Консультация: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В сентябре 2022 года Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2023 год. Из текста законопроекта следует, что Правительство планирует с 1 октября 2023 года проиндексировать денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц. Повышение будут производить в соответствии с прогнозной инфляцией — на 5,5%.

В 2023 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2023 года -5,5%…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2023 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.

Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов

В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:

  • С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
  • С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
  • С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 5,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 5,5% пенсий военным пенсионерам.

При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.

Выплаты работающим пенсионерам

Важно! Выплаты пенсионерам, продолжающим работать, не подлежат индексации. Тем не менее, в 2023 году и для данной категории предусмотрена корректировка суммы с учетом ряда индивидуальных факторов.

Надбавка будет рассчитана автоматически, без обращения в ПФР. Но составит она в 2023 году традиционно не более 315 рублей (не более 3-х коэффициентов).

Более оптимистичный прогноз ждет работающих пенсионеров, планирующих завершить трудовую деятельность в 2023 году. После увольнения размер выплат таким гражданам будет пересчитан с учетом всех индексаций, имевших место в период официальной работы пенсионера.

На общий доход работающих людей пенсионного возраста окажет влияние также увеличение МРОТ, так как согласно статистике большинство людей преклонного возраста работают на зарплату, не превышающую минимальный размер оплаты труда. Так, с 01.01.23 работодатель не сможет платить меньше 16 242 руб.

Правительство беларуси с 1 декабря расширило перечень категорий граждан, которые не работают и признются тунеядцами. Теперь в него входят многодетные отцы, у них забрали привелегию считаться «занятыми в экономике» наравне с многодетными матерями.

При этом из перечня удалили членов советов директоров или наблюдательных советов компаний. Но только, если они официально получают денежное вознаграждение, например дивиденды.

При этом президент Александр Лукашенко анонсировал принятие мер в отношении тунеядцев в Беларуси. Скорее всего их лишат мер социальной поддержки.

Несколько видов белорусских пенсий

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Придется срочно уволиться: всех работающих пенсионеров предупредили о грядущем изменении

Российским пенсионерам рассказали о выплате, по которой ПФР произведет перерасчет за предыдущие три месяца. В ведомстве заявили, что увеличенная пенсия придет не всем, а только тем пожилым гражданам, которые уволились с работы.

Пенсионерам, завершившим свою трудовую деятельность, произведут учет пропущенных индексаций страховой пенсий. Если гражданин уволился с работы, должно пройти три месяца, чтобы ему была произведена выплата индексированной пенсии.

Те россияне, которые ушли с работы в мае этого года и на данный момент числятся официально неработающими, уже до 25 августа, в соответствии с графиком, получат свой перерасчет.

«После увольнения пенсионера, ПФР автоматически осуществляет перерасчет на основе данных, поступивших от работодателя. Обращаться в клиентскую службу не нужно», — отмечают специалисты фонда.

График повышения пенсий в 2023 году

Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:

  • С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
  • С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
  • С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
  • С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
  • С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.

🗓 Когда выгодно увольняться пенсионеру, чтобы его пенсию проиндексировали

Для повышения пенсии работающему пенсионеру необходимо сначала уволиться, а затем снова трудоустроиться. Поэтому один из часто задаваемых вопросов: как уволиться таким образом, чтобы получить наибольшую индексацию? Для наглядности рассмотрим это на примере.

Допустим, в 2018 году пенсионеру Иванову назначили пенсию в 12 000 рублей, но он продолжил работать. В 2021 году с целью повышения своей пенсии Иванов планирует уволиться, а затем вновь трудоустроиться. При этом он исходит из того, что за 2019, 2020 и 2021 годы общая индексация должна составить

Общая индексация = [ 7,05 % +6,6 % +6,3 % ] = 19,95 %

Тогда после увольнения его выплаты возрастут на эти 19,95 %. А в рублях это составит

Общая индексация = [ 12 000 · ( 19,95 /100 ) ] = 2 394 рубля

Таким образом, после увольнения в 2021 году Иванов рассчитывает на получение [ 12 000 + 2 394 ] = 14 394 рублей.

Для того чтобы получить эту индексацию Иванов должен уволиться, допустим в июле. В августе работодатель будет подавать в ПФР отчет за июль, в котором Иванов будет числиться еще работающим.

Кстати, не имеет большого значения, когда человек уволится: в начале, в середине или в конце месяца. Поскольку за полный и неполный отработанный июль в ПФР за него будут перечислены страховые взносы.

Уже в сентябре нашего пенсионера в отчетности не будет. И в октябре Пенсионный фонд примет решение об индексации пенсионных выплат. Напоминаем также, что Иванов в течение всей трудовой деятельности получает не проиндексированную пенсию.

Начиная с ноября Иванов начнет получать проиндексированную пенсию. Также он получит разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца — август, сентябрь, октябрь, так как в это время он уже не работал и имел право на индексацию.

Читайте также:  Выход участника ООО с 2023 года

Отдельно нужно отметить, что, если это возможно, то предпочтительней все-таки увольняться в конце месяца. Это связано с тем, что право на индексацию появляется, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

То есть, при увольнении, например, 28 июля у Иванова, уже через несколько дней появляется право на индексацию (с 1 августа). Если же он уволится, например, 2 июля, то этот неполный месяц войдет в трудовой стаж. И до начала индексации (1 августа) нужно ждать фактически ещё 30 дней. А за это время человек просто потеряет зарплату, которую мог бы заработать. Однако увольнение в конце месяца — это предпочтительный, но не обязательный вариант.

Если же пенсионер не хочет пропустить очередную ежегодную индексацию (например, повышение на 5,9% с 01.01.2022 г.), то нужно увольняться, чтобы на дату индексации человек уже считался неработающим. К примеру, для нашего Иванова, если он хочет получить январскую индексацию 2022 года, нужно уволиться до конца декабря 2021 года, а далее быть неработающим в течение всего января.

Преимуществ у работающего пенсионера при увольнении нет

2 189 26.07.2016 10:13

[1]

Срочный трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Однако если наниматель против, просто так уволиться не получится, даже если вы и работающий пенсионер.

Я работающая пенсионерка. Недавно нашла другую работу. Но увольнять меня не хотят, ссылаясь на то, что полтора месяца назад я подписала новый контракт. Имеют ли право меня не уволить? (Наталья Юрьевна, Брестский район)

Да, наниматель имеет законное право не увольнять работника до истечения срока трудового контракта.

Поскольку работающая пенсионерка подписала контракт, она лишена права на увольнение до истечения его срока по собственному желанию.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок (срочный трудовой контракт), прекращается с истечением его срока действия (статья 38 ТК).

Случаи досрочного прекращения трудового контракта отдельно прописаны в Трудовом кодексе, а именно трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор может быть в любое время прекращен по соглашению сторон трудового договора (статья 37 ТК).

Фактически на практике это означает, что по соглашению между сторонами срочный трудовой контракт можно прекратить в любое время, но для этого требуется достижения согласия обоих сторон.

В определенных случаях срочный трудовой контракт можно расторгнуть досрочно и без согласия нанимателя по требованию работника. Такие случаи определены в статье 41 Трудового кодекса. Срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора устанавливается уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом.

На практике работник должен предоставить нанимателю медицинский документ, подтверждающий болезнь, препятствующую работе. В случае нарушения трудовых прав работник должен обратиться к указанным субъектам для фиксации нарушения и только потом требовать увольнения с работы.

Существуют и другие более радикальные шаги. Если уж крайне необходимо уволиться, некоторые работники сознательно совершают прогулы. Такой шаг должен принимать лично работник в каждом конкретном случае, ведь с подобной записью в трудовой книжке порой трудно найти новую работу.

Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021 2021 (август-октябрь) 2021 (май-июль) 2021 (февраль-апрель) ноябрь 2020 – январь 2021
Средняя пенсия по возрасту 545 с августа: 512,78
с сентября: 545
512,78 512,78 с ноября: 457,93
с декабря: 482,62
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 280,04 (72+208,04) 278,91(70,87+208,04) 276,36 (68,32+208,04) 273,76 (65,72+208,04) 260,82 (64,53+196,29)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

С 1 января 2022 года – новый порядок выплаты пенсий

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Читайте также:  НДФЛ с накопительной части пенсии

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Если минимальный период непрерывной работы отсутствует, граждане имеют право на социальную пенсию. Получателями социальной пенсии могут быть:

  • мужчины старше 70 лет и женщины старше 65 лет, не получающие страховую пенсию;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);
  • Люди с ограниченными возможностями, инвалиды с детства и дети с ограниченными возможностями;
  • дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на время обучения по очной форме, но не более чем до 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей или оба родителя неизвестны;
  • Люди в возрасте 55 или 50 лет, постоянно проживающие в районе проживания.

С 1 апреля 2022 года социальная пенсия увеличится на 7,7 процента. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые превышает процент индексации страховых пенсий.

Более точная информация появится позже, после выхода соответствующего постановления Правительства РФ.

Индексация социальных пенсий связана с изменением уровня социального минимума для пенсионеров. В 2023 году планируется его увеличение всего на 0,3%. Но уже в 2024 году индексация должна составить 9%.

Для работающих граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, лучшей новостью для работающих пенсионеров было бы известие о том, что их пенсии также индексируются. К сожалению, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий для работающих пенсионеров были отклонены.

Ежегодно выплаты работающим пенсионерам увеличиваются Пенсионным фондом на сумму до 3 баллов. Таким образом, работающие пенсионеры могут рассчитывать на увеличение пенсии в среднем на 300 рублей только с 1 августа 2022 года.

По предварительным данным, в 2022 году пенсии военных пенсионеров должны увеличиться не менее чем на 7,9%:

  1. 5,9% — это прогноз инфляции на 2021 год, который был дан на последнем заседании правительства;
  2. 2% — это «президентские» два процентных пункта над уровнем инфляции в соответствии с Указом № 604.

С 1 февраля 2022 года ежемесячные денежные выплаты будут проиндексированы для некоторых категорий граждан, на которых распространяются федеральные льготы: ветераны боевых действий, инвалиды, лица, подвергшиеся воздействию радиации, и др.

Поэтому пенсионеры, имеющие право на эту социальную выплату, получат повышенную сумму одновременно с пенсией за февраль 2022 года.

В 2022 году российские пенсионеры будут получать от государства по 5 000 рублей. Власти уже выделили на эти цели 134 миллиарда рублей. Пенсионеры, чьи пенсии ниже обязательного минимума, получат выплаты, средний размер которых по России составляет 10 022 рубля, но в каждом регионе он разный.

По данным Пенсионного фонда России, такие выплаты получат около 6 миллионов российских пенсионеров.

Точное решение о размере валоризации пенсий будет принято после 23 ноября, так как на этот день запланировано второе чтение проекта бюджета. Это подтвердил глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, который сказал, что до первого квартала 2022 года еще есть время.

Получатели выплаты:

  • Ветераны военных действий;
  • Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены их семей;
  • Люди, пострадавшие от радиационных аварий и ядерных испытаний;
  • Люди с ограниченными возможностями в группах 1-3;
  • Дети-инвалиды, дети-инвалиды;
  • Бывшие узники нацистских концентрационных лагерей;
  • герои России и СССР;
  • Герои социалистического труда.

Сумма и периодичность выплаты: сумма определяется в зависимости от категории получателя. Выплачивается один раз в 1 месяц.

Ваше ежемесячное пособие может также включать социальные услуги, которые могут принимать форму общественных услуг или денежных пособий.

Например, ветеранам Великой Отечественной войны в 2021 году полагается пособие в размере 4 378 рублей 49 копеек (с набором социальных услуг) или 3 166 рублей 84 копейки (без набора социальных услуг).

Что делать: подать заявление в МФЦ, в территориальном отделении Пенсионного фонда России или через портал Госуслуги.

Документы, которые потребуются для инкассации: паспорт, документы, подтверждающие статус получателя платежа, указанный выше.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за боле�� ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Новости по теме

Новый пенсионный возраст, подорожание ЖКУ, пересмотр налогов, прибавка бюджетникам. Изменения января

С 2021 года введут новый вид пенсии. Кто сможет получить эти выплаты и сколько они составят

С 1 января повысят пенсионный возраст, страховой стаж и введут изменения для многодетных

Как отметили в Федерации профсоюзов Беларуси, работающие пенсионеры, которых, к слову, в Беларуси насчитывается более 400 000 человек, требуют более справедливого отношения к себе.

Речь идет о том, чтобы сформировать комфортный уровень дохода пожилых граждан.

Не секрет, что для работающих пенсионеров пенсия не пересчитывается, независимо от того, что люди продолжают трудиться и отчислять страховые взносы.

При этом размер пенсии ограничивается определенным коэффициентом.

Это механизм развития дополнительного пенсионного страхования.

Предполагается, что он будет работать следующим образом: если работник будет отчислять со своей зарплаты 3% в пенсионный фонд, то еще 3% за него будет отчислять на пенсию наниматель.

Примечательно, что на эти накопления будет распространяться право наследования.

Власти надеются, что такая система послужит стимулом для развития системы дополнительного пенсионного страхования.

В настоящее время только 5% трудящихся белорусов отчисляют деньги на дополнительную пенсию.

Это нововведение позволит избежать так называемой «уравниловки».

Другими словами, размер пенсии в будущем может в большей мере зависеть от заработной платы и трудового стажа работников.

  • пенсионеры
  • пенсии
  • зарплаты
  • Беларусь
  • Главные новости

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.
Читайте также:  Снятие с учета по месту пребывания иностранного гражданина в 2023 году

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021 2020 (август-октябрь) 2020 (май-июль) 2020 (февраль-апрель) ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту 456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 260,82 (64,53 + 196,29) 260,29 (64,03 + 196,29) 257,96 (61,70 + 196,26) 245,12 (59,97 + 185,15) 243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Когда будет повышение?

Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.

В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.

Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.

Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.

Нужно ли увольняться для индексации

С 2016 года, когда автоматическая индексация пенсии работающих была приостановлена, всех работодателей обязали сдавать дополнительную форму отчетности. Это отчет по форме СЗВ-М, в котором отражаются все работники, официально трудоустроенные у конкретного нанимателя.

На основании сведений СЗВ-М представители ПФР получали информацию о трудоустройстве граждан. Если гражданин указан в отчетности работодателя, значит, он работает, получает заработок, и в его пользу производятся страховые отчисления. Следовательно, такой россиянин не подпадает под ежегодную индексацию пенсии.

Если работника прекратили включать в ежемесячную отчетность, это значит, что он прекратил трудовую деятельность, и необходимо провести перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2022 году после даты увольнения.

Так необходимо ли увольняться, чтобы получить индексацию? Чтобы получать повышенную госпенсию прямо сейчас и индексировать ее каждый год, да, придется прекратить все трудовые взаимоотношения. Если срочности нет, продолжайте работать. Как только уволитесь, сумму пересчитают.

Перераспределение взносов, отмена «уравниловки», покупка стажа. Какие ещё есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.

Как уведомить налоговые органы о переходе с единого налога на НПД?

Во время общения с предпринимателями заметили общую тенденцию – самозанятые, чьи доходы слишком малы для регистрации ИП, оценивают новый налог позитивно. А предприниматели, которые никого не нанимают, уже подумывают о переходе на НПД.

Например, 32-летний фотограф Татьяна Меленкова сейчас уплачивает единый налог – 245 рублей. Больше всего расстраивает, что такую сумму необходимо перечислять не по итогам месяца, а наперед.

– Для меня это неподъемно – я только начинающий фотограф, зарабатываю немного. На уплату одного налога нужно провести условно 4 съемки, и только с пятой и последующих уже может быть прибыль. Чего добиться трудно, потому что стабильной записи наперед как таковой нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *