Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.

Итоги 2019 – 2020 годов

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Эффективное налоговое планирование и оптимизация налогообложения для компаний на ОСНО

Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов (налог на прибыль и НДС). Для расчета налога на прибыль используется метод начисления, основой которого является движение товаров или документов, а не движение денежных средств. Кроме того, необходимо осуществлять корректировку на величину запасов (несмотря на то, что денежные средства, например, за материалы, уплачены, пока они не переданы в производство, их нельзя учитывать при определении размера налога на прибыль). Возникает также множество нюансов при учете расходов на аренду, представительских расходов, заработной платы и так далее. Поэтому предприятиям, применяющим ОСНО, самостоятельно спрогнозировать налоги очень сложно, они часто прибегают к помощи профессиональных бухгалтеров.

Инструменты налогового планирования

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов современного налогового планирования относятся:

  • специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения);
  • зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • пониженные налоговые ставки;
  • отдельные элементы налогообложения;
  • учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения;
  • форма договорных отношений;
  • цены сделок (договорная политика);
  • специальные методы оптимизации налоговых обязанностей и налогового планирования.

Направления планирования

Направления налогового планирования – это база, на основе которой производится оптимизация нагрузки на предприятие. В процессе прогнозирования особенно важно провести тщательную работу по каждому из нижеперечисленных направлений:

  • Подбор оптимальной организационно-правовой формы. Рекомендуется сделать это до проведения государственной регистрации бизнес-проекта.
  • Определение максимально выгодного режима налогообложения.
  • Установление объекта налогообложения.
  • Формирование структуры финансово-хозяйственной деятельности, а также определение подразделений разной направленности.
  • Выбор места регистрации компании. Важно учитывать особенности ФНС каждого отдельного региона, а также близость расположения к активам организации, ее принадлежность к зонам действия налоговых льгот.
  • Тщательный анализ и использование действующего законодательства с целью максимального применения льгот.
  • Распределение доходов компании для снижения фискальной нагрузки.

Виды налогового планирования

Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:

  1. Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
  2. Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
  3. Прогноз налоговых обязательств предприятия.
  4. Составление графика исполнения обязательств компании.
  5. Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
  6. Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.

Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:

  • Мониторинг нормативно-правовых актов.
  • Прогнозы налоговых обязательств компании.
  • Последствия запланированных сделок.
  • Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.

Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:

  • Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
  • Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
  • Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
  • Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед.
Читайте также:  Нужна ли печать на 2 НДФЛ для налоговой в 2023 году

Услуги по налоговому планированию в организации

Налоговое планирование представляет собой совокупность мер, которые направлены на законное снижение налоговой нагрузки на компанию. Важно понимать, что данный процесс относят к категории управления финансовой деятельностью, и потому крайне важно, чтобы все вопросы, связанные с налогообложением были решены в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью.

Налоговые юристы компании «МИП» предлагают свои высококвалифицированные услуги всем пользователям, которые решили заняться снижением налоговой нагрузки. Обратившись к нам, вы получите самые разнообразные услуги, среди которых:

  • Консультационная поддержка по вопросам налогообложения и распределение процедуры на конкретные этапы;
  • Анализ действующей бизнес-модели и выявление рисков и уязвимостей применяемой системы;
  • Проведение полной экспертизы всей бухгалтерской и налоговой документации. В случае обнаружения каких-либо проблемных моментов, специалист «МИП» даст рекомендации, как их исправить, и в будущем не допустить повторения;
  • Тщательный анализ деятельности компании и определение конкретные систем льготного налогообложения, которые могут быть применены на законных основаниях;
  • Проведение конкретных действий по оптимизации налогообложения.

Услуги по переходу на УСН

В нашей стране действует несколько систем налогообложения, каждая из которых имеет свои определенные положительные и отрицательные стороны. Наибольшим спросом пользуется так называемая упрощенная система налогообложения (УСН), и предприниматели стараются перейти именно на нее.

Однако стоит понимать, что данный режим имеет свои определенные тонкости и нюансы, и потому следует тщательно проанализировать возможности перехода. Справится с данным заданием могут только опытные специалисты, имеющие глубокие познания как в вопросах юриспруденции, так и в налоговом законодательстве.

Если вы рассматриваете возможность перехода своего предприятия на УСН, обратитесь в компанию «МИП», специалисты которой помогут вам учесть все нюансы выбранного налогового режима, и максимально снизят негативные эффекты от перехода.

По материалам прошедшего семинара — Налоговое планирование через призму нововведений в 2015 году. Вопросы оптимизации налоговой нагрузки в организациях всех форм собственности являются краеугольными как в процессе планирования хозяйственной деятельности, так и непосредственно при ее осуществлении. В настоящее время, когда о кризисе не говорит только ленивый, бизнес нацелен на сокращение текущих затрат и минимизацию уплачиваемых налоговых платежей. Но уменьшая налоговую нагрузку вы попадаете под пристальное внимание налоговых органов. Поэтому выбирая способы и методы минимизации, нужно не только сопоставлять налоговую нагрузку, но и учитывать налогово-правовые риски.

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах.

Организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано должно являться одной из основной задачей менеджмента в компании. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Уклонение от уплаты налогов

Уклонением от уплаты налогов является любой незаконный метод или незаконная попытка уменьшить налоговую ответственность налогоплательщика. Подобная деятельность непосредственно связана с методами или незаконными действиями, что приводит к уменьшению прибыли для минимизации налогового бремени физического лица или компании. Уклонение от уплаты налогов подлежит наказанию в большинстве стран мира. Наказание выражается, как правило, в высоких административных штрафах, которые возлагаются на компании и их руководителей лично. Возможно также уголовное наказание руководителей в отдельных случаях.

Ниже приведены конкретные примеры уклонения от уплаты налогов:

  • делать ложные заявления и вносить заведомо ложную информацию в бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • увеличение расходов без документального доказательства;
  • сокрытие связанных документов, чтобы доказать фактически заработанную деловую прибыль (например, отчеты о транзакциях или отчет о наличных доходах);
  • сокрытие или передача активов незаконно третьим лицам;
  • неправомерное увеличение налогового кредита;
  • ведение чрезмерных расходов на лиц и компании, которые невозможно проверить;
  • фиктивные операции без экономического результата или убыточные;
  • работа с наличными средствами между юридическими лицами в тех объемах, которые запрещены по закону и т.д.

Стратегической целью налоговой оптимизации является не только экономия на налоговых платежах, но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

Большое значение для оптимизации налогообложения имеет учетная политика организации (для целей бухгалтерского учета и налогообложения).

Все составляющие учетной политики раскрываются применительно к конкретным ситуациям, в которых она может иметь решающее значение для оптимизации налогообложения [6, с. 82].

Сущность оптимизации. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Такое же положение закреплено и в ст. 8 НК РФ: налог — это форма безвозмездного изъятия части собственности хозяйствующего субъекта[1].

Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Российское законодательство признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, но только на законные.

Если в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности [29, с. 391].

Читайте также:  Какими налогами облагается ООО в строительной сфере

При налоговой оптимизации принципиально платить только положенную сумму установленных налогов и не позднее установленного для этого срока. Переплата сумм налогов с точки зрения оптимизации налогообложения является не меньшей ошибкой, чем их недоплата. В случае переплаты организация добровольно утрачивает некоторую сумму денег.

Налоговая оптимизация должна быть направлена не только на поиск всех возможных вариантов уменьшения налогов, но и на обоснование правильности исчисления сумм налогов, особенно в спорных ситуациях.

Должным образом организованная налоговая оптимизация предусматривает изучение всех предлагаемых к подписанию хозяйственных договоров на предмет их налоговых последствий. Результаты налоговой оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения снижения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения[5, с. 12].

При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так и деятельности организации в целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).

Достаточно просто и удобно классифицировать виды или направления налоговой оптимизации, используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации: — законность действий налогоплательщика.

Для простоты можно принять две жесткие альтернативы: налогоплательщик либо нарушает закон, либо нет; — степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог[15, с. 146].

Комбинируя данные критерии, получим четыре вида налоговой оптимизации [29, с.137]:

— действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классической налоговой оптимизацией;

— действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются — минимизация налогов;

— действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся — противозаконная налоговая оптимизация;

— действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи осуществляются как положено.

Так как последний вид налоговой оптимизации в реальной жизни практически отсутствует, на практике существуют три основных вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.

Классическая налоговая оптимизация — важное направление финансово-экономической деятельности предприятия, призванное обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов [9, с. 116].

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Противозаконная налоговая оптимизация, при которой налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей, выгоднее всего, однако порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика (или по крайней мере их вероятность)[28, с.94]. Подобная оптимизация вызвана рядом объективных факторов, не способствующих уплате налогов: простота работы с наличностью, низкая эффективность и прибыльность предприятий во время реформ, торжество тактических задач над стратегическими в управлении предприятиями; непродуманность и непоследовательность экономической, финансовой и налоговой политики государства[15, с. 161].

Если рассматривать виды налоговой оптимизации по их воздействию на государство и общество, то с противозаконным налоговым планированием, т.е. с неплатежами в бюджет, сопряженными с явным нарушением закона, обязательно нужно бороться и их пресекать.

Классическое налоговое планирование стоит всячески одобрять, поддерживать и обучать ему. Классическое оптимизационное налоговое планирование хорошо и для налогоплательщика, и для государства строгим и последовательным соблюдением закона.

В современных условиях являются актуальными вопросы расчета показателей налоговой нагрузки и их практическое исследование при оценке деятельности предприятия, оценки эффективности налоговой системы в целом и ее воздействия на экономику и заинтересованность предприятия соблюдать налоговое законодательство.

ОАО «Дента» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Применение УСН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ) [1].

При этом организации обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для оценки структуры налоговых платежей ОАО «Дента» рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Структура налоговых издержек ОАО «Дента»

тыс. руб.

Показатели

2014

2015

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Отчисления в страховые фонды

2658

89,0

2893

89,0

235

108,8

Единый налог

329

11,0

355

11,0

26

107,9

Итого налогов уплачено

2987

100

3248

100

261

108,7

Выручка от реализации

32960

х

35554

х

2594

107,8

Внереализационные доходы

50

х

75

х

25

150,0

Итого доходов получено

33010

х

35629

х

2619

107,9

Налоговая нагрузка

9,0

х

9,1

х

101,1

х

Анализ налоговой нагрузки за период 2014-2015 года показал, что налоговая нагрузка ОАО «Дента» составляет от 9,0% до 9,1% ( табл.2, рис 3).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
  2. Бабаев, Ю.А. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение: Учебно-практическое пособие для вузов / Ю.А. Бабаев. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. — 329 c.
  3. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / С. В. Барулин. – М.: Экономистъ, 2014.
  4. Башкатов, В.В. Переход на упрощенную систему налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта / В.В.Башкатов, Е.Е.Малых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 03. – С. 1023.
  5. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика / под ред. А. В. Брызгалина. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2002.
    260 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60)
  6. Вылкова Е.С. Налоговое планирование. Теория и практика. М.: Издательство Юрайт, 2014.
  7. Гончаренко Лариса Ивановна, Архипцева Л. М., Артемьев А. А.. Налогообложение организаций. Учебник, 2016
  8. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 175 c.
  9. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России. М.: Инфра-М, 2013.
  10. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.Р. Захарьин. — М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2012.
  11. Иванова, Н. Г. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Г. Иванова, Е. А. Вайс, И. А. Кацюбл, Р. А. Петухова – СПб.: Питер, 2014. – 302 с.
  12. Кашин В А. Налоги и налогообложение: Курс минимум: учеб. пособие / В.А. Кашин — М.: Магистр, 2013.
  13. Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 576 с.
  14. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.
  15. Колчин С.П. Снижение налогового пресса и его вероятностные последствия// Финансы 2013. Налоговое право: учебник 6-е издание/ С.Г. Пепеляева и др. М.: Юристъ, 2012. 226 с.
  16. Молчанов С.С. Налоги: расчет и оптимизация. М.: Эксмо, 2011.
  17. Налоги и налогообложение: Учеб пособие для студентов вузов / Под ред. И. Г. Русановой, В. А. Кашина – М.: ЮНИТИ, 2014. – 494 с.
  18. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб.: Питер, 2014. – 527 с.
  19. Налоги: Учебн. пособие для студ. вузов / Под ред. Д. Г. Черника – 5-е изд., переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2014, – 656 с.
  20. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. И.А. Майбурова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с.
  21. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 375 c.
  22. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.-— Серия : Профессиональное образование.
  23. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2014. – 544 с.
  24. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для вузов / В. Г. Пан­сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  25. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.
Читайте также:  Штраф при замене просроченного водительского удостоверения в 2023 году

26. Сигидов, Ю.И. Налоговые расчеты в системе управленческого учета: монография / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов. – Краснодар, 2013. – 242 с.

С точки зрения налоговой инспекции этот способ налоговой оптимизации также является нелегальным. Прибегают к нему во многих случаях, но самая частая причина – желание соблюсти лимиты по УСН, чтобы не «слететь» со спецрежима. Выявить такую схему очень легко: у компаний идентичные учредители, юридические адреса, виды деятельности, места хранения продукции, сотрудники.

Для подтверждения подозрений налоговая просто выезжает на проверку и фиксирует факт «дробления». В дальнейшем происходит объединение компаний в одну, доначисление налогов, штрафов и пени.

Применять этот способ налоговой оптимизации можно и на вполне законных основаниях, если фактически разделить деятельность, оборудование и сотрудников между фирмами. Впрочем, и в этом случае нужно быть готовым при проверке обосновать деловую цель произведенной реорганизации.

Рекомендации по применению актуальных схем

Обозначим несколько важных советов при выборе оптимального метода налогового планирования и оптимизации налогов:

  1. Анализируйте и изучайте законодательство. Невозможно провести грамотную минимизацию бюджетных платежей, не разобравшись с нормами фискального законодательства.
  2. Следите за изменениями. Чиновники систематически обновляют действующие нормы и положения, учитывайте все нововведения.
  3. Планируйте. Проводите систематические расчеты на плановый период, оценивайте полученные результаты, чтобы скорректировать текущую политику.
  4. Сравнивайте. Выбрать оптимальный вариант нельзя, не сравнив все доступные методы и формы.

И самое главное: соблюдайте закон. Применяйте только легальные методы, как бы не казались привлекательными нелегальные схемы, за них придется нести ответственность. Рано или поздно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *