Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение взыскания по исполнительному производству: причины и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Как узнать об исполнительном производстве? А о его прекращении?
Однако чаще всего возникают проблемы: не всегда письма доходят до адресатов, у кого-то из сторон мог смениться адрес ли была длительная командировка. Чтобы избежать неприятных последствий в виде, например, истечения срока исковой давности, следует самостоятельно проверять информацию на государственных ресурсах или через приставов, которые занимаются делом.
Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания
Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.
Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Последствия прекращения исполнительного производства
Одновременно с прекращением производства, приставы отменят все ограничения для должника, установленные ранее. Он сможет вновь спокойно ездить за границу, пользоваться банковскими счетами, распоряжаться ранее арестованным имуществом и т. д. Но если долг не погашен полностью, он никуда не денется и в теории кредиторы смогут попробовать взыскивать его во внесудебном порядке.
В сложной финансовой ситуации, когда платить долги реально нечем, не стоит ждать, пока кредиторы обратятся в суд и взысканием займутся приставы. За это время задолженность будет продолжать увеличиваться, начнутся звонки и визиты службы взыскания или коллекторов и т. д. Лучше сразу обратиться за помощью к профессиональным юристам. Они подскажут законный способ избавиться от долгов с минимальными последствиями. Для этого оставьте заявку на бесплатную консультацию, и наши специалисты свяжутся с вами и помогут решить ваши финансовые вопросы.
Вышеназванный трехлетний срок давности начинает истекать с момента передачи исполнительного листа судебной инстанцией кредитору, то есть с момента вступления решения суда в законную силу (статья 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
В исполнительном листе срок давности не указывается, и за его соблюдением должна следить заинтересованная сторона.
Срок давности истекает в следующих ситуациях:
- исполнительный лист не получен кредитором в течение трех лет. Такое может случиться, если кредитор принял решение не взыскивать долг через судебных приставов. К примеру, он сумел заключить с должником мировое соглашение, либо соглашение о реструктуризации долговых обязательств и др.,
- если кредитор принял решение не продолжать исполнительное производство в трехлетний период. Такое может произойти, если исполнительный лист передан Федеральной службе судебных приставов, но они по какой-то причине не сумели исполнить свои обязанности (например, у должника нечего взыскивать).
Могут ли судебные приставы описать имущество жены по долгу мужа?
Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex
Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.
Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?
Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.
Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.
Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.
Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.
- Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
- — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
- — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
- — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
- — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
- — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.
Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?
С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.
Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.
Что такое постановление спи
С 20.06.2022 наименование ст. 14 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 14. Постановление судебного пристава
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14
Споры в суде общей юрисдикции:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
С 20.06.2022 ч. 2.1 ст. 14 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 12.11.2019 N 375-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 20.06.2022 ст. 14 дополняется ч. 2.2 и 2.3 (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
С 20.06.2022 в ч. 4 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Как обжаловать постановление
На обжалование постановления о наложении сбора должника дается 10 дней после решения пристава. При просрочке гражданин в исключительный случаях имеет право восстановить срок, но только при наличии уважительных причин.
Оспорить постановление пристава возможно лишь в течение 10 дней. При просрочке, граждане в исключительных случаях имеют право восстановить срок, но для этого потребуется наличие уважительных причин.
Суд рассматривает жалобу гражданина в течение 10 дней. Основаниями для положительного решения по ходатайству должника могут послужить:
Доказательство законности действий ложится на сотрудника ФССП. Однако и ходатайствующий гражданин обязан доказать нарушение приставом правовых норм.
При одобрении судом ходатайства должника постановление о сборе теряет свою силу. Однако это не означает того, что сотрудник ведомства не сможет вынести новое.
Образец заявления судебному приставу о прекращении исполнительного производства
В Кировский районный отдел ФССП России
по городу Екатеринбургу Свердловской области
Вызскатель:
Б.
Должники:
Ходатайство
о прекращении исполнительного производства
В Вашем производстве находится исполнительные производства по исполнению решения Кировского районного суда по делу № по иску Б. к П. о выселении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
По каким основаниям можно прекратить ИП
Отменить ИП можно в судебном порядке или по решению судебных приставов по причинам, указанным в ст. 43 ФЗ-229.
При этом исполнительное производство могут возобновить, если обстоятельства, которые раньше послужили причиной его прекращения, изменились. Также возобновить дело у приставов можно, если взыскатель подаст соответствующее заявление.
Основания для прекращения производства СПИ:
- суд принял акт о прекращении исполнения своего же постановления;
- суд принял отказ заявителя о взыскании;
- в суде утверждено мировое соглашение или соглашение о том, что стороны примирились;
- сторона по делу отменила судебный акт, на основании которого выдавался исполнительный документ;
- отменился или признан недействительным исполнительный документ, по которому возбуждали дело;
- юр. лицо исключено из ЕГРЮЛ;
- задолженность по документу признана безнадежной;
- прекращены алиментные обязательства по некоторым из оснований, зафиксированных в ст. 120 СК РФ;
- закончились обязательства физ. лица, являющегося заемщиком, перед кредитором.
Как узнать об исполнительном производстве и его прекращении?
В соответствии с федеральным законом «Об исполнительном производстве»1 судебный пристав-исполнитель (или старший пристав) обязан отослать заинтересованным сторонам уведомление не только о начале, но и о прекращении исполнительного производства. Делается это путем направления постановлений по местам жительства взыскателя и должника.
Закон устанавливает, что приставы могут прекратить, окончить, приостановить ИП (с возможностью возобновления). Все эти действия имеют разные основания и последствия. Так, например, вынесение постановления об окончании исполнительного производства из-за отсутствия имущества или постоянного места работы у должника позволяет ему объявить себя банкротом во внесудебном порядке.
Прежде чем окончить производство, пристав должен организовать исполнительные действия:
- розыск активов и имущества должника;
- направление запросов в ГИБДД, Росреестр, ПФР, налоговую;
- выезд по месту регистрации (месту жительства) должника;
- установление места работы и источников получения доходов гражданина.
И только если эти мероприятия не дали никаких результатов, выносится постановление об окончании ИП. Снимаются все запреты и аресты, которые были наложены на имущество должника. Но окончание производства не означает, что гражданину простят все долги. Списать задолженность можно, лишь получив статус банкрота – в суде или МФЦ.
Боитесь, что банкрот – это «чёрная метка» на всю жизнь? Где-то за границей – может быть. Но Россия и заграница, как известно, «две большие разницы». У нас статус банкрота – скорее, повод для гордости. Поверьте, ваши знакомые ещё будут с завистью упрашивать вас рассказать, как вам удалось так ловко обвести кредиторов вокруг пальца.
Что за диковинный зверь такой, это банкротство и чем оно реально вам угрожает – мы готовы рассказать на личной юридической консультации в нашем офисе. Приходите! Поверьте – это совершенно бесплатно./div> |
Записаться на консультацию |
Как пристав оканчивает исполнительное производство?
После появления оснований для окончания или прекращения ИП пристав должен вынести постановление. Чтобы ускорить процесс, можете направить в ФССП заявление об окончании производства и приложить к нему квитанцию об оплате долга или расписку о передаче денег взыскателю.
Заявление будет зарегистрировано и передано приставу в 3-дневный срок. На подготовку ответа по вашему заявлению у должностного лица службы есть 30 дней. Обязательно получите постановление об окончании ИП, в котором будет указано о прекращении в отношении вас всех исполнительских действий, снятии арестов и ограничений. Практика показывает, что в будущем такие меры предосторожности сберегут вам кучу нервов. К сожалению, ситуации, когда пристав окончил производство, но при этом не снял арест, например, с автомобиля, встречаются сплошь и рядом. Как правило, гражданин узнает об этом, когда после продажи машины к нему заявляется возмущенный покупатель, которому в ГИБДД отказали в перерегистрации.
Прекращение или окончание исполнительного производства — разница
После прекращение исполнительного производства судебным приставом исполнительный документ остается в материалах дела и не может быть повторно предъявлен к исполнению. При окончании эту бумагу возвращают взыскателю.
Прекращение исполнительного производства судом или приставом означает, что по данному исполнительному листу производство больше не будет возбуждено. При этом окончание процедуры не препятствует повторной подаче документа к исполнению.
Пример
Если в процессе работы пристав понимает, что у должника нет имущества и официального заработка, он выносит постановление об окончании исполнительного производства за невозможностью взыскания. Документы возвращают взыскателю. Он может подать их вновь.
Если исполнительное производство прекращено, возобновить его не получится.
Прекращение исполнительного производства: основания и правовые последствия
Прекращение исполнительного производства — это форма завершения исполнительного производства, исключающая повторное предъявление исполнительного документа к исполнению, обусловленная возникновением обстоятельств неустранимого характера, препятствующих дальнейшему принудительному исполнению.
От окончания исполнительного производства прекращение отличается основаниями, субъектами, компетентными решать вопрос о прекращении, а также процессуальным порядком и процессуальными последствиями.
Основания для прекращения исполнительного производства закреплены в ч. 1 и ч. 2 ст. 43, а также в ч. 14 ст. 103 ФЗИП. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, он может быть расширен только федеральным законом. Основания для прекращения исполнительного производства связаны с наличием обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего принудительного исполнения. В большинстве своем это обстоятельства объективного характера, не считая нескольких оснований, связанных с поведением сторон исполнительного производства, прежде всего взыскателя. Как правило, обстоятельства, обусловливающие прекращение исполнительного производства, носят неустранимый характер.
Однако в отдельных случаях обстоятельства, послужившие основанием для прекращения, могут измениться (например, при отмене определения об утверждении мирового соглашения судом вышестоящей инстанции или в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, и отмены соответствующего решения судом, его вынесшим).
Отзыв исполнительного листа
Отзыв исполнительного листа является действием, временно прекращающим исполнительное производство. В будущем можно возобновить процедуру взыскания. Взыскатель сможет в любое время вновь направить исполнительный лист в производство, если сроки для его предоставления не истекли.
Отзыв исполнительного листа взыскателем отличается от процедуры отказа от исполнительного производства тем, что в последнем случае не представляется возможным возобновление исполнительного производства.
Отзыв исполнительного листа из службы судебных приставов иногда негативным образом сказывается на должнике. После того, как взыскатель обращается в ФСПП для возобновления исполнительного производства, процедура взыскания будет проводиться вновь несмотря на то, что обстоятельства, послужившие основанием для отзыва исполнительного листа так и остались.
Одним из условий удовлетворения заявления об отзыве исполнительного листа является добровольная подача взыскателем такого документа. Это значит, что в его тексте не должно содержаться какой-то информации о принуждении к совершению указанного действия.
Исполнительное производство всегда начинается с подачи взыскателем соответствующего заявления или направления судом исполнительного листа или самого судебного акта (судебный приказ) в ФСПП. Определение об отзыве исполнительного листа выносит суд. Только взыскатель либо его представитель (при наличии доверенности) инициирует процесс принудительного исполнения решения суда. В отдельных случаях отзыв исполнительного листа производится судом.