространяется на членов Профсоюза и приравненных к ним: работников Организаций, пенсионеров, работавших в этих Организациях, безработных (последним местом работы которых являлась Организация), освобожденных выборных и штатных работников Профсоюза.

2.2. Любая из Сторон вправе вносить в период действия Соглашения предложения об изменениях или дополнениях, не создавая препятствий для выполнения уже принятых Сторонами обязательств.

Сторона, получившая письменное уведомление об изменениях или дополнениях к Соглашению, в семидневный срок вступает в переговоры.

Достигнутые договоренности являются дополнением и составной частью настоящего Соглашения и имеют аналогичную силу применения и распространения.

Отказ от отраслевого соглашения

Работодатель, который сознательно отказывается от выполнения положенных условий коллективного трудового договора или трудового соглашения, должен нести определенную административную ответственность за свои действия или бездействия в отношении трудовой сферы.

Отказ от выполнения условий договоров и соглашений влечет за собой два вида наказаний, среди которых:

  • письменное предупреждение на имя работодателя, в котором указаны причины выдачи данного документа, а также возможные последствия для лица в случае систематического невыполнения условий коллективного трудового договора;
  • административный штраф строго установленного размера, который может варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей, выплачивается после вынесения письменного предупреждения ответственными органами.

Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:

  • письменное предупреждение;
  • административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения.

Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины.

Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается.

В тени отраслевого соглашения

Наиболее традиционной формой восстановления нарушенного или оспоренного права является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с другой.

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:

  • между организациями — юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
  • между организациями — юридическими лицами и государственными или иными органами;
  • между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений (к примеру, земельные, налоговые и т.д.), которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.

Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает, прежде всего, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства.

Особое значение придается именно акту государственной регистрации как основанию решения вопроса о подведомственности споров с участием граждан.

Принципиальное значение приобретает момент прекращения действия государственной регистрации. Необходимо подчеркнуть, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства, аннулированием государственной регистрации и т. д.), дела с участием указанных граждан, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

Поскольку арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Так, на практике нередки ситуации, когда с иском о защите прав и охраняемых законом интересов обращается не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение в силу выданной ему доверенности. В этом случае следует иметь в виду, что истцом по таким делам является не обособленное подразделение, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует. Реорганизованная либо вновь созданная организация имеет право обжаловать в арбитражном суде решение регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонение от регистрации.

Учитывая, что правоспособность юридического лица наступает с момента его государственной регистрации, указанные организации не являются юридическими лицами, но могут обращаться в арбитражный суд.

То же относится и к гражданам, еще не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, когда они обращаются с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации.

В случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов мо��ут обратиться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Это право не ставится в зависимость от наличия у названных органов статуса юридического лица.

По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Положения статьи 309 ГК определяют понятие ненадлежащего выполнения условий контракта. Фактически это тоже нарушение, ведущее к ответственности за частичное невыполнение положений договора.

Пример такой ситуации — срыв сроков, отведенных на исполнение обязательств. В этом случае пострадавшая сторона не может требовать компенсации в размере стоимости услуги (как в ст. 308 ГК), так как в итоге виновник исполнил свои обязанности. Однако можно привлечь нарушителя к ответственности за несоблюдение положений договора согласно ст. 393 ГК и затребовать денежную компенсацию за нанесенный ущерб.

Ответственность за неисполнение договоров по Гражданскому кодексу наступает тогда, когда обязательства, оговоренные в них, частично или полностью не выполнены, и это привело к убыткам. Согласно ст. 15 ГК РФ, с виновника можно взыскать прямой ущерб и потерянную выгоду.

ВАЖНО! Если невыполнение контракта обусловлено действиями третьих лиц, заказчик или исполнитель может избежать обвинения в нарушении, но только в том случае, если у него не было возможности противостоять данному фактору.

Привлечение к ответственности по договору коммерческой концессии за несоблюдение его предписаний подразумевает назначение мер принудительного характера в отношении виновника. Следует отличать их от основных обязанностей по документу. Обязательства по исполнению решений суда не освобождают ответчика от необходимости завершения заключенной сделки.

Ответственность сторон за нарушение договора невозможна без наличия вины. В отличие от административных или уголовных судебных дел, согласно ст. 401 ГК, в гражданских делах наличие вины ответчика заведомо предполагается. Свою невиновность он обязан доказывать учреждению судебной власти самостоятельно.

В сфере предпринимательской деятельности нарушение условий оформленной сделки не будет нести правовых последствий для виновного только в том случае, если его вина обусловлена наступлением чрезвычайных обстоятельств. К таковым относятся:

  • аварии;
  • введение военного положения;
  • стихийные бедствия;
  • техногенные катастрофы;
  • введение государством запретов или ограничений.

ВАЖНО! Отсутствие денежных средств для завершения сделки не является основанием для освобождения виновной стороны от возложенных на нее обязанностей.

Статья 400 ГК РФ определяет понятие ограничения ответственности по договору по определенным видам обязанностей, связанных с частными видами деятельности. Ограничения сумм возможных расчетов, описанные в заключенном контракте, не имеют значения, если в этой сфере деятельности имеются лимиты, установленные законодательными актами.

То есть, в определенных ситуациях истец не сможет взыскать с ответчика убытки и неустойку в большей сумме, чем это установлено на законодательном уровне. Пример — ограничение, установленное Федеральным законом № 230-ФЗ для микрофинансовых организаций: если гражданин не исполнил свои обязательства по выплате долга МФО, то сумма процентов по долгу не может превышать трехкратный размер задолженности независимо от условий договора кредитования.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый св��бодно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

Читайте также:  Международная миграция России в 2023 году

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнит��льной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

  1. 8.
  2. 4.
  3. 1.
  4. 7.
  5. 2.
  6. 6.
  7. 3.
  8. 5.

регулирует трудовые отношения сотрудников определенной отрасли и может быть заключено на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровнях. Если действие соглашения распространяется на сотрудников нескольких отраслей, то оно считается межотраслевым. Это установлено частью 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ.

Вы здесь «Отдел кадров коммерческой организации», 2010, N 5 Отраслевое соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на отраслевом (межотраслевом) уровне.

Неисполнение договора, порядок досудебного и судебного разбирательства

Подписанное отраслевое соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения, которое заключило соглашение. Прекращение членства в объединении после подписания соглашения не освобождает работодателя от его выполнения. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять предусмотренные соглашением обязательства;
  • работодателей, которые не входили в подписавшее соглашение объединение, однако уполномочили это объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение;
  • работодателей, которые присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
  • всех работников, состоящих в трудовых отношениях с перечисленными выше работодателями.

Такой порядок установлен частями 3 и 5 статьи 48 Трудового кодекса РФ.

Если в отношении сотрудника действует сразу несколько отраслевых соглашений, работодателю следует применять соглашение, условия которого наиболее благоприятны для сотрудника (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Ситуация: нужно ли после подписания отраслевого соглашения вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками? Отраслевым соглашением установлены дополнительные выплаты в пользу сотрудников.

Коллективный договор, соглашения: ответственность за нарушение или невыполнение

Автор: · 30.08.2014 Согласно ст. 55 Трудового кодекса Российской Федерации лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Привлечение лиц (работодателей, их представителей, должностных лиц организаций), виновных в нарушении трудового законодательства, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Согласно части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Несмотря на то что Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) декларируется привлечение к ответственности за виновное нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, и представителей работодателей, и представителей работников, ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрено, что субъектом соответствующего административного правонарушения может являться исключительно работодатель или лицо, его представляющее.

Согласно положениям ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. При этом согласно части 3 ст.

36 ТК РФ лица, представляющие интересы работодателей, а также организации или органы, созданные либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, не вправе вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры от имени работников. В соответствии с частью 1 ст.

45 ТК РФ соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и др.

В тени отраслевого соглашения

Трудовым законодательством разработана целая система административных наказаний для работодателя и законных представителей стороны работодателя в случае, если возникает невыполнение или нарушение условий заключенного ранее коллективного трудового договора или же соглашения.

Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном (в переделах срока действия Соглашения) приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.

Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность доказать тот факт, что со стороны работодателя было публично заявлено о неучастии данного предприятия в вышеназванном соглашении, лежала на ответчике [работодателе].

Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *